Упражнение «Таких не берут в космонавты»
Материалы:
мел,
повязка на глаза.
Место проведения и исходное положение участников: на полу начерчены две линии («старт» и «финиш»), расстояние между которыми 2 метра. Перпендикулярно им от «старта» к «финишу» начерчены две линии, представляющие собой «тропу». Ширина «тропы» – 15 см.
Участники находятся перед «стартом» и по очереди начинают пробовать пройти по тропе с завязанными глазами.
Задание: всей группе перейти по «тропе» за «финиш».
Правила:
1. На «тропе» одновременно может находиться только один участник.
2. Участникам можно перемещаться от «старта» к «финишу» только по «тропе».
3. Участникам нельзя касаться того участника, который находится на «тропе».
4. При нарушении правил, при касании любым участником пола между «стартом» и «финишем», при заступе за линии «тропы» упражнение выполняется сначала.
Упражнение «Над пропастью»
Материалы: мел.
Исходное положение участников: на полу начерчены две параллельные линии, обозначающие «горную тропу». Ширина «тропы» – 40 см. Длина – по количеству участников.
Участники выбирают первого водящего.
Все участники, кроме водящего, встают на «тропу» в одну шеренгу и кладут руки на плечи рядом стоящих.
Задание участникам: построить из себя «живую гору», препятствующую продвижению водящего по «горной тропе».
Правила:
1. Каждый участник все время должен касаться пяткой одной ноги края «тропы».
2. Участникам нельзя убирать руки с плеч рядом стоящих.
3. Участникам нельзя заступать за границы «тропы».
4. На постройку «горы» у участников есть 1 минута.
5. По истечении времени на постройку, участники замирают и далее не должны менять своего положения.
Задание водящему: пройти по «тропе».
Правила:
1. Водящий выбирает, с какой стороны начать проходить «тропу».
2. Водящему нельзя менять положение «горы».
3. Водящему нельзя заступать за края «тропы».
4. При нарушении правил задание выполняется сначала.
5. На выполнение задания у водящего есть 10 минут.
Упражнение «Волшебный карандаш»
Материалы:
карандаш (маркер, ручка или т.п.);
бумага.
Место проведения и исходное положение участников: участники сидят на стульях полукругом лицом к ведущему. В руке у ведущего – карандаш.
Группа выбирает первого водящего. Водящий выходит в смежное помещение, чтобы не слышать, какую фигуру загадает группа.
Задание: группе «нарисовать» с помощью «волшебного карандаша» какую-либо фигуру так, чтобы ее отгадал водящий.
Правила:
1. Группа определяет, какую фигуру она будет рисовать.
2. После этого у группы есть 1 минута на обсуждение тактики выполнения задания.
3. По истечении времени обсуждения, входит водящий.
4. Ведущий держит карандаш на уровне груди в согнутой в локте руке. Карандаш начинает двигаться в воздухе по команде первого участника.
5. Участники по очереди дают по одной команде. Можно использовать только команды: влево, вправо, вверх, вниз.
6. Задание выполняется молча. Участникам нельзя произносить вслух ничего, кроме команд.
7. Участник может говорить команду только в свою очередь.
8. Карандаш двигается с одинаковой скоростью и меняет направление движения только по команде того участника, чья очередь давать команду.
9. Карандаш прекращает движение, когда группа сообщит ведущему о завершении «рисунка».
10. Ведущий предлагает водящему отгадать с одной попытки, какую фигуру «рисовала» группа.
11. Группа выбирает следующего водящего и т.д.
Примечания для ведущего:
понять механизм действия «волшебного карандаша» участникам будет проще, если сначала опробовать его на бумаге;
во время обсуждения группа может нарисовать загаданную фигуру на бумаге, но чтобы ее не видел водящий;
несмотря на то, что ведущий знает загаданную фигуру, он не помогает группе, четко следуя лишь поступающим командам.
Упражнение «Мозаика»
Материалы:
маркеры;
скотч;
ножницы;
полоса бумаги длиной 2 метра и шириной 0,5 метра с надписью. Полоса расстрижена на листы произвольной формы по числу участников таким образом, чтобы на каждом листе присутствовала часть надписи.
Ведущий выдает каждому участнику по одному такому листу.
Задание: на выданном листе со стороны надписи каждому участнику нарисовать свой автопортрет-шарж, после чего всей группе склеить надпись. Время на выполнение задания – 10 минут.
Примечание для ведущего: текст надписи может быть тематическим или свободным.
"АБВ". В тройке участник А слепой, участник Б глухой, участник В парализованный (не говорит, не двигается). Тройка должна выработать общее решение, например, в какой цвет покрасить забор. (У кого-то даже получилось!)
Тетрис
Эта игра требует некоторой домашней подготовки. Вы должны нарисовать на большом листе бумаги детали строительного конструктора, причем число этих деталей должно быть равно числу участников тренинга. Вы вывешиваете этот плакат, и предлагаете каждому участнику выбрать одну из деталей и сыграть ее. После того, как все участники распределили детали между собой, предложите им построить конструкцию, изображенную Вами на другом листе ватмана. Старайтесь, по мере возможности, не изображать башни и небоскребы, потому что участникам трудно будет избежать падения при необходимости создания живой пирамиды из пяти-шести участников.
Фоторобот
Участники группы должны составить собирательный фотопортрет группы. Изображение строится из 12~15 элементов. Сюда входят (сверху вниз) голова, шея, левая рука, правая рука, туловище, левая нога, правая нога, левый глаз, правый глаз, нос, рот, уши, волосы. Фоторобот создается в той последовательности, в какой записаны части тела. Тренер сначала зачитывает названия составляющих частей, а потом спрашивает: какая у нашего фоторобота будет голова? Участники делают свои предложения в такой форме: «Пусть это будет голова участника Иванова. У нее самые красивые зубы!» Другой участник предлагает голову Сидорова на том основании, что она самая твердолобая. Тренер на это предложение реагирует приблизительно так: «Если Вы считаете, что отличительной чертой вашей группы является твердолобость, то тогда конечно...» (Только не забудьте потом дать понять Сидорову, что никто не считает его твердолобым). Начинается обсуждение, которое не должно длиться более 3 минут, и группа принимает решение делегировать в фоторобот голову Петрова на том основании, что у него на затылке бугорок, что свидетельствует о творческом складе ума. Затем выбирайте руки и так далее. В заключение упражнения придумайте роботу имя. Упражнение обычно проходит оживленно и весело, особенно если группа включает и мужчин, и женщин.
Ужасный секрет
Один из участников сообщает на ухо своему соседу ужасную тайну о себе, например: «Я люблю ковыряться в носу!» Сосед передает это дальше по кругу, тоже на ухо, изменив фразу так: «Один из нас любит ковыряться в носу!» В такой форме фраза идет по кругу, а второй участник, дав первой фразе отойти на двух-трех участников, посылает вслед секрет о себе: «Я люблю корочкой хлеба вымазывать остатки подливы». Фраза идет по кругу в варианте: «Один из нас...» Когда секрет проходит круг и приходит к владельцу, то владелец не отсылает его на второй круг, и, таким образом, первая стадия игры заканчивается тогда, когда каждый секрет обошел ровно круг. Затем все говорят вслух, какие секреты они узнали. Один говорит, что он узнал, что «мы храпим», что «мы грызем ногти», другой вспомнит, что «мы любим поспать» и т. д., пока все секреты не будут припомнены. А затем все участники хором произносят «И мы об этом никогда никому ничего не скажем!»
Релакс