Институт архитектуры и искусств

ИНСТИТУТ АРХИТЕКТУРЫ И ИСКУССТВ

УТВЕРЖДЕНО

на заседании Ученого Совета ИАрхИ

«___» ___________ 2010 г.

ПРОГРАММА

ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

ПО ЦИКЛУ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН

специальности 070601.65 «Дизайн»

квалификация «дизайнер графический»

Ростов-на-Дону

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел I. ИСТОРИЯ ГРАФИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА И РЕКЛАМЫ………2

Раздел II. ДИЗАЙН И РЕКЛАМНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ……….………………

Раздел III. ХУДОЖЕСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕДАКТИРОВАНИЕ…

Раздел IV. КНИЖНАЯ ГРАФИКА……………………………………………….

Раздел I

ИСТОРИЯ ГРАФИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА И РЕКЛАМЫ

Исторический обзор формирования визуальной информации (графического дизайна и рекламы) в период от первобытного строя до XVIII века.

Реклама, как социокультурное и историческое явление.

Исторический обзор становления рекламы. Первые упоминания о рекламе. Реклама в древней Греции, Риме, Египте.

Особенности становления графического дизайна

Графические символы. Основные виды и их особенности. Особенности развития графического дизайна в Европе в период Античности. Влияние социально-экономических процессов на рекламные коммуникации в период Средневековья. Геральдика. Особенности развития рекламы в Средневековой Европе. Франческо Гриффо.

Основные этапы развития письма.

Эволюция шрифта. Иоганн Гуттенберг. Его вклад в графический дизайн. Старый и Новый стили в книжной графике. Подвижный шрифт, модульная сетка и другие изобретения Гуттенберга. История книжного дизайна. Основные элементы книги. Книга как единый ансамбль. Основные принципы оформления.

Реклама и графический дизайн в эпоху Возрождения. Реклама в Европе в Новое время. Русская реклама X-XIII веков. Русская реклама XIII-XVIII веков.

История газеты. Первые издания в Европе. История фотографии. Ведущие фотомастера.

Основные тенденции и направления современного графического дизайна и рекламы.

Реклама периода модернизма. Творчество и реклама. Энди Уорхол. Особенности рекламы и графического дизайна в странах Европы во второй половине XX века. Психоделический стиль. Калифорния. Особенности швейцарского международного стиля. Нью-йоркский стиль. Генри Вольф, Уильям Бернбах, Отто Сторч, студия Пуш Рин.

Реклама периода постмодернизма. Российская реклама в постсоветское время. Особенности современной рекламы и графического дизайна в России. Современная Академия Дизайна, Союз дизайнеров России. Современная реклама и графический дизайн за рубежом.

Фирменный стиль, как значимая дизайнерская задача.

Разработка и внедрение фирменного стиля (корпоративной идентичности). Петер Беренс. Основные визуальные элементы (константы) фирменного стиля: фирменный знак или марка, логотип, фирменный опорный шрифт, цветовая гамма. Информационная продукция: визитка, каталог, объявление, пресс-релиз, указатели проезда, бланки приглашения. Деловая документация: бланк письма, бланк приказа, блокнот, печать, конверт, папка-регистратор. Техническая документация: диплом, технический паспорт, сетка модульная, инструкция по сборке или монтажу, ярлык. Смысловая составляющая фирменного стиля – слоган (девиз).

Рекламная продукция, как составная часть фирменного стиля. Рекламная продукция: плакат, буклет, проспект, наклейка, видеоролик, компакт-диск, слайды. Поздравительная продукция: открытка, вкладыш поздравительный. Сувенирная продукция: брелок, вымпел, значок, календарь, майка, пакет, авторучка, зажигалка. Упаковка: тара, бумага упаковочная, лента липкая с логотипом или товарным знаком. Фирменная одежда: кепка, костюм, комбинезон, халат.

Литература

1. Глазычев В.Л. О дизайне 1970

2. Михайлов С.М., Кулеева Л.М. Основы дизайна 2002

3. Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. 1994

4. Холмянский Л.М., Щипанов А.С. Дизайн. 1985

5. Агитмассовое искусство Советской России. Материалы и документы. В 2-х тт./Под ред. В.П.Толстого. М.: Искусство, 2002

6. Васильева Н.В. Реклама для всех. - Мн., «ТЕСЕЙ», 2003г., 222с.

7. Музыкант В.Л. Теория и практика современной рекламы. - М, «Евразийский регион», 1998г., 397с.

8. Ньюарк К. Что такое графический дизайн? М.:АСТ: Астрель, 2005

9. Огилви Д. Огилви о рекламе.-М.: Изд. Эксмо, 2004., 232с

10. Песоцкий Е.. Современная реклама. Теория и практика. - Ростов-на-Дону, «Феникс», 2001г., 315с.

11. Ромат Е.В. Реклама. - СПб., «Питер», 2002г., 168с.

12. Современная реклама /Под общей ред. Феофанова О.А. - Издательский Дом Довгань, 1995г., 661с.

13. Федько Н.Г. Маркетинговые коммуникации. -Ростов-на-Дону, «Феникс», 2002г., 384с.

Раздел II

Стили рекламной графики.

Основные современные стилевые направления в сфере графического дизайна. 1960-е годы, классический «Швейцарский стиль» (флаговые наборы, модульные сетки и др.). 1960-е годы, «Новая волна», как радикальная альтернатива классическому «швейцарскому стилю» (смешение жанров графического дизайна, создание определенного визуального имиджа).

Световая реклама.

Световая реклама. Источники света для вывесок. Материалы и технологии изготовления световых рекламных установок. Подсветки световых букв (люминесцентные лампы, неоновые трубки): технология «закрытого неона»; технология «открытого неона»; дюралайт; «гибкий свет»; оптиковолокно.

Литература

1. Катернюк А.В. Рекламные технологии. Коммерческая реклама. - Ростов-на-Дону, «Феникс», 2001г., 312с.

2. Панкратов Ф.Г., Баженов Ю.Г., Серегина Т.К., Шахурин В.Г. Рекламная деятельность. - М., 2001г., 362с.

3. Перепелица В. Как сделать рекламу эффективной или как стать известным. - Ростов-на-Дону., «Феникс», М., «Зевс», 1997г., 283с.

4. Песоцкий Е.. Современная реклама. Теория и практика. - Ростов-на-Дону, «Феникс», 2001г., 315с.

5. Попов Е.В. Продвижение товаров и услуг. - М., 1999г.

6. Прауде В.Р. Маркетинг. Рига, 1991г., 207с.

7. Современная реклама /Под общей ред. Феофанова О.А. - Издательский Дом Довгань, 1995г., 661с.

8. Уэллс Уильям, Бернет Джон, Мориарти Сандра. Реклама, принципы и практика. - СПб, «Питер», 1999г., 735с.

Раздел III

Литература

1. Катернюк А.В. Рекламные технологии. Коммерческая реклама. - Ростов-на-Дону, «Феникс», 2001г., 312с.

2. Панкратов Ф.Г., Баженов Ю.Г., Серегина Т.К., Шахурин В.Г. Рекламная деятельность. - М., 2001г., 362с.

3. Перепелица В. Как сделать рекламу эффективной или как стать известным. - Ростов-на-Дону., «Феникс», М., «Зевс», 1997г., 283с.

4. Песоцкий Е.. Современная реклама. Теория и практика. - Ростов-на-Дону, «Феникс», 2001г., 315с.

5. Попов Е.В. Продвижение товаров и услуг. - М., 1999г.

6. Прауде В.Р. Маркетинг. Рига, 1991г., 207с.

Раздел IV

КНИЖНАЯ ГРАФИКА

1. История становления книги.

Книга – продукт ручного, ремесленного, индустриального производства. Пиктографическое, идеографическое письмо. Художник – творец шрифта. Основные виды письма, созданные в Древнем Риме. Виды средневекового письма. Каноны создания шрифта эпохи Возрождения. Взаимосвязь литеры с технологией и техническими возможностями своего времени. Инициал (буквица). Графема. Минускул и маюскул.

Основные виды древнерусского письма. Содержание реформы русской азбуки Петра I. Виды шрифтов эпохи модерна.

2. Основные этапы и особенности развития советской книжной графики.

Конструктивизм в книге. Наборная графика и фотомонтаж. Творческие эксперименты в книжной графике Эля Лисицкого, Александра Родченко, Владимира Маяковского и др.

Особенности оформления книг в 1930-40-е гг. в СССР.

Книга как художественный ансамбль. Известные графики 1930-х годов Е.И. Чарушина, В.И.Курдов, Д.И.Митрохин, В.Конашевич, А.Н.Самохвалов. А.А. Дейнека и др.

3. Книга, как целостное произведение и культурная ценность.

Единство идейно-художественного замысла книги, литературного текста и художественно-декоративного облика. Образное раскрытие текста при помощи рисунков, фотографий, иллюстраций. Связь книжной графики с полиграфией. Примеры решения единства книги, как ансамбля. В.Фаворский. «Маленькие трагедии» А.С. Пушкина. Добужинский. Обложка к повести Ф.М. Достоевского «Белые ночи». Стилизация.

4. Основные задачи книжной графики.

Оформление и иллюстрирование книг (рисованные шрифтовые элементы, композиционное построение текстового набора). Основные элементы книги. Обложка, переплет, титульный лист, шмуцтитулы, суперобложка, развороты, заставки, концовка. Зависимость тиража книги, ее формата, степени и характера оформления от целевой аудитории. Эстетика печатной книги.

Задачи дизайнера книжной графики (учет особенностей полиграфической структуры книги, сохранение стиля писателя и др.).

5. Виды книжных изданий и особенности книжной графики.

Научное или специальное издание. Художественная литература. Техническая литература. Политическая литература. Детская книга. Специальные издания. Подарочная книга. Юбилейные издания. Роль художника в создании рукописных книг

Виды художественно-графических техник (гравюра, ксилография, офорт, репродукция).

Литература

1. Агитмассовое искусство Советской России. Материалы и документы. В 2-х тт./Под ред. В.П.Толстого. М.: Искусство, 2002

2. Михайлов С.М., Кулеева Л.М. Основы дизайна 2002

3. Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. 1994

4. Ньюарк К. Что такое графический дизайн? М.:АСТ: Астрель, 2005

5. Огилви Д. Огилви о рекламе.-М.: Изд. Эксмо, 2004

6. Холмянский Л.М., Щипанов А.С. Дизайн. 1985

Зам. руководителя по УМР В.В. Пищулина

Декан ФИ Е.Н. Клемёнова

Зав. кафедрой дизайна С.Д. Михеев

Зав. кафедрой ДПИ И.Ю. Херувимова

ИНСТИТУТ АРХИТЕКТУРЫ И ИСКУССТВ

УТВЕРЖДЕНО

на заседании Ученого Совета ИАрхИ

«___» ___________ 2010 г.

ПРОГРАММА

ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

ПО ЦИКЛУ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН

специальности 070601.65 «Дизайн»

квалификация «дизайнер графический»

Ростов-на-Дону

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел I. ИСТОРИЯ ГРАФИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА И РЕКЛАМЫ………2

Раздел II. ДИЗАЙН И РЕКЛАМНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ……….………………

Раздел III. ХУДОЖЕСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕДАКТИРОВАНИЕ…

Раздел IV. КНИЖНАЯ ГРАФИКА……………………………………………….

Раздел I

Наши рекомендации