Искусство Римской империи 4-5 вв. н. э.

Кризис 3 в. н. э. поставил империю на край гибели. Реформы Диоклетиана (284—305 гг. н. э.) — первого римского доминуса — на короткий срок обеспечили известную ста­билизацию империи. Наблюдается даже некоторое оживление торговли и реме­сленного производства, укрепляется обо­роноспособность страны. Однако центро­бежные силы продолжают действовать. Все слабее становятся связи между Запа­дом и Востоком. Диоклетиан вынужден был разделить империю сначала на две а затем на четыре части. Император Кон­стантин (306—337 гг. н. э.) перенес сто­лицу империи в Константинополь (330 г. н. э.), а в 395 г. н. э. империя окончательно распалась на Западную и Восточную. К концу 4 в. н. э. христианство становится господствующей в империи религией. Диктатура крупных землевладельцев на­шла в христианской церкви необходимую идеологическую опору. Однако ничто не могло спасти от гибели рабовладельческий мир. Всеобщее обнищание, упадок тор­говли, ремесла и искусства, сокращение населения, запустение городов, возврат земледелия к более низкому уровню — та­ков был конечный результат римского ми­рового владычества.

Торжество христианской церкви сопро­вождалось гибелью многих памятников античной культуры. Общий уровень культуры резко понизился, даже элемен­тарная грамотность становится привиле­гией немногих.

В восстаниях и войнах, потрясавших распавшуюся империю, в ожесточенных религиозных распрях погибло много ху­дожественных произведений.

Архитектура. Изобразительное искусст­во. В архитектуре 4 в. н. э. новые формы складываются медленнее, чем в портрете или рельефе.

Ярко характеризует римское искусство 4 в. н. э. арка Константина в Риме. По своим архитектурным формам она не яв­ляется оригинальной; в ней воспроизведе­на схема трехпролетной арки Септимия Севера. Арка Константина гармонична и красива в своих пропорциях, ее строил ар­хитектор, воспитанный всецело в тради­циях расцвета римской архитектуры 1—2 вв. н. э. Государственная казна на­столько была бедна в этот период, что строить арку с многочисленными архитектурно-декоративными деталями заново не было возможности. Почти все рельефы, скульптуры, даже колонны и части анта­блемента взяты строителями из старых мо­нументов 2—3 вв. н. э. Огромная арка (25,7 м ширины, около 22 м высоты) окон­чена в 315 г. н. э.

На аттике помещены рельефы времени Марка Аврелия, и голова на изображениях этого императора была заменена портрет­ной головой Константина. Раскрепованный антаблемент у аттика украшен ста­туями пленных даков, некогда стоявших на форуме Траяна. На пилонах над малы­ми пролетами вставлены по два круглых рельефа с какого-то разрушенного мону­мента времени Адриана. Ниже медальонов вокруг пилонов проходят узкие ленты рельефов, созданных одновременно с пост­ройкой арки. Рельефы, украшающие по­стаменты колонн, по-видимому, относятся к монументу 3 в. н. э. Вместе с построй­кой должны были быть исполнены и кры­латые Виктории над архивольтом главной арки и гений над боковыми пролетами. Такое смешение на одном сооружении раз­личных по стилю пластических украшений говорит о каком-то безразличии со сторо­ны высокого заказчика к тому, как будет выглядеть в целом новый монумент. Но важно отметить, что новые рельефы созда­ны уже всецело в рамках нового стиля далеко ушедшего от античных канонов.

На одном из них была изображена три­буна, находившаяся некогда на форуме Романум. Трибуна окружена решеткой и по углам украшена статуями сидящих бо­гов. В центре на трибуне сидит император, значительно превосходя размерами нахо­дящихся рядом с ним приближенных. По сторонам трибуны две симметричные группы подданных, размещенных в два яруса, причем головы нижнего ряда по­ставлены в одну ровную линию. В верх­нем ряду только одна голова чуть-чуть возвышается над другими. Такое «равноголовие» — «исокефалия» — одна из ха­рактерных черт нового складывающегося в эту эпоху стиля. Все фигуры одинаковы в пропорциях и одеждах, складки которых даны несколькими сухими резкими линия­ми. Суммарно и обобщенно трактованы го­ловы стоящих граждан, несколько более подробно разработаны лица на трибуне. Весь рельеф, очень плоский, скорее выгля­дит врезанным в фон, чем выпуклым.

Так же исполнены и другие одновремен­ные рельефы арки. Выделение размером фигуры императора, статичность фигур, плоскостность, однообразие поз и одежд, обобщенность форм характеризуют эти рельефы. Все отличает их от старого рим­ского повествовательного рельефа, всегда живого, динамичного. Осталась лишь одна традиционно римская черта — изображение конкретных архитектурных сооруже­ний, которые составляют фон для фигур.

В портретном искусстве 4 в. н. э. можно видеть произведения различного стиля. Голова Константина (2,4 м высоты) от колоссальной статуи из базилики Константина в Риме лишь в общих чертах сохраняет портрет­ное сходство, это скорее обобщенный образ доминуса, наместника бога на земле, чем живого человека. Огромные, широко от­крытые глаза с остановившимся взором, ровные дуги бровей спокойно сомкнутые губы, создают впечатление бесстрастности и неземного величия.

Литература по искусству Древней Греции:

1. Блаватский В.Д. Искусство античной расписной керамики. М., 1958.

2. Виппер Б.Р. Искусство Древней Греции. М., 1972.

3. Всеобщая история искусств. Т.1. М., 1956.

4. Всеобщая история архитектуры- Т.1. М., 1970.

5. Вощинина А.И. Античное искусство. Исторический очерк. М., 1962.

6. Горбунова К.С., Передольская А.А. Мастера греческих расписных ваз. Л., 1961.

7. История искусства зарубежных стран. Первобытное общество, Древний Восток, античность.М., 1979.

8. Колпинский Ю.Д. Искусство Эгейского мира и Древней Греции. М., 1970.

9. Колпинский Ю.Д. Великое наследие античной Эллады и его значение для современности. М„ 1977.

10. Полевой В.М. Искусство Греции. Древний мир. М.,1970.

11. Ривкин Б.И. Античное искусство. М., 1972.

12. Сидорова Н.А. Искусство Эгейского мира. М., 1975.

13. Соколов Г.И. Эгейское искусств о. М., 1972.

14. Соколов Г.И. Искусство Древней Греции. М., 1960.

15. Соколов Г.И. Мирон. Поликлет. М., 1961.

16. Чубова А.П.. Иванова А.Н. Античная живопись. М., 1967.

17. Чубова А.П. Скопас. Л., 1959.

18. Чубова А.П.Фидий. Л., 1962.

Литература по искусству Древнего Рима:

1. Бритова Н.И., Лосева Н.М., Сидорова Н.А. Римский скульптурный портрет. М., 1975.

2. Всеобщая история искусств. Т.1.М., 1956.

3. Всеобщая история архитектуры. Т.1.М., 1970.

4. Вощинина А.И. Античное искусство. Исторический очерк. М., 1962.

5. Вощинина А.И. Эрмитаж. Римский портрет. Л., 1974.

6. История искусства зарубежных стран. Первобытное общество, Древний Восток, античность. М., 1979.

7. Лесницкая М.М. Римский портрет в собрании Эрмитажа. Л., 1960.

8. Лосева Н.Н., Сидорова Н-А. Искусство Этрурии и древней Италии. М., 1988.

9. Сидорова Н.А., Чубова А.П. Искусство Римской Африки. М., 1979.

10. Соколов Г.И. Искусство Древнего Рима. М., 1972.

11. Соколов Г.И. Античная скульптура. Рим. М., 1965.

12. Соколов Г.И. Римский скульптурный портрет III века. М., 1973.

13. Чубова А.П., Иванова А.Н. Античная живопись. М., 1967.

14. Чубова А.П. Древнеримская живопись. М., 1966.

15. Чубова А.П. Искусство Европы 1-Г/ веков. М., 1970.

16. Чубова А.П. Этрусское искусство. М., 1972.

Искусство Эгейского мира /2 тыс. до н. э./

Наши рекомендации