Понимание проблемы: нужно ли ее решать на данном технологическом базисе

Банальное пояснение ситуации – вас просят усовершенствовать работу механического арифмометра, чтобы он быстрее считал и обеспечивал прибыль – ну, например, еще пару шестеренок поставить. А вы уже знаете, что есть электронные калькуляторы (кажется, так они называются). Очевидно, что серьезно браться за решение данной проблемы не стоит.

В некоторых случаях нет такой очевидности, и здесь в ТРИЗ есть целая теория – «учение о возрасте технических систем» – которая помогает понять, стоит ли тратить силы на творчество, на изобретение, улучшение этой технической системы, не пора ли уже от нее избавляться из-за ее «моральной старости».

Если речь идет о «моральной исчерпавшей себя проблеме», то нужно все продумывать снова.

Если оказалось, что проблема стоящая, то работаем дальше. Если проблема требует решения, то нужно очень хорошо сформулировать эту проблему, очень большое в этом играет формулировка идеального конечного результата, того, что олицетворяет самый идеальный, лучший результат нашей изобретательской деятельности.

ИКР – идеальный конечный результат

Идеальная машина, с точки зрения ИКР, у этой машины, вообще, не должно быть веса, объема, вредных выбросов и т.д.; в идеале действие осуществляется, а машины нет. В этом плане, очень хорошо звучит следующий пояснительный пример. Какая самая лучшая деталь у танка Т-34 спросил конструктор этого танка у собравшихся на его выступлении? Ответы: броня, пушка и т.д. его не удовлетворили. Его ответ: та, которой на танке нет! К такой детали, действительно, нельзя придраться, она – идеальна!

Приведенный выше пример хорош, но он может чуть исказить суть ИКР. Формирование ИКР не ведет к представлению о волшебной палочке, которая делает все. ИКР - максимально привязан к реальным, наличным возможностям. ИКР – это идеальный образ решения поставленной задачи: при решении нужное действие должно быть получено без каких-либо потерь, без усложнения системы и без возникновения новых нежелательных эффектов. При использовании понятия ИКР желательно применять слово «сам» («само», «сама»). Тогда ИКР будет звучать так – система сама выполняет нужное действие, при этом не допускает нежелательных эффектов.

Примеры.

- Перед учеными-экологами стояла задача – как подсчитать количество волков, живущих на определенной территории. Дорого: подсчитывать следы и ко. Решение: волки сами «отвечают», сколько их. Высокочувствительная аппаратура могла различать отличие голосов волков. Был записан на магнитофон вой волка, означающий – «эта территория занята». Волки сами обозначились, отвечая на этот вой.

- Вторая половина XIX в. улицы освещаются дуговыми лампами – «русским светом». Главная часть лампы – распложенные навстречу друг другу два угольных стержня, меду которыми при подаче напряжения возникает яркое свечение – электрическая дуга. Проблема – как сделать расстояние между стержнями постоянным, не смотря на выгорание концов стержней. Придумали часовое устройство (шестеренки, смазка и т.д.). Предложение/решение Яблочкова – расположить стержни параллельно, это ИКР, т.к. система сама решает эту проблему или этой проблемы для системы уже нет.

Сама идея и формулировка ИКР, по Г.С. Альтшуллеру, очень важна. Идеальный конечный результат – это а) предельная цель, это маяк, который служит ориентиром для нашей деятельности, без этого наша творческая активность, в принципе, «бесцельна»; б) критерий успешности нашей работы (согласитесь есть разница, если наше творческое решение на 1 % соотносится с ИКР или на 99 %).

Решение проблемы.

Для решения проблемы используются многочисленные приемы и методы (+ периодически рекомендуется встряхивать мозг с помощью методов, приемов, примеров на борьбу с психологической инертностью).

На сегодняшний день сделано:

- учение о возрасте технических систем, отражая соответствующий возраст интересующей нас технической системы, позволяет знать какие соответствующие данному возрасту технические изобретения/улучшения обычно бывают нужными; (дается в файле № 3)

- типовые приемы (даются в папке № 4)

- физические эффекты (даются в папке № 5)

- упоминание о еще не освоенном в ТРИЗ; не освоенном нами, но вдруг всё это не так уж и сложно для обучающихся в техническом вузе, т.е. они с лёта все решат (дано в файле 6): веполный анализ; стандарты на решение изобретательских задач; формулировка и разрешение противоречий; метод РВС (размер, время, стоимость); метод ММЧ (метод маленьких человечков)

В книжках написано, что, если мы молодцы, то проблема должна быть решена!!!


Наши рекомендации