Художественно-педагогические игры.
По О.В.Островской
Художественно-педагогические игры.
Учебные игры на уроках изобразительного искусства сочетают педагогический и художественно-эстетический аспекты. Во все виды игровых уроков включается практическая деятельность детей. Цель игровых уроков – активизация творческой деятельности детей, увлечение их искусством, развитие интереса к предмету, оживление учебного процесса через новые формы работы. А главное – формирование эмоционально-ценностного отношения к миру и развитие эмоциональной сферы ребёнка.
В младших классах в процессе игры на первом месте стоит эмоционально-художественное содержание. Ролевые и имитационные игры направлены не только на образное содержание, а главным образом, на переживание этого содержания. Игра начинается с включения эмоций, переживания, что активизирует образное воображение, интерес к предстоящей деятельности через погружение в тему (например, игра «жмурки» - что «увидел» ребёнок с закрытыми глазами при прослушивании музыки: «сказка» - с включением сказочных персонажей во время беседы, рассуждения; «перевоплощение» - игра с подключением пяти чувств).
Это новая форма общения учителя с учениками и учеников между собой. Сложная драматургия таких уроков основана на включении эмоций, осознанном освоении языка искусств, поисках средств художественной выразительности, развитии художественной культуры.
Феномен игры, как вида деятельности, и её адаптация на занятиях изобразительного/ декоративно-прикладного искусства
Игра как вид деятельности
Долгие годы в педагогической науке и практике обсуждалась проблема игры как ведущего вида деятельности детей как дошкольного, так и школьного возраста. В современной социальной ситуации к проблеме игры стали обращаться как к феномену культуры и социального взаимодействия детей и взрослых. Одним из первых педагогов, обративших внимание на пользу игры для человека, был К.Д. Ушинский. В работе «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» он писал о том, что в игре ребенок «живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни». В силу этого игра выступает как мощное средство воспитания.
Игру называют «школой морали», «азбукой всякого знания», «сферой социального творчества» и др. Играть – значит взаимодействовать, вступать в диалог между партнерами или группами играющих. Поскольку игра информативна, она «рассказывает» ребенку о нем самом, избавляет его от многих личных тягот и переживаний. А педагогу-воспитателю она может многое поведать об играющем ребенке. Таким образом, игра становится формой общественного и творческого самовыражения человека, формой позволяющей педагогу познать своего воспитанника.
Генезис игры доказывает, что большинство игр по своей природе подражательны и первоначально возникают как результат деятельности. Игра – форма общественного опыта ребенка. Игровой элемент по мере становления культуры растущего человека уйдет на задний план, но сама игровая деятельность обеспечит первичное развитие личности ребенка, выступит важнейшим способом освоения предметного мира и опыта человеческих отношений.
Игровая деятельность может рассматриваться как один из механизмов формирования эстетической и художественной культуры ребенка. На эту особенность игры указывал английский исследователь Г.Рид «Игровой метод, - писал он, - если его правильно понимать, должен координировать и направлять игру в искусство. Игра есть, прежде всего, вид неформальной деятельности, способной превращаться в художественную деятельность и таким образом оказывать влияние на органическое развитие ребенка»[7]. Через игру формируется воображение вообще и художественное в частности, развивается творческая фантазия, идет активное приобщение к художественной культуре в целом.
Говоря о воспитательном и развивающем характере игры, Л.С. Выготский и А.С. Макаренко, А.Е. Флерина отмечали, что в игре человек может почувствовать себя «чем-то более высоким», подняться «на голову выше самого себя», приобрести «высшие нравственные достижения, которые завтра станут его средним уровнем», его привычной моралью[1, с.38].
Педагогическое значение игры определяется ее диагностической функцией. В процессе игры ребенок проявляет и познает себя. Игра убедительно раскрывает в ребенке личностное, свидетельствует о том, что он неблагоразумный, шумный, озорной и т.п. или, наоборот, вскрывает его общительность, рассудительность, дружественные намерения, доброту и т.п. Известно, что игра выявляет ресурсы интеллекта, двигательный потенциал, творческие задатки и характер, качество межличностных отношений детей друг с другом (симпатии, антипатии). Ребенок в игре самодиагностирует свои силы, возможности в свободных действиях, самовыражаясь, самоутверждает себя. В детских объединениях проявляются различные черты характера, привычки, интересы, умения, например умение, самостоятельно находить выход из возникающих в игре проблемных ситуаций, руководствуясь известными нормами и правилами поведения, или умение самостоятельно организовывать трудовую деятельность для решения игровых задач.
Игра – подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Только совокупностью формирования видов деятельности – игры, учения, труда можно достигнуть полноценных результатов в развитии ребенка[9].
Некрасова-Каратеева О.Л. Детское творчество в музее: Учеб. пособие. – М.: Высш. шк., 2005. – 207 с. – (Образование через искусство).
5. Рид.Г. Образование через искуссво. – М.: Искусство, 1978. – С.223
6. Усова А.П. Обучение в детском саду. – М., 1991.
7. Эльконин Д. Б. Психология игры. - М., Педагогика, 1978г., 302с.
Интернет-источники:
1. Нетрадиционные техники рисования. Дата обращения 03.11.13
http://nsportal.ru/detskii-sad/risovanie/netradicionnye-tehniki-risovaniya-1
2. Игры с красками для детей. Забавные отпечатки
http://adalin.mospsy.ru/l_03_00/l0189.shtml Дата обращения 04.11.13
3. Техники изобразительного искусства. Дата обращения 03.11.13
http://www.art-spb.ru/artspb137.html
4. «Хёйзенга Й. Человек играющий». Дата обращения 03.10.13
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Heiz/01.php
5. Учебно-педагогическая игра-самостоятельная технология http://festival.1september.ru/articles/568961/ Дата обращения 03.10.13
6. Педагогика игры. Дата обращения 03.10.13 http://www.pglu.ru/lib/publications/University_Reading/2010/XI/uch_2010_XI_00012.pdf
7. Образовательная методика «Добрые Сказки» http://www.razumniki.ru/dobrye_skazki_lopatina_skrebcova.html Дата обращения 02.10.13
8. Нетрадиционные техники рисования. Дата обращения 28.09.13 http://prepodavanie.narod.ru/p11.htm
9. Игры на уроках изобразительного искусства http://festival.1september.ru/articles/628084/ Дата обращения 28.09.13
Приложение 1.
Словарь терминов «Нестандартные техники рисования»:
1. «Водяная печать». Подробно разработала приемы работы в технике водяной печати Линда Маркус. Она наливает краску на воду, а сверху кладет лист бумаги. Отсюда и название "водяная печать", так как печатанье происходит прямо с водяной поверхности.
Полученное изображение можно дополнить, сделав несколько завершающих штрихов акварелью или золотой или серебряной краской.
2. Граттаж. Это способ выделения рисунка путем процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью. Слово "Граттаж" произошло от французского gratter - скрести, царапать, поэтому другое название техники - техника царапанья.
3. Кляксография. Основой данной техники рисования является клякса. Задачей данного вида рисования является понимание детьми симметричности – зеркального оттиска половинки рисуемого объекта. Если сложить лист пополам, на одну сторону накапать несколько капель жидкой краски и плотно прижать другую сторону, то получатся необычные, причудливые узоры.
4. Монотипия (от греческого monos - один, единый и tupos - отпечаток). Количество красок в монотипии - любое. На гладкой поверхности - стекле, пластмассовой доске, пленке, толстой глянцевой бумаге - делается рисунок масляной или гуашевой краской. Конечно, материал, на который наносится краска, не должен пропускать воду. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Получается оттиск в зеркальном отображении. Всегда только один. Отсюда и название.
5. Набойка — способ украшения ткани. Название получила от процесса работы, когда по доске с рисунком, наложенной на ткань, ударяли деревянными молотками для лучшего проникновения красителя в ткань.
6. Набивка — получение узора на ткани посредством нанесения на неё красок.
7. Набрызгивание и напыление краски. Данная техника осуществляется с помощью секретного способа – при помощи двух зубных щеток с краской, по которой нужно проводить пальчиком, чтобы краска разбрызгалась.
8. Обрывная аппликация. Один из видов многогранной техники аппликация. Всё просто и доступно, как в выкладывании мозаики. Основа — лист картона, материал — разорванный на кусочки лист цветной бумаги (несколько цветов), инструмент — клей.
9. Печать-клише. В качестве исходного материала обычно берут довольно толстый деревянный брусок, такой, чтобы его удобно было взять в руку. Одну сторону бруска делают ровной и гладкой и на нее наклеивают картон, а на картон - узоры. При этом узоры не обязательно должны быть из бумаги, а, например, из веревки. Накатываем краску и штампуем узоры на бумаге или на ткани.
10. Фотокопия. Рисование свечой: рисунок наносим при помощи водоотталкивающего материала-свечки или сухого кусочка мыла, невидимые контуры не будут окрашиваться при нанесении поверх них акварельной краски, а будут проявляться, как это происходит при проявлении фотопленки.
Приложение 2.
Словарь терминов:
1. Воображение - это психический познавательный процесс создания новых представлений на основе имеющегося опыта, то есть процесс преобразующего проецирования действительности. (http://www.pedagogics-book.ru/articles/6-6-1.html)
2. Деловая игра - представляет собой форму воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалиста, моделирования таких систем отношений, которые характерны для этой деятельности как целого.
3. Дидактические игры— специально создаваемые или приспособленные для целей обучения игры. Специфическим признаком Д.и. является сочетание условного игрового плана деятельности учащихся с ее учебной направленностью. Ограничены во времени, все подчиняется определенным правилам. Примеры Д. и.: диктанты-соревнования, кроссворды, ролевые игры, драматизации, «путешествия» по карте, по времени, по стране Искусства и т. п.
4. Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. (http://www.pedagogics-book.ru/articles/6-6-1.html)
5. Исследовательский метод обучения - метод обучения, направленный на освоение учащимися всех этапов проблемно-поисковой учебной деятельности, развитие исследовательских умений, аналитических и творческих способностей. Все этапы проблемно-поисковой деятельности осуществляет Ученик, моделируя процесс исследования и получая субъективно новый результат.
6. Коллектив(от лат. colletctius — собирательный) — группа людей, взаимно влияющих друг на друга и связанных между собой общностью соц. обусловленных целей, интересов, потребностей, норм и правил поведения, совместно выполняемой деятельностью, общностью средств деятельности, единством воли, выражаемой руководством К., в силу этого достигающего более высокого уровня развития, чем простая группа.
7. Педагогическая игра - в отличие от игр вообще, обладает существенными признаками – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, который может быть обоснован и представлен в чистом виде. (http://www.pedagogics-book.ru/articles/6-6-1.html)
8. Проблемная ситуация - это интеллектуальное затруднение ученика, когда он не находит объяснения какому-то факту, явлению, процессу. Известные способы действия не обеспечивают достижения цели, и тогда ученик начинает искать новые. Таким образом, проблемная ситуация — это ситуация конфликта между знаниями как прошлым опытом и незнанием того, как объяснить новые явления. Это затруднение и является условием возникновения познавательной потребности. (http://paidagogos.com/?p=108)
9. Проблемное изложение – метод обучения, направленный на демонстрацию обучающимся способов организации мышления; предполагает демонстрацию лектором четырех этапов проблемно-поисковой деятельности: проблемная ситуация и ее анализ - постановка проблемы - ее решение - рефлексия оптимальности найденного решения , а также способов мышления). (Чернявская А. Г. «Методы обучения»)
10. Проблемное обучение - это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки.( http://www.pedagogics-book.ru/articles/6-6-1.html)
11. Ролевая игра - (разыгрывание ролей) - метод обучения, основная цель которого – обучение специалистов межличностному общению и взаимодействию в условиях совместной профессиональной деятельности. В этом ее отличие от деловой игры (их часто смешивают), которая в равной мере нацелена и на развитие предметно-технологической компетентности будущего специалиста. ( http://www.pedagogics-book.ru/articles/6-6-1.html)
12. Творчество— деятельность, порождающая нечто новое, ранее не бывшее, на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений, продуктов. Т.имеет разные уровни. Для одного уровня творчества характерно использование уже существующих знаний и расширение области их применения; на др. уровне создается совершенно новый подход, изменяющий привычный взгляд на объект или область знаний.
13. Творческое мышление — один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в самой познавательной деятельности по его созданию. Эти новообразования касаются мотивации, целей, оценок, смыслов. Творческое мышление отличают от процессов применения готовых знаний и умений, называемых репродуктивным мышлением
Словарь / под. ред. А.В. Петровского // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: В 6 т. / ред.-сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005.
14. Цель -1) осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность человека; 2) замысел исследования; научный результат, который должен быть получен в итоге исследования.
15. Эксперимент(от лат. experimentum — проба, опыт) — общенаучный метод исследования, к-рый заключается в активной теоретико-практической деятельности экспериментатора, определенным образом преобразующего ситуацию для планомерного изучения объекта в процессе естественного или искусственного, однако, заранее запланированного его развития и функционирования. Э. предполагает возможность повторения исследования как с относительно неизменными, так и с измененными условиями.
(А. Ю. Коджаспиров словарь по педагогике. Издательский центр «МарТ». Москва — Ростов-на-Дону. 2005)
Приложение 3.
По О.В.Островской
Художественно-педагогические игры.
Учебные игры на уроках изобразительного искусства сочетают педагогический и художественно-эстетический аспекты. Во все виды игровых уроков включается практическая деятельность детей. Цель игровых уроков – активизация творческой деятельности детей, увлечение их искусством, развитие интереса к предмету, оживление учебного процесса через новые формы работы. А главное – формирование эмоционально-ценностного отношения к миру и развитие эмоциональной сферы ребёнка.
В младших классах в процессе игры на первом месте стоит эмоционально-художественное содержание. Ролевые и имитационные игры направлены не только на образное содержание, а главным образом, на переживание этого содержания. Игра начинается с включения эмоций, переживания, что активизирует образное воображение, интерес к предстоящей деятельности через погружение в тему (например, игра «жмурки» - что «увидел» ребёнок с закрытыми глазами при прослушивании музыки: «сказка» - с включением сказочных персонажей во время беседы, рассуждения; «перевоплощение» - игра с подключением пяти чувств).
Это новая форма общения учителя с учениками и учеников между собой. Сложная драматургия таких уроков основана на включении эмоций, осознанном освоении языка искусств, поисках средств художественной выразительности, развитии художественной культуры.