Собор Святой Софии в Константинополе

Здесь использовались поделочный камень, золото, серебро, жемчуг, драгоценные камни, слоновая кость.

В плане собор представляет собой продолговатый четырёхугольник (75,6×68,4 м), образующий три нефа: средний — широкий, боковые — более узкие. Это базилика с четырёхугольным средокрестием, увенчанным куполом. Гигантская купольная система собора стала шедевром архитектурной мысли своего времени. Прочность стен храма достигается, по мнению турецких исследователей, за счёт добавления в строительный раствор экстракта листьев ясеня[31].

Подкупольное пространство с северной и южной сторон сообщается с боковыми нефами с помощью арок, поддерживаемых порфировыми и малахитовыми колоннами, вывезенными их храмов Малой Азии и Египта[32]; под этими арками идёт ещё по ярусу подобных же арок, которыми открываются в подкупольное пространство устроенные в боковых нефах галереи гинекея, а ещё выше — громадные арки, поддерживающие купол, заделаны прямой стеной с окнами, расположенными в три ряда. Кроме этих окон, внутренности храма дают обильное, хотя и несколько рассеянное освещение 40 окон, опоясывающих основание купола, и по пяти окон в больших и малых нишах.

Собор Святой Софии в Константинополе - student2.ru

Базилика Сан-Витале (итал. BasilicadiSanVitale) — раннехристианская базилика[1] в Равенне (Италия),

Базилика построена в форме восьмиугольного мартирия византийского типа, близкого по архитектуре к церкви Сергия и Вакха в Константинополе.[5] Наружные стены не имеют каких либо декоративных элементов и расчленены вертикальными и горизонтальными контрфорсами. Здание увенчано гранёным барабаном купола. Архитектура Сан-Витале сочетает элементы классического римского зодчества (купол, порталы, ступенчатые башни) с византийскими веяниями (трёхлопастная апсида, узкая форма кирпичей, трапециевидные капители, пульван и т. д.). Низ внутренних стен базилики облицован мрамором, наборный пол храма украшен геометрическим орнаментом.

Билет 2 вопрос

Искусство русского классицизма

Русский классицизм — стиль в искусстве, возникший в России в процессе европеизации при Екатерине II, и распространённый во второй половине XVIII — первой половине XIX веков.

Классицизм возникает и развивается под воздействием просветительских прогрессивных тенденций общественной мысли. Господствующими становятся идеи патриотизма и гражданственности, создания «нового отечества», внесословной ценности человеческой личности. В античности, особенности классической эпохе Древней Греции находят пример идеального государственного устройства и гармоничных соотношений человека с природой. Античность (известная по памятникам литературы, скульптуры и архитектуры) воспринимается как благодатная эпоха свободного развития личности, духовного и физического совершенства человека, идеальной порой человеческой истории без общественных противоречий и социальных конфликтов.

Временные рамки господства стиля в России — 1760—1830-е гг., от времени раннего екатерининского правления до первого десятилетия царствования Николая I. В рамках классицизма существовало несколько фаз.

-Ранний классицизм (1760-е — 1-я пол. 1780-х годов), когда еще не до конца изжиты признаки барокко и рококо

-Зрелый классицизм, строгий классицизм (1780-е — 1790-е годы) — почти декларативное неприятие любых неклассических тенденций, принципиальное тяготение к антикизации

-Высокий классицизм, поздний классицизм, русский ампир (1-я треть XIX века) — чувствуется влияние романтизма, окрепшего в живописи и графике.

Здание Академии художеств.

Здание окрашено в светло-песочные тона, не считая элементов ордера и декора, которые по традиции сделаны более светлыми. Главный фасад имеет трехосевую композицию с четырехколонными портиками в центре и по краям. Центральный вход расположен в центральном портике, между сдвоенными колоннами которого стоят статуи Геракла и Флоры — копии античных оригиналов. Они не связаны напрямую со стеной, но тем не менее хорошо сочетаются с архитектурой благодаря обрамляющим их колоннам. Над фигурами в третьем этаже также введена скульптура, но уже в форме барельефов, изображающих подвешенные на лентах предметы – палитры, мольберты и т.д. Центральная ось здания подчеркнута также куполом со скульптурной группой «Минерва, коронующая художества и науки»

Строгость главному фасаду Академии придают тосканские колонны, объединяющие два верхних этажа (так называемый большой ордер), но этажи зрительно не сливаются, их разделяет узкая декоративная полоса; к тому же, верхний этаж более высокий, чем нижний. Ряд пилястр также придает строгость облику здания; между базами пилястр тянется невысокая балюстрада. Следует отметить, что ордерные элементы в здании Академии выявляют архитектоническую основу здания, подчеркивают членение по этажам. Венчает композицию сильно выступающий карниз.Аналогична, но более сдержана композиция фасада, выходящего в сад. Предельно просто решены фасады вдоль 3-й и 4-й линий

Трехэтажные учебные корпуса расположены по сторонам прямоугольника; в центр этой композиции вписан кольцеобразный безордерный корпус (так называемый «циркуль»), ограничивающий круглый двор диаметром 55 метров.

Здание Академии художеств стало первым в Петербурге, построенном в стиле классицизма

Мраморный дворец — первое здание в Петербурге, фасады которого облицованы естественным камнем. Архитектор А. Ринальди при строительстве использовал различные сорта мрамора, особенно эффектно смотрелся розово-красный тивдийский камень, но от времени он потускнел. Аттик главного входа украшен скульптурами Ф. И. Шубина.

Парадный двор с юга и со стороны Невы ограничен кованой решеткой на гранитных столбах с мраморными вазами. Ограда соединяет дворец со служебным флигелем, построенным архитектором П. Е. Егоровым в 1780—1787 гг. Флигель перестраивался архитектором А. П. Брюлловым в 1844—1847 гг. Со стороны двора служебный флигель украшен рельефным фризом «Служение лошади человеку» П.К.Клодта. Сейчас в бывшем служебном флигеле размещается Северо-Западный государственный заочный технический университет (ул. Миллионная, д.5).

Мрамор использовался и для внутренней отделки дворц]. Один из красивейших интерьеров — Мраморный зал

Парадная лестница Мраморного дворца выполнена по проекту Ринальди из мрамора серо-серебристых оттенков

Большой Кремлёвский дворец Баженова — нереализованный проект строительства дворца в Московском Кремле. Проект разрабатывался архитектором В. И. Баженовым, который представил план грандиозного дворца в южной части Боровицкого холма. В 1771-1773 шла подготовка к строительству и начало строительства, которое было прекращено после просадки грунта возле Архангельского собора, что создало угрозу сохранности древнего сооружения. Отголоском этого нереализованного проекта явился Сенатский дворец, построенный по проекту ученика Баженова — М. Ф. Казакова. В конце концов все что они там пытались построить разволилось и они поняли, что все говно и больше не будем строить такие болшие здания. Снесли все и успокоились.

СЕНАТСКИЙ ДВОРЕЦ — здание на территории Московского Кремля, построенное по проекту русского архитектора Матвея Казакова в 1776—1787 годах. Дворец выполнен по заказу императрицы Екатерины Великой в характерном для того времени классическом стиле. По первоначальному замыслу здание должно было служить резиденцией высшего органа государственной власти Российской империи

при Советской власти во дворце находился кабинет В. И. Ленина, позднее он становится зданием Правительства СССР. В настоящее время Сенатский дворец является рабочей резиденцией Президента Российской Федерации

СОЗДАНИЕ АНСАМБЛЯ СТРЕЛКИ ВАСИЛЬЕВСКОГО ОСТРОВА По-прежнему центром города оставалась Нева с ее набережными, уже одетыми в гранит, парадной торжественностью зданий на берегах. При этом каждый, кто любовался городом, с невской набережной, отмечал недостаточное благоустройство восточной части Васильевского острова, так называемой Стрелки, делившей Неву на два рукава и находившейся в самом центре живописной невской панорамы.Здесь по-прежнему был порт, одно из самых оживленных мест города, здесь по проекту архитектора Кваренги начали строить здание Биржи, но строительство затянулось, и Биржа так и стояла без кровли.строительство нужно было завершить

Томон сумел тонко почувствовать неповторимую красоту северной столицы и создать ансамбль, который подчеркнул эту красоту. По его предложению незавершенную постройку Кваренги полностью разобрали, новое же здание Биржи решено было строить в самом центре Стрелки, ориентируя его на водораздел Невы.

На фоне полуциркульных окон его восточного и западного фасадов установили скульптурные группы - "Нептун с двумя реками" с восточной стороны, навстречу течению Невы, и "Навигация с Меркурием и рекой" с западной.

ЗДАНИЕ АДМИРАЛТЕЙСТВА

Адмиралтейство было кораблестроительной верфью Петербурга - главного центра мореплавания и строительства судов в России. Первое здание Адмиралтейства было заложено практически сразу после основания городарасполагались в виде буквы "П" вокруг открытого к Неве обширного двора

В начале XIX века появилась необходимость перестройки старого здания Адмиралтейства. Это задание было поручено А.Д. Захарову. Архитектор превратил Адмиралтейство в главный ансамбль Петербурга, символ его славы и градостроительный узел, превосходящий по своему значению даже Казанский собор и Биржу.

Центральный фасад разбит на три части. В середине - мощный куб с прорезанной в нём аркой. Над кубом, постепенно облегчаясь, следуют другие объёмы, завершающиеся шпилем. По сторонам центрального объёма - крылья главного фасада, каждое их которых имеет три колонных портика. Боковые фасады-крылья выходят к Неве и завершаются двумя одинаковыми павильонами

ВОРОНИХИН КАЗАНСКИЙ СОБОР

По воле императора Павла I А.Воронихин при строительстве Казанского собора в качестве архитектурного прототипа использовал собор Св. Петра в Риме, но о знаменитом прообразе напоминает лишь мотив полукруглой колоннады перед зданием собора, в остальном Воронихин создал самостоятельное архитектурное сооружение, гармонично вошедшее в застройку Невского проспекта.

Полукруглая колоннада, украсившая северный фасад храма, обращенный в сторону проспекта, очерчивает небольшую площадь. Колоннаду образуют 95 колонн, а справа и слева она завершается монументальными порталами. У колоннады есть и особое назначение, она закрывает основное тело храма.

По православным канонам собор ориентирован с Запада на Восток, но такое, же направление имеет Невский проспект, таким образом, главный вход в Казанский собор находится не со стороны проспекта, а со стороны Казанской улицы. В плане собор имеет форму латинского креста, над средокрестием возносится грандиозный купол на высоком барабане

МОНФЕРАН ИСААКИЕВСКИЙ СОБОР

Исаакиевского собора, который уже 150 лет остается самым большим и красивым храмом Петербурга, одним из главных символов города, весьма драматичная судьба ‑ его строили четыре раза.

Первый, деревянный, возвели в 1707 году, еще при царе Петре I.Первый, деревянный, возвели в 1707 году, еще при царе Петре I.

В конце своего царствования императрица Екатерина II взялась возродить собор, однако ставить его было решено на новом месте, за спиной знаменитого "Медного всадника", памятника Петру. В 1816 году во время богослужения с потолка храма рухнул огромный кусок штукатурки, вызвав ужас среди верующих . нужен был ремонт,Александр I, предпочел решить проблему кардинально и его решили нахрен перестроить.

Монферран принял неординарное архитектурное решение: установить колонны до возведения стен. Когда все уже двигалось к финалу, на крышу был поднят огромный сферический купол диаметром 22 метра. Его медную обшивку трижды заливали расплавленным золотом. На куполе был водружен крест внушительных размероврасставив по углам здания башни с куполами

АНСАМБЛЬ ТЕАТРАЛЬНОЙ ПЛОЩАДИ В МОСКВЕ (БОВЕ)

До 1820 года местность в центре Москвы, где теперь находится Театральная площадь, была изрезана оврагами и непроходима из-за топких берегов реки Неглинной. По решению комиссии Неглинную заключили в подземную трубу, овраги и русло реки засыпали, землю осушили. Группа архитекторов и инженеров под руководством О.И. Бове приступила к планировке площади и строительству зданий вокруг неё.

С севера площади в 1821-1824 годах О.И. Бове возвел здание Большого театра

Театральная площадь была архитектурным ансамблем, в котором все было должным образом придумано и рассчитано. Так, чтобы добиться соразмерности возводимого Большого театра и площади, пришлось изменить размеры театра. Чтобы высота здания соответствовала размерам площади, Бове построил его на 3 метра ниже, чем следовало по проекту А. Михайлова, изменил пропорции аттика, выдвинул вперед квадригу Аполлона. Созданная архитектором и его помощниками Театральная площадь, безусловно, была лучшим ансамблем московского классицизма. Недаром современник строительства площади записал: "Много знаменитых городов европейских хвалятся площадями своими, но мы, русские, теперь можем сею перед всеми гордиться".

Билет. 3 вопрос.

Английская живопись.

Среди английских художников первой половины XVIII века наиболее яркой и самобытной фигурой был Уильям Хогарт (1697-1764) - английский график и художник-жанрист, основатель и крупный представитель национальной школы живописи, Хогарт – выдающийся иллюстратор, автор сатирических гравюр, открыватель новых жанров в живописи и графике. Прославился сатирическими рисунками и реалистическими портретами. Многие свои произведения художник, испытавший на себе влияние идей философов Просвещения, подчинил задаче воспитания с помощью художественного творчества нравственного начала в человеке и искоренения пороков.

Самые знаменитые произведения Уильяма Хогарта: серии гравюр «Модный брак», «Карьера проститутки», «Карьера мота», «Выборы в парламент», гравюры «Улица пива», «Переулок джина», «Характеры и карикатуры», картины «Автопортрет», «Портрет капитана Корема», «Девушка с креветками».

Художником, как бы обобщившим в своем искусстве все прогрессивные устремления своего времени, явился Джон Констебль (1776-1837), которого по праву называют отцом реалистического пейзажа XIX века. Отбрасывая традиционные нормы и образы, Констебль с первых шагов выступает как последовательный реалист, стремящийся сочетать живость непосредственного впечатления с глубоким изучением природы.

Свои картины, простые по мотивам, естественные и вместе с тем величественные по композиции, полные ощущения гармонического единства природы, Констебл писал на основе исполненных им на открытом воздухе этюдов, смелыми беспокойными мазками воссоздавая свежесть и живую динамику красок, градации света, изменчивое состояние световоздушной среды (“Мельница в Флэтфорде”, “Телега для сена”, “Собор в Солсбери из сада епископа”, 1823, “Детхэмская долина”, 1828,).

В искусстве Томаса Гейнсборо (1727-1787), величайшего английского живописца XVIII века, пейзаж и портрет играют одинаковую роль. Подобно Хогарту, этому наиболее самобытному английскому гению, Гейнсборо был, в сущности, самоучкой и так же как Хогарт никогда не покидал пределов Англии. Его ранние интимно-реалистические пейзажи, вроде «Вида на Дедэм» в своем исполнении еще несут в себе следы влияние голландских художников, однако они подкупают искренностью и правдивостью в передаче простой сельской природе.

Гейнсборо всё чаще пишет большие портреты в рост. В которых явно сказывается влияние Ван Дейка.

Один за другим создает Гейнсборо свои шедевры: «Мисс Робинсон в роли Пердитты». «Утреннюю прогулку», «Сара Сиддонс», «Миссис Ширидан» и многие другие.

Билет 1 вопрос

Общая характеристика Романского стиля

Для романского стиля характерна массивность, строгость и отсутствие излишеств, а также суровость внешнего облика. Романская архитектура знаменита тяжеловесными замками и храмами, скорее напоминающие неприступную крепость в духе Средневековья. В романском стиле доминируют мощные стены, массивные полукруглые двери, толстые колонны, кресто- или бочкообразные своды, полукруглые или круглые окна. Пол – мрамор, плитка с рисунком. Зеркала – шифоновая бронза. Стены – венецианская штукатурка. Роспись (религиозные мотивы) .

Характерные черты искусства

Помимо архитектуры романский период в искусстве характеризовался очень энергичным стилем, как в скульптуре, так и в живописи. Живопись продолжала по существу следовать византийским иконографическим традициям по наиболее распространенной церковной тематике вета красок в большинстве случаев очень выразительны, по большей части они сохранились в первозданном виде, хотя в настоящее время остались яркими только в витражах и в некоторых хорошо сохранившихся рукописях. Именно в этот период стали широко использоваться витражи, но их сохранность оставляет желать лучшего.

отведённое пространство втиснуть заглавные буквы-рисунки, капители колонн, а также церковные тимпаны. Это сковывание тесных рамок, из которых иногда выскальзывает композиция, является постоянным лейтмотивом в романском искусстве. Фигуры по-прежнему часто меняются в размерах в зависимости от их важности, а пейзажи, если их вообще пытались вставить, были ближе к абстрактному украшению, чем к реальности, как, например, деревья на «странице Моргана» из Винчестерской Библии. Портретной живописи в то время вообще ещё не существовало.

Особенности архитектуры романского собора:

В основе плана — раннехристианская базилика, то есть продольная организация пространства

Увеличение хора или восточной алтарной части храма

Увеличение высоты храма

Замена в крупнейших соборах кессонного (кассетного) потолка каменными сводами. Своды были нескольких видов: коробовые, крестовые, часто цилиндрические, плоские по балкам (характерно для итальянской Романской архитектуры).

Тяжёлые своды требовали мощных стен и колонн.

Основной мотив интерьера — полуциркульные арки

Своды по конструкции делятся на:

цилиндрические – имеют простую форму и легкое исполнение, но большой вес, поэтому должны опираться на толстые стены;

крестовые – в виде пересечения двух полуцилиндров, использовался над квадратными помещениями, в них нагрузки равномерно распределялись по ребрам, а через них по угловым опорам помещения.

Капитель с фигурами на верхуКроме толстых стен, которые могли выдерживать нагрузки от высоких тяжелых сводов, в романском стиле использовались специальные колонны — составной пилон – к основной колонне добавлялись две полуколонны, на которые опирались арки.

Колонны тоже имеют свои особенности: появились маленькие колоннеты для декоративной отделки оконных и дверных проемов, зубчатые капители — широкие с отделкой в виде желобков.

Украшают колонны рисунки в виде геометрических зигзагов, спиралей, причем в одном и том же сооружении Фигурные колоннымогут находиться капители с совершенно различной отделкой.

Развитие романтизма в живописи протекало в острой полемике с приверженцами классицизма. Романтики укоряли своих предшественников в «холодной рассудочности» и отсутствии «движения жизни». В 20-30-х годах работы многих художников отличались патетикой, нервной возбуждённостью; в них наметилось тяготение к экзотическим мотивам и игре воображения, способного увести от «тусклой повседневности». Борьба против застывших классицистских норм длилась долго, почти полстолетия. Первым, кому удалось закрепить новое направление и «оправдать» романтизм, был Теодор Жерико.

Представители: Франсиско Гойя, Антуан-Жан Гро, Теодор Жерико, Эжен Делакруа, Карл Брюллов,

Мастера романтической скульптуры (П. Ж. Давид д'Анже, А. Л. Бари, Ф. Рюд) от строго тектонических композиций перешли к свободной трактовке форм, от бесстрастности и спокойного величия классицистической пластики - к бурному движению.

Русская культура 16-17 век

17 столетие - период решительного столкновения исключающих друг друга художественных устремлений. Эта противоречивость ярко выразилась в художественной практике. Руководство искусством было централизовано, изменения в нем регламентировались властью

Борьба в искусстве в огромной степени усиливалась воздействием народных художественных вкусов. В результате влияния народного творчества господствовавшие формы обретали особые черты, подчинялись новым художественным представлениям.

Важные изменения претерпевало само религиозное содержание искусства. Искусство сохраняло религиозный характер, но вместе с тем все более и более проникалось светским началом. Все усиливавшийся интерес художников к реальной жизни сообщал и архитектуре, и живописи, и произведениям прикладного искусства черты необыкновенного жизнелюбия.

Храм Василия Блаженного воздвигнутого на Красной площади в Москве в 1555–1561 гг. двумя русскими зодчими Бармой и Постником. Храм заложен в память о взятии войсками Грозного Казани, происшедшем в день праздника Покрова. Архитектурный ансамбль храма Василия Блаженного состоит из 9 объемов, из которых центральный, увенчанный шатром, как раз и посвящен празднику Покрова Богородицы, а восемь столпообразных храмов расположены вокруг этой главной церкви по осям и диагоналям. Выдвинутая центральная апсида, разнообразные лестничные всходы, различная высота самих столпов, многообразные приделы, величественные кокошники, само сочетание красного кирпича с белокаменными деталями, общая живописная асимметричность композиции. Светское начало в нем, конечно, не превалирует над культовым, но выражено отчетливо, Луковичные главы собора появились в конце XVI в., а сохранившаяся до наших дней многоцветная роспись храма исполнена в XVII–XVIII вв. В XVI столетии была только цветная майоликовая облицовка центрального шатра, общее же декоративное решение строилось, как уже говорилось, на сочетании белокаменных деталей с краснокирпичной поверхностью стен.

Шатровые храмы —особый архитектурный тип, появившийся и ставший распространённым в русском храмовом зодчестве. Вместо купола здание шатрового храма завершается шатром. Шатровые храмы бывают деревянными и каменными. Каменные шатровые храмы появились на Руси в начале XVI века и не имеют аналогий в архитектуре других стран.

Наши рекомендации