Самости - это паттерны вещества души.
Самости имеют свои собственные воспоминания, привычки, точки зрения, свои собственные ценности: что-то они считают важным, а что-то несущественным. Они пассивны до тех пор, пока в них не войдет воля - и тогда они принимают ответственность за то действие, которое случается с нами, и изменяют его в соответствии с их собственными желаниями или привычками. Можно представить их как кукол, которые выходят на сцену и исполняют свои роли, подчиняясь движениям веревочек актера.
Я назвал четыре самости: Материальная Самость, Реагирующая Самость, Разделенная Самость и Истинная Самость[23]. Я рекомендую читателю изучить нижеследующее описание самостей, а затем, путем наблюдения, сравнения или размышления решить для себя, найдет ли он эту схему полезной для своего понимания, и если это так, то начать наблюдать за тем, какая из его самостей ответственна в каждой конкретной ситуации.
а) Материальная Самость
Она начинает оформляться в веществе души вскоре после рождения, когда маленький ребенок начинает контактировать с материальными ооъектами своего окружения. Ум строит необходимее паттерны поведения и они, сращиваясь, образуют самость, направленную в сторону материального мира, причем ум воспринимает этот мир как единственную реальность. Материальная Самость не имеет ценностей, поскольку ценности приходят с опытом эмоционального и интеллектуального центров, которые еще не пробуждены в маленьком ребенке.
Самым важным достижением Материальной Самости является речь - ребенок усваивает её при контактировании с образами, звуками и другими ощущениями материального мира. Мы должны изучить свой язык и убедиться для себя в том, что он базируется на материальных объектах, так что даже когда мы намерены говорить о ментальных процессах и состояниях, мы должны пользоваться словами и выражениями, взятыми из материального мира.
Материальная Самость есть инструмент, с помощью которого мы имеем дело с материальным миром. Она приобретает множество навыков, особенно это относится к умению рук и глаз; но Материальная Сямость обладает также инстинктивной тенденцией схватывать и удерживать объекты, с которыми ей приходится работать. По мере того, как начинает развиваться способность к эмоциональному чувствованию, эта тенденция приводит к тому, чтобы полагаться на материальные вещи и вступать в связь с ними. Важность материальных объектов достаточно реальна, но связь с ними создает набор ценностей, основанных на приобретении и обладании. Материальная Самость начинает рассматривать успех в обращении с материальным миром как конечную цель.
Эта "материализация ценностей" может привести к очень нежелательным результатам. Материальная Самость претендует на статус Истинной Самости. С ней становится связанной воля, и дальнейшее развитие Семейства Самостей затормаживается. Это может стать настоящим несчастьем, поскольку в этом случае Материальная Самость будет формироваться без чувствительности к чувствам других. В самом крайнем случае она огрубляется до животной степени в своем преследовании материальных целей и рассматривает обладание богатством как величайшее благо.
Следовательно, мы должны изучить самих себя и научиться распознавать Материальную Самость, которая по необходимости присутствует в каждом из нас, являясь нашим основным средством контакта с внешним миром, и увидеть, какое место она занимает. Склонность к обладанию, неспособность поверить в какую-либо иную реальность кроме той, которую можно увидеть и осязать, нечувствительность и, что самое страшное, желание доминировать над другими формами существования - это суть знаки того, что Материальная Самость ушла в нежелательную сторону. Мастерство в ручных операциях, умение управлять языком, эмоциональная стабильность, быстрота ума - в отличие от истинного понимания - всё это признаки Материальной Самости в её желаемых аспектах. Заметим, что все эти хорошие черты, а также и плохие, могут проявляться автоматически, то есть с помощью автоматической энергии Е6.
Я испытываю соблазн сказать, что все, о чем здесь идет речь, не что иное, как паттерн условных рефлексов, и не является "самостью" вообще; но, конечно, здесь есть нечто большее. Материальная Самость может испытывать удовольствие и боль, желание и отвращение, поскольку в ней срабатывает чувствительная энергия Е5; она может упражнять все силы ума, включая творчество, которое происходит из области, находящейся за пределами ума. Эти действия возможны, поскольку воля может связываться с энергиями Материальной Самости и превращать её в "личность". Когда воля объединяется с Материальной Самостью, она не имеет истинной свободы, а является скорее рабом, чем хозяином того, что должно быть её инструментом.
Если Материальная Самость доминирует постоянно, человек прер-.ращается в живой механизм /живой автомат/. Он может быть очень умным и преуспевать в материальном мире, обладать властью над сотоварищами, рассматривая их словно они не более, чем материальные объекты; но он не имеет внутренней жизни и возможности трансформации.
Нельзя не пожалеть людей, попавших в ловушку своих материальных самостей, поскольку они упускают всё, что есть самого удивительного в человеческой жизни. Если только не случится вечто такое, что выведет их из такой ситуации, их единственной реальностью всегда будет мир безжизненных материальных объектов.
Истинное место Материальной Самости - быть инструментом, который используется и контролируется высшими частями Самости. Верно, что мы должны доминировать над материальным миром, что мы должны приобретать и радоваться различным видам мастерства. Мы можем наслаждаться материальными объектами - но никогда не должны зависеть от них.
Самонаблюдение может научить нас распознавать различие между удовольствием и порабощением. Если мы обнаружим, что материальные объекты значат слишком много для нас, мы должны предпринять меры для разрушения нашей зависимости от них.
Некоторые люди довольно свободны от своих материальных самостей. Я с большим интересом наблюдал таких людей. Они не имеют чувства обладания и могут разбрасывать вещи и деньги без сожаления. Они часто имеют плохой контакт с собственным телом и обычно эмоционально нестабильны. Я упоминаю это, чтобы подчеркнуть, кто недостаточно быть свободным от материальных сил, - необходимо иметь пробужденной и активной некоторую высшую часть Самости - для того, чтобы она заняла место Материальной Самости, когда эта последняя теряет власть и доминирование.
Наконец, я должен сказать, что не согласен с точкой зрения, что материальная самость является "сатанинской". Такой взгляд поддерживают некоторые религиозные системы - особенно христианство, суфизм и буддизм. Пак Субух, например, называет материальную самость Сатанинской Самостью и источником всех зол в человеке. Не существование материальной самости, но уэурпирование ею положения "Хозяина" является нашим проклятьем. Материальная Самость может доминировать только будучи неконтролируемой. Наилучким путем поставить её на правильное место - испольэвать способ наблюдения: как мы смотрим на материальные вещи и как обращаемся с ними. Если они "значат" для нас, мы должны быть бдительными к этому.
б) Реагирующая Самость
По мере того, как в маленьком ребенке начинает организовываться вещество души; оно имеет тенденцию воздействовать с помощью чувствительной энергии Е5, искони являющейся дуалистичной или полярной по характеру. Нравится - не нравится, удовольствие - боль, желание и отвращение - и все другие "пары противоположностей" начинают воздействовать на юный ум и вызывать второй паттерн поведения. В течение нескольких лет - обычно между 4 и 7 годами жизни - это формирует Реагирующую Самость. Реагирующая Самость связана с инстинктивным и эмоциональным центрами и, следовательно, на неё оказываем влияние наследственность. Может наблюдаться чрезмерная чувствительность к стимуляциям удовольствия и боли, и это приведет к доминанте Реагирующей Самости. Если будет наблюдаться недостаток чувствительности, Реагирующая Самость будет слабой.
Паттерн реакций будет зависеть от влияний, оказываемых на маленького ребенка. Этот паттерн тесно связан с личностью. Легко распознать мужчину или женщину с доминантой Реагирующей Самости. Они обычно подвержены настроениям, видят всё в "белом" и "черном" свете, слишком чувствитальны к похвале или порицанию. Они легко зажигаются энтузиазмом и так же легко впадают в депрессию. Когда энтузиазм достигает своего высшего предела, появляется огромная движущая сила, но если Материальная Самость слаба, такие люди будут нереалистичными и непрактичными.
Реагирующая Самость может быть невнимательной и даже жестокой к другим, слишком чувствительной к своим собственным чувствам и не способной почувствовать эти чувства в других, кого это может ранить или оскорбить. Она склонна к яростным и беспричинным предрассудкам.
Этот вид эгоистичной способности реагирования является нежелательным аспектом Реагирующей Самости. Её хорошие качества: восприимчивость, любовь к прекрасному, способность к привязанностям и щедрость. В интеллектуальной сфере реагирующие самости логичны, упорядочены в своих ментальных операциях, ясны и проницательны в выражениях.
Главная ценность Реагирующей Самости кроется в её способности генерировать силу в действие. Если мы научимся контролировать её механические реакции, можно направлять возникающую при этом энергию для поддержания любой требующейся физической или ментальной деятельности. Когда воля захвачена Реагирующей самостью, над нами доминируют наши "нравится - не нравится", причиняя досаду как нам самим, так и другим. Ум вовлечен в паттерн реакций, и можно наблюдать, как такие люди проявляют огромную изобретательность в оправдывании собственных предрассудков и реакций. Если же воля отстраняется от Реагирующей самости, мы все равно способны наслаждаться живыми переживаниями чувств и ума, но не потеряться в них и не идентифицироваться с ними. Как и в случае с Материальной Самостью, Реагирующая самость также является плохим "хозяином", но может быть хорошим слугой.
Мы должны знать свою Реагирующую самость. Это означает, что мы должны наблюдать и помнить свои "нравится-не нравится", свои предрассудки и мнения. Это - нелегкая задача, и её невозможно выполнить одним только ментальным усилием. Существенно то, что должна быть задействована наша воля, и в силу этого мы должны настроиться на борьбу с "нравится – не нравится", если мы хотим узнать их объективно.
Одним из наиболее ценных упражнений - П.Д.Успенский рассматривал его как одно из фундаментальных оснований работе над собой - является не-выражение отрицательных эмоций. Реагирующая самость постоянно сетует по поводу тривиальных недомоганий и неудач, она завистлива, склонна к обладанию, нервозна и неуверена в себе самой - и всё это она выражает в бесполезных и вовсе не нужных словах и жестах. Упражнение на непоказывание любой из таких реакций в нашем внешнем поведении помогает нам наблюдать и, в конце концов, контролировать их.
Другим очень ценным, но часто ошибочно понимаемым упражнением является неопрандывание. Реагирующая самость ненавидит быть неправой: она всегда стремится проецировать причины своих отрицательных реакций вне себя. При этом ум отвращается от полезной деятельности необходимостью объяснять, оправдывать и представлять свою личность в выгодном свете. Как только станет очевидной абсурдность и беспомощность подобного состояния дел, искатель может приняться за задачу не объяснять и не оправдывать свои действия. Это направляет инициативу в сторону от Реаигирующей самости и заставляет её занять подчиненное место в Семействе самостей. Здесь необходимо избежать ловушки, заключающейся в том, что человек начинает гордиться, что он "не оправдывает себя" и "не подвержен мнениям других". Я видел, как таким путем люди развивают в себе нетерпимость и чувство превосходства, только потому, что они натренировали себя никогда не оправдывать и не объяснять то, что они делают. Это - результат переноса инициативы от Реагирующей к Разделенной самости (которую мы рассмотрим в следующем разделе) без понимания ограничений Разделенной самости.
Когда Реагирующая самость хорошо развита и натренирована, она формирует очень привлекательную личность с широким диапазоном интересов, человека открытого и восприимчивого, способного к упорной ментальной или физической работе, и с хорошим умом. Однако даже в лучших случаях наблюдается тенденция недостаточного различения и способности к самокритике. У нормальных людей Реагирующая самость призывается к деятельности только в случае, когда необходимы её качества.
в) Разделенная Самость.
Третья самость может развиться в любое время после 10 года жизни, но я думаю, что её естественное развитие начинается до периода половой зрелости и пробуждения сексуальных сил. Разделенная самость характеризуется внутренним чувством правнльного и неправильного - в отличие от искусственных реакций, прививаемых Реагирующей самостью. Эти искусственные реакции могут так замаскировать и исказить импульсы, идущие от сознания, что Разделенная самость терпит неудачу в организации себя как независимого вместилища воли.
Я выбрал термин Разделенная самость, который, по-видимому очень отличается по значению от терминов, используемых суфиями и другими для описания третьего состояния души, чтобы подчеркнуть её двустороннею природу.
Мы имеем два типа восприятий: первое - через посредство наших чувств и ассоциативной части ума, связывающих нас с материальным миром; второе - через "внутерннее чувство" (описываемое в разделе 2 этой главы) и сознание, связывающие нас с духовным миром. Общераспространенное выражение, что человек есть "полуживотное-полуангел", применимо к Разделенной самости, но требует серьезного уточнения. Животная или, как я предпочитаю называть ее, "низшая" - самость вполне человечна, она познает мир и воздействует на него в человеческих терминах. Ангельская, или духовная, самость далека от того, чтобы быть послушной слугой Бога - какими, как предполагается, должны быть ангелы, - это просто часть нашей природы, которая вполне дома в мире духовных реальностей.
Мы разделены между материей и духом, но обе эти части неотделимы. Вот почему я называю эту самость единой, но разделенной. Это разделение является одним из основных фактов человеческого существования. Если нам не удастся осознать всю истинность этого, то может случиться, что нам не удастся уловить какой-либо смысл в человеческой жизни. Очень важно помедлить в этом месте и серьезно задать себе несколько вопросов.
Первый: "Имею ли я материальное тело и связан ли я через него с материальным миром? Могу ли я представить картину состояния существования, в котором я был бы тем, чем я являюсь, но без связи с материальным миром?" В отношении последнего вопроса могут возникнуть некоторые сомнения, но вы не можете отрицать своего материального существования здесь и теперь. Чем больше вы раэмышляете над этим, тем больше вы будете видеть, что невозможно думать о человеческомсуществовании отдельно от материального мира: от материального тела и органов восприятия, связывающих нас с материальным миром.
Второй: "Являюсь лл я ничем иным, как материальным телом и материальными восприятиями?" "Является ли мое существование не большим и не меньшим, чем существование столов и стульев, скал и камней и других материальных объектов? " "Могу ли думать о себе без моего внутреннего опыта и всего того, что его подразумевает? " "Откуда происходят мои ценности, если не от мира, совершенно отличающегося от материального мира?"
На эти вопросы нужно ответить самому, не заглядывая в книги с целью узнать, что сказали об этом другие люди. Насколько это в ваших силах, нужно отложить в сторону всё, что слышал и думал об этих вещах в прошлом, и рассматривать вопросы как если бы встретился с ними впервые.
Всё только что сказанное подразумевает гораздо больший акцент на нашем поиске Истины, чем просто прояснение нашего понимания Разделенной самости. Одно из самых жестких требований к любой попытке углубить наше понимаяие состоит в том, чтобы держать ум открытым. Под этим я подразумеваю нечто гораздо большее, чем отложить в сторону предрассудки и предвзятые мнения. Ум должен впитать в себя вопрос, и в ответе мы должны сконцентрировать всё. что мы знаем. не позволяя себе иметь какое-либо "мнение" об этом. Мы должны открыть, какая реальность предстоит перед нами, но не то, что мы об этом предполагаем или во что верим. Если вам удастся сделать это с вопросами к Разделенной самости, я уверен, что вы откроете для себя, что где-то глубоко в вашем уме вы обладаете двусторонней природой и что, исходя из существования, это невозможно оспаривать.
Разделенная самость - это не просто гантели с двумя концами - это вместилище нашего характера, то есть сущностный паттерн, с которым мы рождены, в сочетании со всеми фиксациями, развившимися с детства и обычно нами не осознаваемыми. Следовательно, знать чью-либо Разделенную самость означает на деле знать, каким типом личности он является и какой вид жизни ему следует вести.
К сожалению, мы не можем изучать Разделенную самость наблюдением своих ментальных процессов. Это происходит вследствие того, что Разделенная самость прикрыта привычками Материальной и Реагирующей самостей, и она едва ли является доминирующей у большинства людей.
В основном все люди живут почти постоянно на первых двух уровнях Семейства Самостей и, следовательно, их поведение имеет мало общего с тем, чем они действительно являются. Поэтому будет разумно оставить изучение Разделенной самости до тех пор, попа не будут достоверно идентифицированы содержание и паттерн поведения ниэвих самостей. Как только это будет сделано, мы начинаем видеть - почти наперекор самим себе, - насколько мы ограничены во всем, что мы делаем, пределами нашего собственного паттерна характера.
Разделенная самость есть вместилище совести и различения. Если мы научимся различению, мы поможем своей Разделенной самости развиться надлежащим образом. Отличительной чертой человека, в котором пробуждена Разделенная самость, является то, что он остро осознает дуализм собственной природы. Он видят, как мощно его влекут два мира, к которым он принадлежит, и понимает, что беспомощен примирить конфликт в прадедах своей собственной природы. Такое осознание подготавливает его к пробуждению его Истинной Самости.
г) Истинная Самость
Трансформация ума в душу совершается в центральной точке человеческого существа. Я называю это Истинной Самостью и приписываю ей тройственную природу, состоящую из природной самости, духовной самости и Индивидуальности. Меня привело к втому пониманию гурджиевское утверждение в книге "Всё и вся" о том, что истинный человек содержит в себе свой собственный закон тройственности (триаду). Я полагаю, что это молчаливо подразумевается в традиционном убеждении о тройственности человеческой природы, не исключающей того, что человек является индивидуумом с единой неделимой волей. Эти качества принадлежат Истинному Человеку, а не такому, кого Гурджиев называет "человеком" в кавычках, под которым я подразумеваю человека, управляемого своими низшими самостями и оторванного от своей собственной реальности.
Я помню, как меня поразило при первом чтении проповедей Майстера Экхарта 30-40 лет назад его фраза о том, что "человек должен стремиться изо всех сил стать тем, чем он реально является" Такое парадоксальное утверждение, что человек не должен быть отличит от, того, чем он действительно является, но отличаться от ложного человека, который узурпировал в нем место Истинного Человека, может быть понято, если мы схватим значение четырех самостей.
Истинная Самость должна состояться в период половой зрелости: она является вместилищем сознательного творческого действия и, следовательно, она должна пробуждаться в сексуальном акте. Это - один аспект Истинной Самости, и он дает ключ к пониманию, что подразумевается под "природной" самостью.
Высшую, или духовную, часть Истинной Самости невозможно наблюдать умом, её нельзя даже описать, поскольку она не принадлежит к миру "имени и формы" /Намарупа/. Я могу передать только мое истинное убеждение в том, что "высшая самость" - это паттерн намерения или цели, который должен руководить нашими жизнями. Под этим можно подразумевать некий план или инструкцию, разработанную для нас некоей "высшей силой" - иными словами, это нечто вроде Предназначения. Я верю в предназначение - не в предопределение, при котором нам нечего сказать, но скорее как в решение, которое мы приняли, вобрали в себя в самом акте вхождения в существования. Это так, как если бы мы пришли в эту жизнь, чтобы выполнить задачу, которую "мы" произвольно приняли на себя прежде чем войти в жизнь. "Мы" здесь не подразумеваем наш ум, который в этот момент не существует; это и не наша самость, поскольку она также не существует в этот момент; это относится к нашей воле, или нашей Индивидуальности, которая в силу некоего акта, который мы не можем представить себе ментально, приняла решение, призвавшее её к рождению в качестве человеческого существа. Из этого решения исходит высшая, или духовная, часть самости.
Я свободно допускаю, что всё это не более, чем мое личное убеждение - возможно даже, всего лишь мнение, - и его нельзя проверить никакими средствами, которые я мог бы предложить. Вы можете отказаться от моего мнения, не потеряв ценной мысли о том, что в центре нашего существа находится Истинная Самость, которую мы не знаем и которую стремимся найти. Мы можем использовать более конкретный образ высшей части Самости - как идеального Человека, которым мы надеемся стать.
Какой бы образ мы не использовали, мы должны избегать приписывания совершенства высшей Самости. Она ограничена, незавершенна и обязательно несовершенна. Более того, она не есть то же самое, что "Я" или Индивидуальность, которая относится к третьему, или среднему, члену Истинной Самости. Ключевой идеей здесь является то, что трансформированный, или совершенный, человек объединил в себе природную и духовную части Самости с помощью и благодаря своей Индивидуальности. Это и есть "Человек Души", как назвал его Майстер Экхарт, и он способен жить в мире природы так же полно и свободно, как и в мире духа.
На пути трансформации существует огромное и страшное препятствие. Это - эгоизм, узурпировавший место Индивидуальности. Здесь я ограничусь только этим замечанием, поскольку подходящим местом для рассмотрения этого вопроса будет глава об освобождении Воли[24].
Я могу сделать одно практическое предложение в связи с Истинной Самостью. Это - каждый день делать что-либо творческое: то, что является актом воли и инициативы. Если мы взглянем на свою ежедневную жизнь и дадим ей критическую оценку, то увидим, что всех нас влекут привычки и рутина - даже когда мы выполняем то, что могли бы назвать "оригинальным" трудом. Мы не замечаем, как редко и как мало мы делаем что-то, что фактически и воистину вытекает из нашего собственного спонтанного выбора. Как только мы сможем распознать, что реально подразумевается под спонтанностью, мы должны раскрывать себя такому действию по меньшей мере один раз в день.
Выполняя это, мы подходим немного ближе к тому, чем мы реально являемся. Насколько я могу судить, упражнение это не имеет болезненных последствий, если только оно не будет грубо извращено. Например, следует легко различать между спонтанным творческим действием и волей самости, которая решила поступить как ей заблагорассудится, а также самооправданием, которое ошибочно принимает своеволие за творчество. Упражнение в творческой активности требует от нас - в максимальной степени, на которую мы способны - искренности, внутренней свободы и мужества. Она призывает также к истинному акту воли, чтобы пробить "дыру" в нашей руганной деятельности и найти время для спонтанного действия. В течение многих лет я устанавливал себе цель - посвящать один час в день творческой работа. Я обнаружил, что такое требование очень трудно вьцерживать, но зато отдача большая.
Позвольте заметить здесь, что под "творческой" работой не подразумевается только работа гения. Как только мы преуспеваем в опустошении наших умов от "намерений", идеи возникают спонтанно, и мы "видим", как перед нами раскрывается возможность творчества. Полезно пытаться предоставить возгореться в нас творчеству, даже если в течение длительного времени нам это не будет удаваться[25].
Необходимо помнить, что целью всего написанного мною в этой главе является предложение способов, с помощью которых мы можем подготовить себя к трансформации, сбалансировав различные части нашей природы и устранив препятствия - или по крайней мере научившись преодолевать их.
д) РОЛИ - БЕССОЗНАТЕЛЬНЫЕ И СОЗНАТЕЛЬНЫЕ
В пределах четырех самостей, общих всем человеческим существам, каждый из нас обладает некоторым набором паттернов поведения, которые Гурджиев называл ролями. Наши роли в пределах очень узких границ определяют тот способ, которым мы реагируем и действуем во всех винах обстоятельств. Ни один человек не способен преднамеренно, только путем направления ума, вывести себя за пределы своих обычных ролей. В первом приближении это можно проверить, отметив, как часто мы репетируем в своих умах новый паттерн поведения, но фактическая ситуация отбрасывает нас назад к нашей обычной роли.
Мы говорим и действуем не так, как мы намереваемся, а так. как мы "заведены" к действию.
Этот момент настолько серьезен, что мы должны убедить себя в нем превыше всяких сомнений. Единственный путь к достижению этого - поставить себе задачу исполнять роль, совершенно чужеродную себе. Я проиллюстрирую это на примере, оставшимся для меня живым воспоминанием по прошествии почти 30 лет.
В начале войны, в 1940 году, когда путешествия были уже затруднены, мне пришлось поехать в Глазго для посещения сталелитейных заводов, изготовлявших печи для бомбоубежищ по нашему проекту. В.Р.Гордон, директор Совета по использованию угля, хороший мой друг, попросил меня посетить его оффис в Глазго, чтобы объяснить некоторые изменения, которые он желал бы внести. Я решил воспользоваться этим как возможностью "сыграть незнакомую роль", смоделировав его поведение в его учреждении по его образцу, как я часто наблюдал это. Он был простой, честный человек, обладавший большим энтузиазмом и щедростью, но склонный к громогласному высокомерию со своим штатом. Я, напротив, склонен мучаться внутренними угрызениями совести, и во всех своих делах занимаю примиряющую позицию и избегаю всяких сцен. Поднимаясь в лифте, я придал своему лицу, как мне казалось, яростное выражение, сердито прошествовал в помещение и начал задавать неуместные вопросы. Через 30 секунп я почувствовал, что почти умираю. Но я вынудил себя продолжать - и через десять минут мне пришлось отказаться от этого. Я принес извинения по телефону и прервал разговор, после чего вернулся к своему обычному паттерну поведения. В течение следующих недель я пытался несколько раз повторить эксперимент, но мне ни разу не удалось выполнить его надлежащим образом. Я был действительно потрясен этой демонстрацией собственной неспособности.
Я много раз рассказывал эту историю людям, желавшим понять проблему ролей. Но я не заметил, чтобы хотя бы один из них понял, почему я долею из этого такую "тяжелую погоду", и это послужило мне наукой в той же мере, как и собственный опыт. Мы не только не способны играть какие-либо роли, кроме приобретенных в детстве, но не можем даже видеть, что связаны по рукам и ногам нашими собственными привычками и паттернами поведения.
Психологи описывают по-разному наши обычные роли, большая часть которых формируется при наших взаимоотношениях с родителями, братьями и сестрами, и паттернами воли нашего собственного характера. На эту тему уже так много написано Фрейдом, Сигом и их последователями, что мне вовсе нет необходимости предлагать еще одну схему.
Живым и выразительным способом различения ролей будет сравнение их с животными. В силу некоторых причин, мы приписываем человеческие черты различным породам животных и уподобляем людей кошкам, лисицам, тиграм, козлам, крокодилам или гадюкам. Такое уподобление применимо к ролям не в полном смысле, но приложнмо к доминирующей черте личности. Интересное и полезное упражнение - научиться распознавать в себе и в других людях различных животных. Все упражнения этого рода учат нас, как трудно знать самих себя, и как настойчиво мы закрываем глаза на свои недостатки и противоречия.
Гурджиев объяснял это довольно просто, и его объяснение согласуется с выводами аналитической психологии, но намного более образно.
Он сказал, что видеть свои противоречия нам мешают "буферы", формирующиеся в уме во время подготовительного возраста - до 18 или 20 лет - и являющиеся результатом инстинктивного импульса избегать болезненных и неприятных переживаний. Эти буферы являются барьерами для вещества души. препятствуя коммуникации между различными частями личности, которая в силу этого становится не единой, но множественной. Вместо вполне определенных самостей, работающих каждая на собственном уровне, мы имеем ряд отдельных личностей. В крайних случаях буферы могут быть настолько непроницаемы, что личности изолируются одна от другой, в результате чего возникает явление, известное как шизофрения.
Часто говорят, что одной из конкретных целей терапевтической психологии является создание интегрированных личностей. Однако редко случается, чтобы аналитические методы приводили к достижению постоянно интегрированного семейства самостей, и причина кроется в том, что буферы обычно слишком "тверды", чтобы быть растворенными с помощью анализа. Интенсивные методы, при которых личность подвергается лечению шоком, могут разрушить буферы, но если отсутствует трансформация Семейства самостей, то в высшей степени невероятно, чтобы из разрозненных фрагментов образовалась интегрированная личность.
Умеренное буферирование различных центральных областей личности создает стабильные паттерна поведения и то, что мы называем "нормальными" людьми. Они действительно нормальны в пределах социального окружения, создавшего конкретный "комплекс буферов", но они быстро утрачивают свою силу, будучи перенесенными в другую среду.
Поскольку буферы представляют собой такую большую важность, приведу несколько иллюстраций. Буферы являются реакцией вещества души человека на табу общества, в котором развивается личность. В нашем современном обществе много табу на поведение. Социально не принято неправильно вести себя и совершать ошибки - это табу, за исключением случаев, когда это совершается по принуждению. Социально неприемлемо, чтобы было видно, как мы нарушаем правила клана или касты, к которой принадлежим. Следовательно, существует табу: "тебе не следует быть обнаруженным".
Табу воздействует на каждого ребенка в социальном окружении, заставляя скрывать свои дефекты и ошибки; в случае же "обнаруженноcти" принято оправдываться и объясняться. Поскольку в действительности мы все знаем, что совершаем ошибки и не всегда хотим првдерживаться правил, мы оказываемся в состоянии самопротиворечивости, которую было бы трудно переносить, если бы мы всегда сознавали её. Поэтому мы начинаем прятать правду от самих себя - и даже более упорно, чем скрываем её от других. Это делается бессознательно - и начинается это в раннем детстве, - и очень напоминает мозоль, образующийся для защиты поврежденной ткани.
Буферы, облегчающие жизнь и помогающие нам переносить маленький дискомфорт противоречий Реагирующей самости, являются пропятст'вием к пробуждению Истинной самости. Исключать буферы следует с большим благоразумием. В течение ряда лет я наблюдал результаты различного рода шоковой обработки, и у меня сложилось впечатление, что все они слишком рискованны. Можно не только нанести серьезный вред личности, но буферы, разрушенные под влиянием мощного силового воздействия, обычно вскоре замещаются другими буферами, которые могут быть менее полезны социально, а также становятся помехой в психологическом развитии.
Буфер фарисейства: "Слава Богу, я не такой, как другие", - имеет много разновидностей. Он может появиться и у тех, кто находится на пути трансформации и закрывает глаза на собственные дефекты. Другим буфером является "лойяльность" - человек может гордиться своей терпимостью и широтой ума и все же в некоторых обстоятельствах вести себя с узким фанатизмом. Когда ему бросят вызов, он будет отрицать собственную нетерпимость и утверждать, что гордится своей лойяльностью, которая вынуждает его давать отпор врагам дела, которому он предан. Этот вид буфера может развиться очень быстро и почти до патологической степени в людях, подвергшихся шоковой обработке.
Полезным упражнением будет наблюдать буферы в людях, которых мы знаем, как я сделал это выше. После этого нам следует обратиться к тому, чтобы объективно наблюдать свое собственное поведение и попытаться распознать по меньшей мере один такой буфер в самих себе. В такой момент мы должны спросить самих себя, хотим мы или нет искренне освободиться от этого буфера. Одна часть нашей личности без колебаний скажет: "Да, я хочу встать лицом к лицу с этим противоречием и научиться жить с ним", - но другая часть даже не будет знать, что было произведено наблодение. Следовательно, мы должны найти способ призвать все свое внимание к "буферной части". Это можно сделать, написав название буфера на листке бумаги и постараться, чтобы он попадался на глаза в разных ситуациях. Например, если мы видим, что у нас есть буфер "лойяльности", нужно устроить так, чтобы нам напоминали об этом в моменты, когда мы "вьполняем свой долг".
Иногда нас неприятно поражает абсурдность незамеченных противоречий. С неожиданным шоком мы вдруг видим, что поступаем таким образом, который нам самим совершенно нетерпим и не подходит к нашему хорошему мнению о самих себе. Сила, порождаемая такими непроизвольными шоками, должна быть обращена на хорошую оценку или мнение. Мы даже можем попросить кого-нибудь из близких: жену, мужа, родителей, брата, сестру или близкого - напоминать нам, когда они будут видеть, что мы ведем себя в соответствии с "буферированным" паттерном. Мы можем обещать им не реагировать на это с неприязнью - тем не менее мы будем делать так, но обещание помажет дать нашему другу уверенность в том, что мы знаем, о чем просим; и нам следует напоминать самим себе, что нашей целью является достижение свободы.
Свобода несравнимо более ценная вещь, чем хорошее мнение других или наше собственное высокое самоуважение. Только великое стремление и томление по внутренней свободе поможет нам вынести страдания, неизбежные при удалении буферов.
"Когда в человека входит малейшая крупица истины, он не может больше делать ничего другого, как только повиноваться".
("Драматическая Вселенная", том Третий)
Об авторе
Джон Годолфин Беннетт - математик, длительно работавший в качестве директора отдела промышленных исследований; диапазон его опубликованных научных работ простирается от математической физики до переработки и использования угля. В первый период своей жизни он сочетал свою научную карьеру с исследованием языков и религий Азии и провел обширные путешествия по азиатским странам, встречаясь и изучая духовных лидеров. Позднее он отказался от чисто научной работы, <