Лекция 2. Вероятностно-статистические методы распознавания

Вопрос 1. Метод Байеса

Основное преимущество статистических методов распознавания состоит в возможности одновременного учета признаков различной физической природы, так как они характеризуются безразмерными величинами – вероятностями их появления при различных состояниях системы.

Среди методов технической диагностики метод, основанный на обобщенной формуле Байеса, занимает особое место благо­даря простоте и эффективности.

Разумеется, метод Байеса имеет недостатки: большой объем предварительной информации, «угнетение» редко встречающихся диагнозов и др. Однако в случаях, когда объем статистических данных позволяет применить метод Байеса, его целесообразно использовать как один из наиболее надежных и эффективных методов.

Метод, основанный на обобщенной формуле Байеса, позволяет достаточно просто одновременно учесть признаки различной физической природы – дискретные и непрерывные. Это достигается благодаря использованию единообразных и безразмерных характеристик признаков – частот встречаемости (вероятностей) признаков при различных состояниях.

Если имеется диагноз Лекция 2. Вероятностно-статистические методы распознавания - student2.ru и простой признак Лекция 2. Вероятностно-статистические методы распознавания - student2.ru , то вероятность совместного появления событий (наличие у объекта состояния Лекция 2. Вероятностно-статистические методы распознавания - student2.ru и признака Лекция 2. Вероятностно-статистические методы распознавания - student2.ru )

Лекция 2. Вероятностно-статистические методы распознавания - student2.ru .

Из последнего соотношения получаем

Лекция 2. Вероятностно-статистические методы распознавания - student2.ru ,

где в последнем равенстве Лекция 2. Вероятностно-статистические методы распознавания - student2.ru – вероятность диагноза после того, как стало известно наличие у рассматриваемого объекта признака Лекция 2. Вероятностно-статистические методы распознавания - student2.ru (апостериорная вероятность диагноза); Лекция 2. Вероятностно-статистические методы распознавания - student2.ru – вероятность диагноза Лекция 2. Вероятностно-статистические методы распознавания - student2.ru , определяемая по статистическим данным (априорная вероятность диагноза). Если обследовано Лекция 2. Вероятностно-статистические методы распознавания - student2.ru объектов и состояние Лекция 2. Вероятностно-статистические методы распознавания - student2.ru наблюдается в Лекция 2. Вероятностно-статистические методы распознавания - student2.ru изделиях, то

Лекция 2. Вероятностно-статистические методы распознавания - student2.ru ,

где Лекция 2. Вероятностно-статистические методы распознавания - student2.ru – вероятность появления Лекция 2. Вероятностно-статистические методы распознавания - student2.ru объектов с состоянием Лекция 2. Вероятностно-статистические методы распознавания - student2.ru . Если среди Лекция 2. Вероятностно-статистические методы распознавания - student2.ru объектов с диагнозом Лекция 2. Вероятностно-статистические методы распознавания - student2.ru у Лекция 2. Вероятностно-статистические методы распознавания - student2.ru появился признак Лекция 2. Вероятностно-статистические методы распознавания - student2.ru , то

Лекция 2. Вероятностно-статистические методы распознавания - student2.ru ,

Лекция 2. Вероятностно-статистические методы распознавания - student2.ru – вероятность появления признака Лекция 2. Вероятностно-статистические методы распознавания - student2.ru во всех объектах независимо от его состояния (диагноза). Пусть из общего числа Лекция 2. Вероятностно-статистические методы распознавания - student2.ru признак Лекция 2. Вероятностно-статистические методы распознавания - student2.ru обнаружен у Лекция 2. Вероятностно-статистические методы распознавания - student2.ru объектов (с различным диагнозом). Тогда

Лекция 2. Вероятностно-статистические методы распознавания - student2.ru .

Как будет ясно из дальнейшего, специальное вычисление Лекция 2. Вероятностно-статистические методы распознавания - student2.ru не требуется.

Пусть проводится обследование ряда признаков Лекция 2. Вероятностно-статистические методы распознавания - student2.ru по Лекция 2. Вероятностно-статистические методы распознавания - student2.ru многоразрядным признакам и Лекция 2. Вероятностно-статистические методы распознавания - student2.ru означает определенную реализацию комплекса признаков. При этом в каждом из признаков Лекция 2. Вероятностно-статистические методы распознавания - student2.ru проявляется один из разрядов, например в приз­наке Лекция 2. Вероятностно-статистические методы распознавания - student2.ru разряд Лекция 2. Вероятностно-статистические методы распознавания - student2.ru :

Лекция 2. Вероятностно-статистические методы распознавания - student2.ru .

Обобщенная формула Байеса (для комплекса многоразрядных признаков) имеет вид

Лекция 2. Вероятностно-статистические методы распознавания - student2.ru Лекция 2. Вероятностно-статистические методы распознавания - student2.ru .

В последнем равенстве Лекция 2. Вероятностно-статистические методы распознавания - student2.ru – вероятность диагноза Лекция 2. Вероятностно-статистические методы распознавания - student2.ru , если комплекс признаков Лекция 2. Вероятностно-статистические методы распознавания - student2.ru получил реализацию Лекция 2. Вероятностно-статистические методы распознавания - student2.ru .

Для независимых и зависимых признаков формула Байеса будет несколько отличаться. В большинстве практических задач, особенно при большом числе признаков, можно принимать условие независимости признаков при наличии существенных корреляционных связей.

Предъявленный для распознавания объект, обла­дающий комплексом признаков Лекция 2. Вероятностно-статистические методы распознавания - student2.ru , считают принадлежащем диагнозу Лекция 2. Вероятностно-статистические методы распознавания - student2.ru , если

Лекция 2. Вероятностно-статистические методы распознавания - student2.ru ,

т. е. вероятность диагноза Лекция 2. Вероятностно-статистические методы распознавания - student2.ru оказалась наибольшей.

Сумма вероятностей всех диагнозов

Лекция 2. Вероятностно-статистические методы распознавания - student2.ru .

Однако если вероятность Лекция 2. Вероятностно-статистические методы распознавания - student2.ru не слишком велика (например, меньше 0,4 – 0,5), то следует отказаться от постановки диагноза. Поэтому решающее правило можно сформулировать следующим образом:

Лекция 2. Вероятностно-статистические методы распознавания - student2.ru если Лекция 2. Вероятностно-статистические методы распознавания - student2.ru ,

Лекция 2. Вероятностно-статистические методы распознавания - student2.ru ,

где Лекция 2. Вероятностно-статистические методы распознавания - student2.ru – пороговое значение для диагноза Лекция 2. Вероятностно-статистические методы распознавания - student2.ru (обычно принимают Лекция 2. Вероятностно-статистические методы распознавания - student2.ru ).

Вопрос 2. Методы минимального риска

Методы минимального риска были развиты в связи с задачами радио­локации, но могут вполне успешно использоваться в задачах технической диагностики.

Пусть проводится измерение параметра Лекция 2. Вероятностно-статистические методы распознавания - student2.ru (например, уровня вибраций изделия) и на основании данных измерений требуется сделать вывод о возможности продол­жения эксплуатации (диагноз Лекция 2. Вероятностно-статистические методы распознавания - student2.ru – исправное состояние) или о направлении изде­лия в ремонт (диагноз Лекция 2. Вероятностно-статистические методы распознавания - student2.ru – неисправное состояние).

На рис. 4 даны значения плотности вероятности диагностического параметра Лекция 2. Вероятностно-статистические методы распознавания - student2.ru для двух состояний.

Лекция 2. Вероятностно-статистические методы распознавания - student2.ru

Рис. 4. Плотность вероятности диагностического признака

Пусть установлена контрольная норма для уровня вибрации Лекция 2. Вероятностно-статистические методы распознавания - student2.ru . В соответствии с этой нормой принимают:

Лекция 2. Вероятностно-статистические методы распознавания - student2.ru .

Из рис. 4 следует, что любой выбор величины Лекция 2. Вероятностно-статистические методы распознавания - student2.ru связан с определенным риском, так как кривые Лекция 2. Вероятностно-статистические методы распознавания - student2.ru и Лекция 2. Вероятностно-статистические методы распознавания - student2.ru пересекаются. Существуют два вида риска: риск «ложной тревоги», когда исправное изделие признают неисправным, и риск «пропуска цели», когда неисправное изделие считают годным.

В теории статистического контроля их называют риском поставщика и риском приемщика или ошибками первого и второго рода.

При Лекция 2. Вероятностно-статистические методы распознавания - student2.ru вероятность ложной тревоги

Лекция 2. Вероятностно-статистические методы распознавания - student2.ru ,

вероятность пропуска цели

Лекция 2. Вероятностно-статистические методы распознавания - student2.ru .

Задача теории статистических решений состоит в выборе оптимального значения Лекция 2. Вероятностно-статистические методы распознавания - student2.ru .

По способу минимального риска рассматривается общая стоимость риска

Лекция 2. Вероятностно-статистические методы распознавания - student2.ru ,

где Лекция 2. Вероятностно-статистические методы распознавания - student2.ru – «цена» ложной тревоги; Лекция 2. Вероятностно-статистические методы распознавания - student2.ru – «цена» пропуска цели; Лекция 2. Вероятностно-статистические методы распознавания - student2.ru и Лекция 2. Вероятностно-статистические методы распознавания - student2.ru – априорные вероятности диагнозов (состояний), определяемые по предварительным статистическим данным. Величина R представляет собой «среднее значение» потери при ошибочном решении.

Из необходимого условия минимума

Лекция 2. Вероятностно-статистические методы распознавания - student2.ru

получаем

Лекция 2. Вероятностно-статистические методы распознавания - student2.ru .

Можно показать, что для одномодальных распределений данное условие всегда обеспечивает минимум величины R. Если стоимость ошибочных решений одинакова, то

Лекция 2. Вероятностно-статистические методы распознавания - student2.ru .

Последнее соотношение минимизирует общее число ошибочных решений. Оно вытекает также из метода Байеса.

ЛИТЕРАТУРА

1. И.А.Биргер. Техническая диагностика. – М.: Машиностроение, 1978.

2. В.А. Пивоваров. Повреждаемость и диагностирование авиационных конструкций. – М.: Транспорт, 1994.

******************************************************************

Наши рекомендации