Философское понятие материи

Мир является материальным. Он состоит из различных предметов и процессов, которые превращаются друг в друга, возникают и исчезают, отражаются в сознании, существуя независимо от него. Ни один из этих предметов, взятый сам по себе, не может быть отождествлен с материей, но все их многообразие, включая их связи, составляет материальную действительность.

От философского понятия материи нужно отличать естественнонаучные и социальные представления о ее видах, структуре и свойствах. Философское понимание материи отражает объективную реальность мира, а естественнонаучные и социальные представления выражают его физические, химические, биологические, социальные свойства. Материя - это объективный мир в целом, а не то, из чего он состоит.

Всеобщими атрибутами и основными способами существования материи являются движение, пространство и время.

Пространство и время

Что же такое пространство и время? Пространство и время- это всеобщие формы существования материи. Нет и не может быть материи вне пространства и времени. Как и материя, пространство и время объективны, независимы от сознания. Структура и свойства движущейся материи определяют структуру и свойства пространства и времени. Пространство и время зависят не только от материи, но и друг от друга. Это обнаруживается даже при простом механическом перемещении: по положению солнца на небе можно определить время, а для определения координат космического корабля нужно задать время. Более глубоко связь пространства и времени раскрыла теория относительности. Она ввела единое понятие четырехмерного пространства и времени (пространство Минковского). Так данные современного естествознания подтверждают единство материи, движения, пространства и времени.

Пространство - есть форма бытия материи, характеризующая ее протяженность, сосуществование и взаимодействие материальных тел во всех системах.

Время - форма бытия материи, выражающая длительность ее существования, последовательность смены состояний всех материальных систем.

Время и пространство обладают общими свойствами. К ним относятся:

– объективность и независимость от сознания человека;

– их абсолютность как атрибутов материи;

– неразрывная связь друг с другом и движением;

– единство прерывного и непрерывного в их структуре;

– зависимость от процессов развития и структурных изменений в материальных системах;

– количественная и качественная бесконечность.

Различают монологические (направление, непрерывность, необратимость) и метрические (связанные с измерениями) свойства пространства и времени.

Наряду с общими характеристиками пространства и времени, им свойственны некоторые особенности, которые характеризуют их как различные атрибуты материи, хотя и тесно связанные между собой.

Так, к всеобщим свойствам пространства относятся:

протяженность, т.е. взаимное расположение и существование различных тел, возможность прибавления или уменьшения какого-либо элемента;

связность и непрерывность, которая проявляется физическим воздействием через поля различного характера перемещения тел;

относительная прерывность, т.е. раздельное существование материальных тел, каждому из которых присущи свои границы и размеры.

Общее свойство пространства - это трехмерность, т.е. все материальные процессы происходят в пространстве 3-х измерений. Кроме всеобщих свойств пространство обладает и локальными свойствами. Например, симметрия и асимметрия, месторасположение, расстояние между телами, конкретные формы и размеры. Все эти свойства зависят от структуры и внешней связи тел, скорости их движения, взаимодействия с внешними полями.

Пространство одной материальной системы непрерывно переходит в пространство другой системы, поэтому оно практически незаметно, отсюда его неисчерпаемость как в количественном так и в качественном отношении.

К всеобщим свойствам времени относятся:

– объективность;

– неразрывная связь с атрибутами материи (пространством, движением и др.);

– длительность (выражающая последовательность существования и смены состояний тел) образовывается из возникающих друг за другом моментов времени, которые составляют весь период существования тела от его возникновения и до перехода в другие формы.

Существование каждого тела имеет начало и конец, поэтому время существования этого тела конечно и прерывно. Но при этом материя не возникает из ничего и не уничтожается, а только меняет формы своего бытия. Отсутствие разрывов между моментами и интервалами времени характеризует непрерывность времени. Время одномерно, ассиметрично, необратимо и направлено всегда от прошлого к будущему.

Специфические свойства времени:

– конкретные периоды существования тел (они возникновенны до перехода в иные формы);

– одновременность событий (они всегда относительны);

– ритм процессов, скорость изменения состояний, темп развития процессов, и др.

Но не смотря на индивидуальные свойства, отличающие друг от друга пространство и время, в мире нет материи, которая бы не обладала пространственно-временными свойствами, так же, как время и пространство не существуют сами по себе, вне материи или независимо от нее. Весь опыт человечества, в том числе данные научных исследований, говорит о том, что нет вечных предметов, процессов и явлений. Даже небесные тела, существующие миллиарды лет, имеют начало и конец, возникают и гибнут. Ведь, погибая или разрушаясь, предметы не исчезают бесследно, а превращаются в другие предметы и явления. Цитата из идей Бердяева подтверждает это: «...Но для философии, существовавшее время, прежде всего, а затем и пространство, есть порождение событий, актов в глубине бытия, до всякой объективности. Первичный акт не предполагает ни времени, ни пространства, он порождает время и пространство». Материя вечна, несотворима и неучтожима. Она существовала всегда и везде, всегда и везде будет существовать.

Движение

Существование любого материального объекта возникает только благодаря взаимодействию образующих его элементов. Взаимодействие приводит к изменению его свойств, отношений, состояний. Все эти изменения, рассмотренные в самом общем плане, представляют собой неотъемлемую характеристику бытия материального мира. Изменение в форме обозначены понятием движения.

Философов всегда волновал вопрос о бесконечном многообразии материальных форм. Откуда и как оно произошло? Высказывалось предложение, что это многообразие есть результат активности материи. Большинство мыслителей идеалистического направления объясняли активность вмешательством Бога, одушевляли материю.

Материалистическая философия не признает наличие души в материи и объясняет ее активность взаимодействием вещества и полей. Но, термин «движение» обыденное сознанием понимает как пространственное перемещение тел. В философии такое движение называется механическим. Существуют и более сложные формы движения: физическая, химическая, биологическая, социальная и другие. Так, например, процессами микромира характеризуются взаимодействиями элементарных частиц и субэлементарными взаимодействиями. Галактические взаимодействия и расширение Метагалактики – есть новые формы физического движения материи, неизвестные ранее.

Все формы движения материи взаимосвязаны. Так, например, механическое движение (самое простое), обусловлено процессами взаимопревращения элементарных частиц, взаимовлиянием гравитационных и электромагнитных полей, сильных и слабых взаимодействий в микромире.

Что же такое движение вообще? Философское понятие движения обозначает любые взаимодействия, а так же изменение состояний объектов, вызываемых этим взаимодействием.

Движение – это изменение вообще.

Оно характеризуется тем, что

– неотделимо от материи, поскольку является атрибутом (неотъемлемым существенным свойством объекта, без которого объект не может существовать ) материи. Нельзя мыслить материю без движения, как и движение без материи;

– движение объективно, изменения в материю может внести лишь практика;

– движение – есть противоречивое единство устойчивости и изменчивости, прерывности и непрерывности,

– движение никогда не сменяется абсолютным покоем. Покой – это тоже движение, но такое при котором не нарушатся качественная специфика предмета (особое состояние движения);

Типы движения, наблюдаемые в объективном мире, условно можно разделить на количественные и качественные изменения.

Количественные изменения связаны с переносом материи и энергии в пространстве.

Качественные изменения всегда связаны с качественной перестройкой внутренней структурой объектов и превращением их в новые объекты, обладающие новыми свой свойствами. По сути речь идет о развитии. Развитие – это движение, связанное с преобразованием качества предметов, процессов или уровней и форм материи. Развитие разделяется на динамическое и популяционное. Динамическое – осуществляется как усложнение объектов, через раскрытие потенциальных возможностей скрытых в предшествующих качественных состояниях, причем превращения не выходят за рамки существующего вида материи (развитие звезд ). При популяционном развитии осуществляется переход от качественных состояний, характерных для одного уровня материи, к качественному состоянию следующего (переход от неживой природы к живой). Истоком популяционного движения служит самодвижение материи, по принципу ее самоорганизации. Проблема самоорганизации решается научной дисциплиной – синергетикой (Г.Хакен, И. Пригожин, И. Стенгерс).

Перечисленные формы движения материи и их связь с видами материи и их развитием схватывается в следующих принципах:

  1. Каждому уровню организации материи соответствует специфическая форма движения;
  2. Между формами движения существует генетическая связь, т.е. высшие формы движения возникают на базе низших;
  3. Высшие формы движения качественно специфичны и несводимы к низшим.

Многообразие видов движения получает единство через такие всеобщие формы, как пространство и время.

Существуют качественно разнообразные формы движения материи. Идея о формах движения материи и их взаимосвязей выдвинута Энгельсом. В основу классификации форм движения он положил следующие принципы:

  1. формы движения соотносимы с определенным материальным уровнем организации материи, т.е. каждому уровню такой организации должна соответствовать своя форма движения;
  2. между формами движения существует генетическая связь, т.е. форма движения возникает на базе низших форм;
  3. высшие формы движения качественно специфичны и несводимы к низшим формам.

Исходя из этих принципов и опираясь на достижения науки своего времени, Энгельс выделил 5 форм движения материи и предложил следующую классификацию: механическое, физическое, химическое, биологическое и социальное движение материи. Современная наука открыла новые уровни организации материи и обнаружила новые формы движения.

Эта классификация к настоящему времени устарела. В частности, сейчас неправомерно физическое движение сводить только к тепловому. Поэтому современная классификация форм движения материи включает:

пространственное перемещение;

– электромагнитное движение, определяемое как взаимодействие заряженных частиц;

– гравитационную форму движения;

– сильное (ядерное) взаимодействие;

– слабое взаимодействие (поглощение и излучение нейтрона);

– химическую форму движения (процесс и результат взаимодействия молекул и атомов);

– геологическую форму движения материи (связанную с изменением в геосистемах - материках, слоях земной коры и т. д.):

– биологическую форму движения (обмен веществ, процессы, происходящие на клеточном уровне, наследственность и т. д.;

– социальную форму движения (процессы, происходящие в обществе).

Очевидно, что развитие науки и дальше будет постоянно вносить свои коррективы и в эту классификацию форм движения материи. Однако, представляется, что в обозримом будущем она будет осуществляться исходя из принципов, сформулированных Ф. Энгельсом.

21.Природа как объект философского и научного анализа. Глобальный экологический кризис.

Итак, что же такое природа? Отвечая на этот вопрос, следует обратить внимание, прежде всего, что понятие “природа” является достаточно широким. И посему можно выделить несколько значений у потребления этого понятия в науке и философии. В широком смысле под природой следует понимать всесущее в бесконечном многообразии форм своего проявления. Это реки и озера, леса и болота, луга и поля, степи и бескрайние просторы океанов, свет далеких звезд, разнообразный животный и растительный мир. Природа – это конкретная объективная реальность, развертывающая, проявляющая свои бесконечные возможности в пространстве и во времени.

Такое понимание природы совпадает с такими понятиями как Вселенная, материя, универсум. Именно в таком значении понятие “природы” может стать предметом схоластических спекулятивных, идеалистических философских рассуждений о наличии якобы “чистого бытия”, существующего вне социальной определенности. Наиболее ярко это проявилось в гегелевской трактовке природы, которая выступает второй главной формой существования “идеи”, которая после своей полной реализации в стихии “чистого мышления” производит самоотрицание и с необходимостью переходит в “инобытие”, которое внешне по отношению к ней: “Природа есть идея в форме инобытия”. При этом природа как простое отчуждение идеи оказывается не способной к развитию во времени, а способна лишь развертывать свое многообразие в пространстве.

Диалектико-материалистическая философия подчеркнет, что характеристика природы как объективной реальности отнюдь не исключает возможность появления таких типов природной организации, развитие которых приводит к появлению высших форм природного бытия- психики, сознания, социальной жизни. Поэтому “совпадение”, близость понятий, “природа” с понятием материи как объективной реальности выявляет и конкретизирует мировоззренческий характер философского осмысления природы, как необходимого и естественного условия существования человека и человечества. И в этом смысле человек есть природное существо и вне природы существовать не может. “Что физическая и духовная жизнь человека неразрывно связана с природой, означает не что иное, как то, что природа неразрывно связана сама собой, ибо человек есть часть природы”.

Такое толкование природы как материального бытия человека не только раскрывает конкретно-историческую целостность ее содержания и форм проявления (реализации, развертывания), но и убедительно демонстрирует материальное единство мира, способность и возможность самой природы как объективной реальности развиваться в пространстве и во времени; В своем развитии от простого к сложному природа «проходит ряд ступеней, которым соответствуют определенные структурные уровни организации материи.
Согласно современным научным представлениям, природа “представлена” в форме живой (органический уровень строения материи) природы. Можно сказать, что любой природный объект (элементарная частица, атом, звезда, планеты, клетка, биоценоз, популяция, человек и т.д.) обладает сложной системной организацией, выступает как определенная целостность, связанная тончайшими нитями с себе подобными или другими системными образованиями.

Все уровни организации природы связаны между собой генетически. На определенных этапах развития Вселенной, истории нашей Метагалактики, частью которой является и наша Солнечная система, создаются условия для возникновения и эволюции еще более высокой организации материальных объектов, которые являются носителями жизни. Живое вещество, развиваясь во взаимодействии с окружающей природной средой, оказывает существенное влияние (организующее и преобразующее) На эту среду. Так, на Земле многие горные породы и минералы, газы атмосферы и, прежде всего кислород и т.д. – биогенного происхождения. Живое вещество создает и регулирует своеобразный круговорот веществ в природе. Ибо главная особенность жизни заключается не только в ускорении химических реакций – некоторые реакции вне живых организмов вообще не происходят при нормальных температурах и давлениях. Например, жиры и углеводы окисляются в организме при температуре около 37 °С, а вне его для их окисления требуется нагревание до 450-500 °С. Катализатором, ускоряющими протекания химических процессов, являются ферменты, которые вырабатываются протоплазмой. И.М. Павлов называл ферменты “возбудителями жизни”.

Жизнь – одна из высших форм движения, закономерно возникши в процессё развития материи. Философская концепция жизни им ее большое мировоззренческое значение и является существенным вопросом борьбы материализма и идеализма, науки и религии (креационизм, телеология, витализм). В основе этих концепций при всем их многообразии лежит одна идея: жизнь по своей природе не материальна, она есть результат одушевления, материи “жизненной силой”. Наибольшим успехом в истории виталистических воззрений пользуется учение Аристотеля об одушевленном начале, заложенном в самих живых существах и движущем их развитие в силу того, что оно является их внутренней целью. Это начало Аристотель назвал энтелехией.

С позиций диалектического материализма и опираясь на достижения биологии и химии, Энгельс охарактеризовал жизнь как качественный скачок в развитии материи. “Жизнь есть способ существования белковых тел…”.

Диалектико-материалистический подход к проблеме сущности жизни включает два основных требования: 1) рассматривать жизнь как естественный, материальный процесс, как закономерный этап в развитии материи и 2) вскрыть качественные закономерности, жизни, характеризующие ее как особую ступень развития в преемственности форм движения материи. В этой постановке диамат выступает как против идеализма, усматривающего сущность жизни в некой нематериальной “жизненной силе”, так и против метафизического материализма, отрицавшего качественное различие между живой и неживой материей. Жизнь на Земле представлена громадным разнообразием форм неживой материи. Единство процесса жизни характеризуется двумя признаками, свойственными всем живым организмам: целостностью (структурный признак) и самовоспроизведением (динамический признак).

Жизнь – это подлинное дитя неживой природы. Она должна была возникнуть в результате закономерного развития этой природы и на первых этапах образовать с ней неразрывное целое. В дальнейшем, жизнь все больше и больше дифференцировалась от окружающего мира неживой природы, сохраняя с ним единство. Жизнь занимала все новые и новые пространства, приспосабливаясь все к новом и новым условиям. Она спустилась в глубь океанов, затем поднялась на вершины гор, она образовала на Земле биосферу.

Жизнь известна только в форме отдельных живых тел – организмов. Каждый живой организм как индивид представляет собой целостную систему, единство которой является динамической структурой, сохраняющейся в процессе постоянного изменения. Живым организмам свойственна изменчивость в процессе развития, и они отличны друг от друга как индивиды. Не существует двух тождественных друг другу организмов. В то же время устойчивость их структуры определяет не только единство индивида, но и родство индивидов по происхождению. Генетическая преемственность индивидов осуществляется путем размножения через механизм наследственности.

Таким образом, в биологической эволюции единство строения обнаруживается не в индивидах, а в систематических группах индивидов, связанных единством происхождения. Сокрушительный удар по теологии нанесло учение Дарвина, который дал естественно научное объяснение целесообразности в живой природе своей теорией естественного отбора.

Революционность теории Дарвина состоит в новом понимании вида. Если раньше вид представлялся в качестве неизменной от века, абсолютно устойчивой формы, полностью безразличной к случайным внутривидовым различиям, существующей лишь рядом с ними и потому являющейся для каждого индивида как такового лишь абстрактной общностью, то суть дарвинской концепции состоит, прежде всего, в толковании вида как изменяющегося, развивающегося на базе этих случайностей, в понимании его как конкретного общего, как внутренне противоречивого единства противоположных тенденций наследования и изменения признаков.

Следовательно, сущность жизни конкретно представлена как функция определенной материальной организации. Поэтому Ф. Энгельс в свое время определил жизнь так: “Жизнь есть способ существования белковых тел, и этот способ существования состоит по своему существу в постоянном самообновлении химических составных частей этих тел”.

Эта формула Ф. Энгельса о сущности жизни и сегодня имеет философское и методологическое значение для науки и научного мировоззрения. Хотя оно и не исчерпывает многообразие проявления содержания живой природы. Наука не обнаружила до сих пор какие-либо формы живого, лишенные белковой структуры и которые бы были не способны к обмену веществ, росту и воспроизведению себя как данного живого организма. Не поколебало это положение и открытие вирусов. Их жизнедеятельность не реализуется вне живых организмов, так как они представляют собой паразитирующие формы, которые обрели временный вид в результате упрощения и частичной потери исходи функций своей собственной организации. Они, считают ученые, выступают как бы промежуточной ступенью встречного движения от неживого к живому и наоборот.

Не поколебало научную значимость энгельсовского определения сущности жизни и открытие материального носителя наследственна информации. Как известно, в физико-химическом субстрате живого в качестве важнейшего составного элемента наряду с белком были обнаружены еще и нуклеиновые кислоты – ДНК (дезоксирибонуклеиновая) и РНК (рибонуклеиновая). Именно они и отвечают за сохранение и передачу наследственной информации. Если белок служит строительным материалом и обеспечивает энергетический баланс организма с окружающей средой, то нуклеиновые кислоты организуют этот материал этот баланс по определенной программе, а также управляют и обменом веществ. Именно поэтому к числу фундаментальных функций живого, наравне с обменом веществ (энергией и информацией), питанием и размножением современная наука относит и управление. Интересна и показательна в этом отношении таблица, раскрывающая в суммированном виде основные функции живого вещества. Она же дает возможность, опираясь на принцип материального единства мира еще раз обратить внимание на качественную специфику живого, чтобы понять, что возникновение жизни на Земле обусловлено процессом развития Вселенной в целом, подготовлено всем ходом космической эволюции.

Благодаря этим функциям живого вещества изменился облик Земли, сформировалась вокруг нее биосфера (био – жизнь). Этот термин в научной литературе появился в 1875 г. и автором его был известный австрийский геолог, лауреат Золотой медали Русского географического общества Эдуард Зюсс. Объяснение же этого термина, его четкое определение было дано только В.И. Вернадским, который стал им пользоваться с 1911 г. В 1926 г. в Ленинграде тиражом в 2 тыс. экземпляров и в полтораста страниц вышла скромно оформленная книжка, которой было суждено стать одним из крупнейших событий в истории естествознания XX столетия. Эта небольшая книжечка называлась “биосфера”. В ней впервые утверждалось, что биосфера – это то, что нас окружает, та “природа”, в которой мы живем. Она представляет собой земную оболочку, которая обладает своеобразной геологической и физико-химической организацией, выступает единой динамической системой и управляется жизнью.

Функции живого вещества. Краткая характеристика происходящих процессов

1. Энергетическая. Поглощение солнечной анергии при фотосинтезе, а химической энергии – путем разложения энергонасыщенных веществ; передача энергии по пищевод цепи разнородного живого вещества.

2. Концентрационная. Избирательное накопление в ходе жизнедеятельности определенных видов вещества: а) используемых для построения тела организма; б) удаляемых из него при метаболизме.

3. Деструктивная. 1. Минерализация необиогенного органического вещества. 2. Разложение неживого неорганического вещества. 3. Вовлечение образовавшихся веществ в биологический круговорот.

4. Средообразующая. Преобразование физико-химических параметров среды (главным образом за счет необиогенного вещества).

5. Транспортная. Перенос вещества против силы тяжести и в горизонтальном направлении.

Биосфера Земли представляет собой глобальную открытую систему со своим входом и “выходом”. Первый связан с потоками солнечной энергии, поступающей из космоса, второй – это те, образованные в процессе жизнедеятельности организмов вещества, которые в силу каких-либо причин ускользнули из биологического круговорота (иногда на многие миллионы лет). Благодаря постоянному притоку солнечной энергии и согласованности малых биологических круговоротов органогенных элементов в экосистемах, слагающих биосферу, жизнь по сути дела, приобретает свойства бесконечности, неисчерпаемости, многообразия.

Будучи сложной системой, биосфера обладает вместе с тем свойствами саморегуляции. Причем, подчеркивал неоднократно В.И. Вернадский, саморегулирование биосферы Земли обеспечивается живыми организмами. Считают, что их около 2 млн. видов, каждый из; которых, в свой очередь, включает в себя миллионы и миллиарды особей, дисперсно распределенных в пространстве. Деятельность живых организмов и создает удивительное разнообразие окружающей нас “природы”. Безусловно, на разнообразие природных условий оказывает свое влияние шарообразная форма Земли, ее движение вокруг Солнца и вокруг свод оси, расчлененность рельефа.

И, однако, внутреннее разнообразие биосферы – определений гарант сохранения жизни на нашей планете. Вместе с тем, мозаичное ее строения, постоянное взаимодействие составляющих ее экосистему образуют гигантский круговорот веществ не только в пределах биосферы. Жизнь, будучи организована в планетарном масштабе, насчитывает огромное воздействие и со стороны человеческой деятельности.

В ходе длительной эволюции природы (как живой, так и неорганической) были подготовлены естественные природные условия для явления разумного существа (Homo sapiens) – человека. Согласно Beрнадскому, история человечества не есть нечто (что-то) случайное, в истории Земли. Она есть следствие непрерывного приспособления жизни к разнообразным абиотическим условиям: чем точнее реагируют животные на изменение внешней среды, тем выше их шанс в борьбе за жизнь. Разум – это высшая способность целесообразно реагировать на изменение внешних условий. Поэтому с появлением и развитием человеческого общества биосфера закономерно переходит Ноосферу (noos – разум). Т.е. человек, заселяя планету, преобразуй природу соответственно своим потребностям. Изменяя в процессе свое деятельности облик Земли, человечество становится мощной геологической силой. Следует отметить, что ноосфера имеет тенденцию к непрерывному расширению за счет неизбежного и закономерного выхода человека в космическое пространство. Еще К.Э. Циолковский, говоря от этой тенденций, восклицал, что Земля – это колыбель человечества, Космос – его дом.

Научное понимание ноосферы глубоко диалектично. Она есть не только природное или социальное явление, а представляет собой синтез природного и социального. Возникновение, ноосферы вовсе не означаем “отмену” природного, т.е. биосферы. А означает только одно: решающим фактором сохранения и преобразования биосферы становится само человечество. Но сам этот фактор есть неотъемлемая часть природы, и, следовательно, должен действовать в ней в соответствии с ее законами, а не вопреки им. Ибо, как отмечал Вернадский, человек занимает особое место в биосфере:

1. Человек, как он наблюдается в природе, как и все живые организмы, как всякое живое вещество, есть определенная функция биосферы, в определенном ее пространстве – времени.

2. Человек во всех его проявлениях составляет определенную закономерную часть строения биосферы.

3. Цивилизация “культурного человечества” – поскольку она является формой организации новой геологической силы, создавшейся в биосфере, – не может прерваться и уничтожиться, так как это есть большое природное явление, отвечающее исторически, вернее, геологически, создавшейся организованности биосферы.

Таким образом, философское осмысление природы позволяет (делать некоторые мировоззренчески-методологические выводы. Природа – это окружающий нас мир во всем бесконечном многообразии его проявлений, конкретных форм, видов, организаций, систем, которые могут стать (и являются) объектом практической деятельности человека, а также специально организованной познавательной его деятельности, т.е. быть объектом естественных наук или искусства. Кроме того, природой человек называет совокупность естественных условий своего существования. К ним же он относит и все то; что им создается для регулирования обмена веществ с окружающим его природным миром. Человек создает “вторую” природу, т.е. то, чего нет в природе, но что является результатом его разума. При этом человек не только способствовал обогащению естественной среды своего обитания за счет искусственного выведения различных сортов растений и пород животных, путем культивирования почв и возделывания пустынных земель, орошения засушливых земель и осушения болот, но и нанес (и наносит постоянно) ей колоссальный вред.

22.Проблема антропогенеза в философии и науке.

Антропогенез — учение о происхождении человека.

Креацинистская концепция:до XIX в. в европейской мысли господствовала концепция, согласно которой мир появился в результате акта божественного творения по принципу: «И сказал Бог: да будет... и стало...». Это же относится и к акту творения человека. Согласно этой концепции, мир не имеет развтия и истории. Но здесь отсутствует главное, что делает теорию научной — объяснение естественных причин и закономерностей появления и развития мира и человека.

Интенсивное научное осмысление проблемы антропогенеза началось в XIX в. И главное достижение в этой области было связано с утверждением эволюционной теории.

Естественно-научные предпосылкивозникновения эволюционной теории Дарвина: 1)теорию эволюции геологических формаций Геттона: повторение циклов разрушения одних континентов и возникновения других 2)космогоническая гипотеза происхождения Солнечной системы (гипотеза Лапласа). 3)концепция эволюции живой природы Ламарка

Дарвинв 1859 г. опубликовал «Происхождение видов путем естественного отбора», вскрыл основные факторы и причины эволюции органического мира. А в 1871 г. в книге «Происхождение человека и половой отбор» Дарвин выдвинул гипотезу происхождения человека от обезьяноподобного предка. Дарвин преодолел однолинейный детерминизм Ламарка и показал, что эволюция в органическом мире осуществляется в результатетрех основных факторов: изменчивости, наследственности, и естественного отбора.Изменчивость является основой образования новых признаков в строении и функциях организмов.Наследственностьзакрепляет эти новые признаки и особенности. Под воздействиеместественного отборавыживает сильнейший. Благодаря этому единому процессу организмы в результате эволюции накапливают все новые приспособительные признаки. Это и ведет, в конечном счете, кобразованию новых видов.

Но, Дарвин не смог включить в нее влияние социального фактора на его развитие, и отсутствуеткачественное отличие ума человека от животного. Это во многом объясняется тем, что он не затрагивает роли труда в процессе антропогенеза. Это было учтено Энгельсом в Трудовой теории антропогенеза.Труд не отменяет действия биологических законов, но он преобразовывает характер действия естественного отбора. Сторонники этой теории именно с трудовой деятельностью связывают развитие руки, речи, мозга, мышления, сотрудничества людей и сплочения их в социальные коллективы. Любой труд связан с изготовлением орудий труда, в которых закрепляются социальный опыт человека, его навыки и способ мышления. они же являются и основным способом передачи этого социального опыта, т.е. лежат в основе новой —социальной формы наследования. Было показано, что становление человека и общества — это взаимосвязанный процесс, — процесс антропосоциогенеза, и важнейшая роль в нем принадлежит трудовой деятельности.

Мутационная теория эволюции:новые виды возникают скачкообразно, в результате крупных единичных мутаций в генном наследственном аппарате (геноме). И это возникновение никак не связано с естественным отбором.

Синтетическая теория эволюции(или обновленный дарвинизм) приобрела широкое распространение в мире среди биологов уже в 40-х гг.

В настоящее время возникает много других направлений, например неокатастрофизм- основное значение в смене форм жизни на Земле имеют массовые вымирания, обусловленные глобальными катастрофами.

Теорию самоорганизации систем (снергетика)- принцип самоорганизации как движущей силы развития любых открытых неравновесных систем; При этом выбор конечного состояния системы после скачка (флуктуации), согласно этой теории, носит случайный характер.

Эволюционная концепция антропогенеза Пьера Тейяра де Шардена. С его точки зрения, переход к «феномену человека» определяется внутренними силами самого организма будущего Homo sapiens. Появление Homo sapiens — это скачок в антропогенезе. Появление человека — процесс коллективный и «первым человеком» является и может быть только множество людей».

Игровая модель Хейзинга («Человек играющий» Homo ludens): архаическая культура и формы культ. творчества обязаны своим происхождением не труду, а игре. Подобно тому, как ребенок приобщается к миру взрослых через игру, играя, человечество вступило в новую историю.

23.Основные концепции человека в классической и современной философии.

В философии выделяют следующие основные концепции:

1)натурализаторская концепция, где человек понимается как элемент природы, подчиненный ее законам и не имеющий в своих характеристиках ничего сверх того, что было бы невозможно в других природных образованиях. Человек здесь рассматривается по аналогии с животными и сам является не более чем животным.
2) концепция экзистенциализма: понимает человека как особое начало в мире, не сводимое к каким-либо внешним законам и качествам, но объяснимое лишь исходя из его индивидуального опыта и судьбы. Протестуя против возможности навязывания человеку общих стандартов и ценностей, вне зависимости от их природного или социального характера, исследователь Ж.-П.Сартр писал, что у человека нет «природы». Его существование в мире – это всегда уникальный опыт свободы, посредством которой человек творит как внешний мир, так и самого себя.

3) концепция христианского персонализма, связана с обоснованием значимости внутреннего духовного опыта и индивидуальной ответственности человека за осуществляемый им свободный выбор. Ценность отдельной личности в христианском персонализме обусловливается ее непосредственной соотнесенностью с Абсолютной Личностью, с Богом, «образом и подобием» которого она выступает. Божественное тем самым становится основанием для возв

Наши рекомендации