По обучению детей татарскому языку
Шаехова Р. К. Региональная программа дошкольного образования. Төбәкнең мәктәпкәчәбелем бирү программасы. – РИЦ, 2012. – 208 с.
1. Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками.
Ребенок достиг максимально возможного уровня гармоничного физического развития (с учетом индивидуальных данных). У него сформированы основные физические качества ипотребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.
2. Любознательный, активный.
Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире(мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задаёт вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневнойжизни, в различных видах детской деятельности). В случаяхзатруднений обращается за помощью к взрослому. Принимаетживое, заинтересованное участие в образовательном процессе.
3. Эмоционально отзывчивый.
Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоциональнореагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.
4. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Ребенок адекватно использует вербальные и невербальныесредства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми
(договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общениясо взрослым или сверстником в зависимости от ситуации.
5. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения.
Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями состороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том, что хорошо и что плохо (например, нельзя драться, обижать маленьких, нехорошо ябедничать, нужно делиться, нужно уважать взрослых и т. д.). Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретнойцели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (в транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.).
6. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.
Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решениязадач (проблем). Ребенок способен предложить собственныйзамысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и т. д.
7. Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе.
Ребенок имеет представление:
– о себе, собственной принадлежности и принадлежностидругих людей к определенному полу;
– о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях;
– об обществе (ближайшем социуме), его культурных ценностях и своем месте в нем;
– о государстве (в том числе его символах, малой и большой родине, ее природе) и принадлежности к нему;
– о мире: (планете Земля, многообразии стран и государств, населения, природы планеты).
8. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и по образцу,слушать взрослого и выполнять его инструкции.
9. Овладевший необходимыми умениями и навыками (речевыми, изобразительными, музыкальными, конструктивными идр., необходимыми для осуществления различных видов детской деятельности).
Сформированные интегративные качества ребенка – итоговый результат освоения Программы. Каждое качество позволяет на протяжении всего периода освоения Программы формировать его составляющие – промежуточные результаты.
Целевые ориентиры УМК
Ø В возрасте 4 – 5 лет объём словарного запаса: 62 слова татарского языка.
Ø В возрасте 5 – 6 лет объём словарного запаса: 45 слова татарского языка.
Ø В возрасте 6 – 7 лет объём словарного запаса: 60 слова татарского языка.