Тема 1. Своеобразие сказки Э. Т. А. Гофмана

Темы практических занятий

Раздел 1. Литература XIX века. Романтизм.

Тема 1. Своеобразие сказки Э. Т. А. Гофмана

«Крошка Цахес, по прозванию Циннобер»

(форма проведения - практическое занятие)

  1. Место сказки «Крошка Цахес» в творчестве Э. Т. А. Гофмана.
  2. Основная проблематика «Крошки Цахеса»:

а) Сатирическая направленность произведения.

б) Княжество Керепес и его обитатели.

в) Нравственный и социальный смысл образа Цахеса. С какими явлениями мира может быть связан этот символ?

г) Место образа Бальтазара в системе действующих лиц.

д) Сущность романтического двоемирия в сказке.

е) Авторская позиция в произведении.

  1. Роль композиции в раскрытии авторского замысла. Значение последней главы сказки.

4. Богатство художественных приемов в произведении.

а) Роль приемов умолчания.

б) Фантастика, гротеск и символ как жанрообразующие факторы произведения.

Литература:

  1. Берковский Н. Я Романтизм в Германии. – М., 1973.

2. Берковский Н. Я. Статьи и лекции по зарубежной литературе. – СПб., 2002.

  1. Гофман Э. Т. А.: Жизнь и творчество. Письма, высказывания, документы. – М., 1987.
  2. История немецкой литературы: Учеб. пособие для студентов фак. и ин-тов иностр. яз. – М., 1975.
  3. Свердлов М. Романтический гротеск: Гофман // Литература. – 2004. –№4. – С. 6-8.
  4. Скобелев А. В. К проблеме соотношения романтической иронии и сатиры в творчестве Гофмана («Крошка Цахес») // Художественный мир Э. Т. А. Гофмана. – М., 1982. – С. 247-263.

Тема 2. «Собор Парижской Богоматери» В. Гюго

Как романтический исторический роман

(форма проведения - практическое занятие)

1. История создания романа «Собор Парижской Богоматери».

2. В. Гюго как создатель романтического исторического романа:

а) Отличие романа Гюго от романов Вальтера Скотта.

б) Проблема соотношения правды и вымысла.

в) Чем объясняется выбор эпохи автором в романе (XV век)?

г) Концепция истории В.Гюго; понимание исторического прогресса и регресса в романе.

3. Как воплотились идеи «Предисловия» к «Кромвелю» в романе «Собор Парижской Богоматери»?

4. Особенности сюжета и композиции произведения.

5. Система образов романа:

а) Принцип контраста как основополагающий при построении системы персонажей: Клод Фролло, Квазимодо, Гренгуар, Феб, Эсмеральда, Гудула.

б) Что обозначает слово ANAГKH? Свободный выбор или случайность (рок) соединяет героев?

в) Образ Эсмеральды – центральный образ романа:
- выявление характеров всех персонажей романа через отношение к Эсмеральде;
- особенности внешнего и внутреннего облика Эсмеральды;
- идейный смысл образа Эсмеральды как воплощения творческих сил народа, идеала естественной нравственности и духовной красоты;
- роль образа Эсмеральды в раскрытии внутренних конфликтов эпохи: изображение писателем кризиса религиозного мировоззрения в массах и у отдельных представителей народа.

г) Образ народной массы и ее роль в истории в понимании Гюго.
д) Образ Собора в романе.
- Почему всю 3-ю книгу Гюго посвящает Парижу и Собору?

- Как образ Собора связан с сюжетом и основной идеей романа?

- Место и роль главы «Париж с птичьего полета» (книга 3).

- Какую роль играет Гревская площадь в развитии сюжета романа?

6. «Местный колорит» в романе: быт, орудия труда, одежда, жилища, нравы, верования и предания народа.
7. Гротеск и контраст в романе. Что автор понимает под прекрасным?

8. Есть ли в романе символы?

Литература:

1. Андреев Л. Г., Козлова Н. П., Косиков Г. К. История французской литературы. – М., 1987.

  1. История французской литературы: В 4 т. – М., 1956. – Т.II.
  2. Реизов Б. Г. Французский исторический роман в эпоху романтизма. –Л., 1958.
  3. Писатели Франции. – М., 1964.

Раздел 2. Литература XIX века. Реализм.

Раздел 3. Литература конца XIX века.

Тема 6. Натурализм Э. Золя. Роман «Жерминаль»

(форма проведения - практическое занятие)

  1. Натурализм как литературное направление.
  2. Концепция человека в творчестве Золя.
  3. Место романа «Жерминаль» в художественной системе Золя.
  4. Замысел романа «Жерминаль» и принципы его реализации.
  5. Решение писателем проблемы генетической и социальной обусловленности структуры личности в романе.
  6. Понимание категории «среды».
  7. Система образов романа.
  8. Проблема взаимодействия личности и массы в романе.
  9. Природа конфликта и особенности его раскрытия.

Литература:

  1. Золя Э. Экспериментальный роман // Собр. соч.: В 26 т. – Т.24.
  2. Кучборская Е. П. Реализм Эмиля Золя. – М., 1973.
  3. Писатели Франции. – М., 1964.
  4. Пузиков А. Эмиль Золя. – М., 1961.


Тема 7. Эстетические принципы Оскара Уайльда

Учебно-методическое обеспечение. Литература.

Учебники и пособия:

  1. Андреев Л. Г., Козлова Н. П., Косиков Г. К. История французской литературы: Учеб. для филол. спец. вузов. – М., 1987.
  2. Аникин Г. В., Михальская Н. П. История английской литературы: Учеб. для студ. пед. ин-тов. – М.,1985.
  3. Западноевропейский театр от эпохи Возрождения до рубежа XIX-XX вв. / Отв. ред. М. Ю. Давыдова. – М., 2001.
  4. История американской литературы: В 2-х ч. / Под ред. Н. И. Самохвалова. – М., 1971.
  5. История немецкой литературы: В 3 т. / Под общ. ред. А. Дмитриева. – М., 1985.
  6. История западноевропейской литературы. XIX век: Англия: Учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений / Л. В. Сидорченко, И. И. Бурова, А. А. Аствацуров и др. – СПб. – М., 2004.

7. История зарубежной литературы XIX века: Учеб. для студентов пед. ин-тов: В 2-х ч. / Под ред. Н. П. Михальской. – М., 1991.

8. История зарубежной литературы XIX века: Учеб. для вузов / А. С. Дмитриев, Н. А. Соловьева, Е. А. Петрова и др.; Под ред. Н. А. Соловьевой. – М., 2000.

9. История зарубежной литературы XIX века: Учеб. для пед. ин-тов / М. Е. Елизарова, С. П. Гиждеу, Б. И. Колесников и др. – М., 1964.

10. История западноевропейской литературы. XIX век: Германия, Австрия, Швейцария: Учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений / А. Г. Березина, А. В. Белобратов, Л. Н. Полубояринова; Под ред. А. Г. Березиной. – СПб., 2005.

11. История западноевропейской литературы. XIX век: Франция, Италия, Испания, Бельгия: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Т. В. Соколова, А. И. Владимирова, З. И. Плавскин и др.; Под ред. Т. В. Соколовой. – СПб., 2003.

12. Ковалева О. В. Зарубежная литература XIX века. Романтизм: Учеб. пособие. – М., 2005.

13. Проскурнин Б. М., Яшенькина Р. Ф. История зарубежной литературы XIX века: Западноевропейская реалистическая проза: Учебное пособие.- М., 2004.

14. Шумкова Т. Л. Зарубежная и русская литература XIX века. Романтизм: Учебное пособие. – М., 2002.

  1. Храповицкая Г. Н., Солодуб Ю. П. История зарубежной литературы: Западноевропейский и американский реализм (1830-1860-е гг.).- М., 2005.

Хрестоматии:

1. Аникст А. Хрестоматия по зарубежной литературе XIX века: В 2-х т.- М., 1955.

  1. Антонов М. Л., Головенченко А. Ф. и др. Зарубежная литература: XIX в. Романтизм. Критический реализм: Хрестоматия / под ред. Засурского Я. Н. – М., 1979.

3. Зарубежная литература: XIX век. Романтизм. Хрестоматия / Под ред. Я. Н. Засурского. – М., 1976.

4. Зарубежная литература XIX века: Романтизм: Хрестоматия историко-литературных материалов: Учеб. пособие / Сост.: А. С. Дмитриев, Б. И. Колесников, Н. Н. Новикова. – М., 1990.

  1. Соловьева Н. А., Головенченко А. Ф., Петраш Е. Г. Зарубежная литература XIX века: Реализм: Хрестоматия историко-литературных материалов.- М., 1990.

IV. Материалы для самостоятельной работы

Темы практических занятий

Раздел 1. Литература XIX века. Романтизм.

Тема 1. Своеобразие сказки Э. Т. А. Гофмана

«Крошка Цахес, по прозванию Циннобер»

(форма проведения - практическое занятие)

  1. Место сказки «Крошка Цахес» в творчестве Э. Т. А. Гофмана.
  2. Основная проблематика «Крошки Цахеса»:

а) Сатирическая направленность произведения.

б) Княжество Керепес и его обитатели.

в) Нравственный и социальный смысл образа Цахеса. С какими явлениями мира может быть связан этот символ?

г) Место образа Бальтазара в системе действующих лиц.

д) Сущность романтического двоемирия в сказке.

е) Авторская позиция в произведении.

  1. Роль композиции в раскрытии авторского замысла. Значение последней главы сказки.

4. Богатство художественных приемов в произведении.

а) Роль приемов умолчания.

б) Фантастика, гротеск и символ как жанрообразующие факторы произведения.

Литература:

  1. Берковский Н. Я Романтизм в Германии. – М., 1973.

2. Берковский Н. Я. Статьи и лекции по зарубежной литературе. – СПб., 2002.

  1. Гофман Э. Т. А.: Жизнь и творчество. Письма, высказывания, документы. – М., 1987.
  2. История немецкой литературы: Учеб. пособие для студентов фак. и ин-тов иностр. яз. – М., 1975.
  3. Свердлов М. Романтический гротеск: Гофман // Литература. – 2004. –№4. – С. 6-8.
  4. Скобелев А. В. К проблеме соотношения романтической иронии и сатиры в творчестве Гофмана («Крошка Цахес») // Художественный мир Э. Т. А. Гофмана. – М., 1982. – С. 247-263.

Наши рекомендации