Искусство Римской империи 3 в. н. э.

Тяжелые потрясения, пережи­тые Рим­ской империей в правление последних Антонинов, явились за­кономерным результатом начавше­гося кризиса рабовла­дельческого общества. После убийства Коммода в 192 г. н. э. вспыхнула граждан­ская война между военачальниками рим­ских армий. В результате кровопролитной борьбы к власти пришел Септимий Север. Династия Северов правила Римской импе­рией в тече­ние 40 с лишним лет (193—235 гг. н.э.). В отличие от Антонинов, стре­мившихся расширить социальную ба­зу принципата, Септимий Север и его преемники опирались прежде всего на войско. Углубляется про­цесс провинциали­зации и «варваризации» армии.

Начинается острый поли­тиче­ский кризис, охвативший всю импе­рию. Его наиболее ярким проявле­нием были чистая смена императо­ров, отпаде­ние провинций, появле­ние в разных частях империи само­стоятельных прави­телей.

Кризис 3 в. н. э. носил всеобъ­емлющий характер. Это был кризис рабовладельче­ской общественно-экономической форма­ции, культуры и социальных отношений.

Архитектура. Несмотря на раз­руху и обед­нение империи, в тече­ние 3 в. н. э. воздвигаются несколько грандиозных по масштабу и велико­лепных по убранству сооружений. Эти памятники должны были уве­рить подданных в богатстве импера­то­ра и его щедрости.

С конца 2 в. н. э. в римской ар­хитекту­ре все более и более дают себя знать по­вышенная декоратив­ность и внешняя реп­резентатив­ность. Строительство, не имев­шее того размаха, которым оно обладало ранее, стремилось компенсировать сокра­щение числа построек увели­чением деко­ративных элементов в архитектурных соо­ружениях. Ко времени Септимия Севера относится трехпролетная арка Септимия Се­вера на форуме Романум. Поверх­ность ее почти полностью покрыта скульптур­ными изображениями. В этом проявилось характерное для данного времени повыше­ние инте­реса к декоративному началу в мо­нументальном искусстве.

В начале 3 в. н. э. в Риме были построены термы Каракаллы. Сооружение пред­ставляло собой сложный комплекс многообразных поме­щений. Помимо бассейнов и ванн,в нихнаходились палестры — площадки для спортив­ных упражнений, многочисленные помещения, предназначенные для отдыха, библиотечные помещения, магазины и пр. Термы вмещали до 1800 человек одновре­менно. По кон­структивному решению и сложному санитарно-техническому обору­дова­нию термы выделялись среди про­чих римских сооружений. Они яв­ляются свое­образной энциклопедией архитектурно-художественных и конструктивных приемов, приме­нявшихся в римском строительстве.Комплекс терм со­стоял из огромного прямоугольного зда­ния, помещавшегося в парке и замкну­того с четырех сторон двухэтаж­ными корпуса­ми. Общие размеры терм Каракаллы со­ставляли в плане 353 х 335 м2.

Основные помещения главного здания размещались по его оси: бас­сейн с холод­ной водой (фригида­рий), большой зал, яв­лявшийся центральным помещением терм (тепи­дарий), и круглый бассейн с горя­чей водой (кальдарий). Фригидарий в тер­мах Каракаллы вовсе не был пе­рекрыт, тепидарий завершен тремя мощными кре­стовыми сводами, кальдарий же имел купольное пере­крытие. Пo сторонам этих ос­новных по­мещений находились палест­ры, окруженные помещениями меньшего размера.

Подобно другим крупнейшим сооружениямРимской империи, термы произво­дили огромное впе­чатление на современ­ников. Колос­сальный размеры перекрытых купо­лами и сводами залов, палестры, галереи и павильоны, превосход­ная отделка помещений, мозаики и скульптуры восхищали всех, кто входил в пределы терм.

Изобразительное искусство. В изобразительном искусстве 3 в. н. э. реалистический остро психологический портрет переживает еще раз свой расцвет. В последние годы 2 и в начале 3 в. н. э. при Септимии Севере и его преемниках еще продолжают жить художественные формы антониновского портрета: полировка лица, тщательная мягкая моделировка, подробная разработка прядей волос и бороды. Но в эти формы вкладывается совершенно иное содержание. Только волевые энергичные суровые правители могли удерживать власть в своих руках в период кризиса и распада империи. Портреты с выражением мягкой грусти, меланхолии уступают место не изображению какого-либо настроения, а раскрытию характера.

Портреты Септимия Севера рисуют нам человека энергичного, решительного, а портреты его сына Каракаллы с поразительной реальностью раскрывают нам крутой нрав, подозрительность и грубость одного из самых жестоких деспотов Рима.

С тридцатых годов 3 в. н. э. в портретном искусстве вырабатываются новые художественные формы. Глубина психологической характеристики достигается не детализацией пластической формы, а, наоборот, лаконичностью, скупостью отбора наиболее важных черт личности. Таков, например, портрет Филиппа Аравитянина. Шероховатая поверхность камня хорошо передает обветренную кожу «солдатского» императора: обобщенная лепка, резкие, асимметрично расположенные складки на лбу и щеках, обработка волос и короткой бороды только маленькими резкими насечками сосредотачивает внимание зрителя на глазах, на выразительной линии рта.

Во второй половине 3 в. н. э. как реакция на портреты типа Филиппа Аравитянина делается попытка возродить классицизм 1 в. н. э. Портрет императора Галиена подражает портретам Августа и в характере моделировки лица и в трактовке волос мягкими слегка вьющимися прядями.

Смешение различных художественных элементов причудливо сочетаются в колоссальной портретной бронзовой статуе императора Требония Галла (252–253 гг. н. э.). Героическая нагота фигуры соединяются с ярко индивидуальными чертами лица. Немолодой возраст и экспрессивная мимика лица с глубокими и резкими складками на лбу, искривленной гримасой рта показаны беспощадно правдиво. Стиль этой головы близок к портрету Филиппа Аравитянина.

Рельеф. Повествовательный рельеф продолжает занимать значительное место в искусстве конца 2–3 вв. н. э. Арка Септимия Севера на форуме Романум богато украшена рельефами, посвященными сценам военных походов.

Смешение различных стилистических приемов можно видеть и на ряде рельефных саркофагов 3 в. н. э. Ярким примером может служить так называемый саркофаг Людовизи, близкий по своей тематике к историческим повествовательным рельефам. Изображена сцена битвы конных и пеших римлян с варварами: в центре на коне – военачальник, вокруг него, заполняя всю плоскость фона,– фигуры сражающихся. Наступая один на другого, в резких поворотах энергичных движениях, переплетаются тела римлян, варваров и коней, расположенные в несколько ярусов.

Мастер этого саркофага изучил рельефы колонны Траяна и многое заимствовал оттуда, особенно в образах римлян, в анатомии, в изображении мускулатуры, одежды, вооружения, но иначе решил образы варваров. Суровый героизм даков сменился грубостью и зверством дикарей, подчеркнуто безобразных, с искаженными лицами, взлохмаченными шевелюрами. Рельеф саркофага очень высокий, местами переходящий почти в круглую скульптуру; обилие складок, пышные гривы коней, длинные пряди причесок варваров создают живописную, богатую игрой света и тени картину. Еще большую живость придавали некогда раскраска, (следы которой сохранились на волосах, глазах и губах), и обильная позолота на вооружении и конской сбруе.

Наши рекомендации