Художественая роспись тканей

Художественное декорирование тканей занимает большое место в декоративно-прикладном искусстве. Одним из древнейших видов художественной росписи тканей – набойка (набивка). Набойка известна во многих странах мира.

Изобретена она была, по-видимому, в Индии. На Руси она появилась посредствам купцов, торговавших с восточными странами. Сведения о ней встречаются уже в источниках, относящихся к X в. Сначала набивным делом на Руси занимались иконописцы-травщики. Но потом оно было освоено народными умельцами и получило широкое распространение в крестьянской среде. Из всех видов узорных тканей набойка – самая дешевая.

Способов оформления ткани было несколько. Если поле на доске оставалось выпуклым, а сам узор углублялся, то ткань называлась выбойкой. А если узор был выше общего фона, то набойкой. (Кстати, только в 18 веке установилось единое название — «набойка»).

• Существует два основных типа набивных тканей: белоземельные – с рисунком по белому фону и кубовые – с рисунком по фону синему.

До конца XVII в. для нанесения узора на ткань применялась масляная краска, сваренная на олифе. Доску (манеру) накладывали на полотно и били по ней деревянным молотком. Отсюда и название ручной росписи – набойка. Краска переходила с доски на ткань. Операция повторялась до тех пор, пока вся материя не покрывалась узорами. Потом на смену этому способу пришел другой –кубовая набойка.

Кубовая набойка получила название от куба - чана с красителем индиго, в котором окрашивалась ткань с нанесенным набивным способом узором. Рисунок на набойной доске стали покрывать веществом, которое препятствовало переходу краски на ткань. Называлось оно «вапа» и могло быть разным по составу.

С рельефного рисунка на доске вапа переходила на ткань, которую затем опускали в кубовую краску. Получался белый узор на синем фоне. От вапы ткань отполаскивали в слабом растворе серной кислоты. Если основу вапы составлял воск, то достаточно было промыть готовую набойку в горячей воде. Использовались домотканые холсты и фабричные миткаль, коленкор, ситец.

Прием ручной набойки очень трудоемкий. После прохождения манера с краской одного цвета изделие (ткани) высушивается. Только после этого можно прикладывать манеру с другой краской.

Количество манер соответствует количеству красок в рисунке. Из набивных тканей шили сарафаны и юбки, изготавливали занавески, скатерти и многие другие изделия.

Еще одним способом производства набойки былавытравка– на окрашенную ткань наносили с набойных досок вещество, окисляющее и разрушающее синюю краску. Вытравку чаще всего использовали тогда, когда узор состоял из мелких деталей и его воспроизведение требовало четкости линий.

В конце XIX- начале XX в. Приобрели известность великолепные ивановские и костромские набойки. Рисунки стали разнообразнее и богаче по цветовой гамме.

Мастера-красильщики и резчики на протяжении многовекового пути развития набойки отбирали и отшлифовывали узоры, главным украшающим мотивом которых становился растительный орнамент.

ПАВЛОВО-ПОСАДСКИЕ ПЛАТКИ.В России набойка была в основном одноцветная с четким графическим рисунком. Однако со второй половины XIX в. Появляются яркие шерстяные и полушерстяные набивные платки и шали с пышным растительным орнаментом. Производство таких платков было организовано в старом текстильном центре – Павловском Посаде под Москвой. Выполнялись платки со сложным рисунком, в каждом из них насчитывалось до 50 цветов и оттенков. Орнамент платков необычайно разнообразный: с крупными растительными мотивами, цветочными гирляндами, объемными розами, маками и другими цветами. В этой группе изделий удачное применение н нашли анилиновые красители, сначала на черном, а позже и на цветном фоне.

С XIX века рисунок на платочную ткань наносили деревянными резными формами, используя для этого доски двух типов: «манеры» и «цветки» . «Цветки» резали из дерева, с их помощью на ткань наносили краски, причем каждый цвет требовал отдельной доски. Контур рисунка набивали «манерами». Их изготовление было более трудоемким: вначале узор на дереве прожигали на определенную глубину, затем заливали свинцом. Полученный таким образом контур накладывали на отдельные доски.

Поскольку изготовление «цветок» и «манер» на величину всего платка было невозможно, рисунок разбивали на части, от 4 до 24 в больших шалях со сложным узором. Эти шали имели, как правило, и сложный колорит в 16 и более цветов. Таким образом, для набойки платка требовалось порой более 400 наложений досок. Определенная сложность заключалась в обязательном совмещении отдельных частей узора. Рисунки, как правило, были очень устойчивы, и набивные доски порой использовали десятки лет, при необходимости подновляя или повторяя.

В 1854 году в Павловском Посаде открывается крупная платочно-набивная фабрика. Со временем в городе начинают работать десятки ткацких и красильно-набивных предприятий. «Набойка», издавна известная в России, превратилась в народный художественный промысел.

В 20-30-е годы в декоре набивных платков преобладал традиционный цветочный орнамент с листьями, чаще из васильков, маков, ромашек и других полевых цветов. Иногда цветы и листья сочетались с фруктами и ягодами. В середине 20-х годов возникает геометрический орнамент. С 1928 г. вводятся рисунки, пропагандирующие достижения советской промышленности и сельского хозяйства.

С конца 90-х годов XX в. благодаря накопленному опыту на платочной мануфактуре посредством печати по шаблону выпускаются шали и платки с количеством красок до 23, по своему внешнему виду и качеству значительно превосходящие изделия, печатаемые ранее методом набойки с помощью «цветок» и «манер».

Изготовление платков и нанесение на них рисунков — сложный, многоэтапный процесс. Чтобы изделие появилось на свет, требуется проделать около ста операций. Художники создают эскизы будущих платков, тщательно подбираются краски. Нити подвергаются особой обработке, чтобы они стали прочнее, а ткань в итоге получилась тонкой и нежной. После того как полотно соткано, оно отбеливается, что делает его более восприимчивым к краске.

После нанесения рисунков ткань должна особым образом дозреть, чтобы цвета стали ярче. Затем полотнище разглаживается и нарезается на отдельные платки. До 1970-х годов рисунок наносился при помощи деревянных резных форм. Затем для этих целей стали использоваться шёлковые и капроновые сетчатые шаблоны. Это позволило сделать изображения красочнее, а очертания рисунков более изящными. К самым дорогим платкам добавляется бахрома — её вяжут вручную, что требует большого мастерства.

Но настоящая слава к павловским платкам и шалям, шерстяным и полушерстяным, с ярким цветочным узором, пришла во второй половине XIX века. Набойный рисунок наносили на ткань как вручную, так и машинным способом. В наши дни используется способ фотопечати. Но для выполнения определенных видов наиболее сложных уникальных платков сохранена технология ручной набойки.

ВЫШИВКА

Вышивка - один из самых любимых видов народного творчества; имела общее распространение во всех концах нашей страны.

Вышивка в России выделяется большей праздничностью, стилизованностью, изысканным вкусом и высоким умением. Несмотря на общие черты всей крестьянской вышивки, во всех губерниях существует особые оригинальные и собственные признаки. В каждом округе, районе и даже порой селе формируют свою типичную вышивку.

Все многообразие русской национальной вышивки можно подразделить на три базовых типа: вышивку северных и южных районов, а также центральной части России.

В северных районах вышивали в основном на холсте льняными или хлопчатобумажными, реже - шелковыми и шерстяными нитями. Традиционные северные узоры выполняются нитью алого цвета по белому фону, чем достигается ощущение торжественности и нарядности. Предпочтение отдавали швам, которые исполнялись по пересчету нитей, - «росписи», «набору», «кресту», «перевити», поэтому изображения получались более герметичные. Так же встречаются различные разнообразные виды вышивки строчкой, даже такие трудоемкие ее типы, как крестецкая строчка и тамбурным швом по сетке.

«На юге России, куда входили Курская, Орловская, Тамбовская, Пензенская, Воронежская и смежные с ними Тульская, Рязанская, Калужская и Смоленская губернии, привилегии передавались счетной глади, косой стежке и цветной перевити, что создавалась по решетке маленького габарита с переплетом столбцов полихромными волоками».

В цветовом колорите южных регионов помимо белого шитья и комбинации белого с красным, часто находятся приложения вышивки синим зеленым черным цветом нитей, или хроматической вышивки с насыщенной расцветкой.

В вышивках южных регионов нет такой строгой приверженности традиционной трехчастной композиции, которая свойственна вышивкам Севера. Здесь мастера свободно располагали фигуры на плоскости, изменяя пропорции и габариты элементов в соответствии со своим замыслом.

Помимо вышивания по подсчету ниток холста в южных регионах, таких как Калужской, Рязанской, Тульской и Смоленской областях, бытовала цветная перевить.

В народной вышивке Калужского края на протяжении долгого времени неизменно сберегалось основное цветовое сочетание: красный, желтый, синий, зеленый (и их оттенки). Лишь в юго-западных областях в орнаментировании вышивки включали черные нити, а огненно-алый цвет временами изменялся на оранжевый с золотистым оттенком.

В центральных промышленных губерниях России, куда входили Владимирская, Московская, Калининская, Ярославская, Костромская и Горьковская области, вышивка соединяет в себе специфичные свойства традиционного творчества севера и юга. Здесь с размахом применяются счетные и свободные швы — роспись, счетная гладь, набор, косая стежка, белая строчка, цветная перевить, вырезы и тамбур. Множеством текстурных разделок выделялась белая строчка. Рельефный рисунок, отчетливо выделяющийся на сквозной решетке, частенько мог обладать объемным цветным контуром из шелковистых или шерстяных нитей.

В Крестецком районе Новгородской области сосредоточено изготовление различных изделий из беленого полотна, декорированные белоснежной кружевной вышивкой, называемой «Крестецкая белая строчка». Материалом служат хлопчатобумажные и шелковые ткани. Эту технику еще называют крестецко-валдайской строчкой. Она состоит из различных мережек, паучков, паутинок и сеточек, сочетание насновки и настила. Работа ведется белыми нитями.

«Существует ряд видов крестецкого шва: рассыпной гипюр, старинный гипюр, мыльный пузырь, тарлата, вологодское стекло, сновочный мотив».

Известнейшим очагом бытования золотой вышивки был Торжок, где рукодельницы смогли сберечь обычаи и приемы трудоемкого вышивания до сегодняшних дней. «Искусство вышивки золотой и серебряной нитью известно в Торжке с XIII века». Здесь применяются очень сложные приемы шитья, такие как кованый и литой шов. Для высокого рельефа узора под настил клали картон или бересту. Особенностью расцветки этого шитья является контрастное сочетание темного фона (по большей части красного или черного) с золотом и серебром.

«Нижегородские золотошвейные изделия в отличие от торжокских не имели сложного рельефа. Крупным центром золотой вышивки в XIX в. было село Лысково и близлежащие деревни, и еще г. Арзамас».

Особенная вышивка развивалась во Владимирской области. Это изящная белая гладь с разнообразными стягами и кружевными примечаниями, а также сочная стилизованная вышивка владимирский верхошов.

Ремеслом строчки овладели уезды соседствующих губерний: Ярославской, Костромской, Нижегородской. Рукотворная традиционная вышивка показана творениями мастеров Рязани и села Мстера Владимирской области. Во Мстере сформировалось две вариации шитья — скрупулёзно точная „белая гладь" и колоритный „владимирский верхошов»

Наши рекомендации