Истоки и этапы русского театра
История русского театра условно делится на основные этапы. Начальный, так называемый игрищный этап, зародился ещё в родовом обществе и закончился к XVII в. В XVII в. были сделаны первые робкие шаги по пути развития театрального искусства. Второй этап завершился постановкой первого светского спектакля при дворе царя Алексея Михайловича. Она состоялась 17 октября 1672 г. После этого события начался активный период развития русского театра и русской драматургии. Этот более зрелый этап в развитии театра, завершился учреждением профессионального постоянного государственного театра в 1756 г. А далее следует время дальнейшего развития и распространения системы столичных и провинциальных театров.
Термины «театр» и «драма» вошли в словарь русского языка лишь в XVIII в. В конце XVII в. бытовал термин «комедия», а на всём протяжении века – «потеха». В словарях XVII в. можно было найти такие термины как «Потешный чулан» (1571 г.), «Потешная палата» (1613 г.), которые были организованы при Московском Дворе, где скоморохи оказывались в положении придворных шутов. Потехами называли и всевозможные диковинки, привозившиеся иностранцами в XVI – XVII вв., и фейерверки, и воинские занятия молодого царя Петра I. В народной культуре использовался термин «позорище», который являлся частичным синонимом термину «театр». А термину «драма» соответствовали два народных понятия: «игрище» и «игра». Наиболее распространенными синонимическими определениями в русском средневековье были понятия «игрище» и «игра». Сами действия под этими названиями считались «бесовскими» или «сатаническими» скоморошными играми. Играми называли и свадьбы, и ряженье. Термины «игрище», «игра» в применении к устной драме сохранились в народе вплоть до XIX – XX вв.
Русский театр зародился в глубокой древности. Его истоки уходят в народное творчество, а именно в обряды, праздники, связанные с трудовой деятельностью. Со временем обряды потеряли своё магическое значение и превратились в игры – представления. В них и зарождались элементы театра, т.е. драматическое действие, ряженье, диалог. В дальнейшем простейшие игрища переродились в народные драмы, которые создавались в процессе коллективного творчества и хранились в народной памяти, переходя из поколения в поколение.
В процессе своего развития игрища дифференцировались, распадались на родственные, но отдалявшиеся друг от друга разновидности, а именно на драмы, обряды и игры. Эти разновидности игрищ сближало только то, что все они отражали действительность и пользовались сходными приёмами выразительности. К таким сходным приёмам относились диалог, песня, пляски, музыка, маскирование, ряженье, лицедейство.
Первоначально игрища были прямым отражением родовой общинной организации. Они имели хороводный, хорический характер. В хороводных игрищах было органически слито хоровое и драматическое творчество. Обильно включаемые в игрища песни и диалоги помогали характеристике игрищных образов. Игрищный характер имели также массовые поминки. Они были приурочены к весне и назывались «русалиями». В XV в. суть понятия «русалии» определялась как бесы в образе человеческом. А московский «Азбуковник» 1694 г. уже определил «русалии», как «игры скоморошеские».
Театральное искусство в нашей стране берёт своё начало в обрядах и играх, ритуальных действиях. Его развитие стимулировалось как со стороны народных масс, так и со стороны феодальной знати, которая была осведомлена о европейском театральном искусстве. Например, в 957 г. великая княгиня Ольга, не только приняла православное крещение в Константинополе, но и познакомилась с театром. В Софийском соборе в Киеве на фресках последней трети XI в. изображены ипподромные представления. В 1068 г. впервые в летописях упоминались скоморохи. Уже Киевской Руси были известны театры трёх родов: придворный, церковный, народный.
Народный театр представлял собой игрища народных лицедеев, т.е. скоморохов, творчество которых приравнивалось к ремеслу связанному с искусством наравне с иконописцами, ювелирами, резчиками по дереву и кости, книжными писцами. Они принадлежали к числу «хитрецов», «мастеров» пения, музыки, пляски, поэзии и драмы. Характер выступления скоморохов вначале не требовал их объединения в большие группы. Для исполнения сказок, былин, песен, игры на инструменте достаточно было только одного исполнителя. Скоморохи бродили по русской земле в поисках заработка и обслуживали своим искусством сёла, посадские поселения и княжеские дворы. К народным придворным представлениям скоморохи стали особенно активно привлекаться во время устраивания при Московском дворе Потешного чулана, а затем Потешной палаты. Но мирское искусство скоморохов было враждебно и церкви и княжеской власти своей свободой, неуправляемостью. Об этом есть свидетельства в летописи «Повести временных лет» монаха Киево-Печерского монастыря Нестора. Кроме того, церковные поучения XI – XII вв. объявили грехом ряженья скоморохов. Особенно они были преследуемы во времена монголо-татарского ига, когда церковь стала усиленно проповедовать аскетический образ жизни, в который скоморохи никак не вписывались. Против скоморохов были направлены Жалованная грамота Троице – Сергиевскому монастырю XV в., Уставная грамота начала XVI в. Церковь настойчиво ставила скоморохов в один ряд с носителями языческого мировоззрения (волхвами, колдунами). Преследуемые властью, скоморохи не смогли создать профессиональный театр. Но скоморошеские представления продолжали жить, и народный театр развивался.
В качестве альтернативы православная церковь противопоставила народным игрищам и искусству скоморохов искусство обрядовое, насыщенное религиозно-мистическими элементами. Была сделана попытка развития литургической драмы, которая пришла к нам вместе с христианством. Но, несмотря на использование театрально-зрелищных форм, русская церковь не создала своего театра. В XVII в. Симеон Полоцкий1 (1629 – 1680 гг.) пытался на базе литургической драмы создать художественную литургическую драму. Эта попытка оказалась единичной и бесплодной.
В XVII в. сложились первые устные драмы, простые по сюжету, отражающие народные настроения. Таковой была кукольная комедия о Петрушке, которого в начале звали Ванькой – Рататуем. Эта комедия рассказывала о похождениях ловкого весельчака, не боявшегося ничего на свете. В XVII в. появились также придворный и школьный театры.
Появление придворного театра было вызвано интересом придворной знати к западной культуре. Он появился в Москве при царе Алексее Михайловиче (1629 – 1676 гг. – русский царь с 1645 г.). Первая пьеса называлась «Артаксерксово действо», рассказывающая историю библейской молодой девицы Эсфири, которая, выбранная царём Артаксерксом, заняла место гордой царицы Астины, не пожелавшей по приказу царя выйти к народу и показать свою красоту2. Премьера этой пьесы состоялась 17 октября 1672 г. Придворный театр вначале не имел своего помещения. Декорации и костюмы переносились с места на место. Первые спектакли ставил пастор Грегори из Немецкой слободы. Актёрами его спектаклей были тоже иноземцы. Позже в принудительном порядке начали привлекать и обучать актёрскому мастерству русских «отроков». Жалованье им платили нерегулярно, но не скупились на декорации и костюмы. Спектакли отличались большой пышностью, иногда сопровождались игрой на музыкальных инструментах и танцами. После смерти царя Алексея Михайловича придворный театр был закрыт и возобновил свою деятельность только при Петре I.
В духовных семинариях, училищах Львова, Тифлиса, Киева, а также в Славяно-греко-латинской академии ещё в XVII в. сложился школьный театр. К 1740-м гг. существовала разветвлённая сеть русских школьных театров в Петербурге, Москве, Казани, Новгороде, Твери и ряде других городов. Выпускники же духовных школ стали объединяться с другими театральными любителями – «охотниками», организовывали странствующие труппы и давали спектакли для широкого круга городского зрителя на фантастические и романтические сюжеты. Пьесы для него писались преподавателями. Силами учащихся в школьных театрах ставились исторические трагедии, аллегорические драмы, близкие европейским мираклям. Ставились также интермедии – сатирические бытовые сценки, в которых звучал протест против общественного строя. Интермедии школьного театра заложили основу комедийного жанра в национальной драматургии. У истоков школьного театра стоял известный политический деятель, драматург Симеон Полоцкий.
Появление придворного и школьного театров расширило сферу духовной жизни русского общества.
По велению Петра I в 1702 г. был создан Публичный театр, рассчитанный на массовую публику. Для него было выстроено здание на Красной площади, названное «Комедиальной храминой». Там давала спектакли немецкая труппа антрепренёра и актёра одной из странствующих «англо-немецких» трупп Иоганна Кунста. В репертуаре были иностранные пьесы, которые не имели успеха у публики. Но театр прекратил своё существование не столько по этой причине, сколько потому, что Петр I перестал в 1706 г. его субсидировать, поскольку он так и не стал театром политической пропаганды. Но иностранные труппы продолжали свои выступления и после Петра I, особенно при императрице Анне Иоанновне (1693 – 1740 гг. – императрица с 1730 г.) – его племяннице. При ней начали систематически выступать, например, итальянская комедия масок (1733 – 1735 гг.), итальянская опера под руководством композитора Арайя (с 1735 г.), немецкая труппа с участием Каролины Нейбер (1740 г.), французская труппа Сериньи (1742 г.) и др.
Новую страницу в истории сценического искусства нашей страны открывали крепостной и любительские театры. В крепостных труппах, существовавших с конца XVIII в., ставились водевили, комические оперы, балеты. На основе крепостных театров в ряде городов возникли частные антрепризы3. Благотворное влияние на формирование профессионального театра народов России оказало русское театральное искусство. В труппы первых профессиональных театров входили талантливые любители – представители демократической интеллигенции. Театр в России XVIII в. приобрёл огромную популярность, стал достоянием широких масс, ещё одной общедоступной сферой духовной деятельности людей. С тех пор профессиональное театральное искусство в России развивалось и играло серьёзную роль в общественной и культурной жизни страны.
Балет в России сначала зародился как отдельные танцевальные номера в антрактах драматических, затем оперных спектаклей. Постепенно стали складываться балетные труппы. Для подготовки танцоров придворной балетной труппы ещё при правлении племянницы Петра I Анны Ивановны (1693 – 1740 гг. – русская императрица с 1730 г.) в 1738 г. был утверждён проект «Собственной Её Величества танцевальной школы». С вступлением на русский престол в 1741 г. дочери Петра I Елизаветы Петровны (1741 – 1761 гг.) был издан указ об учреждении в Петербурге русской балетной труппы. Одним из балетмейстеров, который работал с этой труппой, стал приглашённый австриец Гильфердинг, поставивший с ней первый сюжетный балет в 1760 г. С этого времени сюжетный балет прочно утвердился в России. Первым русским балетным либреттистом был русский писатель и драматург, один из видных представителей классицизма Александр Петрович Сумароков (1717 – 1777 гг.).
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ:
1. Какие вы знаете этапы истории русского театра?
2. Какими понятиями заменялись термины «театр» и «драма» на Руси до XVIII в.?
3. Расскажите о древних истоках русского театра?
4. Что представлял собой народный театр на Руси?
5. Кто являлся инициатором литургической драмы в России?
6. Приведите пример устной драмы XVII в.
7. Каковы причины появление придворного театра? Приведите пример первого придворного спектакля.
8. Какова история и специфика школьного театра на Руси?
9. Изложите историю первого Публичного театра.
10. Каково значение театрального и сценического искусства первой половины XVIII в. в России?
11. Расскажите об истоках балетного искусства в России.
Литература:
1. Всеволодский-Гернгросс В.Н. Русский театр. От истоков до середины XVIII в. М., 1957.
2. Данилов С.С. Русский театр в художественной литературе. М.-Л., 1939.
3. Данилов С.С. Очерки по истории русского драматического театра. М.-Л., 1948.
4. История русской драматургии (XII – первая половина XIX века). Л., 1982.
5. Савушкина Н.И. Русский народный театр. М., 1976.