Братство Прерафаэлитов и новый взгляд на роль художника и искусства с точки зрения эстетизма. О.Уайльд – критик и художник.

Братство прерафаэлитов было основано в 1848 г. Основателями были семь человек, художников и поэтов, среди которых наиболее знамениты Данте Габриэль Россетти, Джон Миллес, Уильям Хольмен Хант и Уильям Моррис, потом к ним примкнул Эдвард Берн-Джонс; также близок к ним по духу Форд Мэдокс Браун .

Само название этого общества, которые поначалу было тайным, многое говорит об идеалах и целях этих молодых людей. Не зря они назвали свой кружок "Братство" – как некий монашеский или рыцарский орден, выразив свое стремление к чистоте и духовному напряжению средневекового искусства, а из определения "прерафаэлиты" ясно, на какой именно период они ориентировались – до Рафаэля. Эти художники хотели преобразить английское искусство. Они считали, что нужно вернуться к благочестивому, простому, естественному и натуралистическому стилю художников XIV-XV вв. Прерафаэлиты выступили с проповедью искренности в искусстве, требуя близости к природе, непосредственности в выражении чувств. В поэзии своим основоположником они считали английского поэта-романтика с трагической судьбой — Джона Китса. Они целиком приняли эстетическую формулу Китса о том, что красота есть единственная истина. Произведениям прерафаэлитов была присуща яркость красок, выписывание самых мелких деталей, строгость стиля, мистические переживания. Сюжетами картин служили эпизоды из Библии, из греческой мифологии или истории. Впрочем, отдавая должное творческим поискам представителей этого направления, молодой О. Уайльд пошел собственным путем.

Он присоединился к только что образованному эстетскому движению и стал если не его главой, то самым ярым проповедником идей эстетизма. Английский эстетизм 80-90-х годов XIX столетия во многом питался идеями, которые возникали в творчестве английских романтиков и прерафаэлитов. Вместе с тем, эстетское движение, к которому приобщился О. Уайльд, развивалось в сложном взаимодействии с новейшими течениями в европейском искусстве - символизмом, импрессионизмом и неоромантизмом. Основное требование, которое О. Уайльд и его последователи выдвигали к искусству - не копировать природу, а воссоздавать ее по законам красоты, недоступной для повседневной жизни. Не искусство отображает действительность, а жизнь подражает искусству,- считал писатель.

Мировое Искусство почерпало из творений Уайльда новый взгляд на предмет Искусства, Красоты и Прекрасного. Ещё никогда до него Художник слова не смел восторгаться грехами человека («Портрет Дориана Грея») и смеяться над пороками общества и в тоже время преклоняться перед Истинным Добром, в котором Оскар, несомненно, усматривал самую чистую, лишенную вычурности Красоту.

В «Предисловии» к роману, составленном из афоризмов, Уайльд излагает квинтэссенцию эстетизма, провозглашает культ чистой красоты, авторского субъективизма и обосновывает концепцию «искусства для искусства». Однако сюжет романа парадоксально противоречит предисловию, создавая интеллектуальное напряжение.

Например,

1. «Художник – тот, кто создает прекрасное». Художник БэзилХоллуорд нарисовал изумительный портрет. Но потом Уайльд опровергает этот тезис.

2. «Те, кто в прекрасном находят дурное, – люди испорченные.… Те, кто способны узреть в прекрасном его высокий смысл, – люди культурные. Они не безнадежны». Этот афоризм тоже опровергнут. Под внешней красотой Дориана сидит ужасная душа.

3. «Художник – не моралист». Но художник Бэзил делает попытки вернуть Дориана на истинный путь, пытается заставить его молиться.

Тема морали открыта. Уайльд не отвергал нравственного содержания литературы, но был против нарочитой назидательности.

Писатель строит образы, сюжетные эпизоды в соответствии со своими излюбленными эстетскими представлениями: искусство выше жизни, наслаждение важнее всего, красота превыше морали. Однако система образов и развитие сюжета раскрывают ложность этих идей. Динамика сюжета преодолевает статику отдельных эпизодов. Объективный смысл романа вступает в противоречие со значением отдельных эпизодов и, по сути дела, опровергает всю программу эстетизма и гедонизма, импонирующую автору.

Идея «искусство выше жизни» заключена в сценах знакомства красавца Дориана Грея с актрисой СибилойВейн, игравшей в шекспировских пьесах. Дориан полюбил Сибилу за то, что она могла талантливо перевоплощаться в образы Джульетты и Розалинды и глубоко изображать их чувства. Дориан Грей любит в актрисе шекспировских героинь. Произведения искусства для него значительнее, чем жизнь. Когда Сибила полюбила Дориана Грея, она уже не могла больше жить чувствами театральных героинь. Сибила могла изображать на сцене страсть, которую не чувствовала, но она уже не могла играть страсть, познав ее истинную сущность. Увидев плохую игру актрисы, Дориан разочаровывается в ней. Он не может любить реальную женщину; он любил только образ искусства -шекспировскую героиню. Развивая дальше этот эпизод, Уайльд показал, что эстетизм Дориана Грея, его преклонение перед искусством и неприятие жизни приводят к жестокости. Эстетство Дориана Грея убивает Сибилу. Узнав о том, что Дориан ее не любит, она кончает самоубийством.

В романе дискредитируется гедонистическая позиция лорда Генри Уоттона и Дориана Грея. Лорд Генри очаровал Дориана своими изящными, но циничными афоризмами. «Новый гедонизм - вот что нужно нашему поколению. Было бы трагично, если бы вы не успели взять все от жизни, потому что юность коротка». «Люди не эгоистичные всегда бесцветны. В них не хватает индивидуальности». Путь наслаждений, на который стал Дориан Грей, - это путь порока. Душа его все больше развращается. Он оказывает развращающее влияние на других. Наконец, Дориан совершает преступление: убивает художника БэзилаХолуорда, затем заставляет химика Алана Кэмпбела уничтожить труп. Впоследствии Алан Кэмпбел кончает жизнь самоубийством. Эгоистическая жажда наслаждений оборачивается бесчеловечностью и преступностью. Идея гедонизма развенчивается в романе Уайльда.

Наши рекомендации