Искусство как философское понятие
Любовь к истине и мудрости, по словам немецкого философа Карла Ясперса, – совершенно новая ценность ступени развития духовной культуры [14 с. 14].
Роль искусства в общественной жизни трудно переоценить. Любое глубокое переустройство общественных порядков всегда подготавливалось при активном участии искусства. Так было и в античности, и в эпоху Возрождения.
Искусство являются необходимейшей частью общественного сознания, обеспечивающей его целостность и мобильность, его поисковую направленность в будущее, его нравственно-психологическую устойчивость в настоящем.
Однако искусство обеспечивает не только здоровье общества, но и многовековую преемственность культуры, ее нарастающую универсальность. Создавая общезначимые идеи, образы, вырастающие до всечеловеческих символов, оно выражает смысл всего исторического развития. Искусство вбирает в себя все достижения человечества, по-своему трансформируя и изменяя их. Без использования традиционных, живущих веками культурных символов невозможно включиться в линию преемственности культур, невозможно ощутить историю как единый процесс, имеющий определенное прошлое и только потому определенное настоящее, и главное, будущее.
Относясь к искусству, как к способу своего целостного самовыражения, человек всегда видел в нем средство для обеспечения бессмертия всех других своих достижений. Исторически значимые личности и их дела воспеваются в фольклоре, любое социально значимое событие находит свое отражение в живописи или архитектуре, музыке или поэзии. Народ без искусства лишен исторической памяти, а без исторической памяти он уже теряет свою национальную целостность [22 с. 145].
Искусство - один из способов познания мира. Искусство, как и философия, отражает действительность целостно, но в отличие от философии - не в виде общих законов мира, а в многообразии их жизненных проявлений.
Своим познавательным аспектом искусство близко к конкретным наукам, целостным осмыслением мира – сродни философии, оценочным отношением к действительности – сходно с идеологией.
Искусство – сфера активного формирования мировоззрения, нравственности и эмоциональной чуткости человека.
Искусство по Аристотелю это воплощение единства познавательно-эмоционального и воспитательного. Именно гармоническое взаимоотношение познавательного с воспитательным в искусстве и является фактором, обусловливающим самопознание человеком смысла своего бытия, являющимся необходимым условием всестороннего развития личности.
Искусство, в самом деле, и «учебник жизни», и форма отдыха, рекреации, восстановления духовных и физических сил. В общении человека с искусством всякий раз одновременно идет и «формирующий» и «восстановительный» процесс.
Искусство как особый орган культуры возникает из духовных потребностей и культивирует у людей чувство жизненной полноты.
Искусство требует той работы духа, которая связана с большой самоотдачей, оно заставляет заглянуть в глубины бытия, призывает к ответу за сделанное, показывает бездны человеческого падения и несовершенства; непредвиденность несчастья, кровавый фарс войны. Сила большого, гуманистического искусства в том, что оно провидит смысл в кажущейся бессмыслице, порядок – в беспорядке, гармонию – в дисгармонии, человечность – в кажущейся бесчеловечности [16 с. 15].
Искусство стоит на страже определенного духовного равновесия личности, охраняя гармонию природного и социального в человеке, рационального и эмоционального, общечеловеческого и индивидуально-неповторимого.
Искусство призвано «открыть им непостижимое сокровище жизни» (М.М.Пришвин) и «дать рост жизненным силам» (Б.В.Асафьев). Чувство жизни - это, может быть, основное и главное. Даже такие понятия, как красота и идеал, являются в известном смысле производными от него. Л.Н.Толстой писал: «Красота... никак не может служить основанием искусства» [17 с. 61].
То есть, искусство, по Толстому, глубже и шире красоты.
Гете также не отождествлял искусство и красоту. Предостерегая от «расслабляющего учения любителей красивости», он писал: «Искусство творчески проявляет себя задолго до того, как оно становится красивым, и это тем не менее подлинное великое искусство, часто более подлинное и значительное, чем искусство красивое» [18 с. 70].
Важнейший источник познания «плоти и крови» жизни – собственный социальный опыт человека. Однако жизненный опыт чреват ошибками. Самый лучший способ обогащения и коррекции жизненного опыта отдельного человека – искусство, стало средством сохранения и передачи опыта человечества, рационального и эмоционального.
Восприятие искусства требует специальной и напряженной затраты духовной энергии, работы воображения и фантазии, определенной художественной образованности, знания языка отдельных видов и жанров искусства, понимания его условности и специфики.
Направленность на внутренний мир человека - стержневая основа искусства. Изображение внешнего мира для него не является самоцелью, а приближает к человеческому бытию.
Каждое искусство неповторимо, и у каждого искусства есть свои истины. Первичной ценностью искусства является человек, развитие его личности и свободы. Человек по-разному может реализовать свое творческое начало, и полнота его творческого самовыражения достигается через создание и использование различных видов искусства. Каждое из этих видов обладает своей «специализированной» смысловой и символической системой. Мы охарактеризуем каждый вид искусства в отдельности и его роль в становлении личности, ибо в каждой из них по-своему выражается суть человеческого бытия» [19 с. 3].
Философское исследовaние проблемы происхождения искусствa не стaвит зaдaчу определения времени возникновения искусствa, оно лишь может выявить специфику того отношения к миру, в рaмкaх которого возникaют виды деятельности, результaты которой позже оценивaются кaк художественные. Процесс же осознaния искусствa кaк aвтономного культурного феноменa нaчинaется много позже, он продолжaется и в нaше время.
Искусство – это форма отражения действительности в сознании человека в художественных образах. Отражая окружающий мир, искусство помогает людям познавать его, служит могучим средством политического, нравственного и художественного воспитания.
Разнообразие явлений и событий действительности, а также различие способов их отражения в художественных произведениях вызвали к жизни различные виды и жанры искусства: художественную литературу, театр, музыку, кино, архитектуру, живопись, скульптуру.
Важнейшая особенность искусства состоит в том, что оно в отличие от науки отражает действительность не в понятиях, а в конкретной, чувственно воспринимаемой форме – в форме типических художественных образов. Создавая художественный образ, выявляя общие существенные черты действительности, художник передает эти черты через индивидуальные, зачастую неповторимые характеры, через конкретные явления природы и общественной жизни.
История позволяет легко проследить, как развивалось искусство. Первые произведения искусства появились одновременно с Homo sapiens, это наскальная живопись и магические обряды, ритуальные танцы. Мы можем обратить внимание, что все они были направлены на комфортное существование древнего человека в мире, и тогда искусство имело практическое назначение.
Фундамент для развития искусства в нашем сегодняшнем понимании этого слова заложили цивилизации древних греков и египтян, индийские и китайские представления о красоте, философия римлян и аравийцев. В зависимости от времени и эпохи менялись представления о ценностях и художественном эталоне произведения искусства. И если древние греки превыше всего считали красоту тела и подчеркивали это в картинах, скульптурах, то в средние века, когда на первый план выходила теория Божественности запредельного мира, фигуры людей изображались плоскими, так как они не должны были отвлекать зрителя от размышлений о красоте духовного мира. Восточные страны не изображали человека, считая, что это граничит с созданием идола, поэтому там развивались другие виды искусства, прежде всего декоративное и прикладное [12 с. 14-18].
Зачем человеку искусство – можете спросить вы? Это то, что отличает его от животных, поскольку никто, кроме человека, не стремится создавать и любоваться произведениями искусства. Искусство нужно для того, чтобы направить человека в пути достижении гармонии, к которой он стремится, помочь донести свои идеи до больших масс; искусство заставляет нас стремиться разгадать загадку мира и может излечить, может развлечь, а может погрузить в ритуальный транс; произведения искусства может быть коммерческим продуктом, а может быть эфемерными философскими идеями.
Искусство служит средством самовыражения человека, и, следовательно, предметом искусства являются как отношения человека и мира, так и сам человек во всех его измерениях – психологическом, социальном, нравственном и бытовом. Гуманитарные науки, психология, социология, и этика, и т.п. – также имеют своим предметом человека, но все они рассматривают его с какой-либо одной и притом сознательно ограниченной точки зрения. Искусство же не только берет человека в его цельности, но и затрагивает все самые глубокие и еще не изведанные наукой пласты того удивительнейшего феномена в мире, которым является человек - тайна тайн природы. Искусство говорит с нами на своем особом языке, которому надо научиться, чтобы он стал понятен. Искусство обеспечивает полноту создания и восприятия своего предмета в отличие от сознательной частичности подхода, присущей науке [23 с.196].
Искусство в отличие от всех других видов деятельности есть выражение внутренней сущности человека в ее цельности, которая исчезает в частных науках и в любой другой конкретной деятельности, где человек реализует только какую-нибудь одну свою сторону, а не всего себя. Если и в своей практической деятельности, и в науке человек противопоставлен миру, как субъект объекту, и тем ограничен в своей свободе, то в искусстве человек превращает свое субъективное содержание в общезначимое и целостное объективное бытие [13 с. 11-31].
Нет ни одного момента в нашей внутренней духовной жизни, который не мог бы быть вызван и активизирован восприятием искусства. Проблемa функций искусствa тесно связaнa с предстaвлениями о сущности искусствa, его происхождении, нaпрaвлении его эволюции. Если огрaничиться простым перечислением функций искусствa, то можно нaзвaть следующие: эстетическaя функция, познaвaтельнaя, коммуникaтивнaя, гедонистическaя, эвристическaя, кaтaрсическaя, социaльно-оргaнизующaя, воспитaтельнaя, игровaя, компенсaторнaя. [ 24 c. 285].
Поэтому основной функцией искусства является его синтетическая миссия, обеспечивающая целостное, полнокровное и свободное восприятие и воссоздание мира, которое возможно только при условии совмещения познавательных, этических, эстетических и всех других моментов человеческого духа.
Синтетической силой искусства во многом объясняется тот удивлявший философов факт, что среди всего многообразия видов духовной деятельности нет ничего, что имело бы равное по своей силе социальное воздействие на человека. Это знали уже в античности. Искусство нередко даже пугало людей своей таинственной силой. Так, высказывалось мнение, что любое стремящееся к порядку государство должно запретить музыку (да и другие искусства), ибо она размягчает нравы и делает невозможной строгую субординацию.
Искусство обеспечивает не только здоровье общества, но и многовековую преемственность культуры, ее нарастающую универсальность. Создавая общезначимые идеи, образы, вырастающие до всечеловеческих символов, оно выражает смысл всего исторического развития. Искусство вбирает в себя все достижения человечества, по-своему трансформируя и изменяя их. Без использования традиционных, живущих веками культурных символов невозможно включиться в линию преемственности культур, невозможно ощутить историю как единый процесс, имеющий определенное прошлое и только потому определенное настоящее, и главное, будущее.
Относясь к искусству, как к способу своего целостного самовыражения, человек всегда видел в нем средство для обеспечения бессмертия всех других своих достижений. Исторически значимые личности и их дела воспеваются в фольклоре, любое социально значимое событие находит свое отражение в живописи или архитектуре, музыке или поэзии. Народ без искусства лишен исторической памяти, а без исторической памяти он уже теряет свою национальную целостность.
Искусство – способ внутренней гармонизации личности, вид магического воздействия на мир, имитация действительности с целью ее изменения. Значение искусства определяется и тем, что слово понимается тождественно обозначаемому им предмету.
Таким образом, искусство раскрывает сущность мира. Оно выполняет и игровые, и развлекательные функции, и будет существовать столько, сколько соответствующая потребность. И с каким бы определением мы не подошли к искусству, всегда увидим, что оно заключает в себе нечто, что отличается от простой передачи чувства. Искусство является главным, наиболее могущественным и всесторонним средством эстетического воспитания. Оно является той специальной деятельностью, которая призвана формировать человека эстетически и тем воспитывать его всесторонне.