Анализ полученных в результате экспериментальной работы результатов
На основе изученных традиционных программ и подходов педагогов в обучении вышивке лентами учащихся средних классов в процессе внеурочной деятельности, мы выделили программу Т.Я. Шпикаловой «Изобразительное искусство 5-9 классы» и на её основе провели экспериментальную работу.
Анализ констатирующего этапа нашей экспериментальной работы.
Целью констатирующего этапа, мы определили значение и место народной вышивки среди других видов народного искусства, развитие трудовых качеств личности, аккуратности при выполнении приёмов труда на уроках изобразительного искусства в 7 классе.
Для проведения анализа, экспериментального исследования, по программе Т.Я. Шпикаловой «Изобразительное искусство» 5-8 классы были определены следующие критерии для оценки уровня приобретения ключевых компетенций художественных навыков в обучении вышивке лентами учащихся средних классов в процессе внеурочной деятельности на уроках изобразительного искусства в 7 классе:
1. последовательное выполнение отдельных элементов, с соблюдением всех этапов работы;
2. правильное изображение декоративных элементов характерных для народной вышивки;
3. творческий подход в составлении композиции на основе ритмической организации узора с использованием традиционных приёмов вышивки;
4. цветовое решение композиции вышивки;
5. владение приемом обобщённого и целостного видения формы;
6. аккуратность в работе.
Раскроем содержание показателей:
- Последовательное выполнение отдельных элементов, с соблюдением всех этапов работы: соблюдение техники безопасности, организация рабочего места, подготовка материала и оборудования, перенос рисунка на ткань, последовательность выполнения вышивки, обдумывание композиционного и цветового решения, выбор элементов для создания орнаментального узора, завершение и оформление работы;
- Правильное изображение декоративных элементов характерных для народной вышивки: разнообразие видов традиционных узоров, их форма, символика образа в народной вышивке;
- Творческий подход в составлении композиции: владение законами композиции: симметрией, асимметрией, ритмом; соответствие размера изображаемого узора к размеру листа; изображение рисунка в центре листа;
- Цветовое решение композиции вышивки: владение законами цветоведения: локальный цвет, ритм цветовых пятен, колорит: тёплый, холодный, особенности их применения в декоративно-прикладных работах.;
- Владение приёмом обобщённого целостного видения формы: передача формы, пропорций ритмического узора, владение законами композиции: обобщение, конструктивностью, цельностью, в круге, квадрате, прямоугольнике;
- Аккуратность выполнения.
Все критерии мы делим на три основные группы по принципу качественного изменения каждого показателя – высокий, средний и низкий.
Высокий уровень – показатель владения учащимися всеми требованиями к каждому параметру.
Средний уровень – указывает на отсутствие в работе какого-либо из требований к параметру.
Низкий уровень – слабое владение изобразительными средствами. Для выявления проблем в обучении вышивки лентами учащихся средних классов в процессе внеурочной деятельности необходимо проанализировать констатирующий этап эксперимента.
Тема констатирующего урока: «Без вышивки в доме не обойтись…».
Цель урока: определить значение и место народной вышивки среди других областей народного искусства.
Творческое задание с использованием традиционных приёмов вышивки и изготовления текстильных изделий-сувениров. Выполнение узора по мотивам народной вышивки с использованием шерстных нитей.
Задачи урока:
1) Образовательная: научить выполнять эскиз салфетки с вышивкой «Полевые цветы», реализовать в рисунке чувство красоты, а также художественную фантазию;
2) Воспитательная: воспитывать любовь и интерес к историческому прошлому своего народа;
3) Развивающая: развивать индивидуальные творческие способности учащихся, формировать устойчивый интерес к творческой деятельности; развитие глазомера, точности, совершенствовать навыки самостоятельной работы над композицией.
Форма урока: объяснительно-иллюстративная.
Оборудование:технические средства обучения, фотографии вышивок,простой карандаш, цветные карандаши, бумага, шерстяные нити, клей.
Структура урока:
1) Организационный момент урока
2) Актуализация знаний, изучение нового материала
3) Постановка художественной задачи
4) Творческая практическая деятельность. Применение нового знания
5) Подведение итогов урока
Организационный момент урока:проверка готовности учащихся к уроку. Проверяют наличие необходимого оборудования: простой карандаш, цветные карандаши, бумага, шерстяные нити, клей. Объявление темы урока, цели и задач. Обучающиеся приветствуют преподавателя, устанавливают перед собой цель учебной деятельности.
Актуализация знаний, полученных на предыдущем уроке, изучение нового материала: учитель знакомит с видами декоративно-прикладного и народного искусства, производит фронтальный опрос класса:
- Что такое народное искусство?
- Что относится к предметам народного быта?
- Каким образом украшали предметы быта?
- С какой целью раньше применяли узоры? (в качестве оберега).
Учитель показывает образцы посуды народного быта. Обучающиеся отвечают на вопросы.
Сообщение нового материала:
- Во все времена люди старались украсить свой быт, и одним из средств этого была вышивка.
- «Пресветлой красотой» называли на Руси узоры, которыми украшали одежду, предметы быта, дом, игрушки, орудия труда. Всё это создавало вокруг человека особое пространство, пронизанное духовным светом.
В старину не каждый мог купить красивую вещь, особенно в деревнях, вдали от больших городов. Люди сами делали необходимые предметы – деревянные ложки, блюда, ковши для воды и другие вещи – и сами их украшали. Такие вещи сохранились и до нашего времени; многие из них выполнены с большим искусством. Теперь эти вещи хранятся в музеях. Имен и фамилий умельцев мы не знаем, а их искусство называем народным искусством.
Большое значение для крестьян имело полотенце. Без вышивки в доме не обойтись. «Она и наградит, и помилует, и от болезней исцелит…» – так говаривали бабушки-рукодельницы в старину.
Каждый элемент узора о чем-то говорит, оберегает, помогает, соединяя мир земли и неба.
- Учитель рассказывает об организации узора с использованием традиционных приёмов вышивки, символике образов и цветовой гамме в вышивке.
- Какие цвета доминируют в узорах русской вышивки?
- Какие узоры-символы продолжают жить в современной вышивке?
- Почему в век технического прогресса вышитые изделия в доме по-прежнему радуют нас своей красотой и вызывают желание заняться рукоделием?
Обучающиеся запоминают основные понятия, термины. Знакомятся с народным искусством. В классе участники активно включились в работу. Из данных элементов дети правильно выбрали нужные варианты и составили рисунок орнамента из предложенных деталей. Задание их заинтересовало. Охотно выходят к доске и составляют варианты орнамента.
Постановка художественной задачи:учитель предлагает обучающимся выполнить эскиз салфетки с вышивкой «Полевые цветы». Прежде чем приступить к выполнению какого-либо изделия, необходимо продумать его в целом, определить форму, расположение узора, его характер и цвет. Такое художественное решение декоративного произведения входит в общее понятие композиция.
-Учитель знакомит с правилами композиционных решений.
- Вы знаете с чего нужно начать свою работу.
- Вспомните предыдущие задания, вам помогут дидактические пособия.
- Приступайте к выполнению задания.
Обучающиеся создают алгоритм действия:
1. перечислить виды традиционных узоров вышивки;
2. определить символику образа, форму узора и цветовое сочетание вышивки;
3. компоновка изображения в соответствии с размером формата
4. составить композицию ;
5. выполнить эскиз для вышивки салфетки.
Творческая практическая деятельность. Применение нового знания:учитель наблюдает за работой обучающихся. Дает советы, направляет творческую деятельность учеников. Обучающиеся выполняют творческую работу по созданию узора с использованием традиционных приёмов вышивки: путем выполнения карандашом рисунка узора в соответствии с созданным ими алгоритмом действий.
Подведение итогов урока:обучающиеся делают выставку своих работ, дают оценку своей работе и работам своих одноклассников. Большинство обучающиеся затрудняются грамотно компоновать, стилизовать и изображать элементы цветов, показывать характерные особенности символики народной вышивки и разных растений, соответственно, не всегда умеют показывать декоративные элементы вышивки.
Таблица 1