Искусство Римской империи 3 в. н. э.
Тяжелые потрясения, пережитые Римской империей в правление последних Антонинов, явились закономерным результатом начавшегося кризиса рабовладельческого общества. После убийства Коммода в 192 г. н. э. вспыхнула гражданская война между военачальниками римских армий. В результате кровопролитной борьбы к власти пришел Септимий Север. Династия Северов правила Римской империей в течение 40 с лишним лет (193—235 гг. н.э.). В отличие от Антонинов, стремившихся расширить социальную базу принципата, Септимий Север и его преемники опирались прежде всего на войско. Углубляется процесс провинциализации и «варваризации» армии.
Начинается острый политический кризис, охвативший всю империю. Его наиболее ярким проявлением были чистая смена императоров, отпадение провинций, появление в разных частях империи самостоятельных правителей.
Кризис 3 в. н. э. носил всеобъемлющий характер. Это был кризис рабовладельческой общественно-экономической формации, культуры и социальных отношений.
Архитектура. Несмотря на разруху и обеднение империи, в течение 3 в. н. э. воздвигаются несколько грандиозных по масштабу и великолепных по убранству сооружений. Эти памятники должны были уверить подданных в богатстве императора и его щедрости.
С конца 2 в. н. э. в римской архитектуре все более и более дают себя знать повышенная декоративность и внешняя репрезентативность. Строительство, не имевшее того размаха, которым оно обладало ранее, стремилось компенсировать сокращение числа построек увеличением декоративных элементов в архитектурных сооружениях. Ко времени Септимия Севера относится трехпролетная арка Септимия Севера на форуме Романум. Поверхность ее почти полностью покрыта скульптурными изображениями. В этом проявилось характерное для данного времени повышение интереса к декоративному началу в монументальном искусстве.
В начале 3 в. н. э. в Риме были построены термы Каракаллы. Сооружение представляло собой сложный комплекс многообразных помещений. Помимо бассейнов и ванн,в нихнаходились палестры — площадки для спортивных упражнений, многочисленные помещения, предназначенные для отдыха, библиотечные помещения, магазины и пр. Термы вмещали до 1800 человек одновременно. По конструктивному решению и сложному санитарно-техническому оборудованию термы выделялись среди прочих римских сооружений. Они являются своеобразной энциклопедией архитектурно-художественных и конструктивных приемов, применявшихся в римском строительстве.Комплекс терм состоял из огромного прямоугольного здания, помещавшегося в парке и замкнутого с четырех сторон двухэтажными корпусами. Общие размеры терм Каракаллы составляли в плане 353 х 335 м2.
Основные помещения главного здания размещались по его оси: бассейн с холодной водой (фригидарий), большой зал, являвшийся центральным помещением терм (тепидарий), и круглый бассейн с горячей водой (кальдарий). Фригидарий в термах Каракаллы вовсе не был перекрыт, тепидарий завершен тремя мощными крестовыми сводами, кальдарий же имел купольное перекрытие. Пo сторонам этих основных помещений находились палестры, окруженные помещениями меньшего размера.
Подобно другим крупнейшим сооружениямРимской империи, термы производили огромное впечатление на современников. Колоссальный размеры перекрытых куполами и сводами залов, палестры, галереи и павильоны, превосходная отделка помещений, мозаики и скульптуры восхищали всех, кто входил в пределы терм.
Изобразительное искусство. В изобразительном искусстве 3 в. н. э. реалистический остро психологический портрет переживает еще раз свой расцвет. В последние годы 2 и в начале 3 в. н. э. при Септимии Севере и его преемниках еще продолжают жить художественные формы антониновского портрета: полировка лица, тщательная мягкая моделировка, подробная разработка прядей волос и бороды. Но в эти формы вкладывается совершенно иное содержание. Только волевые энергичные суровые правители могли удерживать власть в своих руках в период кризиса и распада империи. Портреты с выражением мягкой грусти, меланхолии уступают место не изображению какого-либо настроения, а раскрытию характера.
Портреты Септимия Севера рисуют нам человека энергичного, решительного, а портреты его сына Каракаллы с поразительной реальностью раскрывают нам крутой нрав, подозрительность и грубость одного из самых жестоких деспотов Рима.
С тридцатых годов 3 в. н. э. в портретном искусстве вырабатываются новые художественные формы. Глубина психологической характеристики достигается не детализацией пластической формы, а, наоборот, лаконичностью, скупостью отбора наиболее важных черт личности. Таков, например, портрет Филиппа Аравитянина. Шероховатая поверхность камня хорошо передает обветренную кожу «солдатского» императора: обобщенная лепка, резкие, асимметрично расположенные складки на лбу и щеках, обработка волос и короткой бороды только маленькими резкими насечками сосредотачивает внимание зрителя на глазах, на выразительной линии рта.
Во второй половине 3 в. н. э. как реакция на портреты типа Филиппа Аравитянина делается попытка возродить классицизм 1 в. н. э. Портрет императора Галиена подражает портретам Августа и в характере моделировки лица и в трактовке волос мягкими слегка вьющимися прядями.
Смешение различных художественных элементов причудливо сочетаются в колоссальной портретной бронзовой статуе императора Требония Галла (252–253 гг. н. э.). Героическая нагота фигуры соединяются с ярко индивидуальными чертами лица. Немолодой возраст и экспрессивная мимика лица с глубокими и резкими складками на лбу, искривленной гримасой рта показаны беспощадно правдиво. Стиль этой головы близок к портрету Филиппа Аравитянина.
Рельеф. Повествовательный рельеф продолжает занимать значительное место в искусстве конца 2–3 вв. н. э. Арка Септимия Севера на форуме Романум богато украшена рельефами, посвященными сценам военных походов.
Смешение различных стилистических приемов можно видеть и на ряде рельефных саркофагов 3 в. н. э. Ярким примером может служить так называемый саркофаг Людовизи, близкий по своей тематике к историческим повествовательным рельефам. Изображена сцена битвы конных и пеших римлян с варварами: в центре на коне – военачальник, вокруг него, заполняя всю плоскость фона,– фигуры сражающихся. Наступая один на другого, в резких поворотах энергичных движениях, переплетаются тела римлян, варваров и коней, расположенные в несколько ярусов.
Мастер этого саркофага изучил рельефы колонны Траяна и многое заимствовал оттуда, особенно в образах римлян, в анатомии, в изображении мускулатуры, одежды, вооружения, но иначе решил образы варваров. Суровый героизм даков сменился грубостью и зверством дикарей, подчеркнуто безобразных, с искаженными лицами, взлохмаченными шевелюрами. Рельеф саркофага очень высокий, местами переходящий почти в круглую скульптуру; обилие складок, пышные гривы коней, длинные пряди причесок варваров создают живописную, богатую игрой света и тени картину. Еще большую живость придавали некогда раскраска, (следы которой сохранились на волосах, глазах и губах), и обильная позолота на вооружении и конской сбруе.