М. Люшер отмечает, что потребность в синем цвете повышается при усталости и заболевании.
Темно-синий цвет представляет для М. Люшера цветовую репрезентацию определенных базовых потребностей. В физиологическом плане, это потребность в покое, в психологическом плане, это потребность в удовлетворении, удовлетворенности и мире. Тот, кто находится в таком уравновешенном состоянии, чувствует себя включенным во что-то, связанным с чем-то и защищенным, находящимся в безопасности.
Синий, по М. Люшеру, - это цвет “связывания, привязанности, верности”. Синий цвет создает предпосылку для прочувствования, глубокомысленного вдумчивого созерцательного размышления. Темно-синий цвет символизирует “ум”.
Предпочтение или отвержение темно-синего цвета в тесте Люшера соответствует определенным установкам по отношению к тому, что означает этот цвет. Если предпочтение отдается выбору синего цвета и он ставится на первое место в ряду цветов, то можно говорить об удовлетворении, об осуществлении желаний и потребностей, нежности и душевном единении, чувстве защищенности, укрытости и безопасности, а также о религии и традиции.
Если темно-синий цвет становится на последнее место, то можно говорить о неудовлетворенности, потребности в покое и доверительной связи с другими людьми. Человеческие или профессиональные связи могут отсутствовать или быть нарушены, например, если они не соответствуют какому-то внутреннему идеалу и воспринимаются поэтому как что-то скучное и сдерживающе-давящее, или, если существующая привязанность вызывает в данный момент ощущение чего-то мешающего, отягощающего, угнетающего, обязывающего и сковывающего.
Отвержение темно-синего цвета означает бегство от ослабляющего напряжение покоя и расслабления, которых человек может даже бояться, так как это состояние может быть связано с депрессией или угасанием. Это может быть также связано с неосуществимостью того, к чему стремишься. Часто это относится к любимому человеку, коллегам по работе или месту, где человек должен жить. Существующие человеческие и производственные связи отвергаются, как несоответствующие ожидаемому идеалу, и воспринимаются как скучные и парализующие. Так как, в данном случае, существующие контакты обременяют и угнетают, они расцениваются как зависимость. В результате, человек стремиться избежать этой зависимости.
Синий цвет часто отвергают люди, которые испытывают длительный стресс или напряжение. При обследовании более 5000 человек, курящих сигареты, оказалось, что более половины из них отвергают синий цвет. Это может быть связано с тем, что возбуждение от курения служит защитой от атонии. Именно расслабляющего покоя и атонии бессознательно опасается человек, отвергающий синий цвет.
Основная психологическая характеристика светло-синего (голубого) цвета, по мнению М. Люшера [18], - беззаботное веселье. Это цвет беспечности, эмоциональности и общения, он не предъявляет претензий и не принимает обязательств. Голубой цвет лечит бессонницу, болезни печени, горла и голосовых связок, воспалительные процессы и кожные заболевания, в том числе связанные с нарушением пигментного обмена - витилиго; используется при детских инфекциях, лечении абсцессов, флюсов, нервных тиков и ревматизма, снижает аппетит. Он уменьшает боли и мышечное напряжение, способствует глубокому и ритмичному дыханию. Голубой цвет дает ощущение прохлады, покоя и простора. Он дает силы для терпения и терпимости [5].
Светло-голубой - это цвет женственности, материнства и прочности семейных уз [5].
М. Люшер выделяет следующие соматические симптомы, которые соответствуют отвержению синего цвета: невротические неприятные ощущения в организме, аллергическая экзема, наркотическая и другие формы зависимости.
Синий цвет оказывает очищающее воздействие, способствует восстановлению нервной системы и жизненных сил в организме, усиливает способности к сосредоточенности и медитации, помогает при рассеянности, коликах, спазмах, бессоннице, усиленном сердцебиении, расстройствах кишечника, зубных и головных болях, нервном перенапряжении, психических расстройствах. В Индии и арабских странах синему цвету приписывали исцеляющую небесную силу против чумы, которую, в свою очередь, приписывали действию красного хтонического огня. Синий цвет способствует борьбе с инфекциями и воспалениями, легочными и горловыми заболеваниями, различными глазными болезнями, снижает перевозбуждение и унимает разбушевавшиеся страсти. Людям интеллектуального труда оказывается легче и продуктивнее работать в кабинете с синей лампой или синими шторами. [5]
H.Frieling и X.Auer в книге “Человек, цвет, пространство” [12] различают действие темно-синего цвета как “углубленное, конструктивное, спокойно-сдержанное”, светло-синего, голубого цвета как “тоскующее, полное тайн, воспринимающее, тонко чувствующее”.
F. Birren в книге “Психология цвета и терапия цветом” рассматривает синий как созерцательный (контемплативный) цвет: ”Под воздействием синего цвета время недооценивается, а вещи ощущаются более легкими” [10].
В цветовой системе синий определяет цвета пассивного, отрицательного полюса (см. учение о цвете И. В. Гёте в статье “Красный цвет”, “Журнал практического психолога”, 1996, № 5). И. В. Гёте считал, что от синего цвета исходит “неспокойное мягкое, тоскующее ощущение”. В своей наивысшей чистоте синий цвет - это как бы “чарующее, очаровательное нечто”. При этом слово “чарующее” (“reizend”) И. В. Гёте использовал всегда в значении “восхищающее”, “привлекательное”, “побуждающее”, “притягательное”. Если голубой цвет, по И. В. Гёте, углубляет действительность, создает воздушную перспективу, как бы одухотворяя зримое, то темно-синие тона зрительно уменьшают объем фигуры.
E. Heimendahl в книге “Свет и цвет” связывает символическое воздействие синего цвета с “тоской по чудесному”, считая, что синий цвет “зовет нас к основам основ, а сам в свою очередь основ не имеет, потому что сам бездонен, ибо в синем цвете мы чувствуем глубокое духовное указание устремиться к какому-то неземному миру, к небу в его бесконечном строгом звучании” [15]. E. Heimendahl связывает синий цвет с такими глубокими понятиями, как: постоянство, упорство и настойчивость; преданность, самоотверженность, увлечение своим делом; серьезность, строгость; а также: сосредоточение, углубленность, сдержанность. Из всех цветов, по мнению E. Heimendahl, синий меньше всего вызывает чувственные впечатления и больше всего духовные.
Иоланда Якоби связывает темно-синий цвет (как и в старинных сонниках) с глубиной, ночью, покоем, смертью; тускло-синий, туманный цвет со страхом, чувством потерянности, печалью. Символика синего цвета, по И. Якоби, выражает покой, дистанцию, верность и воздержание. В то же время И. Якоби указывает на демоническую составляющую синего цвета: что-то призрачное, потустороннее, а также на его “опустошенный рационализм”. С другой стороны, синий - это цвет опьянения. [16]
Василий Кандинский считал синий “цветом погружения”. В своих физических стремлениях синий цвет уходит прочь от человека и устремляется к своему внутреннему центру. Чем глубже становятся оттенки синего цвета, тем сильнее зовет он человека в бесконечное, пробуждает тоску по чему-то чистому, по сверхчувственному. Синий цвет создает элемент покоя. Глубокий синий цвет представляет для В. Кандинского вечный сверхземной центр тяжести цветов, в то время как в глубоком зеленом цвете в противоположность к этому воплощается земной покой, удовлетворение и самоудовлетворение.
Для J. Chevalier синий цвет - это самый глубокий цвет. Взгляд в нем как бы тонет, не встречая никаких препятствий, и теряется в бесконечном. В то же время, синий - это самый нематериальный из всех цветов. Природа проявляется в нем своей прозрачностью, как в воздухе, воде, кристалле, алмазе. J. Chevalier считает синий самым холодным и чистым цветом.
Если светло-синий, голубой цвет - это цвет мечтаний и грез, то темно-синий - это цвет сновидений. Таким образом, образуется шкала оттенков синего цвета от светлого дневного синего цвета до темного ночного синего цвета, где светлый, голубой цвет неба символизирует мечтания, грезы и фантазии, а темно-синий цвет моря (ультрамарин и ночной синий, индиго) - цвет сновидений, мистики, бессознательного. На родственном санскриту языке пали (Индия) слово темно-синий (“нила”) означает также “медитацию”. Ясный оттенок средне-синего цвета (“Берлинская лазурь”) символизирует, по J. Chevalier, ясность, рациональность, прямолинейность и духовность.