Монументально-декоративного искусства

Глава 4. Выразительные средства архитектуры как вида искусства

Глава 5. Выразительные средства дизайна как вида искусства

Глава 6. Выразительные средства народного декоративно-прикладного искусства

Глава 4. ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА АРХИТЕКТУРЫ КАК ВИДА ИСКУССТВА

ПОНЯТИЕ АРХИТЕКТУРЫ

Архитектура (от лат. archi — главный, tektos — строить, возво­дить) — зодчество, искусство проектировать и строить. (См.: Борев Ю. Б. Эстетика: в 2 т. — Смоленск, 1997. — Т. 2.)

В то же время архитектурой считаются сооружения, имеющие трехмерный объем. Архитектура способна выражать в объемных конструкциях представления человека о мире, времени, пространстве, искусстве, природе и чувствах. Архитектуру справедливо считают синтезом искусства, науки и производства. Именно эти три компонента, взаимодействуя друг с другом, образуют основу конструкторской деятельности. Архитектура в отличие от графики и живописи не изображает пространственный мир на двухмерной картинной плоскости, а создает из геометрических объемов замкнутую про­странственную среду в виде различных сооружений.

Архитектура в настоящее время понимается как часть искус­ственной природы, т.е. определенной среды, в которой живет и действует человек. При таком понимании объектами архитектуры выступают объекты градостроительства, крупные комплексы, вклю­чающие элементы различного функционального назначения; жилые районы, зоны отдыха, вокзалы, аэропорты, порты, многоуровневые стоянки, сложные пешеходные развязки.

Архитектура двойственна, поскольку в ней синтезированы две сферы: материальная и духовная. Объекты архитектуры в данном случае также рассматриваются двусторонне. Так, конструкции от­носят к материальной сфере, а их художественно-эстетические характеристики — к духовной.

В архитектуре соединяются польза, прочность и красота. Эти три компонента еще со времен римского строителя и теоретика архитектуры Марка Полиона Витрувия считаются актуальными и основополагающими при возведении любого архитектурного со­оружения. Подтверждение этих слов мы можем найти в «Советском энциклопедическом словаре», где архитектура определяется как художественно осмысленная конструкция, создаваемая человеком в различных жизненных целях (функциональности, конструктив­ности, эстетичности). Таким образом, здесь обнаруживаются все компоненты триады Витрувия.

В теории и практике архитектуры долгое время ее художествен­ная и материальная стороны определялись как отдельные области человеческой деятельности. В связи с этим вопрос о соотношении пользы и красоты приобрел значительную остроту. Каждая эпоха стремилась найти свое соотношение между этими компонентами. В XX в. ставится проблема соотношения архитектурной формы сооружения и его функционального назначения. Для промышлен­ных сооружений, где функциональное назначение доминирует, актуально взаимодействие между конструктивной стороной архи­тектуры и архитектурными формами.

Виды произведений архитектуры выделяются на основании следующих критериев:

1. По целевому назначению:

(См.: Грубе Г.-Ф., Кучмар А. Путеводитель по архитектурным формам. — М., 2001. — С. 6.)

ü жилищная (многоэтажные жилые дома, жилые комплексы, кот­теджи, дачи, общежития, гостиницы и т.д.);

ü промышленная (заводы, фабрики, склады, мастерские, комби­наты, фермы, хранилища и т.д.);

ü декоративная (лестницы, фонтаны, беседки, мосты, арки);

ü общественно-гражданская:

— культовые сооружения (церкви, храмы, соборы, мечети, си­нагоги, молельные дома и т.д.);

— культурно-досуговые сооружения (театры, кинотеатры, музеи, выставочные залы, вернисажи, планетарии, библиотеки, цир­ки, дельфинарии, стадионы, бассейны, развлекательные цен­тры, рестораны, игровые клубы и т.д.);

— образовательные учреждения (детские сады, школы, коллед­жи, гимназии, лицеи, высшие учебные заведения, академии, НИИ и т.д.);

— административно-государственные (правительственные учреждения, банки, здания правоохранительных органов, суды, прокуратуры, тюрьмы и т.д.);

— учреждения сферы обслуживания (магазины, больницы, по­ликлиники, столовые, прачечные, бани, парикмахерские, салоны красоты и т.д.); — коммуникационные сооружения (железнодорожные вокзалы, автовокзалы, аэропорты, порты, станции метрополитена, терминалы, отделения связи и т.д.).

2. По характеру использования масштабных форм:

( Борев Ю.Б. Эстетика: в 2 т. — Смоленск, 1997. — Т. 2.)

ü объемная, имеющая вид замкнутой конструкции, состоящей из стен, перекрытий и крыш (жилищная, общественно-гражданская, культовая, промышленная и др.);

ü ландшафтная, украшающая ландшафт (мосты, арки, фонтаны, беседки, лестницы и т.д.);

ü градостроительство — комплекс архитектурных сооружений, составляющих целый город или квартал (современные районы Москвы, историческая часть Санкт-Петербурга и т.д.).

3. По степени духовно-эстетической ценности:

ü имеющая культурно-историческую ценность во все времена (сооружения, внесенные в список ЮНЕСКО: собор Василия Блаженного, здание оперного театра в Сиднее, египетские пи­рамиды, дворец Тадж-Махал в Индии и т.д.);

ü имеющая ценность в определенные культурно-исторические периоды (отечественные типовые жилищные дома 1960—70-х гг., здание Всемирного торгового центра в Нью-Йорке, Мавзолей Ленина и т.д.);

ü не имеющая духовно-эстетической ценности.

Наши рекомендации