Взаимосвязь детского изобразительного творчества с различными видами деятельности
Умственное воспитание и развитие. Во-первых, на занятиях по изобразительной деятельности расширяется познавательная сфера дошкольника. Узнавая о видах и жанрах искусства, о его выразительных средствах, дети изучают саму жизнь, ведь в произведениях искусства отображаются явления природы, раскрываются простые и сложные отношения между людьми, обнажается внутренний мир человека. И благодаря этим произведениям ребенок начинает лучше ориентироваться в мире.
Во-вторых, занятия изобразительной деятельностью сопряжены с выполнением детьми различных формообразующих движений, которые способствуют развитию мелкой моторики рук. А это, в свою очередь, обеспечивает усложнение мыслительной деятельности, переводит ее на более качественный уровень.
В-третьих, занимаясь рисованием, лепкой, аппликацией, дети учатся воспринимать, наблюдать, придумывать образы, размышлять об их структуре, продумывать этапы своей работы, фантазировать. Все эти психологические процессы являются показателями умственного развития.
Нравственное воспитание. Связь детского изобразительного творчества и нравственности проявляется в том, что в ходе ознакомления с произведениями искусства дети учатся вычленять в них не только элемент прекрасного, но и ценностный аспект. Они начинают понимать значимость красоты для человека, мира, тем самым научаясь через собственные образы доносить в процессе созидания и преобразования своего художественно-эстетического опыта эту красоту до окружающих.
Многие качества личности (умение сопереживать, чувство взаимопомощи, порядочность, ответственность и др.), формирующиеся на занятиях по изобразительному творчеству, помогают малышу разобраться в окружающем его мире, самом себе.
Трудовое воспитание. Занятия изобразительной деятельностью характеризуются не только тем, что дети полностью поглощены самим творческим процессом, но и тем, что дошкольники учатся организовывать свое рабочее место, держать его в чистоте и порядке, вовремя менять воду в стаканчиках, убирать мусор, снимать лишний клей с работы и т.д. Стремление детей отвечать за кусочек своего пространства, следить за ним, делать его лучше, чище формирует у них важные трудовые качества. В современных условиях желание трудиться значимо для становления личности ребенка, поскольку большая часть детей оказывается неприспособленной к элементарным видам труда из-за изобилия отвлекающих и развлекательных моментов.
Детское изобразительное творчество — не только один из первых способов познания ребенком окружающего мира, его свойств, законов, отношений, но и наиболее доступное средство отражения им собственного отношения к этому миру, отображения своих впечатлений, эмоциональных состояний и переживаний с помощью художественно-выразительного образа. Именно художественно-выразительного, поскольку, во-первых, ребенок, изображая что-либо (нанося каракули или рисуя реалистичный образ), живет в изображаемом. Он комментирует свои действия, обыгрывает содержание рисунка, играет с получившейся поделкой, напевает, сочиняет в процессе творчества.
Ксения (2 г. 2 мес.), работая с красками, смешивая цвета на своем листе, сопровождала все действия речью: «Ксюша рисует... тут собачка, она лает: "Ав, ав". А это елочка, она зеленая и машет головкой (показывает, как качается)... Это птичка, у нее детки далеко (показывает на рисунке, где далеко)». На вопрос педагога, что же она нарисовала, Ксюша все повторяет, последовательно демонстрируя объекты на своем рисунке.
Самое удивительное, что все называемые малышом образы похожи на свои реалистичные прототипы, в их внешнем облике присутствуют характерные элементы, свойственные только этим объектам. И хотя образы технически несовершенны, они художественно и эмоционально очень выразительны.
Антон (2 г. 2 мес.), рисуя фон для аквариума по заданию педагога, неожиданно отказался продолжать рисовать кистью камушки на дне, попросил пластилин, показав на коробку. После этого он стал отщипывать от каждого бруска кусочки и присоединять их, сопровождая короткими комментариями: «Тут рыбки (рукой показал волнообразное движение плывущих рыб). Это камушки: большие (показывает руками их размер, разводя руки) и маленькие (пальчиками демонстрируя их небольшой диаметр). Тут гушка, она прыгает (сидя на стуле, пытается прыгать)». Проделав работу, Антон отложил лист бумаги в сторону, отошел, посмотрел на нее издалека и сказал: «Все, Антоша хороший», (цв. вкл. рис. 1)