Конкретизация задач по возрастным группам
Подготовительная к школе группа (6-7 лет)
Способствовать введению ребёнка в мир искусства, развивать его художественную культуру в условиях социокультурной среды музея, развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, художественный вкус, эстетическое отношение к окружающему, к искусству и художественной деятельности.
Содействовать формированию интереса к классическому и народному искусству (музыке, изобразительному искусству, литературе, архитектуре).
Развивать основы художественной культуры, интерес к искусству. Способствовать закреплению знаний об искусстве как виде творческой деятельности людей, о видах искусства (декоративно-прикладное, изобразительное искусство, литература, музыка, архитектура, театр, танец, кино, цирк).
Способствовать приобщению к произведениям живописи: И. Шишкин
(«Рожь», «Утро в сосновом лесу»), И. Левитан («Золотая осень», «Март», «Весна. Большая вода»), А. Саврасов («Грачи прилетели»), А. Пластов («Полдень», «Летом», «Сенокос»), В. Васнецов («Аленушка», «Богатыри», «Иван-царевич на Сером волке») и др.
Расширять представления о скульптуре малых форм, выделяя образные средства выразительности (форму, пропорции, цвет, характерные детали, позы, движения и др.).
Содействовать расширению представлений о художниках — иллюстраторах детской книги (И. Билибин, Ю. Васнецов, В. Конашевич, В. Лебедев, Т. Маврина, Е. Чарушин и др.). Продолжать знакомить с народным декоративно-прикладным искусством (гжельская, хохломская, жостовская, мезенская роспись), с керамическими изделиями, народными игрушками. Содействовать ознакомлению детей с произведениями архитектуры, закреплять и обогащать знания детей о том, что существуют здания различного назначения (жилые дома, магазины, кинотеатры, детские сады, школы и др.).
Развивать умение выделять сходство и различия архитектурных сооружений одинакового назначения. Способствовать формированию умения выделять одинаковые части конструкции и особенности деталей.
Способствовать расширению знаний о специфике храмовой архитектуры: купол, арки, аркатурный поясок по периметру здания, барабан (круглая часть под куполом) и т. д. Знакомить с архитектурой с опорой на региональные особенности местности, в которой живут дети. Рассказать детям о том, что, как и в каждом виде искусства, в архитектуре есть памятники, которые известны во всем мире: в России это Кремль, собор Василия Блаженного, Зимний дворец, Исаакиевский собор, Петергоф, памятники Золотого кольца и другие — в каждом городе свои.
Развивать умения передавать в художественной деятельности образы архитектурных сооружений, сказочных построек. Поощрять стремление изображать детали построек (наличники, резной подзор по контуру крыши).
Расширять представления детей о творческой деятельности, ее особенностях. Формировать умение называть виды художественной деятельности, профессии деятелей искусства: художник, композитор, артист, танцор, певец, пианист, скрипач, режиссер, директор театра, архитектор и т. п.
Развивать эстетические чувства, эмоции, переживания; умение самостоятельно создавать художественные образы в разных видах деятельности.
Способствовать расширению представлений о значении органов чувств человека для художественной деятельности, формировать умение соотносить органы чувств с видами искусства (музыку слушают, картины рассматривают, стихи читают и слушают и т. д.).
Знакомить с историей и видами искусства; формировать умение различать народное и профессиональное искусство, организовать посещение выставки, театра, музея, цирка (совместно с родителями).
Расширять представления о разнообразии народного искусства, художественных промыслов (различные виды материалов, разные регионы страны и мира).
Способствовать формированию «образа музея» как собрания предметов красоты культурно-исторического значения.
Создавать условия для отражения впечатлений от посещения музея в художественной деятельности детей; организовывать тематические экспозиции в детском саду, проводить беседы и игры по тематике художественного музея, консультировать родителей.
Содействовать формированию у детей личностную позицию как при восприятии произведений изобразительного искусства, так и в процессе творчества.
Расширять, систематизировать и детализировать содержание изобразительной деятельности детей; активизировать выбор сюжетов о семье, жизни в детском саду, а также о бытовых, общественных и природных явлениях; поощрять интерес к изображению человека; при создании пейзажей и сюжетов на тему природы поддерживать желание детей изображать животных с детёнышами в движении; учить передавать своё представление об историческом прошлом родины посредством изображения характерных костюмов, интерьеров, предметов быта; показать возможность создания сказочных образов на основе фантазийного преобразования образов реальных.
Поощрять самостоятельное конструирование детьми карнавальных и праздничных костюмов, атрибутов для игры, моделирование одежды для кукол и использование их по назначению.
Приобщать детей к основам рукоделий. Учить создавать оригинальные аранжировки из природных и искусственных материалов, используя их для украшения одежды и комнат.
Содействовать организации коллективного сюжетного конструирования.
Поощрять стремление ребёнка к дизайн - деятельности по благоустройству и декоративному оформлению интерьера (кукольного, детского, взрослого).
Способствовать организации выставок детских работ; украшению ими интерьеров детского сада.
Особенности организации образовательного процесса
Структура образовательного процесса включает следующие компоненты:
- непосредственно образовательная деятельность (использование термина «непосредственно образовательная деятельность» обусловлено формулировками СанПиН);
- образовательная деятельность в режимных моментах;
- самостоятельная деятельность детей;
- образовательная деятельность в семье.
При организации партнерской деятельности взрослого с детьми мы опираемся на тезисы Н.А. Коротковой:
- включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми.
- добровольное присоединение детей к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения).
- свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства).
- открытый временной конец занятия (каждый работает в своем темпе).
Непосредственно образовательная деятельность реализуется в совместной деятельности взрослого и ребенка в интеграции художественно-эстетической деятельности с другими (познавательно-исследовательской, игровой, двигательной, коммуникативной).
Совместная образовательная деятельность педагогов и детей | Самостоятельная деятельность детей | Образовательная деятельность в семье | |
Непосредственно образовательная деятельность | Образовательная деятельность в режимных моментах | ||
Основные формы: игра, занятие, наблюдение, экспериментирование, разговор, решение проблемных ситуаций, проектная деятельность и др. | Решение образовательных задач в ходе режимных моментов | Деятельность ребенка в разнообразной, гибко меняющейся предметно-развивающей и игровой среде | Решение образовательных задач в семье |
Художественно-эстетическая деятельность удовлетворяет потребности детей в самовыражении по впечатлениям организованной совместной познавательно - исследовательской деятельности взрослого и детей и реализуется через продуктивную и музыкально-творческую деятельность. Чтение художественной литературы направлено на развитие эстетического восприятия детей, создание целостной картины мира и расширение кругозора детей.
Игра является основным видом детской деятельности, и формой организации совместной художественно - эстетической деятельности взрослого и ребенка.
Коммуникативная деятельность является средством взаимодействия со взрослыми и сверстниками в ходе художественно-эстетической деятельности.
Двигательная деятельность организуется при проведении физкультминуток при проведении занятий художественно-эстетического цикла.
Ежедневный объём непосредственно образовательной деятельности определяется регламентом этой деятельности (расписание), которое ежегодно утверждается заведующим и согласовывается с Управлением образования.
Общий объем учебной нагрузки деятельности детей соответствует требованиям действующих СанПиН.
Модель образовательного процесса
Примерные варианты моделей:
Комплексно-тематическая модель
Комплексно–тематический принцип образовательного процесса определяется Научной концепцией дошкольного образования (под ред. В. И. Слободчикова, 2005 год) как основополагающий принцип для структурирования содержания образования дошкольников. Авторы поясняют, что «…тема как сообщаемое знание о какой-либо сфере деятельности, представлено в эмоционально-образной, а не абстрактно-логической форме». Темы придают системность и культуросообразность образовательному процессу. Реализация темы в комплексе разных видов деятельности (в игре, рисовании, конструировании и др.) призывает взрослого к более свободной позиции – позиции партнера, а не учителя.
В основу организации образовательных содержаний ставится тема, которая выступает как сообщаемое знание и представляется в эмоционально-образной форме. Реализация темы в разных видах детской деятельности («проживание» ее ребенком) вынуждает взрослого к выбору более свободной позиции, приближая ее к партнерской. Набор тем определяет воспитатель и это придает систематичность всему образовательному процессу. Модель предъявляет довольно высокие требования к общей культуре и творческому и педагогическому потенциалу воспитателя, так как отбор тем является сложным процессом.
Предметно-средовая модель
Содержание образования проецируется непосредственно на предметную среду. Взрослый – организатор предметных сред, подбирает автодидактический, развивающий материал, провоцирует пробы и фиксирует ошибки ребенка.
Организационной основой реализации Программы является Календарь тематических недель (событий, проектов, игровых обучающих ситуаций и т.п.)
Темообразующие факторы:
– реальные события, происходящие в окружающем мире и вызывающие интерес детей (яркие природные явления и общественные события, праздники.)
– воображаемые события, описываемые в художественном произведении, которое воспитатель читает детям;
– события, «смоделированные» воспитателем (исходя из развивающих задач): внесение в группу предметов, ранее неизвестных детям, с необычным эффектом или назначением, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность («Что это такое? Что с этим делать? Как это действует?»);
– события, происходящие в жизни возрастной группы, увлекающие детей и приводящие к удерживающимся какое-то время интересам. Эти интересы (например, увлечение динозаврами) поддерживаются средствами массовой коммуникации и игрушечной индустрией.
Сочетание в программе трёх подходов позволяет, с одной стороны, осуществлять проблемное обучение, направлять и обогащать развитие детей, а с другой стороны – организовать для детей культурное пространство свободного действия, необходимое для процесса индивидуализации.
Оптимальное сочетание моделей обеспечивается учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, а также от конкретной образовательной ситуации. Ввиду специфики дошкольного возраста предпочтение отдаётся комплексно-тематической и средовой составляющим модели образовательного процесса.
Все эти факторы, могут использоваться воспитателем для гибкого проектирования целостного образовательного процесса.
Примерный календарь тематических недель
(праздников, событий, проектов и т.д.)
Месяц | Неделя | Тема |
Сентябрь | «До свидания, лето», «Здравствуй, детский сад», «День знаний» (тема определяется в соответствии с возрастом детей) | |
«Мой дом», «Мой город», «Моя страна», «Моя планета» (тема определяется в соответствии с возрастом детей) | ||
«Урожай» | ||
«Краски осени» | ||
Октябрь | «Животный мир»(+птицы, насекомые) | |
«Я – человек» | ||
«Народная культура и традиции» | ||
«Наш быт» | ||
Ноябрь | «Дружба», «День народного единства» (тема определяется в соответствии с возрастом детей) | |
«Транспорт» | ||
«Здоровей-ка» | ||
«Кто как готовится к зиме» | ||
Декабрь | «Здравствуй, зимушка-зима!» | |
«Город мастеров» | ||
«Новогодний калейдоскоп» | ||
«Новогодний калейдоскоп» | ||
Январь | Рождественские каникулы | |
«В гостях у сказки» | ||
«Этикет» | ||
Февраль | «Моя семья» | |
«Азбука безопасности» | ||
«Наши защитники» | ||
«Маленькие исследователи» | ||
Март | «Женский день» | |
«Миром правит доброта» | ||
«Быть здоровыми хотим» | ||
«Весна шагает по планете» | ||
Апрель | «День смеха», «Цирк», «Театр» (тема определяется в соответствии с возрастом детей) | |
«Встречаем птиц» | ||
«Космос», «Приведем в порядок планету» | ||
«Волшебница вода» | ||
Май | «Праздник весны и труда» | |
«День победы» | ||
«Мир природы» | ||
«До свидания, детский сад. Здравствуй, школа», «Вот мы какие стали большие» (тема определяется в соответствии с возрастом детей) |
Варианты оформления модели образовательного процесса:
По формам образовательного процесса с учётом темы недели
Месяц | Тема недели | Задачи | Совместная образовательная деятельность педагогов и детей | Самостоятельная деятельность детей | Образовательная деятельность в семье | |
Непосредственно образовательная деятельность | Образовательная деятельность в режимных моментах | |||||
По видам деятельности с учётом темы недели
Месяц | Тема | Образовательные задачи | Содержание художественно-эстетической деятельности |
1-я половина дня | 2-я половина дня | |||
Художественно-эстетическая деятельность в ходе режимных моментов | Художественно-эстетическая деятельность в ходе непосредственно образовательная деятельности | Организация прогулки | Художественно-эстетическая деятельность в режиме дня | Организация прогулки |
Проектирование образовательного процесса педагог выстраивает на основе, выбранной или разработанной самостоятельно оптимальной модели.
Формы и приемы организации - образовательного процесса по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
Совместная образовательная деятельность педагогов и детей | Самостоятельная деятельность детей | Образовательная деятельность в семье | |
непосредственно образовательная деятельность | образовательная деятельность в режимных моментах | ||
Образовательные ситуации «Секреты линии горизонта», «Детали в картине», «У природы нет плохой погоды», Обучающие занятия «Подбери палитру», «Волшебная линия», «Фигурные отпечатки», Творческие проекты: «Выпуск детской газеты», «Игрушки со всего света», «Родословная моя», «Музей красоты» Решение проблемных ситуаций Экспериментирование Наблюдение Экскурсии Беседы Обсуждение Рассматривание объектов реального и рукотворного мира, их обследование. Виртуальные путешествия Рассказы Встреча с интересными людьми Дидактические игры Занимательные показы Рассматривание альбомов фотографий, иллюстраций, репродукций, коллекций Опыты Конкурсы | Утренний отрезок времени Индивидуальная работа по усвоению технических приемов, изобразительных умений Игровые упражнения Обследование предметов и игрушек Наблюдение Проблемные ситуации: «Как раскрасить пластилин?», «Какого цвета снег?», «Отражение света. Как увидеть радугу?» Рассматривание чертежей и схем, иллюстраций и т.д. Прогулка Дидактические игры Проблемная ситуация Индивидуальная работа по развитию зрительного восприятия Моделирование Вечерний отрезок времени, включая прогулку Игры- экспериментирование Упражнения по развитию мелкой моторики рук Ситуативные разговоры Виртуальные путешествия | Решение проблемных ситуаций Дидактические игры С.-р. игры Наблюдения Рассматривание Сбор материала для детского дизайна, декоративного творчества Экспериментирование с материалами Рассматривание предметов искусства | Ситуативное обучение Упражнения Коллекционирование Просмотр видео Рассматривание произведений искусства Обследование предметов Прогулки Домашнее экспериментирование Совместное творчество Сопровождение семьи: Беседы Консультации Открытые просмотры Выставка работ Встречи по заявкам Интерактивное взаимодействие через сайт Совместные игры Совместные занятия Мастер-классы Опросы Анкетирование Информационные листы |
Игры-импровизации: игра-сказка; игра-балет; игра-опера; игра-карнавал; игра-фантазия; Двигательно-игровые импровизации Вокально-речевые импровизации: Интонационные этюды (разыгрывание сценок из жизни животных, птиц предметов и явлений); Перевоплощение в персонажей; Исполнение роли за всех персонажей в настольном театре; Игровые ситуации Инструментальные импровизации Музыкально -игровые композиции: Игры (приветствия; речевые; с палочками со звучащими жестами игры-уподобления игры-настроения игры-образы) Танцевальные миниатюры Компьютерные музыкально-игровые программы | Использование музыки: -на утренней гимнастике и физкультурных занятиях; - на музыкальных занятиях; -во время умывания -на других занятиях (ознакомление с окружающим миром, развитие речи, изобразительная деятельность) - во время прогулки (в теплое время) - в сюжетно-ролевых играх - в компьютерных играх - перед дневным сном -при пробуждении - на праздниках и развлечениях | Подбор музыкальных инструментов, игрушек, театральных кукол, атрибутов, элементов костюмов для театрализованной деятельности, ТСО Игры в «праздники», «концерт», «оркестр», «музыкальные занятия», «телевизор» Создание для детей игровых творческих ситуаций, способствующих импровизации в пении, движении, музицировании Импровизация мелодий на собственные слова, придумывание песенок Придумывание танцевальных движений Инсценирование содержания песен, хороводов Музыкально-дидактические игры Аккомпанемент в пении, танце и др. Детский ансамбль, оркестр Создание системы театров для театрализованной деятельности | Изучение мнения родителей о музыке и музыкальном воспитании (анкетирование, интервьюирование,наблюдение) Создание мини-библиотеки; Игровые практикумы Педагогические конференции с приглашением специалистов Клубы по интересам Семейные досуги; Совместные праздники, развлечения Концерты родителей и для детей, Совместные театрализованные представления, Оркестр Открытые музыкальные занятия Создание наглядно-педагогической пропаганды для родителей Посещения музеев, выставок, детских музыкальных театров Прослушивание аудиозаписей с просмотром соответствующих иллюстраций, репродукций картин, портретов композиторов Просмотр видеофильмов |
Программно-методический комплекс образовательного процесса
Осуществить выбор программно-методического комплекта согласно основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения.
Примерный перечень программ, технологий и пособий:
Приобщение к изобразительному искусству
1. Вербенец, А.М. Образовательная область «Художественное творчество» Как работать по программе «Детство»: учебно-методическое пособие/ А.М. Вербенец. – СПб.: ООО Издательство «ДЕТСТВО – ПРЕСС», М.: ТЦ «СФЕРА», 2012. – 352 с.
2. Волынкин, В.И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников / В.И. Волынкин. - Рн/Д.: Феникс, 2007.
3. Грибовская, А.А. Детям о народном искусстве. Учебно-наглядное пособие для детей дошкольного возраста/ А.А. Грибовская. - М.: Просвещение, 2010.
4. Грибовская, А.А. Дошкольникам о графике, живописи, архитектуре и скульптуре: конспекты занятий /А.А.Грибовская – М: «Издательство Скрипторий 2003», 2011. -152.
5. Доронова, Т.Н. Дошкольникам об искусстве: учебно-наглядное пособие /Т.НДоронова, – М.: Просвещение, 2012. – 40 С.
6. Истоки [Текст]: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. / под ред. Л.А.Парамоновой. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 320 с.
7. Копцева Т.А. Природа и художник/ Т.А. Копцева. - М.: ТЦ Сфера, 2001.
8. Курочкина, Н.А. Знакомство с натюрмортом: учебно-наглядное пособие / Н.А. Курочкина.– СПб.: «Детство – пресс», 2006.
9. Курочкина, Н.А. Знакомим с портретной живописью: учебно-наглядное пособие / Н.А. Курочкина – СПб.: Детство-Пресс, 2013.
10. Курочкина, Н.А. Знакомим со сказочно - былинной живописью: учебно-наглядное пособие / Н.А. Курочкина – СПб.: Детство-Пресс, 2013.
11. Курочкина, Н.А. Знакомство с книжной графикой: учебно-наглядное пособие / Н.А. Курочкина.– СПб.: «Детство – пресс», 2001.
12. Курочкина, Н.А. Знакомство с жанровой живописью: учебно-наглядное пособие / Н.А. Курочкина – СПб.: Детство-Пресс, 2007.
13. Курочкина, Н.А. Знакомство с пейзажной живописью: учебно-наглядное пособие / Н.А. Курочкина – СПб.: Детство-Пресс, 2013.
14. Маслова Т.М. Развитие эмоциональной сферы дошкольников с помощью шедевров мировой живописи. СПб.: Детство-Пресс, 2007.
15. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду» / под ред. В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой.- 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.- 344с.
16. От рождения до школы [Текст]. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика – Синтез, 2010. – 304 с.
17. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М.А.Васильевой. В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой-4-е изд., испр. и доп.- М.: Мозаика-Синтез, 2006.- 232с.
18. Чумичева Р.М., О.Л. Ведмедь, Н.А. Платохина. Ценностно-смысловое развитие дошкольника (на материале истории и культуры Донского края). – Ростов-на-Дону. - 2005. – 311 с.
19. Чумичева, Р.М. Взаимодействие искусств в формировании личности старших дошкольников: монография / Р.М. Чумичева. – М.: МПГУ,1995.
20. Чумичева, Р.М. Ребенок в мире культуры: учебно-методическое пособие / Р.М. Чумичева. – М.: МПГУ, 1998.
Развитие продуктивной деятельности детей
(рисование, лепка, аппликация)