В. Художественный мир и композиция
Художественный мир произведения, его эстетическая конкретность, экспрессивность, смысловая и структурная многоплановость, символичность.
Компоненты и предметные детали изображения: воспроизведенные события, сюжет, персонажи, окружающая природа (пейзаж), бытовая обстановка. Его жизнеподобие (иллюзия реальности) или демонстративная сконструированность (вторичная условность искусства: фантастика, гипербола, гротеск). Пространственно-временные границы, единство и завершенность художественного мира. Композиционные связи его элементов. Развертывание художественного мира во времени, определяющее последовательность его восприятия читателем. Смысловые акценты изображения.
Персонаж (герой) и структура его образа. Художественная завершенность персонажа: динамическое единство конкретных подробностей, создающее впечатление определенной индивидуальности. Состав и соотнесенность изобразительных деталей, обусловленные функцией персонажа в художественном мире.
Внешний (портретные детали, мимика, жесты) и внутренний облик персонажа. Средства его психологической характеристики: воссоздание процессов душевной жизни и их анализ. Психологические доминанты в характере (ум, воля, чувство, страсть), отражающие авторскую концепцию. Характер персонажа как устойчивая система поведения в сюжете (тип реакции на ситуации, на вещный и природный мир) и как носитель определенного ценностного отношения к жизни. Личность персонажа и репрезентативность (типичность) его характера. Участие персонажа в развитии сюжетного действия. Обнаружение присущих ему противоречий (комических, трагических и т.п.) как выявление авторского понимания и оценки. Статичные характеры нравоописательных персонажей. Становление и эволюция характера романного героя, его незавершенность.
Речь персонажа как предмет художественного изображения. Речевое поведение персонажа. Целевые установки, психологические мотивировки, ценностная ориентация и тематика его высказываний. Формы речи: монолог, реплики в диалоге, «мысли вслух», внутренний монолог (солилоквий), поток сознания, письменная и несобственно-прямая речь. Характерологическое значение интонационно-синтаксических, лексических, семантических, фонетических ее особенностей. Логическая и алогичная речь. Патетическая, интеллектуальная, дидактическая, бытовая речь в связи с ситуацией высказывания. Цитаты в речи персонажа и повествователя.
Условно-патетическая (возвышенная или сниженная) речь персонажей в канонических жанрах. Речь персонажа в прозе и в поэзии.
Композиция образа персонажа: экспозиция, контрастность или одноплановость его свойств, повтор опознавательных признаков, вызывающих целостное о нем представление. Самохарактеристики персонажа и перекрестные отзывы о нем других лиц. Предыстория и последующая история персонажа.
Типология литературных персонажей (в творчестве писателя, литературном направлении, жанрах). «Вечные образы» в литературе. Претворение традиционных персонажей в соответствии с индивидуальным замыслом автора. Автопсихологические персонажи. Читатель-персонаж. «Положительные» и «отрицательные» персонажи, их историческая трансформация.
Система персонажей в произведении: главные, второстепенные, эпизодические персонажи. Их композиционная и эмоционально-смысловая сопоставленность в художественном мире как фактор его целостности. Значение системы персонажей для интерпретации художественного содержания.
Пространственно-временная организация сюжетного действия. Символика традиционных пространственно-временных координат (замкнутое и открытое пространство, граница, времена года, верх и низ и т.п.). Понятие хронотопа. Соотношение настоящего, прошедшего и будущего времени. Мифологическое, утопическое, историческое время. Психологическое время персонажа, внешнее и внутреннее его пространство.
Мифологические, литературные, жизненные истоки сюжетов. Мифологические мотивы и подтекст. Реминисценции.
Сюжет и жанр. Особенности сюжета в произведениях героических, нравоописательных, романических жанров. Типология сюжетов: сказочный, детективный, авантюрный, сюжет-испытание. Новеллистический сюжет.
Композиция сюжета в произведениях эпического рода. Описание статических элементов художественного мира. Лессинг о способах преодоления статичности описаний.
Повествование о сюжетных событиях как основной принцип организации эпоса. Структура повествования. Обрамление и мотивировки повествования. Введение рассказчика. Субъективные формы повествования от лица героя, второстепенного персонажа, наблюдателя, хроникера. Сказ. Оценочные характеристики и комментарии. Деперсонифицированный повествователь.
Пространственная и временная точка зрения повествователя. Сочетание разных «точек зрения». Эмоционально-смысловые связи между высказываниями персонажей и повествователя. Многоголосие («полифония» М. Бахтин). Объективный и субъективный тон повествования. Рассмотрение проблем повествования современной нарратологией.
Темп и ритм повествования. Временная дистанция между сюжетным событием и рассказом о нем. Несовпадение хронологической последовательности сюжетных действий и происшествий с порядком повествования о них. Фабула как композиция рассказывания.
Повествование и диалог персонажей. Лирические отступления и вставные эпизоды. Обращения к читателю. Особенности повествования в героическом эпосе, в нравоописании и в романе.
Внешняя композиция эпического произведения: деление на части, главы. Эпиграфы. Названия произведения и отдельных глав. Циклизация произведений.
Сюжет и персонаж в произведениях драматического рода. Высказывания персонажей в монологах и диалогах - основной принцип организации драматической формы. Особенности сценической речи. Пространство и время в драме. Соотнесенность сюжетного и сценического времени. Напряженность драматического действия («драматизм») и поведения персонажей. Острота конфликтов. Пафос и волеизъявление героя в действии. Авторское слово на сцене. Хор и герои-резонеры. Ремарки.
Композиция пьесы: деление на акты, явления, картины.
Организация сценических эпизодов. Соотношение монологов, диалогов, реплик в сторону. Композиция канонических жанров драмы (трагедии, комедии, слезливой комедии и др.). Историческое изменение жанровых канонов драматургии. Монтажная композиция, сюжетные инверсии, смешение жанров в драматургии романтизма и реализма. Драма абсурда. Понятие театральности.
Художественный мир и композиция лирического произведения. Лирическое произведение как художественное воплощение интенсивного внутреннего переживания (впечатлений, раздумий, эмоций) в его развитии. Понятие лирического мотива и лирического героя. Совмещение субъекта и объекта в одном лице. Своеобразие лирической ситуации. Художественное время и пространство в лирике. Субъективность тона.
Лирическая композиция от имени «я». Описательно-изобразительная композиция (лирический пейзаж, интерьер). Лирическая медитация. Ролевая лирика. Лирический сюжет. Композиция канонических жанров в лирике. Свободно-лирическая композиция. Экспрессивность лирической речи. Сопоставление речевых образов. Интенсивность ассоциативных связей, сгущение семантики. Эмфатические акценты. Поэтические формулы. Синтаксическая и интонационно-мелодическая оформленность лирики. Лирический фрагмент и лирическая поэма.
Тема 11. Теория стиха
Опорные понятия: Стиховая форма. Стихотворная речь. Ритмические определители стиха. Системы стихосложения. Рифма и строфика.
Ритмическая организация художественной речи. Понятие словесного ритма (в отличие от музыкального). Происхождение ритма в поэзии и прозе. Различие ритма в поэзии и прозе.
Понятие стихотворной системы. Многообразие систем стихосложения в мировой литературе. Связь системы стихосложения с особенностями национального языка. Их историческое развитие.
Стих (строка) как повторяющаяся единица поэтического ритма. Константа. Роль клаузулы в ритмической организации стиха. Корпус стиха и его ритмическая организация. Цезура. Словоразделы в стихе. Перенос.
Рифма в поэзии и ее роль. Разновидности рифмы (точные, неточные, приблизительные, богатые, бедные рифмы). Виды рифмовки. Внутренняя рифма. Смысловая роль рифмы. Возникновение и развитие рифмы. Белый стих.
Аллитерация и ассонанс. Звукопись и звукоподражание. Звуковое единство стихотворной строки. Паронимы.
Исторически возникающие системы стихосложения. Песенные тонические стихи. Былинный стих.
Силлабические стихи. Вопрос об их происхождении в русской поэзии. Возникновение и развитие силлабо-тонической системы стихосложения. Двухсложные и трехсложные размеры. Их вариации. Гекзаметр. Элегический дистих. Вольный ямб. Дольник. Декламационный тонический (акцентный) стих. Свободный стих (верлибр).
Строфа как форма организации стихотворной речи. Виды строф и способы рифмовки. Синтаксически-тематическая законченность строфы. Одическая строфа. Октава. Онегинская строфа. Терцины. Сонет. Венок сонетов. Балладная строфа. Эстетическое значение интонационно-ритмической и фонической организации стихотворной речи.
Укоренённость поэтического слова в художественной традиции.
Слово в стихе. «Теснота стихотворного ряда» (Ю. Тынянов). Границы поэзии и прозы. Словесный текст произведения как эстетически организованное целое, как форма существования художественного мира.
Тема 12. Искусство и СМИ
Опорные понятия: Искусство и средства массовой информации. Литература и СМИ. Роль литературоведческих знаний в журналистской деятельности.
Литература в условиях масс-медиа. Роль литературоведческих знаний в журналистской деятельности. Знание журналистом литературной нормы. Литература в информационном обществе.
Вопросы для самоконтроля
- Искусство: сущность и генезис.
- Виды искусства и принципы классификации.
- Литература как вид искусства. Художественная литература.
- Художественный образ.
- Художественное произведение как система образов. Классификация литературных образов.
6. Тенденции художественной образности: жизнеподобие и условность. Первичная и вторичная художественная условность.
7. Художественный образ. Образ и знак. Классификация знаков.
8. Художественное сознание (типы художественного сознания) и художественное мышление (разновидности художественного мышления).
- Художественное мышление: метод и методология творчества.
10. Художественная система. Историко-литературный процесс: стадии (эпохи) литературного развития (по Ю. Бореву, С. Аверинцеву и М. Гаспарову).
11. Художественная система: микроэтапы художественного развития (направления, течения, школы …).
- Литературный род: сущность, генезис, функция. Межродовые и внеродовые формы.
- Эпос как род литературы. Объясните смысл понятия «событие» в эпосе.
- Лирика как род литературы. Объясните смысл понятия «переживание» в лирике.
- Драма как род литературы. Объясните смысл понятия «действие» в драматургии. Мимесис и Катарсис (Аристотель. Поэтика).
- Литературное произведение: содержание и форма / идея и структура.
- Литературное произведение: тематика и проблематика (типы проблематики).
18. Художественность и целостность произведения. Система, структура и архитектоника произведения.
- Образ автора в литературном произведении: биографический автор, образ автора, авторская позиция и способы ее выражения.
20. Пафос художественного творчества и эйдос (смысл, форма) литературного произведения.
21. Типы авторской эмоциональности. Героический пафос.
22. Пафос драматизма и комизма.
23. Сатира и юмор.
- Автор как нарратор: повествование, рассказчик, сказовые формы.
- Автор в драме. Автор и лирический герой.
- Художественный мир литературного произведения. Его структура.
- Произведение как художественное событие: коллизия и конфликт, виды конфликта.
- Хронотоп произведения.
- Художественное событие: фабула, сюжет, композиция сюжета. Внесюжетные элементы.
30. Герой литературного произведения: содержание и структура, принципы и приёмы создания характера.
- Произведение как акт художественной коммуникации. Художественный текст.
- Текст и композиция произведения.
- Нарратор и точка зрения.
- Художественная речь.
- Художественная речь: лексико-морфологическая выразительность.
- Художественная речь: иносказательная изобразительность (тропы).
- Художественная речь: иносказательная выразительность (фигуры).
- Художественная речь: синтаксис.
- Художественная речь: фонетика.
- Интонационно- ритмический строй художественной речи.
- Основные системы стихосложения.
- Силлабо-тоническая система стихосложения.
43. Структура стихотворной строки: метр, икт, неикт, метрический ряд (междуиктовый интервал, словораздел, цезура), анакруза, клаузула, эпикруза, энклитика, проклитика.
- Основы теории стихосложения: строфика, фоника стиха.
- Категория жанра литературного произведения. Типология жанров. Характеристика самых распространённых жанров в журналистике.
- Публицистические жанры.
- Категория стиля литературного произведения.
- Литературные репутации: классика, беллетристика, паралитература (массовая) литература.
- Принципы изучения художественного текста: описание, анализ, интерпретация.
- Литература и СМИ. Роль литературоведческих знаний в журналистской деятельности. Понятие литературной нормы.
Практикум
Данный раздел содержит перечень вопросов, выносимых на практические занятия (семинары). Занятие проходит в форме свободного обсуждения заранее заявленных вопросов. Предполагаются также краткие индивидуальные выступления и презентации. На занятиях оценивается:
- знание студентом теоретического материала;
- знание текстов художественных произведений по курсу;
- свободная ориентация в излагаемом материале;
- наличие собственной позиции.
№ п/п | Наименование темы | Вопросы для обсуждения |
Тема 1. Искусство как форма общественного сознания. Виды искусства | 1. Сущность и генезис искусства. 2. Функции искусства /Ю. Борев, Л. Столович, Б. Кононенко…/ 3. Виды искусства: происхождение и принципы классификации. | |
Тема 2. Художественный образ | 1. Многозначность понятия «художественный образ». 2. Художественный образ: объективно- познавательное и субъективно-творческое начала. 3. Специфика словесного образа. 4. Художественное произведение как система образов.Классификация литературных образов: предметная (образы-детали, …), обобщенно- смысловая (индивидуальные, характерные, типические образы; мотив, топос, образ-архетип), структурная (автологические, металогические, аллегорические и символические образы). 5. Образ и знак (иконические, конвенциональные, индексальные знаки). | |
Тема 3. Художественное время и художественное пространство | 1. Понятие хронотопа. Формы хронотопа. 2. Тенденции художественной образности: жизнеподобие и условность. Первичная и вторичная художественная условность. 3. Литература в кругу других искусств. Основные функции литературы | |
Тема 4. Образ автора в литературном произведении | 1. Биографический автор и образ автора, авторская позиция и способы ее выражения. 2. Автор, герой, перформер. 3. Автор как нарратор: повествование, рассказчик, сказовые формы. 4. Автор в драме. 5. Автор и лирический герой. 6. Автор и читатель. | |
Тема 5. Сюжет, фабула, композиция сюжета | 1. Категория события. 2. Фабула и сюжет произведения. 3. Типы сюжетов: центростремительные (концентрические), хроникальные, многолинейные, центробежные (кумулятивные). 4. Композиция сюжета. 5. Элементы сюжета: ситуация, конфликт (коллизия). 6. Мотив как понятие сюжетологии. 7. Сюжет и мотив, комплекс мотивов, сюжетная схема. 8. Фабула и сюжет в эпосе, драме. Лирический сюжет. | |
Тема 6. Композиция произведения | 1.Внешняя композиция (архитектоника) произведения: соотношение целого и составляющих его элементов (томов, глав, частей, строф…). 2. Композиция образного строя. Система персонажей: герой, действующее лицо, персонаж. 3. Композиция речевая (смена способов художественного изложения: динамическое повествование, статические описания, портрет, монолог, солилоквий, диалог, полилог, внутренняя речь автора, поток сознания, письмо, документ, лирические отступления). 4. Композиционные средства (повторы, усиления, антитезы, подобия, «монтажные фразы»). 5. Проблема «точки зрения». | |
Тема 7. Риторика художественного текста: тропы, фигуры. | 1. Риторика художественного текста: тропы (эпитет, сравнение, метафора, аллегория, олицетворение, символ, эмблема, метонимия, оксюморон, синекдоха, ирония, перифраз, гипербола, литота). 2. Риторика художественного текста: фигуры (стилистические: фигуры мысли /синтаксические/, фигуры слова /лексические/. | |
Тема 8. Жанровая природа эпического произведения | 1. Категория жанра литературного произведения. 2. Канонические жанры. 3. «Память жанра» (М.М. Бахтин). 4. Подзаголовок и «жанровое ожидание» читателя. 5. Деканонизация жанров и полижанровые произведения. 6. Роман как маргинальный жанр. | |
Тема 9. Основы теории стихосложения: силлабо-тоническая система | 1. Структура стихотворной строки. Терминология. а. Метр, икт, неикт. б. Схемное (метрическое) ударение; пропуск схемного ударения; сверхсхемное (внеметрическое) ударение. в. Степени ритмического ожидания: константы, доминанты, тенденции. 2. Слагаемые стихотворной строки (Анакруса, метрический ряд, клаузула, эпикруза). 3. Генезис силлабо-тонической системы стихосложения. 4. Двусложные и трехсложные метры. 5. Четырехсложные метры (пеоны), пятисложник. |
Планы практических занятий
Курс 1 семестр
Практическое занятие № 1 (2часа)
Искусство как форма общественного сознания. Виды искусства
1. Сущность и генезис искусства.
2. Функции искусства /Ю. Борев, Л. Столович, Б. Кононенко…/
3. Виды искусства: происхождение и принципы классификации.