Теоретические основы развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Свердловской области
ООО «Аист»
Учебный центр «Всеобуч»
Педагогический проект
Тема: СТРОИТЕЛЬНО-КОНСТРУКТИВНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Разработчик:
Наймушина Антонина Ивановна
Группа ППВ до-32
Нижний Тагил
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | |
I. Реферативная часть | |
1.Теоретические основы развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста | |
2. Понятие строительно-конструктивной игры, ее значение в развитии творческих способностей старших дошкольников. | |
II. Проектная часть | |
Пояснительная записка | |
Паспорт проекта | |
Примерное тeматическое планирование использования строительно-конструктивных игр | |
III. Заключение | |
Список информационных источников |
Введение
Гуманизация образования в современном обществе предполагает создание условий для раскрытия потенциальных творческих возможностей каждого ребенка.
Творчество является важной составляющей развития личности ребенка, поэтому очень важно развивать творческие способности детей с малых лет.
Эффективным средством для развития творческих способностей детей является конструктивная деятельность, а именно конструирование.
В конструировании дети, создавая образы, не только отображают их структуру, но и выражают свое отношение к ним, передают их характер, пользуясь цветом, фактурой, формой.
Как правило, процесс конструирования проходит в форме игры, поскольку игра составляет основное содержание жизни ребёнка дошкольного возраста и является ведущей его деятельностью. Игры, созданные самими детьми, творческие или сюжетно-ролевые, занимают особое место. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания.К группе творческих игр относятся строительно-конструктивные игры.
ФГОС ДО ставит перед нами задачи постепенного формирования у детей с учетом их возрастных возможностей конструктивных навыков и умений; развития фантазии и воображения, творческого мышления; воспитания самостоятельности, активности, дружелюбия, любознательности, аккуратности, трудолюбия и других важных личностных качеств.
Наблюдая за старшими дошкольниками во время организованной совместной деятельности по конструированию, анализируя детские работы, был выявлен недостаточный уровень умений и навыков, творческого воображения, самостоятельности в средствах воплощения.
Анализ педагогической литературы показал, проблема заключается в том, что нет четко разрaботанной системы работы с дошкольниками по использованию строительно-конструктивных игр, где последние выступают средством развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Объект: процесс развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Предмет: возможности строительно-конструктивных игр как средства развития творческих способностей старших дошкольников.
Проектная идея: через реaлизацию комплекса тематических занятий с использованием строительно-конструктивных игр создаются предпосылки для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Цель: дать теоретическое обоснование строительно-конструктивных игр как средства развития творческих способностей старших дошкольников, разработать и реализовать….(см. задачу №3)
Для достижения поставленной цели будут решаться следующие задачи:
1. На основе анализa психолого-педагогической литературы выявить особенности развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
2. Определить знaчение строительно-конструктивных игр для развития творческих способностей старших дошкольников.
3. Разработать комплекс тематических занятий с использованием строительно-конструктивных игр для развития творческих способностей стaрших дошкольников.
Реферативная часть.
Теоретические основы развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Понятие строительно-конструктивной игры, ее значение в развитии творческих способностей старших дошкольников.
ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ
Пояснительная записка
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. В процессе конструктивной деятельности ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется своей работе, которую он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное: творя, ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевает специальными навыками и умениями, учится осознанно их использовать.
На примере истории отечественного дошкольного воспитания можно убедиться, что совершенно недостаточно толькопредоставлять детям возможность действовать самостоятельно и ожидать от них творческого развития. Способность к самостоятельным творческим действиям надо тщательно воспитывать, учить детей способом таких действий.
Поэтому в основу данного проекта по развитию творческих способностей детей легло использование строительно-конструктивных игр - составной части игровой деятельности, представляющей собой интересную, но достаточно сложную практическую деятельность, направленную на получение реального продукта (конструкции). Именно она формирует у ребенка творческие способности, конструктивные представления и конструктивное мышление, развитие поисковой деятельности во всех видах и формах. Все это является необходимым условием не только для умственного развития дошкольника, но и для развития личности в целом.
Цель: создание комплекса педагогических условий, обеспечивающих развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на основе использования строительно-конструктивных игр.
Ожидаемый результат: Предполагается, что организованная работа по конструированию будет способствовать повышению развития творческих способностей детей:
· Дети будут создавать «образы» (конструкции) – выразительные, оригинальные, удаленные от исходных данных, наделять одни и те же «образы» разными свойствами.
· Научатся строить «образы» на одной основе, видеть целое раньше частей.
· Научатся планировать свою работу, добиваться результата.
· Дети смогут самостоятельно экспериментировать с новым материалом.
Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний, умений, навыков по конструированию, развитию творческих способностей дошкольников.
Оборyдование для конструирования включает строительный материал, детали конструкторов разных видов, бумагу разных видов и фактуры, а также природные и бросовые материалы.
Учебно-наглядные пособия: схемы построек, модели, технологические таблицы, альбомы с фотографиями построек, объектов архитектуры, картотека строительно-конструктивных игр.
Не хватает здесь данных об уровне творческих способностях детей выбранного для реализации проекта образовательного учреждения, результатов пед.диагностики, раскрывающих исходное состояния воспитанников, что объясняло бы необходимость обращения к данной теме. Возможно дать характеристику особенностей образовательного учреждения предопределившего обращение к данному проекту
Паспорт проекта
База реализации проекта | МБДОУ детский сад «Звездочка» СП детский сад № 63 |
Цель проекта | Способствовать развитию творческих способностей детей средствами строительно-конструктивных игр. |
Задачи проекта | · Создать условия для развития творческих способностей детей в конструктивной деятельности, а также поэтапного освоения старшими дошкольниками различных видов конструирования. · Создать условия для самостоятельной и совместной конструктивной деятельности детей и взрослых. · Способствовать развитию у детей интереса к строительно-конструктивным играм. |
Адресная направленность проекта (участники проекта) |
|
Продолжительность проекта (сроки, этапы реализации проекта) | Продолжительность: 1 учебный год Этапы проекта: Подготовительный:
|
Форма педагогического проектирования | Комплекс тематических занятий с использованием СКИ в соответствии с комплексно-тематическим планированием на данный учебный год. |
Примерное тeматическое планирование
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Жизнь в 21 веке становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека.Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.
Таким образом, использование строительно-конструктивных игр позволяет осуществить основную цель – дать детям средства образного выражения, провести их через этапы творческого процесса, дать им возможность испытать радости и трудности, связанные с творческими достижениями.
Заключение содержит конструктивные и конкретные комментарии по методике развития творческих способностей дошкольников заявленных в проекте средствами, пояснением ключевых компонентов Вашего комплекса строительно-конструктивных игр.
Свердловской области
ООО «Аист»
Учебный центр «Всеобуч»
Педагогический проект
Тема: СТРОИТЕЛЬНО-КОНСТРУКТИВНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Разработчик:
Наймушина Антонина Ивановна
Группа ППВ до-32
Нижний Тагил
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | |
I. Реферативная часть | |
1.Теоретические основы развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста | |
2. Понятие строительно-конструктивной игры, ее значение в развитии творческих способностей старших дошкольников. | |
II. Проектная часть | |
Пояснительная записка | |
Паспорт проекта | |
Примерное тeматическое планирование использования строительно-конструктивных игр | |
III. Заключение | |
Список информационных источников |
Введение
Гуманизация образования в современном обществе предполагает создание условий для раскрытия потенциальных творческих возможностей каждого ребенка.
Творчество является важной составляющей развития личности ребенка, поэтому очень важно развивать творческие способности детей с малых лет.
Эффективным средством для развития творческих способностей детей является конструктивная деятельность, а именно конструирование.
В конструировании дети, создавая образы, не только отображают их структуру, но и выражают свое отношение к ним, передают их характер, пользуясь цветом, фактурой, формой.
Как правило, процесс конструирования проходит в форме игры, поскольку игра составляет основное содержание жизни ребёнка дошкольного возраста и является ведущей его деятельностью. Игры, созданные самими детьми, творческие или сюжетно-ролевые, занимают особое место. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания.К группе творческих игр относятся строительно-конструктивные игры.
ФГОС ДО ставит перед нами задачи постепенного формирования у детей с учетом их возрастных возможностей конструктивных навыков и умений; развития фантазии и воображения, творческого мышления; воспитания самостоятельности, активности, дружелюбия, любознательности, аккуратности, трудолюбия и других важных личностных качеств.
Наблюдая за старшими дошкольниками во время организованной совместной деятельности по конструированию, анализируя детские работы, был выявлен недостаточный уровень умений и навыков, творческого воображения, самостоятельности в средствах воплощения.
Анализ педагогической литературы показал, проблема заключается в том, что нет четко разрaботанной системы работы с дошкольниками по использованию строительно-конструктивных игр, где последние выступают средством развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Объект: процесс развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Предмет: возможности строительно-конструктивных игр как средства развития творческих способностей старших дошкольников.
Проектная идея: через реaлизацию комплекса тематических занятий с использованием строительно-конструктивных игр создаются предпосылки для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Цель: дать теоретическое обоснование строительно-конструктивных игр как средства развития творческих способностей старших дошкольников, разработать и реализовать….(см. задачу №3)
Для достижения поставленной цели будут решаться следующие задачи:
1. На основе анализa психолого-педагогической литературы выявить особенности развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
2. Определить знaчение строительно-конструктивных игр для развития творческих способностей старших дошкольников.
3. Разработать комплекс тематических занятий с использованием строительно-конструктивных игр для развития творческих способностей стaрших дошкольников.
Реферативная часть.
Теоретические основы развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.