Творчество, креативность, одаренность?

В нашем обществе творчество, креативность, одаренность дарят человеку поистине широкие возможности, поэтому важно как можно раньше начать их развивать и формировать в детях. Но есть ли принципиальные отличия между данными понятиями, разница в том какое из них развивать первоначально, и стоит ли развивать вообще? Обратимся к словарю С.И. Ожегова и словарю понятий и терминов В.М. Полонского:

Творчество, креативность, одаренность? - student2.ru Творчество – это создание продукта искусства (творческое мышление моделирует художественные образы и воплощает их в каком-либо сценарии или предмете).

Творчество, креативность, одаренность? - student2.ru Креативность – это генерация принципиально новых, неведомых ранее идей (креативное мышление – это способность к изобретательству и научным открытиям).

Творчество, креативность, одаренность? - student2.ru Одаренность (то же, что и талантливость) - наличие у человека специфических качеств отражающих его дарование, выдающиеся природные способности.

Различия очевидны, но нет никаких оснований утверждать, что креативность, или одаренность в целом, лучше, чем творчество. Просто они эффективны в различных условиях. Подтверждением этого может служить обобщенная сравнительная характеристика разновидностей мышления, соответствующих традиционному мышлению и мышлению, ориентированному на творческий поиск:

Традиционное мышление Творческое мышление
- Ориентировано на правильность, корректность порождаемой идеи. - Ориентировано на «плодовитость» - порождение большего числа идей, и даже если не все из них корректны и осуществимы.
- Целенаправленно, движется в заданном направлении. - Возможно «движение ради движения» без четкой цели.
- Аналитично, внимание уделяется комплексу деталей. - Синтетично, ориентировано на интуитивное «схватывание» проблемной ситуации в ее целостности.
- Последовательно, требует правильности каждого шага. При ошибке на одной из стадий общий результат тоже оказывается ошибочным. - Осуществляется сразу в нескольких направлениях, не всегда последовательно. Ошибки в конкретных шагах не обязательно ведут к ошибочности общего результата.
- Поиск решений ведется в наиболее вероятных направлениях, сначала проверяются очевидные гипотезы - Поиск решений ведется в неочевидных, представляющихся маловероятными направлениях, «на периферии» нашего сознания.
- Активно используется отрицание идеи, признанные ошибочными, исключаются из дальнейшего поиска. - Использование отрицания избегается, ведется поиск путей интеграции любых альтернатив, даже представляющихся взаимоисключающими.
- При верности исходных данных и корректности алгоритма решения проблемы гарантирован конечный результат. - Результативность имеет вероятный характер.
- Продуктивно в ситуациях определенности, при наличии полных исходных данных и способов решения проблемы, когда точно известно, какой результат требуется получить. - Продуктивно в ситуациях неопределенности, при неполных исходных данных, когда способы решения проблемы и требуемые результаты известны в недостаточной степени.


Как видно из сравнительной таблицы:

ü при традиционном мышлении требуется верность, правильность каждого шага в решении проблемы. Если где-то совершена ошибка, то и конечный результат окажется не верным (пример: если при решении математической задачи, на каком-то этапе Вы допустили ошибку, и не заметили этого, то при последующих действиях ошибка будет только увеличиваться);

ü в творческом мышлении ошибочность какого-то конкретного шага не обязательно ведет к ошибочному конечному результату. Так происходит потому, что это мышление протекает сразу по нескольким направлениям, представляет собой своего рода «сетевой поиск» решения проблемы, поэтому даже если некоторые его направления оказываются тупиковыми, это еще не означает неудачу в целом. Более того, есть основания утверждать, что желание быть все время правым, боязнь ошибок – серьезные барьеры, препятствующие творческому поиску. При творческом мышлении нам важно не то, насколько верны те или иные элементы информации, а то, насколько окажется полезным определенное их сочетание, позволит ли оно увидеть проблему в новом, необычном ракурсе, разглядеть возможные способы ее решения. Идеи оцениваются не с позиции верности/неверности, а с позиции функциональности, применимости в конкретных условиях.

Естественно, нет оснований утверждать, что человек всегда прибегает к одной и той же стратегии мышления, хотя предпочтение какой-то из них может быть выражено довольно ярко. Один и тот же человек может мыслить в одних ситуациях традиционно, а в каких-то иных – творчески. Именно такой вариант, когда человек способен гибко менять стратегию решения в зависимости от особенностей стоящей перед ним задачи, наиболее адаптивен. Таким образом, задача педагога – не научить ребенка творчески/креативно мыслить всегда и везде, а научить видеть ситуации, где необходимо применять творческое или креативное мышление, и пользоваться им по мере необходимости.

Теперь давайте ответим на вопрос волнующий многих родителей и педагогов, можно ли развить творческие способности, обучить детей креативности. Все психологи единодушны в ответе: «ДА!!». Это связано с тем, что дети (а особенно дошкольники) восприимчивы и «пластичны». Возраст от трех до восьми лет наиболее благоприятен для развития креативности, вот здесь и выступают многогранные возможности детских садов, учреждений дополнительного образования и школ. Несколько фактов говорящих в пользу этого:

- Ребенок высоко ценит общение с «чужыми» взрослыми, воспитатель и педагог выступают для него авторитетом, который все знает; у ребенка формируется представление о педагоге, как о человеке, с которым интересно быть вместе. Родители, ориентированные на быт не всегда находят время для занятий с ребенком.

- Педагог/воспитатель выбирает разнообразные средства развития ребенка; творческий опыт, приобретенный в детском коллективе сверстников, удваивается.

- Эмоциональный контакт, как правило, в рамках игровой деятельности, доставляет ребенку особые впечатления от совместного творчества, формируя предпосылки к последующим ситуациям успеха для воспитанника.

- Дошкольные учреждения, учреждения дополнительного образования, школы ориентированы на создание комфортной психологической обстановки и развития предметно-развивающей - адаптивной среды, нацеленной на каждого конкретного воспитанника. Изучая характеристики ребенка на начальном этапе, в дальнейшем педагоги выстраивают индивидуальный маршрут развития ребенка, подбирают те возможные средства и методы развития, которые будут для него доступны и интересны.

Но развивая творческие способности необходимо, учитывать, что у детей способности к творчеству складываются постепенно, проходя несколько стадий развития. Эти стадии протекают последовательно: прежде чем быть готовым к следующей стадии, ребенок должен овладеть качествами, формирующимися на предшествующих этапах его развития. Творческое мышление напрямую зависит от уровня развития того вида мышления, которое имеет пик развития на определенном этапе. Следовательно, с самого детства у ребенка необходимо развивать творческое, критическое и независимое мышление, заботясь о том, чтобы они находились в равновесии, сопровождали и периодически сменяли друг друга в любом мыслительном акте.

Развитие креативного мышление проходит несколько этапов:

§ сначала появляется МЫШЛЕНИЕ ВООБЩЕ (1,5-4 года) - умение делать выводы, сопоставляя одно с другим, формируются элементы творческого мышления;

§ У детей 5-10 лет развивается МЫШЛЕНИЕ КРИТИЧЕСКОЕ - умение делать выводы, сопоставляя вещи со своим прошлым опытом; критическое мышление «работает» параллельно с ТВОРЧЕСКИМ, оно не заменяет креатив, а служит основой для формирования креативности.

§ Потом появляется МЫШЛЕНИЕ НЕЗАВИСИМОЕ (с 7-10 лет) - умение делать более верные выводы, не отвлекаясь на стереотипы.

§ И благодаря свободе, которую дает независимое мышление, развивается КРЕАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ.

Это интересно!Все дети очень креативны – это подтверждают многие тесты. Но со временем вырабатывается стереотипность мышления, которая сводит способности нестандартного поведения на «нет». Поэтому главная задача для развития креативного мышления – уход от привычного поведения. В английском языке есть знакомое многим выражение «thinking outside the box» (дословно – «мыслить за пределами коробки»), которое используется для определения нестандартного поведения. На русский язык его можно перевести так: способность мыслить вне рамок. В сущности, нужно постараться понять, что и рамок, вне которых надо мыслить, тоже не существует. Рамки коробки возникают тогда, когда вместо веселья и гулянья по бескрайним полям психики человеческая мысль день за днем уныло бредет узкой и давно заросшей родными привычками тропинкой ума. К примеру, если мы привыкли ходить домой одной и той же дорогой, можно попробовать пойти домой другим путем, и каждый день потом находить новые варианты. Полезно бывать в новых местах, изучать что-то принципиально отличное от того, что нам уже было известно. Для развития креативности отлично подходят перемены в рационе питания. Можно придумать новое меню или попробовать голодание (без фанатизма). Другой способ развития креативности – увлечение искусством. Игра на музыкальных инструментах развивает мелкую моторику пальцев. От них поступают импульсы в головной мозг. Вот поэтому и было замечено, что музыканты очень сообразительны. Это в равной степени относится и к тем, кто умеет вышивать, вязать и пользоваться клавиатурой компьютера. Спортивные нагрузки, танцы, прогулки на свежем воздухе способствуют развитию творческого воображения. Кстати, наши фантазии полезно периодически тренировать. Рисуйте желаемые образы, играйте в ассоциации, визуализируйте свои мечты – это приносит не только удовольствие, но и пользу в виде исполнения желаний и развития креативного мышления.

Это интересно!Существует мнение, что за креативное мышление отвечает правое полушарие нашего мозга, и именно оно видит картину в целом, а левое полушарие отвечает за аналитические способности и детали. Поэтому люди, у которых сильно развито правое полушарие, считаются более креативными, а те, у которых более востребовано левое полушарие, способны достигать больших успехов в аналитической деятельности

Это интересно!Научно доказано, что наши ладони находятся в прямой связи с нашим мозгом. Наша правая ладошка связывается с левым полушарием мозга, которое отвечает за аналитику, а левая ладонь связана с правым полушарием креативности. Именно поэтому большинство творческих людей левши. Таким образом, если левая ладонь в напряжении, то и правое креативное полушарие оказывается напряжено. Поэтому для того, чтобы приумножить свою творческую плодотворность, научитесь расслаблять левую ладонь. Это можно сделать любым удобным способом, например, при помощи усилия воли, при помощи медитации (необходимо расслабиться и представить, то ладонь становится теплее) или просто ополоснуть руку теплой водой.

Это интересно!Когда нейрохирурги оперируют на открытом мозге, они оставляют пациента в сознании. У мозга нет болевых рецепторов, они находятся только в твердой оболочке устилающей череп изнутри, но это делается не для экономии анестетиков. Держа оперируемого в сознании, врачи могут немного больше контролировать процесс. Во время операции, хирург сдавливает тот или иной участок мозга и больной говорит «Мне стало жарко в левой ноге» или «я увидел вспышку», или «я услышал шум моря». Врач активировал зоны, где хранилась эта информация, и больной испытал новые мысли и ощущения.

Наши рекомендации