Монументальная живопись и искусство портрета в Древнем Риме – развитие и упадок.
Римская настенная живопись (называемая также помпейской, по основному месту находок) была представлена в нескольких стилях и была широко распространена в Древнем Риме с III века до н. э. до поздней античности. Никогда до, и никогда после этого в истории человечества настенная живопись не была так распространена. Её находили повсюду — от Британии до Египта, от Паннонии (римская Венгрия) до Марокко, в богатых квартирах и в бедном жилье самых отдалённых провинций.
Дождь из пепла, прошедший после извержения Везувия в 79 н. э., сохранил произведения искусства в городах Помпеи и Геркуланум. Работа, которую он проделал, законсервировав предметы, послужила отправным пунктом для множества исследований римской настенной живописи.
В 1882 археолог Август Мау разделил настенную живопись Помпей на следующие стили:
Инкрустационный (200 — 80 до н. э.)
Архитектурно-перспективный (100 — 15 до н. э.)
Орнаментальный (15 до н. э. — 50 н. э.)
Мифологический (50 — 79 н. э.)
В римской архитектуре стена играет роль разграничителя пространства, кроме того, она оказывает пространство на воздушную среду перед ней. Аналогично дно бассейна обуславливает цвет водной глади. Стена была не твердью, а пространством с воображаемой глубиной, поэтому служила местом изображения природы, истории, мифов, была будто «экраном для проецирования».
Древнеримская настенная живопись зависит от эллинистических образцов. Лучше всего сохранились росписи в постройках Помпеи и Геркуланума. Существуют 4 стиля настенных росписей. Первый стиль древнеримской живописи имеет восточное происхождение: раскрашенные четырёхугольники, имитирующие мраморные блоки. Второй стиль древнеримской живописи более сложный: над цоколем изображается архитектурная перспектива, в которую вписываются «картины», обычно на мифологические сюжеты, с архитектурными или пейзажными фонами. Третий стиль древнеримской живописи («плоскостный») — также со сложными архитектурными построениями, но здания уже фантастические, отличаются графичностью, нежностью колорита. Здесь встречаются вставки, иногда чёрного цвета, с контурными фигурками. Перспективное обрамление здесь служит для того, чтобы картины с изображением фигурок помещались в определенной глубине и не сливались с плоскостью стен. Четвёртый стиль древнеримской живописи (появляется только в последние годы существования обоих городов) — с архитектурно-перспективным построением 2-го стиля, но с более интенсивным колоризмом и более сложной конструктивной организацией, подобной декорациям театральной сцены.
Конец III—IV века В это время ещё встречаются отдельные стены с архитектурным оформлением, но уже менее выразительным, чем раньше. В большинстве случаев изображают только колонны, разделяющие стену. Инкрустация ещё остается относительно популярной и часто встречаются стены и имитацией мраморной кладки. Декорирование красно-зелеными линиями в 4-ом веке тоже изменилось, значительно уменьшился размер орнамента. В конце концов орнамент превратил в бесконечно повторяющийся маленький узор, очень похожий на рисунок современных обоев.
Римский скульптурный портрет — один из самых значительных периодов в развитии мирового портрета, охватывающий примерно пять веков (I в. до н. э. — IV в. н. э.), характеризуется необыкновенным реализмом и стремлением передать характер изображённого; в
древнеримском изобразительном искусстве по своему качеству занимает одно из первых мест среди других жанров.
Отличается значительным количеством дошедших до нас памятников, которые кроме художественной имеют значительную историческую ценность, так как дополняют письменные источники, демонстрируя нам лица участников важных исторических событий. По мнению исследователей, этот период заложил основы последующего развития европейского реалистического портрета. Подавляющее количество изображений выполнены в мраморе, встречаются и бронзовые изображения, дошедшие в меньшем количестве. Хотя многие римские портреты идентифицированы с конкретными личностями либо прямо имеют надпись, указывающую на то, кто послужил им моделью, ни одного имени римского портретиста не сохранилось.
В портретах республиканской эпохи нашли отражения гражданские идеалы этого времени. Детали в них не всегда приведены к единству, моделировка суха, им свойственны упрощение форм, жёсткость линий.
В позднереспубликанский период через внешнюю характерность начинает просматриваться внутреннее содержание образа: простонародный Помпей, волевой и жестокий Цезарь, коварный Сулла - вожди, которые действуют от имени Республики, уже по сути не существующей, но с которой они себя отождествляют.
В скульптуре начала Римской Империи складывается особый официальный стиль, ярко проявившийся в портрете и рельефе. В его основе лежит греческое искусство V - IV веков до н.э.
Большая динамичность, реалистичность, живописность, эмоциональность, театральная приподнятость характеризуют искусство середины и второй половины I века н.э.
В начале II века, при Траяне, официальный портрет изменяет свой характер, скульпторы стремятся приблизиться к традиционным портретам республиканского периода. Характерные черты портретов времён Траяна - спокойное выражение лица, суховатая трактовка, сменяющая рельефную моделировку, скромные причёски.
III век н.э. - эпоха расцвета римского портрета, всё более освобождающегося от традиций прошлого. Возникают исполненные чрезвычайной энергии, властолюбия, грубой силы образы людей, рождённые жестокой борьбой, захватившей в то время общество. глубина психологической характеристики достигается теперь не детализацией пластической формы, а, наоборот, лаконичностью, скупостью отбора наиболее важных определяющих черт личности. Приверженность к бураву, врезающегося в мрамор, рождает сложные светотеневые эффекты.
В портретах второй половины III века воля к жизни исчезает, начинает доминировать покорность судьбе - человек осознаёт себя слабым существом.
В IV веке появляются портреты, выполненные в различном стиле, и наряду с существованием традиции римского реалистического портрета появляются грубость и упрощённость или обобщённость образа.