Страница 4. Искусство. «Декабрьские вечера».
В детские и юношеские годы у Рихтера, который частично рос и воспитывался сам по себе, фактически определились основные увлечения и страсти. Они в большей степени стали его профессией.
Большой и сильной любовью на всю жизнь была опера. Наверное, страсть к этому жанру незримо воспитывала в будущем пианисте страсть к режиссуре. У себя дома он организовывал прослушивания, а затем и просмотры любимых опер. Приглашал друзей, знакомых, партнеров по ансамблям. Все происходило с обязательным последующим обсуждением. А на «Декабрьских вечерах» 1984 года Рихтер поставил оперу Бенджамина Бриттена «Поворот винта».
Тетя Мэри (напомню, это сестра мамы) приучила племянника к рисованию, и это тоже осталось навсегда. Известны его картины, рисунки. Он любил рисовать по памяти. Анна Трояновская – его большой друг, московская художница – рассказывала, что он никогда не рисовал с натуры, все по памяти. А друг Рихтера художник Роберт Фальк, который был еще и прекраснымпианистом и играл в 4 руки со Святославом Теофиловичем, очень высоко ценил его как художника. Он говорил, что если бы Рихтер так же серьезно занимался живописью, как музыкой, он стад бы не менее великим художником, чем музыкантом.
Без объявления включить файл «Rihter» 2.40
В этом видеофрагменте вы видите не просто
Картины и фотографии Святослава Рихтера,
Но и слышите его исполнение Лирических пьес Грига.
В жизни «первого пианиста века» (так его назвали в Парижской прессе в 1961 году) живопись, скульптура, музыка и театр уживались удивительно гармонично. Он рисовал, писал музыку, тщательным образом режиссировал разного рода мероприятия и выставки в их квартире с Ниной Львовной Дорлиак и не только. Одну из таких выставок он разместил в здании Пушкинского музея Изобразительных искусств. Это событие состоялось в марте 1978 года при непосредственном участии хозяйки, директора музея Ирины Александровны Антоновой. К каждому из 28 экспонатов Рихтер сделал свои подписи. Часть экспонатов представляла собственность их с Ниной Дорлиак, а другая была отобрана из личных коллекций их друзей и близких. Выставка называлась «Музыкант и его встречи в искусстве».
Друг и страстный поклонник искусства Святослав Рихтер стал режиссером и постоянным участником знаменитых «Декабрьских вечеров». Они проходили в Москве в предновогодний месяц в уже названном Музее Изобразительных искусств. Большая поклонница знаменитого пианиста, его друг и гостеприимная хозяйка Ирина Антонова предложила эти встречи музыкантов проводить в зале ее музея. Рихтер же придумывал темы.
Однако начало было положено самим Мастером и задолго до 1981 года.
Представьте себе – Франция, средневековый амбар XIII века, который расположен среди пшеничных полей и зелени летнего разнотравья, красотой, конструкцией и вместимостью под стать собору…
Это и был концертный зал с чудесной акустикой. Здесь выступали с 1964 по 1993 годы Бенджамин Бриттен, АртуроМикеланджели, ЭлисоВирсаладзе, Давид Ойстрах, Гидон Кремер и многие звезды мирового исполнительства. Проходили выставки рисунков Матисса, Виктора Гюго и Габриэля Форе, Эрика Сати, акварелей Фишера-Дискау и пастелей Рихтера.
Это были настоящие «Музыкальные празднества в Турени».
В 1981 году там побывала Антонова и спросила: «Почему в Туре, а почему не в Москве?»
И тогда все закрутилось…
«Век Моцарта», «Мир романтизма», «Мастера XX века», «Бах»… Вот названия лишь некоторых «вечеров». Это были большие тематические программы, которые объединяли два искусства – музыку и живопись.
После ухода Рихтера эстафету проведения «Декабрьских вечеров» принял выдающийся музыкант Юрий Башмет. Эти встречи проходят ежегодно и в этом году в них принимают участиемузыканты, которые составляли «круг» Рихтера - те, чье творчество сложилось во многом под влиянием его искусства: Наталья Гутман, ЭлисоВирсаладзе, Елизавета Лионская, Александр Майкапар, Денис Мацуев, Юрий Башмети «Солисты Москвы», и много молодых солистов.Музыкальный фестиваль и выставка «Цвет и звук» посвящены предстоящему 100-летию со дня рождения выдающегося пианиста Святослава Рихтера.
Видеофайл«Равель»
Своего рода музыкальное «Приношение Мастеру» подготовили и наши исполнители.
В.А.Моцарт Соната для флейты и фортепиано Фа мажор, исп. камерный ансамбль в составе Сенькин Никита и Голант Елена.