Поэзия символизма. Понятие «символ». Отличие эстетики символизма от романтической эстетики. Творчество Малларме, Рэмбо, Верлена.
Символизм- одно из ответвлений модернизма, что возникает во Франции в 70-х годах XIX ст. В основе его эстетики лежит идеалистическая концепция двоемирия, согласно которой весь окружающий мир — только тень, «символ» мира идей, и постижение этого высшего мира возможно лишь через интуицию, через «суггестивный образ», а не с помощью разума. Распространение этой концепции, опирающейся на труды А. Шопенгауэра и его последователей, связано с разочарованием в философии позитивизма.
В произведениях символистов конкретный художественный образ превращается в многозначный символ. Символ (от греч. symbolon - знак, при мета) - один из видов тропов*. Символ, подобно аллегории и метафоре, образует свои переносные значения на основе того, что мы ощущаем - родство, связь между тем предметом или явлением, которые обозначаются каким-то словом в языке, и другим предметом или явлением, на которые мы переносим это же словесное обозначение.
Среди черт этого направления можно назвать: бунт против весьма консервативной и регламентированной и общественной морали; увлечение утонченной формой, отказ от прямых однотипных содержаний; внимание к мистическому, несознательному, к новым темам, к особенностям человеческого восприятия, определенной мистической составляющей этого восприятия; взгляды относительно повседневного материального бытия, возрождение веры в философские идеи Платона (относительно существования мира вещей и мира идей); использование мифологических образов, сложных образов-символов, интерпретация и переосмысления давних сюжетов и странствующих притчевых образов.
Основоположником символизма, считается Ш. Бодлер. Уже в творчестве Шарля Бодлера романтическое изображение действительности сочеталось с трезвым описанием пороков буржуазного общества. Во всех отношениях – и во взгляде на мир, и в понимании задач поэзии – Бодлер выходил за рамки романтизма. Он осуществлял прорыв из мира романтических образов в мир реальности, во многом для него неприглядной. С горечью писал Бодлер о судьбе художника в буржуазном мире. Таково его стихотворение «Альбатрос». Альбатрос – «птица Океана» - ради забавы пойманный матросами и кинутый на палубу, предстает как трагический символ судьбы поэта.
Эта острота восприятия мира была позже, в 70х годах, воспринята Артюром Рембо. Он создал цикл реалистических стихов, резко обличительных, в которых он бросил вызов буржуазному миру. Рембо пошел дальше своего учителя, создав политическую антибуржуазную поэзию. («Париж заселяется вновь», «Руки Жан-Мари») В его стихах о Коммуне зазвучал призыв к действию, подхваченный поэтами Франции ХХ века. Рембо, создатель бунтарской и метафорической поэзии, предвосхитил поиски новых поэтических обобщений, сближая по ассоциации образы и понятия в неожиданных сопоставлениях. («Пьяный корабль», «Сонет гласные».)
Его творчество можно разделить на 3 периода:
Стихи о Парижской коммуне. Сила отрицания мещанства («Сидящие»), религии («Зло») сочетается в первый период (1870-май 1871) с выражением революционных идей в стихотворениях, посвященных Парижской коммуне («Парижская оргия, или Париж заселяется вновь», «Руки Жанны Мари»).
В стихотворении «Парижская оргия, или Париж заселяется вновь» Рембо находит свою стилистику: его гнев обретает яростные формы, он изображает город, заполненный грязной плотью, сравнивая его с Женщиной, растерзанной насильниками-победителями. Женщина — символ иного, идеального мира, которого не может коснуться грязь реальности, который, несмотря ни на что, остается прекрасным.К маю 1871 г. у Рембо складывается концепция «поэта-ясновидца».
Второй период творчества Рембо (май — декабрь 1871) характеризуется резким усилением трагического звучания его поэзии. Из стихотворений этой поры наиболее значительным является «Пьяный корабль».
Это большое стихотворение построено как развернутая метафора поэта-корабля, оставшегося без команды и уносимого штормом и океанскими валами в неведомые края. Финал стихотворения полон глубокого разочарования: кораблю надоела свобода и океанская ширь, изуродованная понтонами с каторжниками (участники Парижской коммуны были сосланы на каторжные работы в Новую Каледонию).
Третий период (1872— 1873) творчества Рембо открывается символистским сонетом «Гласные». Это стихотворение стало восприниматься как поэтический манифест символизма.
В Последних стихотворениях утрачивается активность лирического героя, существенно ослабевает их сатирическая направленность. В творчестве Рембо утверждается декадентское мироощущение. Вырабатывается особый «разорванный стиль», основанный на «неточном», произвольном употреблении слов (сб. «Озарения», 1872— 1873).
Значение поэзии Рембо огромно. Мир в ней предстает в максимальной уплотненности материальных форм, в избытке деталей, которые прорастают друг в друга, образуя бесконечную связь всех явлений во Вселенной, поражая красочностью и динамичностью. Статика у Рембо преодолевается свободным движением. Движение присуще не только природе, но и миру галлюцинаций героя. Излюбленный персонаж Рембо — бродяга. Это деятельный герой, врывающийся в мир, прославляющий свободу в политике, быту, воображении. Отсюда— «разорванный стиль», предполагающий свободу ассоциаций, который был воспринят у Рембо французской поэзией XX в.
Последователь Шарля Бодлера и предшественник символистов-восьмидесятников, Поль Верлен – одна из наиболее скандально-известных фигур французской литературы. Его жизнь была бурной и драматической – он провел ее между пивными и публичными домами. Верлен страдал алкоголизмом, был любовником юного Артюра Рембо, жил с проститутками. Все это время он мечтал о простой и спокойной семейной жизни, выпустил около 20 поэтических сборников, был первым поэтом – импрессионистом и оказал сильнейшее влияние на французскую поэзию конца 19 – начала 20 века. Творческое наследие Верлена стало сенсацией для поэтов декадентского толка, своеобразным трамплином между романтизмом и символизмом, и предтечей такой поэтической формы, как верлибр.
Его полное имя звучало, как Поль-Мари Верлен, но сам он называл себя «бедным Лелианом» - под этим именем он описал себя в одноименном автобиографическом очерке, пошедшем в известный цикл «Проклятые поэты». Проклятыми поэтами Верлен назвал своих современников – собратьев по перу, которые не умели вписаться в успешный буржуазный мир. Поэт написал очерки обАртюре Рембо, Стефане Малларме, и, разумеется, о себе, «бедном Лелиане». Поль Верлен всю жизнь пытался найти свое место в обществе, мечтал вести жизнь респектабельного, успешного буржуа, но двойственная его натура постоянно этому мешала. Верлен вел полумаргинальный образ жизни, много пил, проводил время в публичных домах, будучи человеком религиозным он постоянно путался в гомосексуальных связях, мечтая о домашнем очаге, он сделал все, чтобы разрушить свою семью.
Поэзия Поля Верлена – это мост между классическим александрийским стихом и символизмом. Свои первые шаги в литературе Верлен сделал под влиянием парнасской школы, однако уже скоро поэт вырабатывает свой собственный, ни с чем несравнимый поэтический язык. Верлен – поэт-импрессионист. В его стихах образы и метафоры расплывчаты и, в принципе, даже не являются таковыми по сути, то есть они не переносят свойства предметов в область чувств и наоборот, а как бы приравнивают их. В лирике Верлена между человеком и природой, между человеком и вещами проводится не параллель, а устанавливается тождество. Так, у Верлена «рыдающие скрипки» - не антропоморфная персонификация, скрипки на самом деле рыдают, ровно как дожди у него на самом деле – плачут, а ветра – злятся. Пейзажи Верлена – это состояние его души, а душа его – инобытие окружающей его природы.
В стихах Верлена очень мало конкретных образов, практически нет бытовых деталей, настроение и чувства поэта передаются с помощью деталей, штрихов, фонетико- синтаксического рисунка стихотворения. Именно поэтому Верлена принято считать предшественников символистов. Впрочем, тут нужно отметить, что сам Верлен не был символистом, он не прибегал к символам, но именно он «протоптал путь» для французского символистского верлибра. Дело в том, что именно Верлен одним из первых отказался от классической поэтической речи и начал разбавлять ее жаргоном, языковыми неправильностями, просторечиями, архаизмами и т.п. В результате этих экспериментов поэт сумел добиться особой доверительности и разговорной спонтанности. Также Верлен не боялся экспериментировать со стихотворной формой. В частности, он разбивал классическую александрийскую форму нестандартными цензурами и прибегал к неожиданным переносам, в результате чего добился особой повествовательности своих стихов и даже впечатления, будто стихотворная речь переходит в прозу. При этом поэзия Поля Верлена удивительно музыкальна.
Он увлекся литературой, начал посещать поэтические кружки, сблизился с поэтами «Парнаса» - Стефаном Малларме, Вилльеро де Лил-Адамом и Анатолем Франсом. Стихи юного Верлена получили высокую оценку критиков и уже в 1866 году 22-летний Поль Верлен выпустил свой первый сборник - «Сатурнийские стихи». Эта книга станет академической в творчестве поэта. В этот же период поэт начинает все чаще проводить досуг в пивных и проявляет склонность к гомосексуализму. Проведя несколько лет в пьяном угаре, Верлен решает, наконец «избавиться от грешных пут» - именно так он комментирует свое желание жениться на 16-летней Матильде Моте. Однако вести жизнь добропорядочного буржуа поэт не смог. Уже через год после свадьбы, в 1971 году 26-летний Верлен получает письмо от юного Артюра Рембо. Стихи 16-летнего Рембо произвели на Верлена настолько сильное впечатление, что поэт пригласил юношу в Париж. Так началась двухлетняя скандальная любовная связь двух выдающихся французских поэтов. Верлен снимал для Рембо комнату в Париже, беспробудно пил и посещал с юным любовником литературные собрания и кружки Парижа. Попытки Матильды образумить мужа и вернуть его в семью закончились тем, что Верлен избил молодую жену и пригрозил убить новорожденного сына. Вскоре после этого Верлен с Рембо отправились в путешествие по Европе. Они вели практически маргинальный образ жизни, постоянно пили и скандалили. Безумное путешествие закончилось в Брюсселе, где во время очередной ссоры Верлен выстрелил в Рембо, прострелив ему руку. За покушение на убийство поэт провел два года в тюрьме. Отбыв наказание, Верлен всего один раз увиделся с Рембо – юноша передал ему рукопись стихотворений в прозе «Озарения» - для возможного издания. Больше любовники никогда не встречались.
Поли Верлен вернулся во Францию, однако так и не вернулся к жене. Он преподавал в различных школах и колледжах, периодически срывался в запои, жил с проститутками. И много писал – всего поэт успел издать около двух десятков сборников стихов, очерков, автобиографической прозы. Последние годы поэт провел, скитаясь по больницам и умер в 1895 – тяжело больной Верлен упал ночью с кровати, его любовница, бывшая танцовщица ЭжениКранц, не смогла поднять его и он до утра пролежал на полу. На следующий день Поль Верлен умер от воспаления легких.
Творчество Поля Верлена оказало глубокое влияние на всю французскую литературу конца 19 – начала 20 веков. Сегодня Верлен признан одним из самых величайших франкоязычных поэтов.
Вместо описательной позитивной поэзии парнасцев, учитывавшей главным образом восприятие на основе чувственных ощущений, Малларме выдвигал внутреннее духовное постижение мира в плоскости идеалистической философииФихте, Шеллинга и др. По Малларме, поэзия не «показывает» (парнасский лозунг «fairevoir»), а внушает. Видимый покров явлений лишь внешняя преходящая их сторона. Свое интуитивное познание поэт выражает символически. Символ Малларме понимает как систему аналогий.
В книге Юрэ «Анкета о литературной эволюции» (1891 год) Малларме так определяет характерные особенности символической поэзии:«Парнасцы трактуют свои системы наподобие старых философов и риторов, изображая вещи прямо. Я думаю, что нужно, напротив, чтобы был лишь намек. Парнасцы же берут вещь целиком и показывают ее, отчего им недостает тайны; они лишают дух восхитительной радости — сознавать, что он творит. Назвать предмет — значит уничтожить три четверти наслаждения поэмой, состоящего в счастье понемногу угадывать, внушать — вот в чем мечта. В совершенном применении этой тайны и состоит символ: вызывать мало-по-малу предмет, чтобы показать состояние души, или, наоборот, выбирать предмет и извлекать из него путем последовательных разгадок душевное состояние».
Зачастую запутанность сопоставлений Малларме делает его произведения непонятными («Судьба» — «UncoupdeDés»). Вот почему в книге Тибодэ имеются главы, посвященные анализу-расшифровке некоторых произведений Малларме. Написал Стефан немного: стихи и ритмические поэмы в прозе, статьи (сб. «Poésies», сб. «Divagations»). Влияние Малларме на французскую поэзию было весьма значительно: к его школе принадлежат Лафорг, Вьеле-Гриффен, Стюарт Мерриль, Анри де Ренье, Гюстав Кан, и др. Последователи Малларме в значительной мере были привлечены формальным его новаторством. Хотя Малларме писал классическим александрийским стихом и по преимуществу пользовался сонетной формой, тем не менее он деформировал обычный синтаксис. В статьях Малларме(«Уклоны» — «Divagations»), очень трудно написанных, разбросано много идей о поэтической инструментовке и словотворчестве. В этом отношении с Малларме связаны некоторые технические искания итальянских футуристов («беспроволочное воображение и слова на свободе») и кубистов, как Гийом Аполлинер. Предвосхитил Малларме футуристов и типографским монтажом некоторых своих стихотворений. Впервые — в эстетике восприятия поэтического произведения — Малларме придавал большое значение зрительному впечатлению. Изощренная, умышленно затемненная, внешне как бы основанная на большой книжной эрудиции поэзия Малларме рассчитана на избранных, «посвященных». Символизм Малларме противостоял натуралистическому стилю.