Художественные изделия из металла

В русском декоративном искусстве художественная обработка металла всегда занимала видное место. Во времена Киевской Руси мастера владели многими способами художественного литья, техникой сканно-эмальерного дела, золотой наводки, приемами выполнения черневого узора.

Большого рацвета художественная обработка металла достигла в XIV — XVII вв. Но наиболее широкое распространение в России обработка металла получила в конце XVIII— начале XIX в.

Производство художественных изделий из металла включает операции по формованию, обработке изделий и отделке поверхности. Формование изделий производят разными способами — литьем, давлением, дифовкой, ковкой, гнутьем, штамповкой, резанием и др. Чеканка может служить самостоятельным способом изготовления и украшения художественных изделий.

По способу изготовления изделия из металла бывают: штампованные (сухарницы, пудреницы, хлебницы, коробки туалетные, блюда декоративные); кованые (ручки, подставки и другие детали к утилитарно-декоративным изделиям); литые (бронзовые художественные изделия, каслинское художественное чугунное литье); давленые (тарелки, пазы, стопки); гальваноплас- тичсские (чаще всего барелк-фы); чеканные (настенные панно, пластины, барельефы); филигранные (вазы, конфетницы, сухарницы, подстаканники, броши и т. д.).

По отделке различают художественные изделия из металла золоченые с серебрением, полированные, филигранные, эмалевые, гравированные с насечкой, черненые, оксидированные и др.

По предпри яти ям - изготови г е л я м художественные изделия из металла подразделяют на красносельские, мстер- ские, казаковские, ленинградские, великоустюжские, кубачинские. гоцатльские, каслинские, златоустовские. эстонские, литовские, грузинские, армянские, казахские, азербайджанские и др.

Чернь по серебру и золоту

Великоустю́жскоечерне́ние по серебру́ — русский народный художественный промысел, сложился в XVII веке в Великом Устюге (ныне — районный центр в Вологодской области). Заключается в украшении черненёнными рисунками различных серебряных изделий (например, портсигаров, подстаканников, столовых и посудных наборов).

Основа технологии чернения заключается в следующем:

· В изделии гравируются, чеканятся или протравливаются небольшие углубления.

· В получившийся узор вплавляют сплав, состоящий из серебра, меди, свинца и серы .

Известны различные вариации приготовления сплава, его наложения и оплавления.

Устюгское чернение всегда довольно ощутимо отличается от работ московских и петербургских мастеров: большой вес имеет сюжетная гравюра; рисунок весьма насыщенный, с гораздо более густым цветом. Выполненный штрихами фон образует своего рода сетку. Часто изображение дополняется резными или чеканными деталями. В большинстве случаев изображается общий абрис объекта, без мелкой детализации.

Чернение на Руси появилось в X веке, однако широкое развитие получило только в XVII. А со второй половины XVII века Великий Устюг занимает в этом искусстве ведущее положение в России.

С середины XVIII века в устюжских работах начинает ощущаться влияние распространённого в то время в Европе барокко. Характерные для мастеров Устюга сложные сюжетные композиции оформляются пышным обрамлением. Популярность приобретают охотничьи и пасторальные сюжеты.

Но уже с 80-х годов XVIII века в работах начинают превалировать сюжеты, характерные для строгого классицизма, в соответствии с канонами которого оформление становится также гораздо строже, часто используются практически документальные изображения городов и даже географических карт.

В 1933 году в Великом Устюге М. П. Чирковым основывается артель «Северная чернь». Первоначально в ней изготовляется незатейливый ширпотреб: подстаканники, ложки и т. п., украшенные лишь простым цветочным орнаментом. Однако, начиная с 1936 года, художественным руководителем артели становится Е. П. Шильниковский, сумевший восстановить забытые традиции, а также сделавший и ряд нововведений, одним из которых явилось создание литературных коллекций, основанных на произведениях Пушкина, Гоголя, Крылова.

Под руководством Шильниковскогоустюгское чернение возрождается и достигает небывалых успехов — в 1937 году на всемирной выставке в Парижевеликоустюжское чернённое серебро было награждено Большой Серебряной медалью и дипломом[1] (за серию предметов, выполненных по мотивам пушкинских произведений).

В 1961 году артель, сохраняя своё название, преобразовывается в фабрику, а затем в завод. Отличительной особенностью этого периода является обращение к традициям старины: кроме ставших привычными предметов на предприятии изготавливают чарки, братины и т. п. Для украшения произведений в основном используются крупные растительные узоры, с включёнными в них птицами, сказочными и мифологическими существами.

РОСТОВСКАЯ ФИНИФТЬ

Ростовская финифть как промысел сложилась в XVIII в. и достигла большого расцвета в XIX в. Искусство живописной финифти в это время развивалось в рамках церковно- религиозной тематики. Со второй половины XIX в. выполняются портретные миниатюры, копии с цветных литографий.

Развитие капитализма, коснувшееся финифтяного промысла, привело к значительному снижению художественного качества выпускаемых изделий. В конце XIX —начале XX в. искусство ростовской эмали пришло в упадок.

Завивки — вытянутый моточек уплощенной проволоки, разреженные нитки которого образуют а узоре филигранных изделий яркие сочетания прозрачных просветов и глухих уплотнений.

Возрождение финифтяного производства в Ростове относится к советскому времени. В 1918 г. в Ростове была создана многоотраслевая артель, организованная из мастеров росписи по эмали на кооперативных началах. Артель стала выпускать броши, шкатулки. пудреницы, рамки для фотографий, значки. В этом же году при артели открылась школа финифтяного мастерства. В 1936 г. финифтяной цех артели выделился в самостоятельную артель «Возрождение».

С первых же лет Советской власти ростовские мастера финифти отвергли старую церковную тематику росписей. Опираясь на народные традиции, искали свой круг сюжетов, вырабатывали свой живописный стиль, свой почерк.

В 1960 г. артель ростовских мастеров преобразовывается в фабрику «Ростовская финифть». В этот период широко используют филигрань, что значительно обогащает ассортимент финифтяных изделий. В последние годы в финифтяной миниатюре окончательно утвердились пейзажная тематика, декоративная и жанровая росписи.

Главное место в ассортименте ростовских финифтяных изделий занимают предметы украшения броши, серьги, браслеты, кулоны, колье, кольиа, а также комплекты украшений — браслет и серьги, серьги и кольцо и др. Из предметов туалета выпускают шкатулки и коробочки разных форм (прямоугольные, квадратные круглые, восьмигранные), орнаментов, названий, размеров.

Фини́фть (др.-рус. финиптъ, химипетъ, из ср.-греч. χυμευτόν, то же от χυμεύω — «смешиваю»[1]) — изготовление художественных произведений с помощью стекловидного порошка, эмали, на металлической подложке, вид прикладного искусства. Стеклянное покрытие является долговечным и не выцветает со временем, изделия из финифти отличаются особой яркостью и чистотой красок.

Эмаль приобретает нужный цвет после обжига с помощью добавок, для которых используются соли металлов. Например, добавки золота придают стеклу рубиновый цвет, кобальта — синий цвет, а меди — зелёный. При решении специфических живописных задач яркость эмали может, в отличие от стекла, приглушаться.

Наши рекомендации