Взаимосвязь детского изобразительного творчества с различными видами деятельности

Умственное воспитание и развитие. Во-первых, на занятиях по изобразительной деятельности расширяется познавательная сфера дошкольника. Узнавая о видах и жанрах искусства, о его выразитель­ных средствах, дети изучают саму жизнь, ведь в произведениях ис­кусства отображаются явления природы, раскрываются простые и сложные отношения между людьми, обнажается внутренний мир человека. И благодаря этим произведениям ребенок начинает лучше ориентироваться в мире.

Во-вторых, занятия изобразительной деятельностью сопряжены с выполнением детьми различных формообразующих движений, которые способствуют развитию мелкой моторики рук. А это, в свою очередь, обеспечивает усложнение мыслительной деятельности, пере­водит ее на более качественный уровень.

В-третьих, занимаясь рисованием, лепкой, аппликацией, дети учатся воспринимать, наблюдать, придумывать образы, размышлять об их структуре, продумывать этапы своей работы, фантазировать. Все эти психологические процессы являются показателями умствен­ного развития.

Нравственное воспитание. Связь детского изобразительного творчества и нравственности проявляется в том, что в ходе ознаком­ления с произведениями искусства дети учатся вычленять в них не только элемент прекрасного, но и ценностный аспект. Они начина­ют понимать значимость красоты для человека, мира, тем самым научаясь через собственные образы доносить в процессе созидания и преобразования своего художественно-эстетического опыта эту красоту до окружающих.

Многие качества личности (умение сопереживать, чувство взаи­мопомощи, порядочность, ответственность и др.), формирующиеся на занятиях по изобразительному творчеству, помогают малышу разобраться в окружающем его мире, самом себе.

Трудовое воспитание. Занятия изобразительной деятельностью характеризуются не только тем, что дети полностью поглощены самим творческим процессом, но и тем, что дошкольники учатся организо­вывать свое рабочее место, держать его в чистоте и порядке, вовремя менять воду в стаканчиках, убирать мусор, снимать лишний клей с работы и т.д. Стремление детей отвечать за кусочек своего простран­ства, следить за ним, делать его лучше, чище формирует у них важные трудовые качества. В современных условиях желание трудиться зна­чимо для становления личности ребенка, поскольку большая часть детей оказывается неприспособленной к элементарным видам труда из-за изобилия отвлекающих и развлекательных моментов.

Детское изобразительное творчество — не только один из первых способов познания ребенком окружающего мира, его свойств, законов, отношений, но и наиболее доступное средство отражения им собственного отношения к этому миру, отображения своих впечат­лений, эмоциональных состояний и переживаний с помощью худо­жественно-выразительного образа. Именно художественно-выразительного, поскольку, во-первых, ребенок, изображая что-либо (на­нося каракули или рисуя реалистичный образ), живет в изображае­мом. Он комментирует свои действия, обыгрывает содержание рисунка, играет с получившейся поделкой, напевает, сочиняет в про­цессе творчества.

Ксения (2 г. 2 мес.), работая с красками, смешивая цвета на своем листе, сопровождала все действия речью: «Ксюша рисует... тут собачка, она лает: "Ав, ав". А это елочка, она зеленая и машет головкой (показыва­ет, как качается)... Это птичка, у нее детки далеко (показывает на ри­сунке, где далеко)». На вопрос педагога, что же она нарисовала, Ксюша все повторяет, последовательно демонстрируя объекты на своем рисунке.

Самое удивительное, что все называемые малышом образы по­хожи на свои реалистичные прототипы, в их внешнем облике при­сутствуют характерные элементы, свойственные только этим объ­ектам. И хотя образы технически несовершенны, они художествен­но и эмоционально очень выразительны.

Антон (2 г. 2 мес.), рисуя фон для аквариума по заданию педагога, неожи­данно отказался продолжать рисовать кистью камушки на дне, попросил пластилин, показав на коробку. После этого он стал отщипывать от каждо­го бруска кусочки и присоединять их, сопровождая короткими коммента­риями: «Тут рыбки (рукой показал волнообразное движение плывущих рыб). Это камушки: большие (показывает руками их размер, разводя руки) и маленькие (пальчиками демонстрируя их небольшой диаметр). Тут гушка, она прыгает (сидя на стуле, пытается прыгать)». Проделав работу, Антон отложил лист бумаги в сторону, отошел, посмотрел на нее издалека и сказал: «Все, Антоша хороший», (цв. вкл. рис. 1)

Наши рекомендации