Теоретические основы развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Свердловской области

ООО «Аист»

Учебный центр «Всеобуч»

Педагогический проект

Тема: СТРОИТЕЛЬНО-КОНСТРУКТИВНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Разработчик:

Наймушина Антонина Ивановна

Группа ППВ до-32

Нижний Тагил

СОДЕРЖАНИЕ

Введение
I. Реферативная часть  
1.Теоретические основы развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
2. Понятие строительно-конструктивной игры, ее значение в развитии творческих способностей старших дошкольников.
II. Проектная часть  
Пояснительная записка
Паспорт проекта
Примерное тeматическое планирование использования строительно-конструктивных игр
III. Заключение
Список информационных источников

Введение

Гуманизация образования в современном обществе предполагает создание условий для раскрытия потенциальных творческих возможностей каждого ребенка.

Творчество является важной составляющей развития личности ребенка, поэтому очень важно развивать творческие способности детей с малых лет.

Эффективным средством для развития творческих способностей детей является конструктивная деятельность, а именно конструирование.

В конструировании дети, создавая образы, не только отображают их структуру, но и выражают свое отношение к ним, передают их характер, пользуясь цветом, фактурой, формой.

Как правило, процесс конструирования проходит в форме игры, поскольку игра составляет основное содержание жизни ребёнка дошкольного возраста и является ведущей его деятельностью. Игры, созданные самими детьми, творческие или сюжетно-ролевые, занимают особое место. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания.К группе творческих игр относятся строительно-конструктивные игры.

ФГОС ДО ставит перед нами задачи постепенного формирования у детей с учетом их возрастных возможностей конструктивных навыков и умений; развития фантазии и воображения, творческого мышления; воспитания самостоятельности, активности, дружелюбия, любознательности, аккуратности, трудолюбия и других важных личностных качеств.

Наблюдая за старшими дошкольниками во время организованной совместной деятельности по конструированию, анализируя детские работы, был выявлен недостаточный уровень умений и навыков, творческого воображения, самостоятельности в средствах воплощения.

Анализ педагогической литературы показал, проблема заключается в том, что нет четко разрaботанной системы работы с дошкольниками по использованию строительно-конструктивных игр, где последние выступают средством развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Объект: процесс развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Предмет: возможности строительно-конструктивных игр как средства развития творческих способностей старших дошкольников.

Проектная идея: через реaлизацию комплекса тематических занятий с использованием строительно-конструктивных игр создаются предпосылки для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Цель: дать теоретическое обоснование строительно-конструктивных игр как средства развития творческих способностей старших дошкольников, разработать и реализовать….(см. задачу №3)

Для достижения поставленной цели будут решаться следующие задачи:

1. На основе анализa психолого-педагогической литературы выявить особенности развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

2. Определить знaчение строительно-конструктивных игр для развития творческих способностей старших дошкольников.

3. Разработать комплекс тематических занятий с использованием строительно-конструктивных игр для развития творческих способностей стaрших дошкольников.

Реферативная часть.

Теоретические основы развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Понятие строительно-конструктивной игры, ее значение в развитии творческих способностей старших дошкольников.

ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ

Пояснительная записка

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. В процессе конструктивной деятельности ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется своей работе, которую он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное: творя, ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевает специальными навыками и умениями, учится осознанно их использовать.

На примере истории отечественного дошкольного воспитания можно убедиться, что совершенно недостаточно толькопредоставлять детям возможность действовать самостоятельно и ожидать от них творческого развития. Способность к самостоятельным творческим действиям надо тщательно воспитывать, учить детей способом таких действий.

Поэтому в основу данного проекта по развитию творческих способностей детей легло использование строительно-конструктивных игр - составной части игровой деятельности, представляющей собой интересную, но достаточно сложную практическую деятельность, направленную на получение реального продукта (конструкции). Именно она формирует у ребенка творческие способности, конструктивные представления и конструктивное мышление, развитие поисковой деятельности во всех видах и формах. Все это является необходимым условием не только для умственного развития дошкольника, но и для развития личности в целом.

Цель: создание комплекса педагогических условий, обеспечивающих развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на основе использования строительно-конструктивных игр.

Ожидаемый результат: Предполагается, что организованная работа по конструированию будет способствовать повышению развития творческих способностей детей:

· Дети будут создавать «образы» (конструкции) – выразительные, оригинальные, удаленные от исходных данных, наделять одни и те же «образы» разными свойствами.

· Научатся строить «образы» на одной основе, видеть целое раньше частей.

· Научатся планировать свою работу, добиваться результата.

· Дети смогут самостоятельно экспериментировать с новым материалом.

Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний, умений, навыков по конструированию, развитию творческих способностей дошкольников.

Оборyдование для конструирования включает строительный материал, детали конструкторов разных видов, бумагу разных видов и фактуры, а также природные и бросовые материалы.

Учебно-наглядные пособия: схемы построек, модели, технологические таблицы, альбомы с фотографиями построек, объектов архитектуры, картотека строительно-конструктивных игр.

Не хватает здесь данных об уровне творческих способностях детей выбранного для реализации проекта образовательного учреждения, результатов пед.диагностики, раскрывающих исходное состояния воспитанников, что объясняло бы необходимость обращения к данной теме. Возможно дать характеристику особенностей образовательного учреждения предопределившего обращение к данному проекту

Паспорт проекта

База реализации проекта МБДОУ детский сад «Звездочка» СП детский сад № 63
Цель проекта Способствовать развитию творческих способностей детей средствами строительно-конструктивных игр.
Задачи проекта · Создать условия для развития творческих способностей детей в конструктивной деятельности, а также поэтапного освоения старшими дошкольниками различных видов конструирования. · Создать условия для самостоятельной и совместной конструктивной деятельности детей и взрослых. · Способствовать развитию у детей интереса к строительно-конструктивным играм.
Адресная направленность проекта (участники проекта)
  • дети старшей группы,
  • родители воспитанников,
  • воспитатели.
Продолжительность проекта (сроки, этапы реализации проекта) Продолжительность: 1 учебный год Этапы проекта: Подготовительный:
  • Анализ предметной среды группы.
  • Сбор информации, материала для реализации проекта.
  • Формулирование цели и задач проекта.
  • Организация взаимодействия с родителями по теме проекта.
Основной: · Корректировка комплексно – тематического планирования, интеграция строительно-конструктивных игр в ООД · Рассматривание иллюстраций, схем, чертежей. · Пополнение развивающей предметно-пространственной среды в группе и на участке. · Консультации для родителей «Формирование творческих способностей детей через конструктивную деятельность», «Игры с детьми с использованием нетрадиционного строительного материала». · Выпуск буклета для родителей «Играя, развиваем фантазию и воображение» · Привлечение родителей к участию в выставках поделок, в сборе материала для конструирования. Заключительный: Представление результатов проведенной работы, подведение итогов.
Форма педагогического проектирования Комплекс тематических занятий с использованием СКИ в соответствии с комплексно-тематическим планированием на данный учебный год.

Примерное тeматическое планирование

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Жизнь в 21 веке становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека.Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.

Таким образом, использование строительно-конструктивных игр позволяет осуществить основную цель – дать детям средства образного выражения, провести их через этапы творческого процесса, дать им возможность испытать радости и трудности, связанные с творческими достижениями.

Заключение содержит конструктивные и конкретные комментарии по методике развития творческих способностей дошкольников заявленных в проекте средствами, пояснением ключевых компонентов Вашего комплекса строительно-конструктивных игр.

Свердловской области

ООО «Аист»

Учебный центр «Всеобуч»

Педагогический проект

Тема: СТРОИТЕЛЬНО-КОНСТРУКТИВНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Разработчик:

Наймушина Антонина Ивановна

Группа ППВ до-32

Нижний Тагил

СОДЕРЖАНИЕ

Введение
I. Реферативная часть  
1.Теоретические основы развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
2. Понятие строительно-конструктивной игры, ее значение в развитии творческих способностей старших дошкольников.
II. Проектная часть  
Пояснительная записка
Паспорт проекта
Примерное тeматическое планирование использования строительно-конструктивных игр
III. Заключение
Список информационных источников

Введение

Гуманизация образования в современном обществе предполагает создание условий для раскрытия потенциальных творческих возможностей каждого ребенка.

Творчество является важной составляющей развития личности ребенка, поэтому очень важно развивать творческие способности детей с малых лет.

Эффективным средством для развития творческих способностей детей является конструктивная деятельность, а именно конструирование.

В конструировании дети, создавая образы, не только отображают их структуру, но и выражают свое отношение к ним, передают их характер, пользуясь цветом, фактурой, формой.

Как правило, процесс конструирования проходит в форме игры, поскольку игра составляет основное содержание жизни ребёнка дошкольного возраста и является ведущей его деятельностью. Игры, созданные самими детьми, творческие или сюжетно-ролевые, занимают особое место. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания.К группе творческих игр относятся строительно-конструктивные игры.

ФГОС ДО ставит перед нами задачи постепенного формирования у детей с учетом их возрастных возможностей конструктивных навыков и умений; развития фантазии и воображения, творческого мышления; воспитания самостоятельности, активности, дружелюбия, любознательности, аккуратности, трудолюбия и других важных личностных качеств.

Наблюдая за старшими дошкольниками во время организованной совместной деятельности по конструированию, анализируя детские работы, был выявлен недостаточный уровень умений и навыков, творческого воображения, самостоятельности в средствах воплощения.

Анализ педагогической литературы показал, проблема заключается в том, что нет четко разрaботанной системы работы с дошкольниками по использованию строительно-конструктивных игр, где последние выступают средством развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Объект: процесс развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Предмет: возможности строительно-конструктивных игр как средства развития творческих способностей старших дошкольников.

Проектная идея: через реaлизацию комплекса тематических занятий с использованием строительно-конструктивных игр создаются предпосылки для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Цель: дать теоретическое обоснование строительно-конструктивных игр как средства развития творческих способностей старших дошкольников, разработать и реализовать….(см. задачу №3)

Для достижения поставленной цели будут решаться следующие задачи:

1. На основе анализa психолого-педагогической литературы выявить особенности развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

2. Определить знaчение строительно-конструктивных игр для развития творческих способностей старших дошкольников.

3. Разработать комплекс тематических занятий с использованием строительно-конструктивных игр для развития творческих способностей стaрших дошкольников.

Реферативная часть.

Теоретические основы развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Наши рекомендации