Текст. Смысловая и композиционная целостность текста. Основные признаки текста.
Вопросы к зачёту по русскому языку в 10 «В» классе
1.Текст. Основные признаки текста.
2. Стили речи: художественный, публицистический, разговорный.
3. Функционально-смысловые типы речи.
4.Средства связи предложений в тексте.
5. Речь. Языковые средства выразительности (эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения).
6.Словосочетание как единица синтаксиса. Способы подчинительной связи в словосочетании.
7.Предложение как основная единица синтаксиса. Грамматическая основа предложения. Морфологические способы выражения подлежащего и сказуемого.
8. Понятие об односоставных предложениях. Виды односоставных предложений.
9. Стили речи: научный и официально-деловой..
10.Основные способы словообразования в русском языке.
11. Правописание -Н- и -НН- в суффиксах различных частей речи.
12. Правописание корней с чередованием.
13. Правописание согласных и гласных в приставках. Правописание приставок при - пре.
14. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий. Гласные в причастиях перед -Н- и -НН
15. Правописание О- Ё в разных частях речи.
16.Правописание НЕ и НИ в разных частях речи.
17. Служебные части речи: предлоги. Правописание предлогов.
18. Пунктуация в простом предложении с однородными членами. Знаки препинания при обобщающих словах.
19. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами (определениями, обстоятельствами, приложениями)
20.Предложения с обращениями, вводными словами и вставными конструкциями.
21. Знаки препинания в сложносочиненном предложении
22. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
23. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении
24. Сложное предложение. Сложное предложение с последовательным, параллельным и однородным подчинением
25. Служебные части речи: союзы. Правописание союзов
26.Служебные части речи: частицы, разряды. Правописание частиц.
27. Прочитайте наизусть и прокомментируйте несколько высказываний выдающихся русских писателей, общественных деятелей, лингвистов о русском языке.
28. Речь. Синтаксические средства выразительности (анафора, эпифора, параллелизм, парцелляция)
Ответы на вопросы
Текст. Смысловая и композиционная целостность текста. Основные признаки текста.
Текст (от лат. tekstum — ткань, сплетение, соединение) — это речевое произведение, характеризующееся структурной и смысловой завершенностью. Чаще всего текст представляет собой ряд предложений (частей), связанных по смыслу и грамматически.
Важнейшими признаками текста являются:
1) Тематическая и композиционная цельность (наличие единой темы, т. е. того, что описывается, о чем говорится в тексте; наличие единой идеи, т. е. основного вывода, передающего авторское отношение к теме; возможность подобрать заглавие к тексту).
Тема текста определяется по вопросу: «О чем говорится в тексте?»
Идея текста определяется по вопросам: «Какова главная мысль текста?», «К чему призывает автор?».
2) Структурная упорядоченность и членимость (возможность делиться на предложения, абзацы, главы, разделы, идущие в определенной последовательности, а также на темы, подтемы и микротемы).
3) Смысловая и грамматическая связность между частями текста (последовательность и логичность изложения; наличие специальных средств связи между отдельными частями текста).
4) Стилистическое единство (отнесенность текста к тому или иному стилю: официально-деловому, научному, публицистическому, художественному, разговорному).
Текст может состоять из одного предложения (это микротексты, например: афоризм, пословица, поговорка, реклама, объявление), совокупности предложений, объединенных в абзац, нескольких абзацев, глав и даже нескольких книг.
Стили речи: публицистический, художественный, разговорный.
Стиль — это исторически сложившаяся система языковых средств и способов их организации, которая используется в определенной сфере человеческого общения (общественной жизни): сфере науки, официально-деловых отношений, агитационно-массовой деятельности, словесно-художественного творчества, сфере бытового общения.
Каждый функциональный стиль характеризуется:
а) сферой применения;
б) основными функциями;
в) ведущими стилевыми чертами;
г) языковыми особенностями;
д) специфическими формами (жанрами).
Публицистический стиль
Сфера применения (где?) - Общественно-политическая жизнь: газеты, журналы, телевидение, радио, митинги
Функции (зачем?)-Воздействие и убеждение с целью формирования какой-либо позиции; побуждение к действию; сообщение с целью привлечения внимания к важному вопросу
Основные стилевые особенности
Документальная точность (говорится о реальных, а не о вымышленных лицах, событиях);
логичность;
открытая оценочность и эмоциональность;
призывность;
сочетание экспрессивности и стандарта
Основные языковые средства
Сочетание книжной, в том числе высокой, и разговорной, в том числе сниженной, лексики (сыны, Отечество, держава, шумиха, пустить утку, разборка, фанат, беспредел);
экспрессивные синтаксические конструкции (восклицательные и вопросительные предложения, парцелляция, риторические вопросы);
изобразительно-выразительные средства языка (метафоры, сравнения, аллегории и т. п.)
Жанры
Статья, очерк (в том числе портретный очерк, проблемный очерк, эссе (раздумья, размышления о жизни, литературе, искусстве и т. п.), репортаж, фельетон, интервью, ораторская речь, выступление на собрании)
Публицистический стиль делится на два подстиля: собственно публицистический и художественно-публицистический.
Собственно публицистический подстиль характеризуется злободневностью тематики, использованием общественно-политической лексики и терминологии (депутат, власть, патриот, парламент, консерватизм), специфической публицистической лексики и фразеологии (репортаж, миротворческий, коридоры власти, урегулирование конфликта), частотностью употребления заимствованных слов, называющих новые экономические, политические, бытовые, научно-технические явления (дистрибьютор, инвестиция, инаугурация, киллер, крупье, рейтинг и др.).
Художественно-публицистический подстиль по своим языковым особенностям сближается со стилем художественной литературы и характеризуется сочетанием функций воздействия и убеждения с функцией эстетической, а также широким использованием изобразительно- выразительных средств языка, в том числе тропов и фигур.
В текстах публицистического стиля могут встречаться все типы речи: описание, повествование и рассуждение.
Для художественно-публицистического подстиля особенно характерно рассуждение-размышление.
В публицистическом стиле позиция автора выражается прямо и открыто.
Художественный стиль
Сфера применения (где?) -Художественная литература
Функции (зачем?)-Изображение и воздействие на воображение, чувства, мысли читателя или слушателя (эстетическая функция)
Основные стилевые особенности
Художественная образность и эмоциональность; скрытая оценочность
Основные языковые средства
Слова в переносном значении;
изобразительно-выразительные средства языка;
использование элементов разных стилей речи как средства создания художественных образов
Жанры
Роман, повесть, рассказ, поэма, стихотворение
В текстах художественного стиля, как и в публицистике, широко используются все типы речи: описание, повествование и рассуждение. Рассуждение в художественных произведениях предстает в форме рассуждения-размышления и является одним из важнейших средств раскрытия внутреннего состояния героя, психологической характеристики персонажа.
В художественном стиле позиция автора, как правило, выражается не прямо, а в подтексте.
Разговорный стиль
Сфера применения (где?) -Бытовая (неофициальная обстановка)
Функции (зачем?)-Непосредственное бытовое общение;обмен информацией по бытовым вопросам
Основные стилевые особенности
Непринужденность, простота речи, конкретность, эмоциональность, образность
Основные языковые средства
Разговорная, в том числе эмоционально-оценочная и экспрессивная, лексика и фразеология (картошка, книжка, доченька, малыш, длиннющий, шлепнуться, кот наплакал, сломя голову); неполные предложения; использование экспрессивных синтаксических конструкций, характерных для разговорной речи (вопросительных и восклицательных предложений, слов-предложений, в том числе междометных, предложений с парцелляцией (Придешь завтра? Молчать! Поспать бы! — Вы в кино? — Нет. Вот еще! Ой! Эх ты!);
отсутствие многочленных сложных предложений, а также предложений, осложненных причастными и деепричастными оборотами
Жанры
Дружеская беседа, частный разговор, бытовой рассказ, спор, записки, частные письма
Научный стиль
Сфера применения (где?) - Сфера науки (научные труды, учебники, выступления на научных конференциях и т. д.)
Функции (зачем?)-Сообщение, научное объяснение
Основные стилевые особенности
Научная тематика, смысловая точность, строгая логичность, обобщенно-отвлеченный характер информации, отсутствие эмоциональности
Основные языковые средства
Терминологическая и профессиональная лексика и фразеология (классификация, гипотенуза, валентность, вакуоль, рентген, магнитная буря, коэффициент полезного действия и др.);
абстрактная (отвлеченная) лексика (протяженность, горение, романтизм, матриархат);
слова в прямом значении;
широкое использование производных предлогов и союзов (в течение, в результате, за счет, в связи, в отличие и др.);
значительные по объему простые и осложненные предложения с причастными оборотами и вводными словами (во-первых, во-вторых, наконец, по-видимому, вероятно, как утверждает..., согласно теории..., итак, так, таким образом, поэтому, кроме того);
сложноподчиненные предложения с придаточными причины, следствия и т. п.
Жанры
Статья, отзыв, рецензия, аннотация, реферат, диссертация, учебник, словарь, научный доклад, лекция
Научный стиль делится на три подстиля: собственно научный, научно-учебный и научно-популярный.
Каждый из названных подстилей имеет свои особенности. В научно-учебных и научно-популярных подстилях допускается использование некоторых (отдельных) языковых средств, характерных для разговорной речи и публицистики, в том числе средств языковой выразительности (метафор, сравнений, риторических вопросов, риторических восклицаний, парцелляции и некоторых других).
В текстах научного стиля могут быть представлены все типы речи: описание, повествование и рассуждение (чаще всего: рассуждение-доказательство и рассуждение-объяснение).
Официально-деловой стиль
Сфера применения (где?)-Сфера законодательства, делопроизводства, административно-правовой деятельности
Функции (зачем?)-Сообщение, информирование
Основные стилевые особенности
Предельная информативная направленность, точность, стандартность, отсутствие эмоциональности и оценочности
Основные языковые средства
Официально-деловая лексика и деловая терминология (истец, ответчик, полномочия, надбавка);
канцеляризмы (т. е. нетерминологические слова, употребляемые преимущественно в официально-деловом стиле, прежде всего в собственно официально-деловом (канцелярском) подстиле, и вне деловой речи практически не встречающиеся: нижеследующий (помещаемый далее), данный, настоящий (этот), препровождать (отправлять, передавать), надлежащий (такой, какой следует, нужный, соответствующий);
языковые клише и штампы(довести до сведения, установленный контроль, согласно распоряжению, по истечении срока, в порядке исключения);
сложные отыменные предлоги (в целях, в силу, вследствие, на предмет, за неимением и т. п.);
значительные по объему сложные и осложненные предложения
Жанры
Законы, приказы, инструкции, объявления, деловые бумаги
В текстах официально-делового стиля обычно представлено два типа речи: описание и повествование.
10.Основные способы словообразования в русском языке.
В языке постоянно образуются новые слова. В русском языке есть несколько способов образования слов.
1)суффиксальный -Наречия на –о, -е (молниеносно -молниеносный ) Глаголы с суффиксами -ыва-, -ива-, -ва- (рассматривать – рассмотреть) Существительные с суффиксами -ени-, -ни-, -и-, -ти- (положение – положить)
2) переход из одной части речи в другую - В прошлое (какое?) воскресение мы ходили в цирк. – Необходимо помнить (что?) прошлое. В первом случае к слову прошлое задается вопрос какое?, т.е. вопрос прилагательного, а во втором что? – вопрос существительного. Значит, во втором предложении произошел переход.
3) приставочный (если слово существует в языке и объясняет исходное слово) Глаголы (воздействует-действует…) Наречия (навсегда – всегда…) Существительное (сверхчеловек – человек…) Прилагательное (гиперактивный – активный….) 4) приставочно-суффиксальный -Глаголы (разбежаться – бег…) Прилагательное (беспомощный - помощь…) Существительное (подснежник – снег, поморье – море…) Наречия (по-моему – мой…, во-первых – первый…, снова – новый…, вправо – правый)
5) бессуффиксный (только существительные путём отрезания от производящего слова окончания и суффикса) Образ. от глаг (значение действия) (нагрев – нагревать, смотр – смотреть , бег – бегать….) Образ. от прилагательных существительные ж.р.на «–ь» (ширь – широкий, даль – далекий….)
6) Сложение:
а) основ с помощью соединительных гласных – лесостепь, пешеход
б) слов- школа-интернат, диван-кровать
в) сложение начальных букв МГУ, вуз
г) сложение начальной части слова с целым словом- стенгазета, полдыни, пол-арбуза
д) образование слов из словосочетаний- из подчинительных -железнодорожный(железная дорога) и сочинительных- шахматно-шашечный( шахматы и шашки)
ОБОСОБЛЕНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ
Обособляется | Не обособляется |
1. Деепричастные обороты и одиночные деепричастия: Мы шли, утопая в песке. Я, запыхавшись, остановился. 2. С предлогом несмотря на:Он улыбался, несмотря на плохое настроение. 3. С производными предлогами благодаря, вопреки и др., если стоят перед сказуемым: Вопреки предсказанию, погода прояснилась. | 1. Фразеологизмы, в состав которых входят деепричастия: Он слушал раскрыв рот. Он работал спустя рукава. 2. Наречия стоя, лежа, молча, нехотя, шутя, не глядя, играя и др. Он читал лежа. Он лежа читал. Но: Он читал, лежа на диване. |
Вопросы к зачёту по русскому языку в 10 «В» классе
1.Текст. Основные признаки текста.
2. Стили речи: художественный, публицистический, разговорный.
3. Функционально-смысловые типы речи.
4.Средства связи предложений в тексте.
5. Речь. Языковые средства выразительности (эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения).
6.Словосочетание как единица синтаксиса. Способы подчинительной связи в словосочетании.
7.Предложение как основная единица синтаксиса. Грамматическая основа предложения. Морфологические способы выражения подлежащего и сказуемого.
8. Понятие об односоставных предложениях. Виды односоставных предложений.
9. Стили речи: научный и официально-деловой..
10.Основные способы словообразования в русском языке.
11. Правописание -Н- и -НН- в суффиксах различных частей речи.
12. Правописание корней с чередованием.
13. Правописание согласных и гласных в приставках. Правописание приставок при - пре.
14. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий. Гласные в причастиях перед -Н- и -НН
15. Правописание О- Ё в разных частях речи.
16.Правописание НЕ и НИ в разных частях речи.
17. Служебные части речи: предлоги. Правописание предлогов.
18. Пунктуация в простом предложении с однородными членами. Знаки препинания при обобщающих словах.
19. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами (определениями, обстоятельствами, приложениями)
20.Предложения с обращениями, вводными словами и вставными конструкциями.
21. Знаки препинания в сложносочиненном предложении
22. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
23. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении
24. Сложное предложение. Сложное предложение с последовательным, параллельным и однородным подчинением
25. Служебные части речи: союзы. Правописание союзов
26.Служебные части речи: частицы, разряды. Правописание частиц.
27. Прочитайте наизусть и прокомментируйте несколько высказываний выдающихся русских писателей, общественных деятелей, лингвистов о русском языке.
28. Речь. Синтаксические средства выразительности (анафора, эпифора, параллелизм, парцелляция)
Ответы на вопросы
Текст. Смысловая и композиционная целостность текста. Основные признаки текста.
Текст (от лат. tekstum — ткань, сплетение, соединение) — это речевое произведение, характеризующееся структурной и смысловой завершенностью. Чаще всего текст представляет собой ряд предложений (частей), связанных по смыслу и грамматически.
Важнейшими признаками текста являются:
1) Тематическая и композиционная цельность (наличие единой темы, т. е. того, что описывается, о чем говорится в тексте; наличие единой идеи, т. е. основного вывода, передающего авторское отношение к теме; возможность подобрать заглавие к тексту).
Тема текста определяется по вопросу: «О чем говорится в тексте?»
Идея текста определяется по вопросам: «Какова главная мысль текста?», «К чему призывает автор?».
2) Структурная упорядоченность и членимость (возможность делиться на предложения, абзацы, главы, разделы, идущие в определенной последовательности, а также на темы, подтемы и микротемы).
3) Смысловая и грамматическая связность между частями текста (последовательность и логичность изложения; наличие специальных средств связи между отдельными частями текста).
4) Стилистическое единство (отнесенность текста к тому или иному стилю: официально-деловому, научному, публицистическому, художественному, разговорному).
Текст может состоять из одного предложения (это микротексты, например: афоризм, пословица, поговорка, реклама, объявление), совокупности предложений, объединенных в абзац, нескольких абзацев, глав и даже нескольких книг.