Неспособность или нежелание принести в жертву то, что становится препятствием.

Это может охватывать широкий диапазон: от жертвы материальными предметами до тончайших жертв самоволия и самолюбия. Если развитие на первой стадии проходило нормально, искатель уже приобрел достаточный инсайт в свою собственную природу и слабости, чтобы признавать свои привязанности и понимать, почему требуется жертва. Трудность подобного рода возникает, когда искатель нашел путь, который правилен для него, и перед ним встает возможность выковывания связи учитель-ученик, но он всё же не в состоянии сделать самый первый шаг, который позволит учителю помочь ему. Учитель часто вынужден предъявлять "неразумные требования" или проявлять кажущуюся потерю интереса к ученику. Разочарование и негодование могут ослепить искателя, и он не увидит лежащей перед ним возможности.

Для такого перевернутого с ног на голову пути трансформации характерно, что когда искатель готов порицать себя и чувствует себя обязанным, несмотря на спад, настойчиво продвигаться, он, вероятно, продвинется в новое окружение; в то же время, когда он чувствует, что порицание исходит со стороны учителя и что его самого неправильно понимают, скорее всего, он должен принести в жертву собственные чувства и подчинить себя безоговорочно тому, что требуется от него.

Четвертая стация, я полагаю, знаменуется главным образом типом помощи, которую может получить искатель.

Для понимания этого мы должны возвратиться к понятию Источника. Энергия может течь из Источника, но она должна иметь канал, иначе она будет рассеиваться и теряться. Каналами для психических энергий являются люди. Таких людей правильно называют Посвященными. Это не обязательно совершенные мужчины или женщины, и они могут ошибаться и даже сбиваться с пути. Но поскольку они сделали возможным, чтобы в них происходило специфическое действие, они становятся каналами трансмиссии высших энергий, которые могут помочь трансформации других.

Существуют десятки вариаций работы таких каналов трансмиссии. Я сталкивался с несколькими, и все они были различны. Это - одна из характеристик четвертой стадии: нет больше стереотипного распознаваемого паттерна. Всё упорядочено на основе красоты и эффективно - и в то же время специфично для конкретного времени, места и обстоятельств. Когда последние изменяются, паттерн растворяется.

Приведу безобидный пример. Однажды, во время путешествия по северно-западной Персии, мы встретили суфийскую общину Джелальского Ордена, главный центр которой располагался в Туркестане. Нас встретили приветливо, и было несомненно, что члены общины обладают подлинным качеством "канальной" трансмиссии и заняты решением специфической задачи. Обстоятельства не позволили нам остаться достаточно долго, чтобы установить истинный контакт; воль в последующие годы некоторые мои друзья, которым я рассказал об этой встрече, пытались найти их - но они исчезли без следа. Позднее я слышал, что они были связаны с очень широко распространенным на Среднем Востоке братством, которым я совершенно неожиданно заинтересовался и от которого получил очень ценную помощь.

Одним из выводов этого рассказа может быть следующее: подобные возможности наличествуют в конкретном времени и месте и их нужно принимать особым образом. Как только момент прошел - дверь закрылась или, точнее, момент прекратил существовать. Второй вывод заключается в том, что для распознавания такой возможности человек должен достичь стадии собственного пробуждения, на которой может быть дана помощь. Это - не теоретические или абстрактные принципы; я много раз видел, как люди подходят совсем близко к этой удивительной ступени и все-таки упускают свой шанс. Часто эти же самые люди убеждены, что они готовы принести "разумную жертву", чтобы сделать истинный шаг вперед, и все же не смогли увидеть, что то, что требовалось от них, было не только разумным, но и очевидно необходимым для их собственного блага.

Я не хочу этим сказать, что требования, предъявляемые к нам в момент, когда мы вступаем на четвертую стацию, можно легко предвидеть или подготовиться к ним. Напротив, они всегда неожиданны и даже противоположны тему, искать которые нас учили. В главе второй я упоминал Закон Риска. Наше обычное "понимание" воспринимает риск как нечто, чего следует избегать предосторожностью и предвидением. В действительности же риск преодолевается только тем, что ты идешь на еще большие риски. Помощь редко заключается в том, чтобы облегчать вещи, но, скорее всего - в создании трудностей, кажущихся беспричинными и даже абсурдными. Мы опираемся на костыль, а его у нас отнимают, чтобы заставить нас идти самостоятельно. Мы вкладываем в человека всё свое доверие, а он предает нас тем, что учит нас доверять самим себе. Мы "испытали и установили для самих себя", что некоторый метод или техника надежна и помогает нам прогрессировать - и вдруг нам говорят, что это препятствие, которое нужно отбросить. Если в каждой из этих ситуаций мы сможем найти в себе силы для правильной реакции, то обнаруживаем, что "неразумное" требование было как раз тем правильным способом, который и дал нам помощь.

Нетрудно увидеть, что так срабатывает Закон Риска. Только взаимодействие конфликтующих процессов может разрушить порочный круг повторения того, что не служит более никакой цели.

На четвертой стадии, всё ново, и репетиции невозможны, а "создание условий" - это особое искусство, которым никто не может овладеть без помощи очень высокой энергии.

Я не буду описывать никакую другую стадию, поскольку как только завершена четвертая стадия, процесс полностью индивидуализируется, и общее объяснение не имеет никакой значимости.

Мне очень повезло в том, что я встретил нескольких мужчин и женщин, прошедших за пределы четвертой стации трансформации, и я лично убавился в том, что все они совершенно непохожи друг на друга. Обычные люди более или менее похожи. Даже те, кто достиг четвертой стадии, подпадают под отчетливые категории, или типы, которые - хотя они и малочисленны - допускают некоторую степень обобщения. По этой причине "школы" четвертой ступени отбирают учеников так, чтобы получилось наиболее эффективное сочетание типов.

Выше этой стадии никакие правила неприменимы. Чем дальше продвигается человек по пути совершенствования, тем более он становится самим собой - уникальным и индивидуальным. У него есть задача, которую может выполнить только он, и только он обладает необходимыми качествами для её свершения. Если такие люди становятся Святыми или Мудрецами, их уникальность не замечается людьми, и их часто вспоминают как идеализированные образы, соответствующие паттернам /образцам/, которые люди способны распознавать и стремиться к ним. Только люди, близкие к ним, могут знать, кем они в действительности были.

РУКОВОДСТВО И ПРОГРЕСС

Все мы хотим так или иначе улучшить себя: даже если это "улучшение" не поднимается до трансформации, как я описал её. Следовательно, всем нам нужно знание и, возможно, помощь и совет. Мы можем научиться получить знание из книг или из лекций, но когда дело доходит до помощи и руководства, нам нужна фактическая личность. Какого типа личность может быть "экспертом" в том, что мы хотим познать, и как нам искать его? Среди профессиональных психологов, а также среди теологов и философов, возможны различные стадии "специализации", но я предполагаю, что мы ищем нечто такое, что не может обеспечить ни один из них. Нам нужен специалист по методам саморазвития, или трансформации. Если бы мы жили на Востоке, ми могли бы найти индусского гуру, мусульманского шейха, буддийского бхикку; но мы уже знаем, что большинство из них имеет ограниченную программу и выполняют почти такие же функции, как приходские священники прежних веков в Европе. Некоторые из них прибывает на Запад с репутацией святости, мудрости или магических способностей, и они находят соответствующих последователей, - но как мы можем знать, дадут ли они нам то, в чем мы нуждаемся? А в чем мы нуждаемся?

Предположим, мы прочитали несколько книг и достаточно заинтересовались, чтобы испытать описываемый метод, или практиковать некую форму медитации, рекомендованную в одной из этих книг. Это почти наверняка приведет нас к осознанию того, что чего-то недостает. Мы взяли вдохновляющий старт - и затем вдруг застопорили. Будучи автором нескольких книг по этим предметам, и будучи известен как "ученик Гурджиева", или как "член Субуда", или как "преданный ученик Шивапури Баба", или как "последователь суфизма", - я получаю письма из всех стран мира от людей, которые большей частью хотят, чтобы я рассказал им, как найти учителя или как вступить на один из путей. В своем роде эта книга и есть ответ на подобные письма, или на те, которые никогда не были написаны.

Первый совет, который я дал бы каждому, - это спросить себя, чего он действительно хочет. Если он хочет, чтобы кто-то другой принимал за него решение, и освободить себя от ответственности, - он должен искать профессионала в таких делах - психолога или духовника - в соответствии со своим предпочтением к научному или религиозному совету. Будет неразумно пойти к неквалифицированному человеку, не соблюдающему кодекс поведения, налагаемого на него профессиональным институтом или церковью. Имеется слишком много мужчин и женщин, не имеющих фактического опыта и понимания серьезной ответственности принятия решения за других. Истинный учитель или духовный руководитель стремится помочь другим научиться понимать и принимать свои собственные решения и ответственность за себя.

Если предполагаемый "учитель" заявляет, что он представляет традицию или доктрину, тогда это следует изучить. Если он освобождает ученика от ответственности и требует слепого принятия или веры в личность, тогда я очень настоятельно порекомендовал бы искателю быть осторожным. Только сильные люди с хорошо развитым чувством различения могут пойти на риск такого рода. Помните, что вы все еще на первой ступени: вы не имеете еще достаточного опыта, чтобы ввериться кому-нибудь. Вы не знаете ни себя, ни своих истинных нужд, и в вас очень мало того, что руководило бы вами в решении вопроса: может ли помочь вам конкретный человек или группа людей. Если вы будете пытаться что-либо делать, дайте себе обещание, что это будет длиться не более шести месяцев - это срок, достаточный для того, чтобы у вас сформировалось некоторое мнение. Может случиться, что для вас потребуется период апробации. Не выказывайте к этому неприязни: наоборот, приветствуйте это как средство нахождения всего, что вам доступно, без "отдачи" себя кому-то. Не упускайте момент. Я часто видел, как люди рассматривают период апробации как потерю времени, не думая о том, что они вступают на путь "старта" раньше, чем кончается их период апробации.

Даже если и не требуется период апробации, искатель сам должен зафиксировать его, - я предлагаю шесть месяцев. Имеется основательная причина для точного установления ограниченного периода времени для любой операции; она связана с Законом Риска. Любой "безвременной" процесс потеряет направление, если только не будет сознательно отрегулирован. Точно очерченный период гарантирует введение независимого фактора: свежего решения, - и оно должно быть, по мере всех ваших сил, истинным решением. Вы должны понять, что вы свободны и делаете свободный выбор. Если вы решаете отказаться от "отдачи", порвите начисто и попытайтесь еще где-то: опыт имеет большую ценность.

Серьезность таких свободных актов выбора все еще недооценивается в нашем современном мире, потому что мы живем в атмосфере условностей, и сама цель существования нашего общества выглядит как стремление снять с людей ответственность за их собственные поступки и жизнь. Путь трансформации должен быть полной противоположностью этого. Куда бы он ни привел нас, он должен сделать нас свободными ответственными индивидуумами, способными направлять собственную жизнь в соответствии с величайшим объективным благом.

Когда наступит момент отдачи себя - все еще временного и ограниченного во времени - и мы намереваемся принять какую-нибудь личность или группу людей в качестве наших руководителей: чего мы должны искать? Мы не должны ожидать совершенного человека, полностью просветленного и абсолютно незаинтересованного. У некоторых людей намного более серьезные задачи, чем обучение новичков. Кроме того, в соответствии с моим убеждением, даже самый высокий и совершенный Руководитель или Учитель подвержен ошибкам: вся существующая Вселенная насквозь пронизана риском и неуверенностью.

Мы должны твердо придерживаться этого принципа, иначе мы столкнемся с неприятностью того рода, что мы ожидаем от человека - который может даже явно превосходить всех в мудрости, силах и доброте - той степени непогрешимости суждений и действий, которые противоречат универсальному Закону Риска. Иными словами, мы должны помнить - любой ценой! - что необходимо допущение ошибок и недостатков, которые мы, конечно же, найдем в наших Учителях.

Возможно, это противоречит принципу, по которому нужно вверяться своему учителю и быть готовым делать всё, что он потребует. Этот принцип связан с жертвой и помощью: это не универсальный закон. Мы должны пожертвовать своей само-волей и научиться "позволять себе принимать помощь". Мы должны делать это безоговорочно - и все же с открытыми глазами.

На второй ступени можно удовлетвориться, если мы изучаем методы, полезные для нас, и находимся в обстоятельствах, помогающих нам узнать больше о нас самих. Даже если для этого потребуется степень отдачи, которую нелегко принять. Ми слишком привыкли позволять себе лишь оттолкнуться от обычного круга и все же никогда не решиться добровольно подчиниться дисциплине ради приобретения силы /духовной/.

Очень важно помнить, что время отмерено. Вторая ступень не должна длиться долго. Очень многие люди довольствуются тем, что продолжают изучать одно и то же или пользуются одними и теми же техниками еще долгое время после того, как они достигли своей цели. По-моему, три года - это самый длительный срок, который можно позволить себе на эту ступень. Если мы находим, что не подошли к какому-нибудь очень специфическому и персональному действию в этот период, - значит, что-то не так. Либо мы были слишком пассивны, либо нам не подходит окружение - оно может быть очень приятным и вдохновлявшим, у нас могут быть хорошие друзья и может появиться чувство, что мы делаем полезную работу, - но ничто из этого не приведет нас на третью ступень, пока не будут безошибочно работать четыре фактора: обучение, борьба, жертва и помощь.

К сожалению, мы редко способны найти в нужный момент правильные условия, чтобы сделать шаг вперед. Возможно, нас принуждают ждать, - но мы не должны застаиваться. Ответственность за это лежит на нас, и не на ком более. Мы не можем ожидать ни от учителя, ни от группы того, что не входит в их компетенцию. Они, возможно, искренне полагают, что передаваемые ими методы обеспечат всё, что требуется, и всё-таки все может двигаться по кругу, никуда не приводя. Я так часто наблюдал это, что могу писать об этом с полным основанием. Иллюзия прогресса создается реальностью борьбы. Ученика заставляют упорно работать над выполнением неразрешимых задач, и он может чувствовать удовлетворение вследствие того, что в эту борьбу вовлечена сознательная энергия.

Другой тип самообмана происходит от обучения. Существуют группы, которые посвящают себя изучению эзотерических вопросов, черпающих из почти безграничных источников различных традиций. Такие изучения полезны только в той степени, что они открывают каналы ума и дают возможность развить новые формы коммуникации. Если это не будет схвачено /понято/, изучение становится самоцелью, и все вовлеченные в этот процесс ходят по кругу, никуда не приходя, и все же убеждены в том, что такое обучение дает им силу.

Третья ловушка связана с посвящением. В настоящее время в мире существует много групп и братств, владеющих секретами некоторой формы посвящения, то есть передачи помощи через контакт, иди некую церемонию или ритуал. Одна из таких форм посвящения, как у Субуда, - это контакт с одной из универсальных энергий. Другая - подобно движению Духовного Возрождения - может использовать специальные мантры или фразы для повторения. Я имею в виду только те действия, которые я считаю совершенно искренними и благотворными, но не какие-то сомнительные магические посвящения, связанные с тайной и часто - с сексуальным контактом. Истинные системы посвящения обязательно ограничены в масштабе. Сами по себе они не передают знания и не обеспечивают организацию борьбы. Часто они отрицают саму идею жертвы, как ненужную для тех, кто получил посвящение. Результатом будет опять то, что действие начнет повторяться, создавая иллюзию прогресса, поскольку те, кто практикует его, в самом деле чувствует себя лучше, наблюдая укрепление здоровья, эмоциональную стабильность и устранение недостатков. Чего при этом не замечают, так это того, что нет истинной трансформации, за исключением очень немногих, которые находят способ сочетать борьбу и жертву в пределах конкретного посвящения, которое они выбрали.

Наконец, существуют движения, основанные почти исключительно на жертве. Лидер одного из них, например, заявляет, что он является воплощением Божества, и требует от своих последователей безраздельной жертвы всем, чем они обладают, и полной преданности своей личности. Это может там поглотить последователей, что они не замечает своей полной зависимости от связи с Мастером, и, поскольку она не может прогрессировать, они тоже не прогрессируют.

Дело в том, что эти движения, в самом деле, могут быть благотворными и уважаемыми, их методы и техники - искренними и эффективными; каждое из таких движений привлекает определенные типы людей, отвечающих на этот конкретный аспект. Но беда в том, что они имеют тенденцию фиксировать людей в их собственных характеристиках и не помогают им освободиться от самих себя. В течение некоторого времени они полезны - вот почему я предложил ограниченное время сроком в три года. Происходит чудовищное растрачивание потенциала, поскольку десятки тысяч превосходных людей - мужчин и женщин во всем мире - привязываются к группам и движениям, от которых вначале получают истинную пользу, но продолжают, вследствие неправильно понятой лояльности или просто незнания законов трансформации, следовать этим движениям еще годы после того, как процесс трансформации пришел к остановке.

Очевидно, что требуется особый тип специального знания и мастерства для того, чтобы стал возможен переход от одной ступени к другой. Руководитель, который может создать ситуацию, необходимую для персональной трансформации четвертой ступени, должен быть в целом более многосторонним человеком, чем Учитель, который может создать условия для третьей ступени. В определенном смысле, спрос рождает предложение. Бывают такие времена - а настоящее время как раз такое время, - когда мир нуждается в большем числе трансформированных людей, чем обычно, и тогда посылаются Руководители, или "Высшие Учителя" из центров, которые готовят их. Но должна существовать также и потребность со стороны тех, кто способен принять помощь. Не Руководитель должен убеждать людей, что они нуждаются в нем: они должны открыть это сами. Только таким образом они могут стать готовыми принять "передачу", требуемую на четвертой и более высших ступенях.

До сих пор я ссылался только на учителей и руководителей, которые непосредственно заняты в передаче учения и помощи. Существуют еще те, кого я назвал бы "духовными Наставниками", которые не обучают, не организуют группы и не руководят движениями. Это - мудрые, опытные и святые люди, являющиеся каналами для передачи Объединяющей Энергии (Е2), и поэтому они могут творить очень много добра в мире, причем их истинная сущность обычно не распознается. Я встречал двух или трех таких людей в моей жизни, и я им обязан невероятно многим. И все же я никогда не был связан с ними, как связан ученик с учителем, а также не "принадлежал" к духовному ордену, членами которого они были.

В поисках паттерна наших жизней мы должны учитывать крайнюю сложность невидимого общества трансформированных людей и людей в процессе трансформации. Я назвал их Психотелеологической и Психокинетической группами[17]. Есть много хороших и официально признанных путей, и все они формируют часть этой сложной структуры. Часто члены и даже лидеры различных групп не осознают, как все они необходимы, и возникает глупое соревнование и зависть, которые являются одной из причин растрачиваемых попусту усилий. В действительности, напряжения и конфликты - необходимые средства преодоления Закона Риска. Всё, что слишком хорошо и тщательно организовано, сеет семена собственной деструкции /распада/. Существует очень высокая мудрость, знающая, как использовать хаос для созидания и как вывести гармонию из конфликта. Мы тщательно должны предостерегать самих себя и не осуждать то, чего не в состоянии понять.

Чем дальше мы продвигаемся по пути трансформации, тем более очевидным становится, что наша хилая мудрость и наша современная наука слишком далеки от того, чтобы быть в состоянии понять, каким образом направляется человеческая история. Тем не менее, все мы имеем в ней место, и мы не можем быть удовлетворены до тех пор, пока не найдем это место - и пока не узнаем, что нашли его.

"Однажды вечером майор Пиндер, бывший офицер Британской армии, который встречался с Гурджиевым в Тифлисе в 1919 году и, хорошо зная русский, выступал в качестве его переводчика, объявил, что должна состояться лекция. Мы все пошли, как обычно, в Учебный Зал, но вместо выполнения упражнений расселись в ожидании по всему залу на своих подушечках. Время шло: 10 часов, 11 часов, полночь... Наконец, прибыл Гурджиев - очевидно, только что из Парижа - в сопровождении мадам Островской, мадам Успенской и майора Пиндера. Он стоял и смотрел на нас довольно долгое время, а затем сказал по-английски:

"Терпение - мать воли. Если у вас нет матери, как бы вы могли родиться?" И затем он вышел из зала."

("СВИДЕТЕЛЬ")

Глава 5

ТЕЛО И ЕГО ПОТРЕБНОСТИ

ПРАВИЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ТЕЛУ

Мы можем сделать значительный шаг вперед в направлении цели нашего существования - рисуется ли это нам в виде совершенства, свободы, продолжительного счастья или исполнения своей судьбы, - если мы установим раз и навсегда правильное отношение к физическому телу. Мы должны рассматривать его как инструмент для использования, как животное для тренировки, как раба, которому нужно приказывать, - и все же относиться к нему с должным уважением к его правам и достоинству. Если мы еще не выработали такого отношения, мы должны упражнениями развить его в себе, пока оно не установится:

"Это тело не есть "Я".

"Это не есть моя самость".

"Это вещь, которая может дегенерировать, если о ней не заботиться".

"Это животное, которое не будет подчиняться, если оно не приучено к дисциплине".

"Оно мое на очень короткое время, и в течение этого времени я должен использовать его максимальным образом".

"В любое время и во всем оно должно подчиняться мне, Я могу быть и стану его хозяином".

Медитируя на таких понятиях, мы устанавливаем правильное ментальное отношение, но связь между умом и телом должна быть сплавлена дисциплиной.

Полезно приучить свое тело к тяжелому физическому труду. Мы должны стремиться выработать богатый набор телесных навыков (ремесел).

Мы должны наблюдать слабости тела. Один человек спит слишком много, другой переедает, третий боится физической боли. Эти трудности должны быть преодолены. Если, к нашему несчастью, мы не научились подчинять дисциплине свое тело в юности, не следует думать, что это слишком поздно - мы должны начинать там, где мы можем. Возможности придут: через болезни и несчастные случаи мы можем узнать, что физическую боль можно использовать для самоуправления. Мы можем настроить себя на преодоление бесполезных или вредных физических привычек.

Если я находил, что какая-то вредная привычка привязывается ко мне, я немедленно настраивал себя, чтобы покончить с ней, и я в высшей степени уверен, что эта практика принесла мне здоровье и счастье, а также самое ценное - свободу. Возможно, что если бы я дисциплинировал свое тело более чем я это сделал, я выиграл бы еще больше; и, оглядываясь назад, я вижу, что во время периодов самооправдания в вопросах тела я терял почву, и мне приходилось платить за это.

Может показаться, что я защищаю суровый аскетизм. Но я сам прожил свою жизнь не так и не вижу причины рекомендовать аскетизм кому-либо, кто не чувствует себя убежденным, что это правильно и необходимо для него. Наше тело следует рассматривать как слугу, которого мы любим и которому доверяем. Мы можем и должны откликаться на его нужды и время от времени прощать ему то, чем оно радуется. Но раз и навсегда необходимо установить взаимоотношение слуги и хозяина.

Нисколько не трудно поддерживать правильное отношение к собственному телу, как только ты открыл "вкус" его. Оно имеет некоторые определенно удивительные характеристики. Нет необходимости бороться с разумным, хорошо дисциплинированным телом – оно будет делать то, что требуется от него, и даже раньше, чем мы осознаем, что это требуется. Это происходит оттого, что восприятие тела намного быстрее восприятия ума. Например, я могу почувствовать лень и, вместо того, чтобы делать необходимую работу, качая читать. Но в следующий же момент я замечаю, что мое тело встает и делает то что требуется, хотя мой ум все еще в своей дневной полудреме.

РЕЛАКСАЦИЯ

Хотя релаксация является действием физического тела, - это техника с самыми неограниченными возможностями. По Гурджиеву, имеется семь ступеней релаксации, начиная с "пусть уходят" напряжение мышц произвольных движений, и идти все глубже и глубже, отбрасывая, нервы, чувства, мысли, желания - до кульминации в окончательном и безвозвратном отбрасывании своей самости. В этой главе я не буду выходить за пределы упражнений, производящих глубокую релаксацию тела, и допускающих свободный поток психических энергий.

Релаксированного состояния можно легко добиться тяжелым физическим трудом, искусным массажем, баней-сауной и т.п. средствами. Все они полезны, но не производят той глубокой релаксации, которую мы ищем. Для этого мы должны научиться добиваться прямой связи между нашей волей и той частью тела, которую мы хотим релаксировать. Я обычно называл это просто "работой со вниманием", но с некоторых пор я открыл, что эта работа гораздо интереснее и важнее.

Я уже объяснял, что сознательная энергия может быть прямо связана с нашей волей - то есть с нашим "Я". Эта энергия обладает властью над сенситивной энергией и её можно заставить управлять состояниями тела. Таким образом, научиться релаксироваться - это значит - проделать первый шаг в сторону произвольного контроля над физиологическими и психологическими процессами, которые обычно считаются находящимися за пределами способности нашей воли. Обычно мы удовлетворяемся тем, что полагаемся на установившиеся рефлексы и натренированные реакции, так что если и говорю: "сейчас я подниму свою руку и снова опущу её", - требуемое действие происходит, но не под непосредственным контролем моей воли.

Хорошо известно, что йоги и "святые люди" Востока могут приобретать способность останавливать свое дыхание или пульс, концентрировать кровь в данном участке тела, а также вызывать его увеличение, разбухание и многие другие сверхъестественные эффекты. Всё это достигается познаванием того, как использовать сознательную энергию в описанном мною смысле. Такие психические трюки не представляют для нас особого интереса; но глубокая релаксация нас определенно интересует, поскольку это путь для управления состояниями и он необходим нам для того, чтобы продуцировать эти состояния в случае необходимости.

Существует несколько способов для вызывания глубокой релаксации с помощью сознательной энергии. Ниже я опишу один из них, хорошо срабатывающий для большинства людей.

Начните с того, что сядьте в удобную позу, причем спина должна быть прямой и вертикальной, насколько это возможно для вас без напряжения. Можно поддерживать спину в основании позвоночного столба. Убедитесь в том, что голова свободно уравновешена на плечах и нет никаких видимых напряжений. Теперь осознайте свои глаза, как если бы "вы" вошли в них и испытали ощущение присутствия в собственных глазах. Теперь можно релаксировать глаза и все мышцы, окружающие их. Глаза не закрывайте, иначе вы заснете, как только глубоко релаксируетесь. Но вы должны смотреть, не фокусируясь ни на одном предмете. Чтобы избежать напряжений, опустите взгляд, но не закрывайте век. Продвигайте свое осознание по всему лицу, касаясь внутренности рта, гортани, и последовательно пожелайте расслабить каждую часть; переходите от гортани к задней части шеи - там вы должны почувствовать свое присутствие в мышцах шеи - и двигайте ваше осознание вниз по правой руке, проникая в мышцы по мере продвижения осознания до кончиков пальцев. Проделайте то же самое с левым плечом и рукой. Затем возвратитесь к гортани и направьте свое осознание через грудную клетку вниз к диафрагме. Здесь наступает знакомое нам "осознание пупка", к которому часто относятся шутливо. Но это вовсе не комично, поскольку именно в этой области концентрация вегетативной энергии должна быть релаксирована. Необходимо посвятить несколько минут, релаксируя бровные мышцы и достигая глубокого ритмического дыхания. Затем осознание снова должно быть направлено на правое бедро и вниз по правой ноге. Это необходимо делать достаточно медленно для того, чтобы была уверенность, что между "вами" и "вашей ногой" установился истинный контакт. То же повторить для левой стороны.

Как только расслабление закончено, должно наступить общее ощущение "массы тела" и связи с ним осознания вашего "присутствия внутри" тела.

Затем повторить всё упражнение, но с решимостью проникнуть глубже - в нервы и кровеносные сосуды. Это вызывает ощущение вибрации или покалывания, затем наступает чувство "целостности" тела. Упражнение повторяется до тех пор, пока вы способны удержаться от впадения в сон и не теряете нити происходящего. Это нелегко и, возможно, потребуется делать упражнение 20 или 30 раз, прежде чем вы почувствуете наверняка, что означает "контакт с телом". Это упражнение можно проделывать только один раз в день. Как только научитесь ему, время на него можно сократить.

Существует множество вариантов упражнения на релаксацию. Но я абсолютно уверен, что все они основаны на концентрации сознательной энергии. Этого невозможно добиться только усилием: наоборот, любой вид силы делает релаксацию почти невозможной. Это дело только мастерства, и такое мастерство есть особый вид борьбы: это тяжелая работа - действительно, очень тяжелая, если проходить вглубь, - и все же её нельзя делать принудительно. Любое принуждение обязательно вызовет напряжение и уничтожит цель. Это иллюстрирует необходимость понимания: чем это мы занимаемся?

Целью релаксации является допустить свободный поток жизненных и психических энергий. Глубокая релаксация идет дальше и позволяет срабатывать в вас творческой энергии, организовывать ум и трансформировать его в душу. Мы не можем завершить нашу трансформацию с помощью энергий, находящихся более или менее под контролем ума, и поэтому мы должны допустить, чтобы работа происходила внутри нас. Люди, занимающиеся глубокой релаксацией - называемой иногда глубокой медитацией, начинают осознавать эту работу и научаются сотрудничать, /кооперироваться/ с ней.

ДИЕТА И ПОСТ

На состояние сенситивной /чувствительной/ энергии, конечно, оказывает влияние то, что мы едим и как мы едим. Умеренность в еде, несомненно, мудрое правило. Западный обычай - скудная каждодневная пища и наслаждение ею по значительным случаям – следует предпочесть легкому, но постоянному перееданию.

Я не очень верю в ценность специальных диет. Примерно 30 лет назад я принял на год вегетарианскую диету. В результате, насколько я могу судить, я стал слабым и больным, и я выздоровел полностью, только вновь возвратившись к мясу. И все же я полагаю, что мясо нужно есть в скудном количестве, чтобы поддерживать хорошее здоровье и осуществлять контроль над психическими энергиями. Избыточное потребление вина и крепких алкогольных напитков - очевидный вред. Я жил в мусульманских общинах, где никогда не видел алкогольных напитков, и чувствовал себя очень хорошо. Тем не менее, я должен сказать, что я не стал бы следовать образу жизни, запрещающему алкоголь вообще. Я был даже ошеломлен, когда встретился с замечательной старшей дочерью Пак Субуха, Роханавати, в Афинах в I960 году, и она посоветовала мне бросить пить, поскольку это сократит мою жизнь.

Здесь надо понять следующее; даже малейшее количество алкоголя нарушает баланс нервной системы. С Гурджиевым мы выпивали очень много, когда он требовал делать так: но это была очень особая ситуация. Длительные приемы пиши у него, чему предшествовал час или более чтения вслух, в переполненной комнате и душной атмосфере, не способствовали обострению внимания. Все это усугублялось тем, что приходилось пить армяньяк или водку при каждом тосте "за идиотов", которые неизменно предлагались Гурджиевым. Гурджиев снова и снова рассказывал огни и те же истории, и он доводил новичков до белого каления своим странным поведением. И все же в любой момент, не изменяя ни голоса, ни манеры, он мог рассказать нам нечто, из чего мы не пропускали ни слова, и излагал это так, что понять его можно было только в данный конкретный момент. Для того, чтобы не упустить такого шанса, мы должны были предпринимать сверхчеловеческие усилия, чтобы удержать внимание заостренным, и спустя некоторое время мы понимали, что алкоголь играл необходимую роль в этом эксперименте. Эффект в том, что он открывает каналы, обычно загроможденные, и способствует тому, чтобы "сущность" взяла верх над личностью. Очевидно, что алкоголь, используемый таким образом, являлся мощным средством самопознания и самоизменения. Он производит подобные же результаты, если употреблять его неразборчиво, но тогда мы не знаем, как извлечь пользу из этих результатов. Следовательно, мы не можем сказать, хорош или плох алкоголь, пока не выясним, чего мы хотим от него.

Другое средство открыть каналы ума - сократить телесную активность постом. Существует несколько видов поста. Старый христианский обычай, - воздерживаться от мяса и еды по пятницам - не более чем рудимент иудейской дисциплины и воспоминание о жертве в Великую Пятницу. Мусульманский пост в Месяц Рамадана состоит в воздержании от всей пищи и в приеме питья с восхода и до захода солнца. При этом провозглашается цель - дать всем верующим испытывать чувство голода, чтобы они могли чувствовать сострадание к тем, кто голодает из-за недостатка средств.

Продолжительный пост имеет другой эффект - он очищает кровь и регенерирует психику очень примечательным способом. Я экспериментировал до некоторой степени с голоданием, и наш, что оно имеет много преимуществ. Полное воздержание - прием только воды - в течение нескольких дней позволяет человеку перейти барьер и ощутить удивительную свободу от собственного тела и ясность ума. Я всегда следовая гурджиевскому совету во время поста ежедневно примерно в течение часа выполнять тяжелую физическую работу. Он объяснял, что тогда пи<

Наши рекомендации