Философское понятие сознания

Проблема сознания может быть интерпретирована в гносеологическом, онтологическом, аксиологическом или праксеологическом ключе, вопрос о сознании - связующее звено между различными разделами философского знания. Онтологический аспект проблемы сознания предполагает ответ на вопрос о его происхождении, структуре, соотношении с самосознанием и бессознательным, прояснение связи сознания и материи. Гносеологический аспект связан с изучением познавательных способностей, благодаря которым человек получает новые знания. Аксиологический подход предполагает рассмотрение сознания с точки зрения его ценностной природы. Праксеологический - выводит на первый план деятельностные аспекты, обращая внимание на связь сознания с действиями человека (www.philos.msu.ru/libray/).
Слова "познание" и "сознание" имеют общий корень - "знание", однако явления, обозначаемые этими терминами, не тождественны друг другу. Познание - последовательное движение к знанию, сознание - высшая способность психического отражения действительности, присущая только человеку. Несмотря на то, что термин "сознание" отсылает к термину "знание", ошибочно сводить содержание сознания только к безличному знанию. Сознание никогда не бывает бесстрастным отображением внешнего или внутреннего мира. О сознании следует говорить как о знании-переживании мира и самого себя. В каждом акте сознания одновременно присутствуют и знание, и оценка, и отношение. Связь сознания и переживания, сознания и оценки выражается в английском варианте этого слова: "consciousness" - сознание соотносимо не со знанием "knowledge", а с совестью - "conscience". Философский вопрос о сознании неизбежно связан с вопросами о свободе и ответственности, добре и зле, правильном и неправильном действии и т.п. [Хайдеггер М., М., 1993]
Рассматривая проблему сознания, важно определить границы этого феномена и отделить сознание от других психических проявлений личности. Для обозначения всего комплекса психических проявлений человека в современной философии вводится понятие субъективности или субъективной реальности. Субъективность представляет собой комплекс сознательных и бессознательных, эмоциональных и интеллектуальных, ценностных и когнитивных проявлений человека. Это многомерная реальность, в структуре которой множество слоев и уровней; сознание - только один из них. Под сознанием следует понимать только тот пласт субъективности, который подается волевому контролю. В общем смысле сознание - это целенаправленное отображение действительности, на основе которого происходит регулирование поведения человека. Подобное представление сложилось не сразу. На протяжении длительного времени сознательные и бессознательные проявления человека не различались, а само сознание часто отождествлялось только с одним своим аспектом - интеллектом, мышлением (хрестоматия 5.1).
Сложность проблемы сознания заключается еще и в том, что каждый акт сознания включает в себя в свернутом виде всю жизнь человека в ее уникальности и неповторимости. Сознание вплетено во все проявления человека, и во многом является условием этих проявлений. Оно неотделимо от опыта жизни личности и поэтому должно изучаться вместе с ним [Ницше Ф., М., 1990]. Но так сформулированная проблема сознания становится безграничной, поскольку жизненный опыт личности или культурный опыт человечества никогда не завершены. Тема сознания, таким образом, становится в один ряд с другими вечными философскими вопросами.
Сознание трудно определимо в качестве точного предмета научной или философской рефлексии, поскольку оно выступает и объектом, и субъектом этой рефлексии, постигает самое себя в собственных терминах и значениях. Подобная сложность феномена сознания породила множество трактовок этой проблемы в истории философии.

Структура сознания

В философии сознание рассматривается как целостная система. Однако на этом сходство между различными философскими концепциями сознания заканчивается. Набор элементов, которые тот или иной философ выделяет в структуре этой целостности, зависит от его мировоззренческих предпочтений и решаемых задач. Для сравнения стоит рассмотреть две концепции, выстроенные на разных основаниях.

· А. Спиркин предлагает выделять в структуре сознания три основные сферы:

o когнитивную (познавательную);

o эмоциональную;

o волевую.

Когнитивную сферу составляют познавательные способности, интеллектуальные процессы получения знаний и результаты познавательной деятельности, т.е. сами знания. Традиционно выделяют две основные познавательные способности человека: рациональную и чувственно-сенситивную. Рациональная познавательная способность - это способность к формированию понятий, суждений и умозаключений, именно она считается ведущей в когнитивной сфере. Чувственно-сенситивная - способность к ощущениям, восприятиям и представлениям. Долгое время сознание отождествлялось именно с когнитивной сферой, а все субъективные проявления человека сводились к интеллектуальным. Философский смысл проблемы сознания виделся только в прояснении вопроса о том, какая из познавательных способностей является ведущей.
Помимо интеллекта и сенситивной способности в познавательную сферу входят внимание и память. Память обеспечивает единство всех сознательных элементов, внимание дает возможность концентрироваться на каком-то определенном объекте. На основе интеллекта, способности к ощущениям, внимания и памяти формируются чувственные и понятийные образы, которые и выступают содержанием когнитивной сферы.
Эмоциональная сфера. Элементы эмоциональной подсистемы сознания - аффекты (ярость, ужас), эмоции, связанные с сенсорными реакциями (голод, жажда), и чувства (любовь, ненависть, надежда). Все эти столь разные явления объединяются понятием "эмоции". Эмоция определяется как отражение ситуации в форме психического переживания и оценочного отношения к ней. Эмоциональная сфера сознания также участвует в познавательном процессе, повышая или, напротив, снижая его эффективность.
Волевая сфера сознания - это мотивы, интересы и потребности человека в единстве с его способностью достигать цели. Главный элемент этой сферы - воля - способность человека к достижению своих целей (www.philosophy.ru).
В представленной выше концепции неявно предполагается, что главная деятельность человека, наделенного сознанием, познавательная. Элементы сознания выделяются и интерпретируются именно по отношению к познавательной активности человека, ее содержанию и результату. Очевидный недостаток этой концепции в том, что единство сознания, представленного как набор различных психических элементов, остается лишь констатацией, поскольку отношения между этими элементами недостаточно прояснены.

*******

К.Г. Юнг предлагает иную концепцию структуры сознания. Главной функцией сознания (и бессознательного) он считает адаптацию. Понятие "адаптация" шире понятия "познание", адаптация может осуществляться не только за счет познавательной деятельности. По мысли К.Г. Юнга, понятие адаптации помогает лучше постичь природу человека и характер его взаимодействий с миром. В глубинной психологии сознание рассматривается в тесной связи с бессознательным, тем самым не просто констатируется, а обосновывается единство и целостность всех психических проявлений человека [Юнг К.Г., М., 1995].

· К.Г. Юнг выделяет четыре психических функции, которые проявляются как на сознательном, так и на бессознательном уровне:

o мышление - способность интеллектуального познания и формирования логических заключений;

o чувства - способность субъективной оценки;

o ощущения - способность восприятия с помощью органов чувств;

o интуиция - способность восприятия с помощью бессознательного или восприятие бессознательных содержаний.

Для полной адаптации человеку необходимы все четыре функции: с помощью мышления осуществляется познание и выносится рациональное суждение, чувство позволяет говорить о том, в какой степени та или иная вещь важна или напротив неважна для человека, ощущение дает сведения о конкретной реальности, а интуиция позволяет угадывать скрытые возможности (www.psylib.org.ua/books/).
Однако, по мнению К.Г. Юнга, все четыре функции никогда не развиты у одного человека одинаково. Как правило, одна из них играет ведущую роль, она полностью сознательна и подконтрольна воле, другие находятся на периферии в качестве дополнительных способов приспособления к окружающей действительности, будучи полностью или частично бессознательными. Ведущую психическую функцию К.Г. Юнг называет доминирующей. В зависимости от доминирующей функции выделяются ощущающий, интуитивный, мыслительный и чувствующий психологические типы.
Каждый из психологических типов есть односторонность. Так, например, ощущающий тип на сознательном уровне ограничивает себя восприятием наличной ситуации, без размышлений по этому поводу, без дополнительных оценок и прогнозов. Интеллектуальный тип попросту не способен адаптироваться к ситуации, которую он не понимает рационально. Чувствующий тип ориентируется исключительно собственным чувством приятного - неприятного. Интуитивный тип не обеспокоен ни идеями, ни эмоциональными реакциями, ни реальностью предметов, он целиком находится во власти возможностей, которые, кстати, не может проинтерпретировать рационально. При этом каждый из психологических типов знает о том, что у него есть и другие способности, но отвергает их ценность и необходимость, заявляя, что они не оказывают на поведение никакого влияния. Поэтому проявление периферийных психических функций, как правило, спонтанно и неуправляемо, и часто имеет разрушительные для личности последствия [Юнг К.Г., М., 1995].
Психологическая односторонность сознания могла бы приводить к утрате адаптационного равновесия, если бы не была скомпенсирована бессознательной контрапозицией. Понятие психологической контрапозиции вводится следующим образом. Чувствующий и мыслительный типы К.Г. Юнг называет рациональными, т.к. личности этих типов осуществляют суждение для ориентации и адаптации к реальности. Ощущающий и интуитивный типы - иррациональными, т.е. не осуществляющими рационального суждения и оценки. Соответственно, контрапозиционной психической функцией, компенсирующей сознательную односторонность, является для рациональной функции другая рациональная функция, для иррациональной - иррациональная. Контрапозицией для мышления выступает чувство, для ощущения - интуиция. Подавляется в бессознательное всегда противоположная функция: мыслительный тип подавляет чувство, ощущающий - интуицию и т.п.

· Кроме четырех психических функций К. Г. Юнг выделяет две фундаментальные установки сознания:

o экстравертную - направленность во вне, на объективную реальность;

o интровертную - направленность во внутрь, на субъективную реальность.

У каждого человека проявляются обе установки, но одна из них доминирует. Если сознательная установка интровертна, то бессознательная экстравертна и наоборот.
Экстравертная или интровертная установки проявляются всегда в связи с одной из доминирующих психических функций. Т. е. можно выделить экстравертный и интровертный мыслительный типы, экстравертный и интровертный ощущающий типы и т.п. Если сознательная адаптация осуществляется с помощью экстравертного мышления, то бессознательной является интровертная чувствующая функция, если на уровне сознания человек - чувствующий интроверт, то в бессознательном проявляется экстравертная мыслительная функция и т.п. Остальные функции существуют на грани сознательного и бессознательного и проявляются тем или иным образом в зависимости от конкретной ситуации.
Противоположность сознательного и бессознательного не перерастает в конфликт, пока личность не отрицает своих бессознательных проявлений. Понятие целостной личности в концепции К.Г. Юнга предполагает единство ее сознательных и бессознательных проявлений. Бессознательное, таким образом, совершенно необходимо для адаптации человека к реальности, поскольку позволяет наиболее полно использовать все психические инструменты. Однако в отличие от сознания, бессознательные функции не поддаются контролю воли и действуют спонтанно, когда сознательных приспособлений оказывается явно недостаточно (www.philosophy.ru).
Концепция структуры сознания, которую предлагает К.Г. Юнг, позволяет объяснить многообразие личностных и психологических различий, существующих между людьми, и при этом не ограничивается их простой констатацией. Кроме того, в его теории философское понятие целостной личности наполняется конкретным психологическим содержанием.

Сознание и самосознание

Самосознание - способность человека одновременно отображать явления и события внешнего мира и иметь знание о самом процессе сознания на всех его уровнях. Впервые в философии проблема самосознания была сформулирована Сократом, который называл самопознание смыслом философии (хрестоматия 4.3). Но в античной философии проблема самосознания не получила развернутого толкования.
Впервые вопрос о самосознании стал проблемой в средневековой философии. Средневековое религиозное мировоззрение предполагало и требовало от человека определенного усилия, направленного на преобразование телесной природы, связанной с грехом. Понятно, что прежде чем человек будет способен осознать себя образом и подобием Бога, он должен просто осознать себя (www.auditorium.ru).
В философии Нового времени проблема самосознания оказалась связанной с проблемой познания и возможностью человека знать о своих собственных способностях. Философия XVII - XVIII веков утверждает, что нет сознания без самосознания, а сознание в свою очередь сводится к мышлению (хрестоматия 5.1).
Современная философия отказалась от отождествления сознания, мышления и самосознания. В современной философии интерпретируется уже не столько вопрос о сознании или самосознании, сколько проблема принципиальной возможности рефлексии по поводу любых проявлений человека: сознательных и бессознательных, интеллектуальных, эмоциональных или волевых. Самосознание рассматривается не только в форме знания о самом себе, но и переживания по поводу содержания субъективной реальности, понимается как любое возможное самоотображение, равноценное отображению внешнего мира [Ницше Ф., М., 1990].
В вопросе о соотношении сознания и самосознания среди философов нет единства, а отсутствие единства часто порождает путаницу в терминах и интерпретациях. Одна сторона в этом споре утверждает, что самосознание это высшая форма сознания, которая проявляется только у взрослой развитой личности. Сторонники этой точки зрения связывают самосознание с мышлением, интеллектуальным самоотображением, и определяют его как рефлексию по поводу собственных мыслительных актов. Результаты такого интеллектуального самоотображения фиксируются в строгих понятиях и суждениях. Очевидно, что в этом случае необходимо предположить существование таких видов и проявлений сознания, которые не сопровождаются самосознанием.
Теоретически более корректной и эмпирически подтвержденной является другая точка зрения на природу и содержание самосознания. Согласно этой позиции самосознание - это аспект любого сознательного акта, независимо от степени его ясности или зрелости. В этом случае самосознание понимается как любое возможное самоотображение, которое осуществляется на уровне мышления, эмоций, ощущений и т.п. Если сознание это контролируемое и управляемое личностью отображение действительности, то разумно предположить, что частью этой действительности является и сама сознательная личность. Именно поэтому, самосознание - неотъемлемый фрагмент любого сознательного акта.
При таком подходе сознание рассматривается как единство самосознания - активности сознания, направленной на самое себя, и иносознания - сознательной активности, направленной на внешний мир. Самосознание и иносознание образуют единую структуру [Гуссерль Э., М., 1999].
Степень ясности самосознания может быть различной у разных людей и у одного и того же человека в разные моменты его жизни. Смутное отображение телесных ощущений или интенсивные размышлений о самом себе, смысле жизни и собственной душевной деятельности - все это проявления самосознания. Основа самосознания - чувство "я", исчезающее только в исключительных случаях: обморок, кома и т.п. На чувство "я" наслаиваются другие, более развернутые и высокие уровни сознания и самосознания. Поскольку самосознание - неотъемлемый компонент любого сознательного акта, постольку в структуре самосознания можно выделить те же элементы, что и в структуре сознания: отображение процесса мышления, отображение собственных эмоций, отображение телесных ощущений и т.п. Как и иносознание, самосознание это не только знание, но и переживание, и отношение к себе (хрестоматия 4.8).
Осознание внешнего мира, не сопровождающееся осознанием самого себя, ущербно. Эта мысль не является достижением только современной философии, поскольку была сформулирована еще Сократом. Идея о том, что сознание не существует без самосознания, одна из центральных в немецкой классической философии. Современная экзистенциальная и феноменологическая философия также предполагают неразрывное единство сознания и самосознания. В плане дальнейшего прояснения проблемы сознания утверждение единства сознания и самосознания означает, что сознание, каким бы сложным явлением оно ни было, открыто для самого себя, т.е. может быть предметом философского или научного изучения.

Наши рекомендации