Организация школьного праздника как средство развития творческих способностей.
Праздник для школьника — это игра. Он формирует психику ребенка, развивает его личность, влияет на его чувства и эмоции. Праздник занимает особое место в жизни ребенка, будь то малыш или подросток. Положительные эмоции нужны каждому. Неслучайно педагоги, врачи и физиологи отождествляют хорошее настроение радость и веселье с физическим здоровьем человека.
В игре ребенок совершает новые открытия, переживает минуты вдохновения, именно во время подготовки и проведения школьного праздника развивается воображение, фантазия, способности ученика, а следовательно, создается почва для формирования инициативной, пытливой личности.
Тусклым и невыразительным станет детство, если из него исчезнут праздники. Для детей праздник - это целое событие. Считается, что ребенок, с раннего возраста погруженный в атмосферу радости, вырастает более устойчивым ко многим неожиданным ситуациям и будет менее подвержен стрессам и разочарованиям. Именно поэтому детям необходимы праздники и развлечения.
Зачастую в игре, в процессе праздника ребенок может научиться искусству общения, избавится от робости, излишней стеснительности или, наоборот, эгоизма, которые делают общения мучительным, а порой просто невозможным. Одновременно с этим школьник учится принимать решения, проявлять инициативу, идти навстречу желаниям других, понимать, что он не один на свете, что в общем деле нужна слаженность, важно уважения к другим, такт, умение сходиться с людьми.
Необходимо правильно руководить ребятами, помогать при появлении трудностей. Задача педагога-организатора — тщательно продумать сценарий, сделать так, чтоб праздник запомнился детям надолго, остался в душе как нечто светлое и прекрасное. А для этого педагог-организатор должен сам научиться играть, жить в состоянии праздника, только тогда он сможет организовать детскую игру; а интересная, занимательная игра, как мы уже сказали, сделает ребенка веселым, жизнерадостным, а следовательно, и счастливым.
Для того чтобы обучить детей творчеству, необходимо научиться работать творчески самому. Подготовка к празднику – процесс, требующий выбора оптимальных методов, средств и форм воспитания.
Большую помощь в этом может оказать игра – постоянная спутница детства. Например, конкурсы:“Эти забавные животные”,“Космические путешествия”,“Юные пожарные”,“Горячие сердца”,“А ну-ка, девочки”,“Будущие защитники Отечества”,“Самый, самый, самый…” и так далее.
Цель этих конкурсов – формирование творческой личности, умеющей правильно и оперативно ориентироваться в различных жизненных ситуациях.
Среди разного рода игр можно выделить следующие: игра-драматизация, игра-загадка, игровое моделирование, игра с последующей рефлексией.
Режиссерские, хореографические, литературные, музыкальные способности эффективнее всего реализуются в праздниках:
“Золотая осень”,“Прощание с Азбукой”,“Праздник правил дорожного движения”,“Праздник здоровья”,“Новый год”,“Подарок мамам”,“Здравствуй, лето”,“Прощание с начальной школой” и так далее.
Творческий праздник для ребенка – это творческое вдохновение его души, реализация его мысли.
Одним из методов выявления и развития творческих способностей является психологический тренинг. Главное отличие тренинговых от других психологических методов заключается в том, что с их помощью внимание человека переключается с анализа достигнутых результатов на изучение способов осуществления деятельности. При этом оказывается, что способы выполнения одного и того же задания могут быть разными. Переход от одного способа работы к другому по своей психологической сути и является преодолением ранее сложившегося и неосознаваемого стереотипного (привычного) способа деятельности. При этом приобретается психологический опыт по осознанию самого себя, преодолению собственных стереотипов сознания и тем самым - раскрытие творческой активности.
Использование различных методов, таких, как тесты, тренинги, особенно подходят для:
- выявления скрытых творческих способностей младших школьников и их развития;
- преодоления эмоциональных, личностных и иных психологических барьеров, затрудняющих развитие школьников;
- профессиональной и особенно личностной подготовки педагогов и психологов, работающих над повышением творческих способностей школьников.
Использование новых методов и развивающих программ повышает уровень творческого и интеллектуального развития детей, а также повышают личностную самооценку, самоуважение и чувство собственного достоинства.
Для того чтобы дети получали удовольствие от участия в праздниках, необходимо знать к чему они расположены. Так как если ребенок не умеет петь, он не будет радоваться тому, что ему нужно будет спеть песню и так далее.
Для того чтобы избежать таких ситуаций можно перед праздником провести тест, который покажет к чему больше склонен ребенок: