Специфика организации Национального художественного музея Беларуси

После войны в Белоруссию вернулась лишь небольшая часть произведений, находившихся накануне войны на выставках в РСФСР (например, бюст князя П.А. Румянцева-Задунайского работы Ф. Шубина) или найденных советскими солдатами в конце войны в городах Восточной Пруссии (коллекция портретов из Несвижа). Некоторые работы были найдены в Минске («Шахтер с лампочкой» Н. Касаткина, «Осень» И. Левитана, «Утро весны» В. Кудревича - из недостроенного здания ЦК КПБ).

Второй этап истории музея связан с самоотверженной деятельностью заслуженного деятеля искусств БССР, директора Галереи с 1944 года Елены Аладовой.

В 1946 году в фондах было уже 317 произведений. Места для экспозиций не хватало. Аладова получила разрешение на строительство здания для Галереи. Проектирование было поручено Михаилу Бакланову.

В 1957 году было завершено строительство здания Государственной картинной галереи по проекту архитектора М.И. Бакланова. Одновременно в 1956-1958 гг. был разработан проект оборудования художественного музея.

Дом Ваньковичей.

В процессе эксплуатации здания стало очевидно, что предусмотренных экспозиционных площадей, хранилищ, служебных кабинетов не хватает. В 1989 г. на баланс музея переданы дом № 25 по ул. Кирова, в 1999 г. - 5-этажное здание № 22 по ул. Ленина. В 2007 г. введен в эксплуатацию новый музейный комплекс, что завершило первый этап генеральной реконструкции музея.

В 2000 году открыт для посетителей филиал музея в бывшем доме Ваньковичей в Минске с постоянной экспозицией «Культура и искусство первой половины XIX века».

Сегодня это один из самых богатых музеев Восточной Европы. В экспозиции, филиалах и фондохранилищах находится более 27 тысяч произведений, которые формируют 20 коллекций и составляют собрание национального искусства и собрание памятников искусства стран и народов мира.

АРХИТЕКТУРА.

Строительство завершено в 1957 г. Следует отметить, что в ходе строительства были внесены некоторые коррективы в первоначально

запроектированное архитектурное оформление. Так, в частности, на главном фасаде были выполнены иные изображения капители колонн и пилястр, во входной части отсутствует тематический горельеф, изменены скульптурные композиции.

В художественном решении музея тесно переплелись две темы - триумф победы (торжественность и монументальность) и храм-хранилище художественных сокровищ. Главный фасад представляет собой синтез архитектуры и скульптурной пластики, переданных с высокой эстетической выразительностью.

Решение фасада музея характеризуется модернизированной интерпретацией классицистической темы, активным выразительным элементом является стилизованный аттик-фронтон со скульптурной композицией в завершении (скульптор А. Бембель). Ниши с аллегорическими скульптурными композициями (скульпторы П. Белоусов, С. Адашкевич, Л. и М. Роберманы) фланкируют входную нишу с колоннадой композитного ордера. Барельефы на плоскости аттика поддерживают членение фасада.

Доминирующим является двухсветовой вестибюль с трехмаршевой лестницей, вокруг которой на втором этаже расположена открытая галерея. Выставочные залы решены амфиладой на том же втором этаже.

КОЛЛЕКЦИИ.

Древнебелорусское искусство.

Сбор древнебелорусского искусства (около 120 работ XII - конца XVIII в.)

В экспозиции представлены фрагменты фресок, иконы и резная скульптура, светские портреты, книжная графика и образцы декоративно-прикладного искусства XII-XVIII вв.

Раритетом сбора являются миниатюры рукописного шерешевского Евангелия XVI в. (происходит из церкви г.п. Шерешево Брестской обл., которая не сохранилась).

В экспозиции представлен и ряд портретов, переданных Художественной галерее БССР в 1939 году из Несвижского замка Радзивиллов. Согласно инвентарям, фамильная портретная галерея одного из мощнейших магнатских родов Великого Княжества Литовского на 70-е годы XVIII в. насчитывала около тысячи полотен.

Белорусское искусство XIX в.

В результате третьего раздела Речи Посполитой в 1797 г. Белоруссия вошла в Северо-Западный край Российской империи. Искусство этого периода в сборе музея представлено художниками, которые учились в Петербурге и Москве и таким образом принесли в белорусское искусство русскую художественную традицию.

В музее находится большая коллекция произведений Ивана Фомича Хруцкого, прославившегося своими яркими декоративными натюрмортами (“Цветы и плоды”, “Цветы и фрукты”, “Плоды и свеча”, вторая половина 1830-х). Пейзажи и портреты разных лет представляют в экспозиции творчество уроженца минской губернии АполлинарияГиляриевичаГоравского, выпускника Петербургской академии искусств и друга Павла Третьякова.

Жемчужиной коллекции является работа белорусско-польского художника Фердинанда Рущица «У костела» - одна из трех работ этого художника, находящихся в Беларуси.

Белорусское искусство XX - начала XXI в.

Все произведения, представленные на постоянном музейном экспонировании, являются “знаковыми”, наиболее ярко отражая тот или иной период в истории белорусского искусства.

Жуковский. Угловая гостиная. 1916

Ю. Пен. Портрет М. Шагала. Середина 1910х.

М. Кунин. Искусство коммуны. 1919

В. Кудревич. Утро весны. 1924

Я. Дроздович. Обсерватория на кольце Сатурна. 1931

М. Савицкий. Партизанская мадонна. 1978

М. Данциг. Мой город старый-молодой. 1972

Русское искусство XVIII - начала XX в.

Коллекция русского искусства занимает одно из ведущих мест в собрании Национального художественного музея. Всего коллекция насчитывает более пяти тысяч произведений, среди которых полотна В.А. Тропинина, Б.М. Кустодиева, В.В. Пукирева, И.К. Айвазовского, И.И. Шишкина, А.И. Куинджи, И.Е. Репина, В.Е. Маковского, И.И. Левитана, К.А. Коровина, М.А. Врубеля, И.И. Машкова.

Ф. Рокотов. Портрет А. П. Кутайсовой. Нач. 1780х

В. Пукирев. Неравный брак. Авторский вариант 1875 г.

А. Куинджи. Березовая роща. 1901

И. Машков. Портрет женщины. 1908 г.

М. Врубель. Садко. 1898 - 1899

Европейское искусство XVI-XX вв.

Начало собирательской деятельности музея в этом направлении необходимо отнести к концу 1940-х годов. Особенно интенсивно фонд европейского искусства пополнился в 1960-1970-е годы. Произведения, экспонируемые в этом зале, позволяют проследить сложный многовековой путь развития искусства Европы начиная с конца XVI и почти до XX века.

С искусством Италии XVI-XVIII веков знакомят портреты, картины на мифологические и библейские сюжеты.

Кроме живописи в экспозиции можно увидеть также работы крупнейших скульпторов Италии, Франции XVIII-XIX вв. и изделия известных фарфоровых мануфактур Европы XVIII - начала XX в., таких как Королевская саксонская фарфоровая мануфактура в Мейсене, Берлинская Королевская фарфоровая мануфактура и др.

Деятельность.

Музей проводит научно-исследовательскую, собирательскую и популяризаторскую работу, устраивает выставки произведений белорусских и зарубежных мастеров, осуществляет научную и творческую связь с зарубежными музеями, организовывает выставочный обмен, проводит лекции, экскурсии, занятия клубов искусствоведов и любителей искусства, помогает создавать картинные галереи, художественные отделы в других городах Беларуси. Выдает каталоги, альбомы, открытки.

При музее работают библиотека, киноклуб, лекторий, студия детского искусства и арт-кафе.

Научные отделы:

Отдел древнебелорусского искусства

Отдел современного белорусского искусства

Отдел русского и зарубежного искусства

Научно-фондовый отдел

Научно-реставрационный отдел

Редакционно-издательский отдел

Выставочный отдел

Отдел научно-просветительской работы

Филиалы

Дом Ваньковичей

Музей белорусского народного искусства в Раубичах

Музей Бялыницкого-Бирули

Наши рекомендации