Текст. Смысловая и композиционная целостность текста. Основные признаки текста.

Вопросы к зачёту по русскому языку в 10 «В» классе

1.Текст. Основные признаки текста.

2. Стили речи: художественный, публицистический, разговорный.

3. Функционально-смысловые типы речи.

4.Средства связи предложений в тексте.

5. Речь. Языковые средства выразительности (эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения).

6.Словосочетание как единица синтаксиса. Способы подчинительной связи в словосочетании.

7.Предложение как основная единица синтаксиса. Грамматическая основа предложения. Морфологические способы выражения подлежащего и сказуемого.

8. Понятие об односоставных предложениях. Виды односоставных предложений.

9. Стили речи: научный и официально-деловой..

10.Основные способы словообразования в русском языке.

11. Правописание -Н- и -НН- в суффиксах различных частей речи.

12. Правописание корней с чередованием.

13. Правописание согласных и гласных в приставках. Правописание приставок при - пре.

14. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий. Гласные в причастиях перед -Н- и -НН

15. Правописание О- Ё в разных частях речи.

16.Правописание НЕ и НИ в разных частях речи.

17. Служебные части речи: предлоги. Правописание предлогов.

18. Пунктуация в простом предложении с однородными членами. Знаки препинания при обобщающих словах.

19. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами (определениями, обстоятельствами, приложениями)

20.Предложения с обращениями, вводными словами и вставными конструкциями.

21. Знаки препинания в сложносочиненном предложении

22. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

23. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

24. Сложное предложение. Сложное предложение с последовательным, параллельным и однородным подчинением

25. Служебные части речи: союзы. Правописание союзов

26.Служебные части речи: частицы, разряды. Правописание частиц.

27. Прочитайте наизусть и прокомментируйте несколько высказываний выдающихся русских писателей, общественных деятелей, лингвистов о русском языке.

28. Речь. Синтаксические средства выразительности (анафора, эпифора, параллелизм, парцелляция)

Ответы на вопросы

Текст. Смысловая и композиционная целостность текста. Основные признаки текста.

Текст (от лат. tekstum — ткань, сплетение, соединение) — это речевое произведение, характеризующееся структурной и смысловой завершенностью. Чаще всего текст представляет собой ряд предложений (частей), связанных по смыслу и грамматически.

Важнейшими признаками текста являются:

1) Тематическая и композиционная цельность (наличие единой темы, т. е. того, что описывается, о чем говорится в тексте; наличие единой идеи, т. е. основного вывода, передающего авторское отношение к теме; возможность подобрать заглавие к тексту).

Тема текста определяется по вопросу: «О чем говорится в тексте?»

Идея текста определяется по вопросам: «Какова главная мысль текста?», «К чему призывает автор?».

2) Структурная упорядоченность и членимость (возможность делиться на предложения, абзацы, главы, разделы, идущие в определенной последовательности, а также на темы, подтемы и микротемы).

3) Смысловая и грамматическая связность между частями текста (последовательность и логичность изложения; наличие специальных средств связи между отдельными частями текста).

4) Стилистическое единство (отнесенность текста к тому или иному стилю: официально-деловому, научному, публицистическому, художественному, разговорному).

Текст может состоять из одного предложения (это микротексты, например: афоризм, пословица, поговорка, реклама, объявление), совокупности предложений, объединенных в абзац, нескольких абзацев, глав и даже нескольких книг.

Стили речи: публицистический, художественный, разговорный.

Стиль — это исторически сложившаяся система языковых средств и способов их организации, которая используется в определенной сфере человеческого общения (общественной жизни): сфере науки, официально-деловых отношений, агитационно-массовой деятельности, словесно-художественного творчества, сфере бытового общения.

Каждый функциональный стиль характеризуется:

а) сферой применения;

б) основными функциями;

в) ведущими стилевыми чертами;

г) языковыми особенностями;

д) специфическими формами (жанрами).

Публицистический стиль

Сфера применения (где?) - Общественно-политическая жизнь: газеты, журналы, телевидение, радио, митинги

Функции (зачем?)-Воздействие и убеждение с целью формирования какой-либо позиции; побуждение к действию; сообщение с целью привлечения внимания к важному вопросу

Основные стилевые особенности

Документальная точность (говорится о реальных, а не о вымышленных лицах, событиях);

логичность;

открытая оценочность и эмоциональность;

призывность;

сочетание экспрессивности и стандарта

Основные языковые средства

Сочетание книжной, в том числе высокой, и разговорной, в том числе сниженной, лексики (сыны, Отечество, держава, шумиха, пустить утку, разборка, фанат, беспредел);

экспрессивные синтаксические конструкции (восклицательные и вопросительные предложения, парцелляция, риторические вопросы);

изобразительно-выразительные средства языка (метафоры, сравнения, аллегории и т. п.)

Жанры

Статья, очерк (в том числе портретный очерк, проблемный очерк, эссе (раздумья, размышления о жизни, литературе, искусстве и т. п.), репортаж, фельетон, интервью, ораторская речь, выступление на собрании)

Публицистический стиль делится на два подстиля: собственно публицистический и художественно-публицистический.

Собственно публицистический подстиль характеризуется злободневностью тематики, использованием общественно-политической лексики и терминологии (депутат, власть, патриот, парламент, консерватизм), специфической публицистической лексики и фразеологии (репортаж, миротворческий, коридоры власти, урегулирование конфликта), частотностью употребления заимствованных слов, называющих новые экономические, политические, бытовые, научно-технические явления (дистрибьютор, инвестиция, инаугурация, киллер, крупье, рейтинг и др.).

Художественно-публицистический подстиль по своим языковым особенностям сближается со стилем художественной литературы и характеризуется сочетанием функций воздействия и убеждения с функцией эстетической, а также широким использованием изобразительно- выразительных средств языка, в том числе тропов и фигур.

В текстах публицистического стиля могут встречаться все типы речи: описание, повествование и рассуждение.

Для художественно-публицистического подстиля особенно характерно рассуждение-размышление.

В публицистическом стиле позиция автора выражается прямо и открыто.

Художественный стиль

Сфера применения (где?) -Художественная литература

Функции (зачем?)-Изображение и воздействие на воображение, чувства, мысли читателя или слушателя (эстетическая функция)

Основные стилевые особенности

Художественная образность и эмоциональность; скрытая оценочность

Основные языковые средства

Слова в переносном значении;

изобразительно-выразительные средства языка;

использование элементов разных стилей речи как средства создания художественных образов

Жанры

Роман, повесть, рассказ, поэма, стихотворение

В текстах художественного стиля, как и в публицистике, широко используются все типы речи: описание, повествование и рассуждение. Рассуждение в художественных произведениях предстает в форме рассуждения-размышления и является одним из важнейших средств раскрытия внутреннего состояния героя, психологической характеристики персонажа.

В художественном стиле позиция автора, как правило, выражается не прямо, а в подтексте.

Разговорный стиль

Сфера применения (где?) -Бытовая (неофициальная обстановка)

Функции (зачем?)-Непосредственное бытовое общение;обмен информацией по бытовым вопросам

Основные стилевые особенности

Непринужденность, простота речи, конкретность, эмоциональность, образность

Основные языковые средства

Разговорная, в том числе эмоционально-оценочная и экспрессивная, лексика и фразеология (картошка, книжка, доченька, малыш, длиннющий, шлепнуться, кот наплакал, сломя голову); неполные предложения; использование экспрессивных синтаксических конструкций, характерных для разговорной речи (вопросительных и восклицательных предложений, слов-предложений, в том числе междометных, предложений с парцелляцией (Придешь завтра? Молчать! Поспать бы! — Вы в кино? — Нет. Вот еще! Ой! Эх ты!);

отсутствие многочленных сложных предложений, а также предложений, осложненных причастными и деепричастными оборотами

Жанры

Дружеская беседа, частный разговор, бытовой рассказ, спор, записки, частные письма

Научный стиль

Сфера применения (где?) - Сфера науки (научные труды, учебники, выступления на научных конференциях и т. д.)

Функции (зачем?)-Сообщение, научное объяснение

Основные стилевые особенности

Научная тематика, смысловая точность, строгая логичность, обобщенно-отвлеченный характер информации, отсутствие эмоциональности

Основные языковые средства

Терминологическая и профессиональная лексика и фразеология (классификация, гипотенуза, валентность, вакуоль, рентген, магнитная буря, коэффициент полезного действия и др.);

абстрактная (отвлеченная) лексика (протяженность, горение, романтизм, матриархат);

слова в прямом значении;

широкое использование производных предлогов и союзов (в течение, в результате, за счет, в связи, в отличие и др.);

значительные по объему простые и осложненные предложения с причастными оборотами и вводными словами (во-первых, во-вторых, наконец, по-видимому, вероятно, как утверждает..., согласно теории..., итак, так, таким образом, поэтому, кроме того);

сложноподчиненные предложения с придаточными причины, следствия и т. п.

Жанры

Статья, отзыв, рецензия, аннотация, реферат, диссертация, учебник, словарь, научный доклад, лекция

Научный стиль делится на три подстиля: собственно научный, научно-учебный и научно-популярный.

Каждый из названных подстилей имеет свои особенности. В научно-учебных и научно-популярных подстилях допускается использование некоторых (отдельных) языковых средств, характерных для разговорной речи и публицистики, в том числе средств языковой выразительности (метафор, сравнений, риторических вопросов, риторических восклицаний, парцелляции и некоторых других).

В текстах научного стиля могут быть представлены все типы речи: описание, повествование и рассуждение (чаще всего: рассуждение-доказательство и рассуждение-объяснение).

Официально-деловой стиль

Сфера применения (где?)-Сфера законодательства, делопроизводства, административно-правовой деятельности

Функции (зачем?)-Сообщение, информирование

Основные стилевые особенности

Предельная информативная направленность, точность, стандартность, отсутствие эмоциональности и оценочности

Основные языковые средства

Официально-деловая лексика и деловая терминология (истец, ответчик, полномочия, надбавка);

канцеляризмы (т. е. нетерминологические слова, употребляемые преимущественно в официально-деловом стиле, прежде всего в собственно официально-деловом (канцелярском) подстиле, и вне деловой речи практически не встречающиеся: нижеследующий (помещаемый далее), данный, настоящий (этот), препровождать (отправлять, передавать), надлежащий (такой, какой следует, нужный, соответствующий);

языковые клише и штампы(довести до сведения, установленный контроль, согласно распоряжению, по истечении срока, в порядке исключения);

сложные отыменные предлоги (в целях, в силу, вследствие, на предмет, за неимением и т. п.);

значительные по объему сложные и осложненные предложения

Жанры

Законы, приказы, инструкции, объявления, деловые бумаги

В текстах официально-делового стиля обычно представлено два типа речи: описание и повествование.

10.Основные способы словообразования в русском языке.

В языке постоянно образуются новые слова. В русском языке есть несколько способов образования слов.

1)суффиксальный -Наречия на –о, -е (молниеносно -молниеносный ) Глаголы с суффиксами -ыва-, -ива-, -ва- (рассматривать – рассмотреть) Существительные с суффиксами -ени-, -ни-, -и-, -ти- (положение – положить)

2) переход из одной части речи в другую - В прошлое (какое?) воскресение мы ходили в цирк. – Необходимо помнить (что?) прошлое. В первом случае к слову прошлое задается вопрос какое?, т.е. вопрос прилагательного, а во втором что? – вопрос существительного. Значит, во втором предложении произошел переход.

3) приставочный (если слово существует в языке и объясняет исходное слово) Глаголы (воздействует-действует…) Наречия (навсегда – всегда…) Существительное (сверхчеловек – человек…) Прилагательное (гиперактивный – активный….) 4) приставочно-суффиксальный -Глаголы (разбежаться – бег…) Прилагательное (беспомощный - помощь…) Существительное (подснежник – снег, поморье – море…) Наречия (по-моему – мой…, во-первых – первый…, снова – новый…, вправо – правый)

5) бессуффиксный (только существительные путём отрезания от производящего слова окончания и суффикса) Образ. от глаг (значение действия) (нагрев – нагревать, смотр – смотреть , бег – бегать….) Образ. от прилагательных существительные ж.р.на «–ь» (ширь – широкий, даль – далекий….)

6) Сложение:

а) основ с помощью соединительных гласных – лесостепь, пешеход

б) слов- школа-интернат, диван-кровать

в) сложение начальных букв МГУ, вуз

г) сложение начальной части слова с целым словом- стенгазета, полдыни, пол-арбуза

д) образование слов из словосочетаний- из подчинительных -железнодорожный(железная дорога) и сочинительных- шахматно-шашечный( шахматы и шашки)

ОБОСОБЛЕНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ

Обособляется Не обособляется
1. Деепричастные обороты и оди­ночные деепричастия: Мы шли, утопая в песке. Я, запыхавшись, остановился. 2. С предлогом несмотря на:Он улыбался, несмотря на плохое настроение. 3. С производными предлогами благодаря, вопреки и др., если стоят перед сказуемым: Вопреки предсказанию, погода прояснилась. 1. Фразеологизмы, в состав ко­торых входят деепричастия: Он слушал раскрыв рот. Он работал спустя рукава. 2. Наречия стоя, лежа, молча, нехотя, шутя, не глядя, иг­рая и др. Он читал лежа. Он лежа читал. Но: Он читал, лежа на диване.

Вопросы к зачёту по русскому языку в 10 «В» классе

1.Текст. Основные признаки текста.

2. Стили речи: художественный, публицистический, разговорный.

3. Функционально-смысловые типы речи.

4.Средства связи предложений в тексте.

5. Речь. Языковые средства выразительности (эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения).

6.Словосочетание как единица синтаксиса. Способы подчинительной связи в словосочетании.

7.Предложение как основная единица синтаксиса. Грамматическая основа предложения. Морфологические способы выражения подлежащего и сказуемого.

8. Понятие об односоставных предложениях. Виды односоставных предложений.

9. Стили речи: научный и официально-деловой..

10.Основные способы словообразования в русском языке.

11. Правописание -Н- и -НН- в суффиксах различных частей речи.

12. Правописание корней с чередованием.

13. Правописание согласных и гласных в приставках. Правописание приставок при - пре.

14. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий. Гласные в причастиях перед -Н- и -НН

15. Правописание О- Ё в разных частях речи.

16.Правописание НЕ и НИ в разных частях речи.

17. Служебные части речи: предлоги. Правописание предлогов.

18. Пунктуация в простом предложении с однородными членами. Знаки препинания при обобщающих словах.

19. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами (определениями, обстоятельствами, приложениями)

20.Предложения с обращениями, вводными словами и вставными конструкциями.

21. Знаки препинания в сложносочиненном предложении

22. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

23. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

24. Сложное предложение. Сложное предложение с последовательным, параллельным и однородным подчинением

25. Служебные части речи: союзы. Правописание союзов

26.Служебные части речи: частицы, разряды. Правописание частиц.

27. Прочитайте наизусть и прокомментируйте несколько высказываний выдающихся русских писателей, общественных деятелей, лингвистов о русском языке.

28. Речь. Синтаксические средства выразительности (анафора, эпифора, параллелизм, парцелляция)

Ответы на вопросы

Текст. Смысловая и композиционная целостность текста. Основные признаки текста.

Текст (от лат. tekstum — ткань, сплетение, соединение) — это речевое произведение, характеризующееся структурной и смысловой завершенностью. Чаще всего текст представляет собой ряд предложений (частей), связанных по смыслу и грамматически.

Важнейшими признаками текста являются:

1) Тематическая и композиционная цельность (наличие единой темы, т. е. того, что описывается, о чем говорится в тексте; наличие единой идеи, т. е. основного вывода, передающего авторское отношение к теме; возможность подобрать заглавие к тексту).

Тема текста определяется по вопросу: «О чем говорится в тексте?»

Идея текста определяется по вопросам: «Какова главная мысль текста?», «К чему призывает автор?».

2) Структурная упорядоченность и членимость (возможность делиться на предложения, абзацы, главы, разделы, идущие в определенной последовательности, а также на темы, подтемы и микротемы).

3) Смысловая и грамматическая связность между частями текста (последовательность и логичность изложения; наличие специальных средств связи между отдельными частями текста).

4) Стилистическое единство (отнесенность текста к тому или иному стилю: официально-деловому, научному, публицистическому, художественному, разговорному).

Текст может состоять из одного предложения (это микротексты, например: афоризм, пословица, поговорка, реклама, объявление), совокупности предложений, объединенных в абзац, нескольких абзацев, глав и даже нескольких книг.

Наши рекомендации