Технология развития творческих способностей и одаренности у детей старшего дошкольного возраста (Материалы инновационного проекта МДОУ № 36 г. Вологды
Приложение 2
Комплекс познавательных проектов по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста
Тема проекта: «Волшебные слова».
Цель: обучение детей самостоятельному сочинению сказок.
Задачи.
1. Развивать воображение, пантомимическую и речевую выразительность.
2. Учить детей создавать в воображении образы предметов и ситуаций, используя в качестве плана наглядную модель.
3. Формирование у детей познавательных умений:
- строить суждения на основе установления причинно—следственных связей,
- отражать картину окружающего мира в творческой деятельности.
4. Формировать интерес к сочинению сказок.
Участники проекта: дети, воспитатели и родители старших и подготовительных групп, педагог-психолог, руководитель студии Казначеева С.Б.
Организация проекта.
1 этап. Постановка проблемы, определение цели и задач исследовательской работы.
Проблема исследования. Во время проведения книжной выставки «Наши любимые сказки» детей заинтересовала книга «Русские волшебные сказки» с великолепными иллюстрациями русских художников: «А кто написал эту книгу?» - задавали вопрос дети. Узнав, что автор сказок русский народ, дети были удивлены.
Гипотеза исследования. Чтобы научиться самим сочинять сказки необходимо познакомиться со сказками многих народов (русскими, украинскими, немецкими и т.д.); внимательно рассматривать иллюстрации в книгах; стараться, как можно больше узнать интересного об окружающим шире; развивать свою речь и фантазию.
В соответствии с проблемой и гипотезой исследования дети с помощью воспитателя поставили задачи дальнейшего исследования проблемы:
1. познакомится с сюжетами, содержанием, героями, особенностями языка сказок и стихов разных народов;
2. проанализировать иллюстрации к сказкам таких художников-иллюстраторов как: Васнецов Ю.Н., Антоненков Е., Бабюк С. и др.;
3. упражняться в пересказывании сказок и чтении стихов;
4. научиться сочинять сказки и стихи.
Результаты исследования:
- библиотека книг сказок разных народов;
- сборник «Наша книга сказок» (сказки, придуманные детьми);
- сборник «Наша книга стихотворений» (стихотворения, придуманные детьми);
- сборник «Семейные сказки» (сказки, придуманные всей семьей);
- альбом рисунков детей «Волшебные вещи»;
- коллекция «волшебных» вещей;
- картотека игр, направленных на развитие творческого мышления детей.
2 этап. Организация исследования в рамках проекта.
1. сбор, анализ и систематизация информации:
- чтение и обсуждение в рамках совместной деятельности с детьми сказок из сборников «Русские волшебные сказки» и «Сказки народов мира»;
- рассматривание и анализ иллюстраций к сказкам таких художников как: Ю. Николаев, С. Бабюк, Е. Антоненков.
- анализ содержания книги «Русская живопись» - картины Васнецова по мотивам русских народных сказок; портреты в исполнении русских художников;
- заучивание с детьми стихотворений, присказок, загадок и т.п.;
- индивидуальная работа с детьми по наглядной модели сказки;
- посещение и обсуждение книжной выставки «Сказки» в педкабинете;
- аппликация «Мой любимый сказочный герой»;
- ручной труд «Волшебные вещи»: волшебный клубочек, волшебная палочка, шапка-невидимка, скатерть-самобранка;
- выставка «Сочиняем сказку всей семьей» - поделки из пластилина и бросового материала, тексты семейных сказок;
- викторина «Наши сказки»;
- экскурсия в детскую библиотеку с целью знакомства детей с работой библиотеки и библиотекаря; расширения кругозора детей.
2. Творческая деятельность детей:
- психогимнастика «Веселые человечки», «Котята-шалунишки», «Лесные мышки» и т.д.;
- психологические этюды «Ежата», «Березка» и т.д.;
- игры – путешествия «Путешествие по сказкам», «Путешествие в мультляндию»;
- игры – импровизации «Я- листочек», «Тополиные пушинки», «Стрекоза», «Капелька» и др.;
- игры на развитие воображения «Добрые животные», «Собираемся на бал» и др.;
- игры – беседы на развитие воображения «Ты – маленький паучок», «Представь, что ты качели…» и т.д.;
- сочинение присказок;
- коллективное сочинение сказок;
- сочинение своей сказки;
-иллюстрирование своей сказки;
- режиссерские игры по сказкам «Баба-Яга», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Три поресенка»
3 этап. Презентация результатов исследовательской деятельности:
- участие в финале «Супер-дети»;
- презентация «Книги сказок», «Книги стихотворений», книг «Семейные сказки»;
- выставка рисунков и аппликативных работ на тему: «Портрет героя сказки», поделок «Волшебные вещи»;
- открытое занятие для родителей – коллективное сочинение сказки «История про веселых человечков».