Глава 13. история вышивки, золотого шитья и кружевоплетения россии

В теме №13 рассказывается о народных промыслах, кото­рые можно объединить в одну группу. Это вышивка, золотое шитье и кружевоплетение. Такое искусство на Руси насчитыва­ет многие сотни лет. Вышивка в далекие времена была практи­чески единственной возможностью в декорировании домотка­ного материала. Помимо этого, орнаменты, выполнявшиеся в этой технике, служили защитой и оберегом. Нет ни одного ор­наментального мотива, который был бы случаен или не на сво­ем месте. В процессе исторического развития у каждого народа складывался определенный характер вышитого узора, своеоб­разные приемы технического выполнения, неповторимые коло­ристические решения. Особую ценность представляет крестьян­ская вышивка. Именно в этой вышивке сформировались художественно-стилистические особенности, не утратившие ценности и в наши дни. Вышивкой занимались в различных областях. Отсюда такое разнообразие техник. Это нижегород­ская, рязанская, ивановская, новгородская вышивка, а также вышивка из регионов Поволжья, Сибири, Северного Кавказа. В этих областях была распространена счетная вышивка. Для нее ткань служила фоном, поэтому всегда была белого или се­рого цвета, что обеспечивало четкое восприятие вышитого узо­ра. На русском Севере была распространена и строчевая вы­шивка, которая выполнялась по сетке, образованной за счет выдергивания определенного количества нитей ткани по утку и основе. Орнаментация этой вышивки повторяет виды счетного шитья, однако она решалась, в основном, в белом цвете, в силу чего основной эффект в ней достигался за счет фактурных све­тотеневых разработок ажурного узора и дополнения его насти­лом пушистых нитей. В районах среднерусской полосы широко распространен особый вид вышивки — цветная перевить, вы­полняемая по вытянутой сетке. Своеобразная вышивка получи­ла развитие во Владимирской области. Это тонкая белая гладь со всевозможными стягами и ажурными дополнениями и яркая декоративная вышивка — так называемые владимирские швы.

Золотое шитье ранее применяли для изготовления пред­метов культового назначения, а также для украшения голов­ных уборов. Такая вышивка была характерна для Нижегород­ской, Тверской, Вологодской и многих других областей. Од­нако наиболее развита эта вышивка в Торжке.

Золотое шитье на протяжении столетий сохраняло техни­ческие приемы, орнаментальные и сюжетные мотивы древнего времени, декоративно обогащаясь особенно в XVI—XVII вв.

Золотое шитье выполнялось разными металлическими нитями, накрученными на шелковинку позолоченными, се­ребряными или медными проволоками. В технике использо­вались разнообразные швы, сами по себе имевшие орнамен­тальное строение: «малинка», «в денежку», «ягодка» и другие. Этими мелкими швами-узорами зашивали детали орнамен­тов, слившиеся в вышитую поверхность, богатую светотене­вой и рельефной игрой. Мягкие переливы металлических ни­тей выделялись на фоне красного бархата или шелка. Золотое шитье по черному и красному шелку или бархату часто встре­чается в предметах этого времени.

В XVIII и первой четверти XIX в. начало развиваться про­изводство не шитых, а золототканых платков и тканей (в Подмосковье). Их орнамент — это повышенная декоратив­ность сочетания крупных золотых узоров с цветными фонами шелка, близкое искусству XVII в.

«Законодателями мод» в золотошвейном деле всегда оста­вались новоторжцы. Они сами щеголяли в расшитых золотом шубках, шапках, сафьяновых сапожках. В наше время суще­ствует золотошвейная профшкола.

Кроме этого, достаточно широкое развитие получило ши­тье искусственным жемчугом, жемчужным перламутром, би­сером, цветными стеклами и фольгой.

Одним из самых интересных видов народного творчества можно назвать кружевоплетение. Оно известно на Руси с конца XVII в. Ручное кружево выполняют путем переплете­ния нитей, намотанных на коклюшки — круглые деревянные палочки с выемками для намотки нитей, перебрасыванием которых создается нужный узор. По способу плетения круже­ва делятся на парные и сцепные.

Парные кружева выплетают несколькими парами коклюшек в зависимости от ширины кружевной полосы. При сцеп:," ной технике число коклюшек увеличивают в несколько раз к. выплетают отдельные участки кружевного узора, которые шитом соединяют при помощи вязального крючка. Сцепную технику применяют, главным образом, для выполнения штучных изделий: скатертей, салфеток, занавесей, дополне­ний к одежде. В коклюшном кружеве существует множество разнообразных приемов. Это полотнянки, насновка, сетки, плетенки, паучки и т. д.

Самыми известными центрами кружевоплетения России можно назвать вологодский, кировский, елецкий, Михайлов­ский.

Вологодское кружево строится из условных растительных мотивов. В большей части этих кружев используют энергич­ные движения сплошного узора, включения в него различных технических приемов.

Для этого центра в прошлом были характерны, в основ­ном, мерные кружева, а с конца XIX — начала XX в. стали преобладать штучные изделия: покрывала, накидки на по­душки, жабо, воротники, душегреи.

В одной скатерти можно увидеть и прозрачную полотнян- ку, с помощью которой чаще всего выполняется вилюшка (извивающаяся линия), и плотные насновки, и разнообраз­ные сетки. В скатерти, помимо растительных мотивов, часто вводят изображения зверей, птиц, а кроме того, создают те­матические панно.

В кировском кружеве используют сцепную технику плете­ния, позволяющую делать и крупные декоративные изделия, и мелкие дополнения к женской и детской одежде. Киров­ское кружево выполняют так же, как вологодское, на кок­люшках. В кировском кружеве применяют, в основном, рас­тительный орнамент, но в отличие от вологодского, он решен более узорно. Мастера используют множество разделок, пере­плетений, включают различную плотность полотнянки. В кружеве кировских мастеров нет четкого выделения узора на фоне решетки. Решетка здесь слилась с узором, в силу чего весь кружевной узор приобретает большую нарядность и виртуозность рисунка. Мотивы орнамента представляют со­бой то звездочки-розетки, то трилистники, акцентирующие ритмическое построение композиции. Создают кировские кружевницы и уникальные произведения, в которых темати­ческое содержание раскрывается через изображение символи­ческих женских фигур, птиц, выделенных разреженным фо­ном сетки и окруженных растительным орнаментом.

Елецкий кружевной промысел зародился в середине XVIII в. Особенностью кружева является необычная тонкость и изящест­во узора. Кружевницы Ельца в равной мере владеют парной и сцепной техниками. Выполняют разнообразные воротники, жабо, жилеты, скатерти, салфетки и много других изделий. Для этого кружева типичны очень легкие и воздушные решетки, со­единяющие узор; растительные мотивы имеют черты особой прозрачности. Более разнообразным в последнее время стал цвет кружев. С давних пор в Ельце выполняют черные косынки, в которых рисунок растительного характера хорошо вписывается в треугольную форму вещи. Многие изделия и предметы интерье­ра (панно, занавески) выполняют в сером цвете.

Особыми чертами характеризуется цветное михайловское мерное кружево, которое применялось для оформления жен­ской традиционной одежды. В михайловском кружеве ис­пользуют только численный прием кружевоплетения, выпол­няемый без скола, по счету нитей. Узор таких кружев строит­ся, в основном, из несложных V-образных мотивов, округлых розеток, фестонов, разнообразных решеток. Привлекатель­ность кружева заключается в его колорите, построенном на сочетании красных, зеленых, серых и черных тонов.

Вышивка и кружевоплетение насчитывают не одно столе­тие в истории прикладного искусства России. Устойчивость этих промыслов на протяжении веков, многообразие видов и техник вышивки и кружевоплетения, живой интерес к этому виду творчества современной культуры и искусства делают его особенным художественным явлением и доказывают его жизнеспособность.


Наши рекомендации