Дымковская, или вятская, игрушка
Дымковская, или вятская, игрушка — широко известный вид русского народного искусства. Она занимает особое место среди русских народных гончарных изделий.
Этот народный промысел зародился в Дымковской слободе (близ г. Вятки — ныне Киров). Его образование связано со старинным местным обрядовым весенним праздником —«свистуньей», превратившимся в XIX в. в оживленную ярмарку с ее яркими красками и пронзительными звуками свистков. К этому празднику народные мастера всю зиму выделывали свои незамысловатые, но столь привлекательные фигурки. В конце XIX в. лепные игрушки вытесняются выгодной гипсовой продукцией и промысел приходит в упадок.
Восстановление искусства дымковской игрушки относится к 30-м годам XX в. Организуются художественно-производственные мастерские, куда входит специальная игрушечная мастерская. Позднее мастерская преобразуется в цех.
Сырье для производства дымковской игрушки — местное: красная глина, смешанная с просеянным песком. Процесс изготовления игрушек очень прост. Сначала из глиняного теста лепят торс фигурок, затем к нему примазывают шарики (головки и ручки). Готовые фигурки просушивают и обжигают в муфельных электропечах. После обжига игрушки грунтуют белилами (раствором мела, разведенного на молоке), а по ним расписывают яркими красками, используя анилиновые краски или современную синтетическую (поливинилацетатную) темперу, от которой фигурки приобретают веселую нарядную пестроту. Свистульки тоже лепят вручную, затем прокалывают палочками отверстия, просушивают на воздухе и обжигают в русских печах. Каждая мастерица делает игрушки одна — от формовки до последних штрихов раскраски.
Для дымковской игрушки характерен простой геометрический орнамент, состоящий из ярких пятен, кругов, зигзагов и полос. Часто применяют контрастные сочетания ярких цветов — красною, малинового, желтого, голубого, зеленого, нанесенных по белому фону.
Отличительная особенность дымковской игрушки — обобщенность (отдельные элементы игрушек далеки от реального изображения: например, рога дымковского оленя напоминают куст, борода индюка похожа на фоздьвинофада), декоративность и острая выразительность. В традиционных фигурках животных сохраняются чуть ли не языческие символы далеких времен, н одежде франтов и модниц — вкусы XIX в.
Ассортимент дымковских игрушек представлен фантастическими образами животных, птиц («Медведь с поводырем», «Медведь-нянька», «Медведь-музыкант», козлы, свиньи, олени, индюки, гуси, бараны в пестрых штанишках и др.). Большое место в ассортименте занимают фигурки важных бородатых мужиков, черноусых «добрых молодцев», восседающих в лодке, бабы с младенцем (младенцами) на руках или коромыслом через плечо, дамы («Дама с зонтиком», «Дама в розовом», «Няня с ребенком», «Водоноска», «Офицер на коне» и пр.). Наряду с традиционными сюжетами в современной дымковской пластике появились многофигурные композиции: «Цирк», «В ночном», «Лесное медовье», «Дамский ансамбль», «Гуляющие с детьми»; темы из жизни деревни: «Обед на сенокосе», «Вдоль по деревне». По-новому зажили персонажи известных сказок («Емеля на санях» и пр.).
КАРГОПОЛЬСКАЯ ИГРУШКА
Крестьянский промысел глиняной посуды и расписных игрушек существовал в деревне Гринево близ г. Каргополя уже в XIX в. Как и все крестьяне, каргопольские гончары садились за гончарный круг в свободное от сельскохозяйственных работ время — с сентября — октября до весны. Работали и мужчины, и женщины. Им помогали дети с 8—9 лет, которые добывали и готовили глину. Работали гончары в избах — там же, где и жили. Сначала глину просушивали в печи, затем ее толкли, заливали кипятком и выдерживали около двух дней, мешая лопаткой. После этого на полу ее мяли голыми ногами, выбирая попавшиеся камешки до тех пор. пока глина не становилась тягучей. Тогда глину резали на полосы и с помощью ручного гончарного круга лепили горшки и другую посуду.
Из остатков лепили фигурки баб, домашних и лесных животных, петушков, уточек, свистульки. Готовая посуда и игрушки сохли дня два в избе, затем их обжигали в русских печах или специально устроенных в поле за деревней обжигальных печах. Некоторые посудные изделия (в основном горшки) и игрушки, раскаленные докрасна, обмакивали в корыте в растворе овсяной или гороховой муки (так называемой болтушке). Изделия покрывали черным, напоминающим кружево, узором. Более дорогую посуду и игрушки в обожженном состоянии обмазывали дегтем, посыпали мучкой из свинца и вновь обжигали. Изделия после второго обжига приобретали красивую муравленную поливу и высокую прочность.
собенно процветал каргопольский промысел в начале XX в. Кроме Гринево изготовлением керамических изделий занимались мастера еще в шести волостях Каргопольского уезда. К 30-м годам промысел угас. Возрождение каргопольской игрушки относится ко второй половине XX в., когда при Архангельском промкомбинате был создан гончарный цех (1966). Сейчас каргополь- скую керамику выпускает объединение «Беломорские узоры» (Архангельская обл.).
Для изготовления игрушки Каргопольские мастера используют плину. Техника исполнения примитивная: ручная лепка, сушка в течение одного-двух дней и 6—8-часовой обжиг в русской печи. Расписывают изделия темперными красками. Отличительная черта каргопольской игрушки — стилизованный орнамент, напоминающий северную вышивку.
В тематике глиняной игрушки — темы труда сельского жителя; сценки народных гуляний, веселых местных свадеб.
Основной ассортимент каргопольских игрушек — свистульки и фигурки людей, животных, птиц, многофигурные несложные композиции. Из животных каргопольские мастера очень любят изображать коня, но лепят и фигурки других животных: «Собачка». «Козлик», «Коровушка». «Баран», «Лось». Из фигурок людей распространены женские — «бабы» — так называли издавна мастера свои произведения. Одни «бабы» стоят подбоченясь с блюдом. с пирогом, с птицей, другие кормят младенцев, третьи отдыхают («Бабы», «Баба с младенцем». «Баба с птицей», «Крестьянка с пирогом». «Крестьянка с цветком», «Крестьянка с зеркалом»). Любят каргопольские мастера лепить гармонистов: «Парень с гармонью», «Гармонист», «Гармонист на диване». Среди многофигурных композиций: «Поездка на санях», «Возки», «Поездка». «Посиделки», «Дровосеки»; большое место занимают нарядные тройки. Из новых композиций — «Кадриль», «Сельский праздник». Свистульки вырабатывают также в виде фигурок: «Корова», «Дед», «Сирин» и т.д.
В цветовой гамме глиняной игрушки Каргополя преобладают белый, зеленый, голубой, красный, черный цвета. В орнаменте нередко присутствуют круги с крестом внутри, либо вписанные один в другой концентрические окружности с синей точкой в центре. По подолу платьев, забеленных известкой, глиняных каргопольских «баб» изображают круги, символизирующие солнце, или геометрические узоры, напоминающие борозды вспаханной нивы.
ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШКА
Возникновение производства гончарных изделий в деревнях Филимоново и Татево Тульской области относится к XVI—XVII вв. Гончарное искусство в этом районе выделилось в самостоятельный промысел в XIX в.. а к началу XX в. лепкой и росписью керамических фигурок и свистулек занимались целые семьи в свободное от работы время. Как и многие другие, промысел филимоновской игрушки в 20—40-е годы XX в. приходит в упадок и возрождается только в конце 50-х годов.
В настоящее время изготовлением глиняной игрушки в деревне Филимоново занимается мастерская керамических игрушек, которая входит в состав Крапивненского обозного завода (пос. Крапивна Щекинского района Тульской обл.). Филимоновская мастерская вырабатывает игрушки из местного сырья — жирных глин, которым свойственна высокая пластичность.
Лепят фигурки вручную, затем их несколько раз сушат в натопленном помещении, обжигают в электрической муфельной печи в течение 12 ч при температуре 800 °С и расписывают без предварительной побелки (местные глины, первоначально иссиня-черные, после обжига приобретаю! ярко-белый цвет). Расписывают игрушки анилиновыми красками, разведенными на яйце.
Филимоновским изделиям присущи вытянутые формы (это обусловлено свойствами местных глин: при сушке на поверхности изделий образуются трещины и их приходится разглаживать пальцами, в связи с чем форма фигурок удлиняется), разноообразный нарядный, подчас сложный орнамент. Цветовая гамма красок красная, желтая и синяя.
Ассортимент филимоновских изделий представлен декоративными статуэтками и игрушками.
КРУЖЕВОПЛЕТЕНИЕ
Историки и искусствоведы констатируют, что уже в IX–XVI веках прикладное искусство на Руси было насыщено разнообразными видами кружев. А в начале XX столетия русское кружевное искусство стало уже своеобразным брендом. В Российском государстве насчитывалось около 20 уникальных центров кружевоплетения.
С начала XIX века производство кружевных узоров было поставлено на поток, то есть мастерицы-кружевницы стали создавать свои творения не только для себя, но и с целью их продажи. Было положено начало развитию фабричного изготовления кружевных изделий. Во многих губерниях помещики организовывали производство кружев в своих поместьях.
Большой вклад в развитие кружевоплетения в России внесло появление и деятельность специальных профессиональных школ. А после Парижской выставки 1937 года, где работы елецких мастериц были удостоены высших наград, мировая история искусства обогатилась понятием «русское кружево».
Таким образом, можно отметить, что на Руси сложилось два типичных образца плетения кружева. К ним специалисты-историки и искусствоведы относят сколочное или сцепное и мерное или численное.
Сколочное кружево плетётся по основному рисунку (сколку), нанесённому на бумажную основу. Узор выполняется частями, которые затем соединяются.
Для выполнения же мерного кружева берётся определённое количество петель, из которых набирают симметричные узоры в виде типичных геометрических форм.
Впервые кружевоплетение стало промыслом благодаря мастерству Калязинских мастериц ещё в начале девятнадцатого века. Они украшали узорами головные уборы. Такой вид кружева стали называть фантажным. Также создавали тюлевые и сцепные кружева. Образец Калязинского кружевоплетения – это довольно массивный рисунок, выполненный на общем фоне. Он использовался в основном для украшения простыней или полотенец, а также подушек.
Конец XIX в. Тверская губерния, г. Калязин
Конец XIX в. Тверская губерния, г. Калязин
В отличие от Калязинского кружева, излюбленным узором Елецких мастериц были лёгкие, воздушные мотивы, из которых плелись блузы, жилеты.
Тонкость, рельефная скань обводом, обилие сквозных элементов и мелкие ячейки фонов делают елецкое многопарное кружево по своей изысканности редким для России. Оно никогда не имело в торговле своего подлинного названия, и только его музейные собрания свидетельствуют о мастерстве елецких кружевниц.
Для традиционного елецкого кружева характерна парная техника плетения. Местные жители овладели плетением кружев в начале XIX в. на частной фабрике Протасовой.
Елецкие кружева более тонкие и легкие, чем вологодские. Полотнянкаелецких кружев — изменчивая по плотности и ширине, часто переходит в ажурные разработки. Но иногда решетка по плотности мало отличается от вилюшки, и нет здесь такого контраста, как в вологодском кружеве. Своеобразие ряда елецких кружевных изделий — в сочетании разной плотности плетения в одних и тех же элементах, что придает им как бы светотеневую игру и создает впечатление некоторой объемности узора. Специфика крупных елецких штучных изделий и в построении композиции центрального поля из отдельных элементов — розеток или квадратных фигур, которые, ритмично повторяясь, отвечают орнаменту края и как бы рельефно выступают на плотной узорной решетке фона. Иногда в одном орнаменте решетки имеют разный рисунок, сочетая сцепную технику с парной. В этом — одна из выразительных особенностей елецкого кружева. Для кружевных решеток Ельца тоже характерны мотивы снежинок, морозных узоров, с которыми часто ассоциируется белое кружево разных центров.
Особенностью Елецкого кружева является необычайная тонкость и изящество узора. Для него типичны очень легкие и воздушные решетки, соединяющие узор; растительные мотивы имеют черты особой прозрачности. Более разнообразным в последнее время стал цвет кружев. С давних пор в Ельце выполняют черные косынки, в которых рисунок растительного характера хорошо вписывается в трехугольную форму вещи. Многие Елецкие кружевные изделия выполняют в сером цвете, что придает изделиям еще большую легкость и элегантность.
Край для полотенца (начало XX в.)Елец
1880-е гг., Орловская губерния, г. Елец
1880 г., Орловская губерния, г. Елец
Характерной особенностью Мценского кружевного узора специалисты называют появившийся в конце 1800-х годов модный для того времени гипюровый рисунок.
Уникальным в своём роде было искусство кружевоплетения в городе Михайловске, где самым распространённым материалом был лён. На основе мерного кружева кружевницы создавали на своих полотнах городки, мысы, фестоны, бубенцы и другие узоры.
Своеобразие михайловского плетения заключается не только в редкости сюжетов и динамичности их выражения. Оно имеет и своеобразный колорит: льняная узкая полотнянка часто украшена металлической сканью, а фон и внутренние части фигур заполнены коричневым, охристым, черным и темно-зеленым шелком различных оттенков. Цвета располагаются отдельными пятнами и создают совершенно особую переливчатую поверхность.
С бытом рядовых горожан Михайлова и его окрестностей связан третий из распространенных здесь способов плетения — численный. Именно местное численное кружево получило широкую известность под названием «михайловского», и, несмотря на то, что здесь этой техникой пользовались деревенские плетеи в самых различных губерниях, именно здесь сложился в XIX веке кружевной промысел, в основе которого лежало только численное плетение. Большинство его узоров исполнялось на 10 парах коклюшек, а это в 3-4 раза меньше, чем в деревенском кружеве Вологодской и Орловской губерний — прославленных центрах русского кружевного производства.
Кружева Рязанской области значительно отличаются от кружев, изготовляемых в других областях, как по технике плетения, так и по характеру рисунка. Выполняются они в простой технике численного плетения, сохраняя старинный характер рисунка и расцветки. Кружевам Михайловских мастериц присущи несложные кружевные узоры, которые носят народные названия: бубенцы, мыски и т.п. В богатую расцветку Михайловских кружев, кроме белых и серых, входят красный, синий, желтый и другие цвета. Для Михайловских кружевных изделий характерно также сочетание кружева с вышивкой.
1820-1840 гг., Рязанская губерния, г. Михайлов
Конец XIX в., Рязанская губерния, Михайловский уезд
В Ростове кружевоплетением занимались как крепостные девушки, так и послушницы монастырей. Распространённым материалом был лён и шёлк. Узоры создавались в технике сцепного многопарного плетения. Любимым мотивом Ростовских мастериц был сканый узор на разнообразном фоне. А также Ростовское кружево известно наличием своего особого рисунка – Ростовского креста, который можно встретить довольно часто.
Образцы кружев этого периода, демонстрируют нам образцы высочайшего мастерства ростовских кружевниц. Они выполнены из очень тонких льняных ниток, изысканы по рисунку и отличаются безупречностью исполнения. Характерной особенностью плетения ростовских гипюров является оригинальная фоновая решётка, составленная из изящных ажурных крестов. В позднейшей литературе о ростовском кружевоплетении она получила название "Ростовская решётка" или решётка "Ростовский крест" - Особенность этой решётки, на наш взгляд, говорит о её монастырской разработке. Позднее, с открытием в 1883 г в Петербурге Мариинской практической школы кружевниц, она была взята на вооружение её воспитанницами и получила широкое распространение. Широкое употребление получил также отдельный элемент, из которого она состоит.
Образец ростовского кружева из коллекции Е.Е.Новосильцевой
Прошва подзора простыни. Втор. пол. XVIII в.
Конец XIX в., Ярославская губерния, г. Ростов
Отличительной особенностью Вологодской школы можно назвать выполнение узора полотнянкой с наличием плотной цветной скани. Основные элементы Вологодского кружева – это веера, гребешки, разнообразные растительные мотивы.
И сам узор, и решетка заимствованы. Почти тождественно им кружево, которое происходит из Германии и относится к XVII веку. Но немецкий образец чрезвычайно тонкий, и рисунок плохо различим. В вологодской прошве нить намного толще. Узор получился четким и в целом гораздо сочнее своего прототипа. Край составляют весьма схематичные растительные мотивы: цветок типа тюльпана и лапчатый шестидольный. Они чередуются между собой и свисают вниз. Изгибающаяся полоса полотнянки обильно украшена дырочками-закидками, которые расположены неравномерно, создавая фактурное разнообразие: более крупные — в ряд по одной, мелкие — в два ряда, дробя полотнянку, облегчая ее. На вершине каждого тюльпана она переходит в решетку. Фона нет. Его заменяют сквозные пустоты на поворотах полосы. Заканчивает край узкая, прямая полоска с петельками снизу. Этот прием был в употреблении в XVIII и первой половине XIX века. Все особенности построения узора и самого плетения указывают на XVIII век.
Основой вологодского промысла было мерное кружево. Преобладало парное плетение и геометрический орнамент. Зато в нем проявилась бесконечная изобретательность мастериц. Выбрав один из известных мотивов (фигуру в виде угла, наклонную полоску с загнутыми концами, прямоугольник), плетеи создали бесчисленные вариации его расположения в сочетании с немногими другими элементами.
Конец XVIII – начало XIX в., г. Вологда
Часть подзора. конец XVIII в., г. Вологда
Украшения одежды: вышивка, тесьма или кружево — могли быть из ткани другого цвета. Кружево пришивали в качестве каемок или вышивок на край ткани. Русское плетеное кружево имело второе самостоятельное значение как ажурное цветное изделие с красивыми узорами. По технике производства выделяется три вида кружева: кружева, шитые иглой; ирландское кружево, вязанное крючком или на спицах, и самое известное и самобытное в России — плетеное на коклюшках. Настоящим кружевом можно считать только один вид — это древнее, шитое иглой. Оно упоминается в Библии как предмет украшения храмов и одежды священнослужителей. Археологи при раскопках в Египте, изучая пирамиды фараонов, в саркофагах обнаружили покрывала из прозрачной ткани, богато украшенные различными узорами.
Но кружево, шитое иглой, совершенно не привилось в России. На Руси с древних времен возникло и получило широкое распространение коклюшечное плетеное кружево, которое развилось в самобытное прикладное, художественное искусство.
Кружева в России плели в царских мастерских, боярских теремах, в монастырях, в купеческих и крестьянских семьях.
Наряду с делением кружева по технике исполнения (плетение и шитье) его различают и по месту производства. К началу XX в. наиболее известными центрами кружевоплетения были: Кириши, Кадом, Вологда, Белозерск, Торжок, Калязин, Галич Костромской, Ростов Великий, Москва, Рязань, Михайлов, Балахна, Тула, Орел, Мценск, Елец. К этому времени в 17 губерниях России насчитывалось уже более 100 тыс. кружевниц. В каждой местности, славящейся искусством плетения кружев, наряду с общераспространенными приемами получения ажурного узора вырабатывались свои особенности орнамента, колорита, технических приемов создания узора.
Кружевоплетение - один из самых изысканных видов прикладного искусства. Считается, что техника плетения на коклюшках была изобретена на Западе в Италии не ранее второй половины XV в., а позднее распространилась по всей Европе. Вместе с тем плетение как таковое, известно было на Руси в глубоком средневековье. Многочисленные памятники прикладного искусства и архитектуры IX .XV вв. декорированы разнообразными плетёнками.
На Руси издревле кружево создавалось двумя различными по технологии способами, а именно парным и сцепным способом.