Основные выразительные средства архитектуры
Как и в других видах искусства, выразительные средства архитектуры существуют для того, чтобы сделать любое сооружение не только конструктивно надежным, но и образно-привлекательным. Условно можно выделить следующие выразительные средства.
Композиция. В теории искусства композиция рассматривается как некое строение или структура художественного произведения, основные элементы которого расположены в определенной системе и последовательности таким образом, что обеспечиваются единство и целостность формы художественного произведения и его содержания.
Единство и целостность самой композиции заключаются в гармоничности тех элементов, которые ее составляют. Закон единства композиции обусловлен природными принципами организации объектов окружающего мира, которые человек может наблюдать в природе. Например, цветок состоит из определенных структурных элементов (корень, стебель, листья, чашелистик, бутон с лепестками, тычинками и пестиком), и каждый элемент соразмерен и гармоничен по отношению друг к другу. Не может стебель быть высоким и тонким, а бутон большим и тяжелым. То же происходит и в архитектуре. Высокая тонкая у основания и расширенная и массивная вверху колонна не может выдержать большой нагрузки.
Объемно-пространственная композиция — основная составляющая архитектурной композиции — условно делится на три вида, в зависимости от характера восприятия произведения архитектуры:
ü пространственная композиция — характеризуется тем, что при ее восприятии зритель обращает внимание на пространственное решение, т. е. на то, как заполняется пространство, а не на элементы, из которых оно состоит. Все формы, которые используются в архитектурных сооружениях, составляющих ансамбль, не выступают над общим объемом, а развиваются так, что взгляд наблюдающего направляется по глубинной, фронтальной или вертикальной координате. Таким образом, получается иллюзия единой протяженной стены.
В пространственной композиции выделяют два основных вида: пространство, организованное вокруг одного или группы архитектурных сооружений (например, церковь Вознесения в Коломенском), и пространство, ограниченное архитектурными элементами (сооружениями) по периметру (например, вестибюль Адмиралтейства в Санкт-Петербурге);
ü объемная композиция — отличается от пространственной тем, что ее элементы развиваются в трех плоскостях, и завершается она замкнутой поверхностью. Восприятие объемной композиции осуществляется вокруг нее, при этом постепенно поднимается снизу вверх, сходясь в одной точке. Здесь очень важно соотношение между массой и пространством, при этом пространство раскрывается и подчиняется массе. Примеры объемной композиции: здания Всемирного торгового центра в Нью-Йорке, Исаакиевский собор;
ü фронтальная композиция — синтез упомянутых выше видов. С одной стороны, она имеет объемные формы, но с другой — эти формы развиваются только в двух направлениях (по горизонтали и по вертикали). Фронтальная композиция воспринимается со всех сторон открытых пространств, расположенных вокруг архитектурного сооружения. Чаще всего она присутствует в фасадах зданий, которые обращены к пространству улиц. Фронтальная композиция может иметь симметричное расположение (дом Пашкова в Москве) и асимметричное расположение (фасад храма Иоанна Предтечи в Пскове).
Форма. Масштабность. Они означают соразмерность архитектурного сооружения и его отдельных форм по отношению друг к другу и к человеку.
Масштабным можно считать такое архитектурное сооружение, которое воспринимается и ощущается человеком как соразмерное, удобное, соответствующее функциональному назначению. Можно выделить три вида масштаба:
■ адекватный, антропологический, т.е. раскрывающий гармоничное соотношение частей архитектурного сооружения по отношению к человеку;
■ торжественный, преувеличенный, т. е. слегка выходящий за рамки соотношения с человеком, но тем самым придающий особое звучание архитектурному сооружению;
■ пафосный, гиперболизированный, т. е. очень сильно преувеличенный масштаб, который нарушает всякую гармонию с человеком.
В многовековой истории архитектуры выработано три типа конструкций:
■ стоечно-балочная, в которой вертикальные столбы или колонны, несущие на себе тяжесть всего сооружения, перекрываются горизонтально положенными балками, закрывая пространство над столбами;
■ стеновая, в основание которой была положена четкая, пространственная, замкнутая по периметру структура, состоящая из четырех стен, на стыках пересекающихся друг с другом (пример — русская деревянная изба);
■ арочно-сводчатая, где несущие элементы — столбы, перекрываемые сводом, образовывали арку. Своды выполняли функцию горизонтальных балок, но имели округлую форму, которая позволяла замкнуть большое пространство, и облегчали нагрузку на столбы благодаря изогнутой форме, давали возможность осуществить боковое перекрытие, чего нельзя было сделать горизонтальными балками.
Данный вид тектонической системы нашел отражение в нескольких типах храмовых сооружений.
Толос — монументальное, круглое в плане сооружение, украшенное по кругу колоннадой.
Мандала — квадратное в плане здание, накрытое круглой полусферой (круг, вписанный в квадрат, символизирующий единство земного и небесного).
Базилика — тип римского, раннехристианского, позже византийского и русского храмов, прямоугольное в плане здание, разделенное на 3 — 5 частей — нефов. Неф — вытянутая в длину часть пространства храма, разделенного внутри продольными рядами колонн, арок или столбов. Средний (главный) неф выше боковых, часто завершается апсидой — полукруглой, иногда многоугольной, выступающей частью здания, имеющей собственное перекрытие полукуполом или полусводом, и располагающейся в восточной части храма. Внутри храма апсида служит алтарной частью. В основе базилики лежит католический крест.
Крестово-купольный храм — тип христианского храмового сооружения, возникший в средневековой архитектуре Византии. Основной признак — купол, завершающий всю конструкцию. Купол располагается на барабане в виде цилиндра с расположенными на нем окошками по всему диаметру. В основании крестово-купольной конструкции лежит православный крест, т. е. вся конструктивная система опирается на четыре основных столба, располагающиеся в центре здания, откуда расходятся четыре сводчатых рукава креста.
Ротонда — тип сооружения, имеющего в основании круг. Купол здания опирается на столбы, которые расположены внутри сооружения по всему диаметру круга. Сначала ротонда использовалась только при строительстве храмовых сооружений, но впоследствии нашла свое применение в светской архитектуре (беседки, павильоны).
Ритм. Это универсальное понятие, которым пользуются в различных отраслях науки. В теории архитектуры ритм означает некое закономерное чередование элементов в определенной последовательности. Ритм представляет собой, с одной стороны, простую последовательность единиц, с другой — закономерное изменение характеристик формы.
Пропорция. Пропорция означает соразмерность, определенное соотношение частей между собой.
Симметрия и асимметрия. Понятие «симметрия» восходит к истокам человеческой цивилизации и означает закономерное расположение равных частей объемно-пространственной формы относительно друг друга. «Асимметрия» — понятие, прямо противоположное симметрии, в ней отсутствуют все элементы и правила симметрии. Однако асимметрия очень часто выступает в качестве выразительного средства архитектуры.
Контраст. Контраст означает противоположность в каком-либо отношении. Контраст в архитектуре строится на том, что в отношении между сравниваемыми объектами преобладает большое различие. Благодаря контрасту архитектор подчеркивает основную идею всего сооружения. Контраст — явление не спонтанное. Каждое отношение форм в архитектурной композиции должно быть хорошо продуманным с точки зрения его соответствия общей конструкции.