III. Мозаики нартекса Св. Софии в Константинополе

Введение (4-5 стр.).

Раскрытие темы: в преддверии Св. Софии находятся мозаичные произведения (ктиторские композиции), характеризующие храм Софии с точки зрения его символики и общественного значения. Цели и задачи работы.

Библиографический обзор

- общих трудов, где есть упоминание о Софии Константинопольской;

- монографий (Григорий (Евтушенко) 2008);

- специальных трудов (статей), посвященных изображениям св. Софии;

- издания, где рассматриваются ктиторские композиции.

Концепция работы.

Глава 1. Храм св. Софии в Константинополе (историко-культурные сведения) (4-5 стр.).

История строительства храма, особенности его архитектуры, состав и стилистика мозаичных изображений, время их создания.

Глава 2. Ктиторские композиции в нартексе Св. Софии.

-Понятие ктиторской композиции. Примеры в византийском, балканском и древнерусском искусстве.

- Описание и значение древнейших композиций нартекса («Лев мудрый перед Христом» и «Императоры Константин и Юстиниан перед Богоматерью»). Стилистика этих изображений.

- Стилистические отличия позднейших композиций от более ранних (самостоятельно сравнить иллюстративный материал).

- Сравнение иконографии этих композиций с подобными изображениями на наружных фасадах балканских храмов (Орлова 2002). Или:

- /Сопоставить иконографические особенности изображения Богоматери в ктиторских композициях Софии Константинопольской/.

Заключение

Особенности входных мозаичных композиций храма Св. Софии. Как их симолика и иконография характеризует образ храма Св. Софии.

Библиография

Общие труды

Демус 2001. Демус О. Мозаики византийских храмов. М., 2001.

Лазарев 1986. Лазарев В.Н. История византийской живописи. М., 1986.

Колпакова 2004 (1).Колпакова Г.С.Искусство Византии. Ранний и средний периоды. М., 2004. С. 392-448.

Комеч 1984. Комеч А.И. Архитектура // Культура Византии: В 2 т. М., 1984. Т. 1.

Кондаков 1914-15. Иконография Богоматери. Т. 1-2. СПб., 1914-15. То же: СПб., 1998.

Храм Св. Софии в Константинополе

Григорий (Евтушенко) 2008. Свящ. Григорий (Евтушенко). Храм Св. Софии в Константинополе. СПб., 2008.

Комеч 1973. Комеч А.И. Особенности пространственной композиции Софийского собора в Константинополе // Византийский временник, 1973. Т. 34. С. 187-189.

Лидов 1996. Лидов А. М. Чудотворные иконы в храмовой декорации. О символической программе императорских врат Софии Константинопольской // Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. М., 1996. С. 44-71.

Сравнительный материал: ктиторские композиции в средневековом искусстве

Орлова 2002. Орлова М.А. Наружные росписи средневековых храмов. Византия. Балканы. Древняя Русь. М., 2002.

Пивоварова 2002. Пивоварова Н.В. Фрески церкви Спаса на Нередице в Новгороде: иконографическая программа росписи. СПб., 2002. (См. об изображении князя при входе).

IV. Образ Небесного Иерусалима в средневековой европейской миниатюре

Введение (5-6 стр.).

-Раскрытие темы: изображение Небесного и Земного Иерусалима характерно средневекового искусства (пояснить, где оно встречается); данные изображения тесно связаны с темой Страшного суда и Апокалипсиса (привести конкретные примеры).

- Библиографический обзор трудов, посвященных иконографии Апокалипсиса, Страшного суда и Небесного Иерусалима. Издания, посвященные миниатюре эсхатологического содержания (отдельно выделить европейскую традицию).

- Концепция работы (может строиться на основе сравнительного анализа изображений).

Глава 1. Особенности иконографии Апокалипсиса и Страшного Суда в средневековом искусстве (общие сведения) (7-9 стр.).

Какой набор сюжетов книги Иоанна Богослова мог иллюстрироваться в иконе, миниатюре, монументальной живописи? Какие сюжеты изображаются особенно часто, где, что они обозначают? Привести конкретные примеры из разных областей средневекового искусства.

Глава 2. Изображения Небесного Иерусалима в европейских иллюминированных Апокалипсисах (10-12 стр.).

-Литературная история так называемого Апокалипсиса Беатуса в Европе (не сам текст Откровения, а комментарии к нему).

- Яркие примеры иллюстрированных апокалипсисов Франции и особенно Испании.

- Специфическая стилистика Испанской миниатюры Х века. Общие особенности композиции, цвет.

- Как изображается Небесный Иерусалим в испанской миниатюре Х века (описать и сравнить разные изображения). Различия и соответствия с фресковыми росписями Европы на ту же тему (иллюстрации см. в кн. Романское искусство. Архитектура, скульптура, живопись / Под. ред. Р. Томана. Кёльн, 2001).

Заключение (1,5-2 стр.).

Характер и символическое значение средневековых изображений Небесного (земного) Иерусалима. Характеристика художественных особенностей и иконографии образа Иерусалима в европейской миниатюре (особенно испанской).

Библиография

Наши рекомендации