Палащелье. Мезенская роспись
Палащельская роспись, или как её еще называют мезенская, берет свои истоки в начале 19 века. В Архангельском крае, на речке Мезень, русские люди зимними долгими вечерами претворяли в росписи свой взгляд на мир, веру, чувства - рисовали животных и птиц, красные тона преобладали. Чаще всего люди расписывали свою домашнюю утварь - сундуки, ковши, прялки. Деревня Палащелье, откуда и идет одно из названий, стала центром Мезенской росписи. Роспись эта является необычным орнаментом. Каждая деталь палащельской росписи индивидуальна, будь то квадратик или ромбик, животное или человек. Например, символ утки – общий порядок вещей, стабильность – она уносит в подводный мир солнце, храня его и заботясь о нем в темных глубинах. Восход солнца символизировало изображение коня. По традиции, с давних времен, предметы, подвергшиеся росписи, имеют два цвета – черный (сажа, сурик) и красный. Роспись наносилась деревянной палочкой (тиской) или пером птицы (глухарь или тетерев) на не грунтованное дерево. После этого изделие покрывалось олифой, благодаря чему появляется золотистый цвет. В наше время техника мезенской росписи практически не изменилась, за исключением того, что чаще стали применяться кисти. Разница между современной росписью и старинной ощущается еще и потому, что росписью раньше занимались только мужчины, а в наше время все чаще этим занимаются женщины.
Полховский Майдан
В кон. 18 в. в селе Полховский Майдан Вознесенского р-на крестьяне переняли токарный промысел от монахов Саровского монастыря. В 1929 году на базе токарного промысла была создана артель, названная в 1931 году “Красная заря”. Мощность артели была не большая и поэтому большинство кустарей занимались сельскохозяйственными работами. Токарным промыслом занимались в свободное от полевых работ время в домашних мастерских, продавая изделия на колхозных рынках. Красочные майданские «тарарушки» - это издавна часть праздничного базара.: сказочная тройка в яркой попоне полосатых чулках, самовары с букетами цветов на крутых боках, чашки, подстаканники. Наборы тарелок, декоративные панно с росписью «травки, «цветы», «домики». Особенно много грибов, бочат, коробок всевозможных форм и размеров. Многообразием сюжета удивляют расписные деревянные яйца, петушки, утки, голуби, белые лебеди, целые птичьи семейства, красующиеся под раскидистыми деревьями, герои мультфильмов, самолеты, ракеты, кремлевские башни и т.д. Образ матрешки, которую делают в Полховском Майдане, отличается от всех известных. Она удивляет яркостью наряда гигантских многоместных матрешек. В последнее время мастера промысла используют прием свободной кистевой росписи, работая кистью без предварительно нанесенного рисунка. Применялись масленые иклеевые краски.
Хохломская Хохлома роспись
Русский народный художественный промысел; возник в 17 веке. Название происходит от села Хохлома (Нижегородская область). Декоративная роспись на деревянных изделиях (посуда, мебель) отличается тонким узором с изображением различных растений, выполненным красным и черным (реже зеленым) тонами и золотом по золотистому фону. На реке Узоле, в древних заволжских лесах раскинулись старинные русские деревни - Новопокровское, Хрящи, Кулигино, Сёмино. Однако установить время появления хохломской росписи исследователям пока не удалось. Ведь деревянную посуду и другую утварь долго не хранили. От частого применения она изнашивалась, приходила в негодность. Её выбрасывали или сжигали, заменяя новой. До нас дошли изделия хохломских мастеров в основном лишь XIX века. Но различные документальные сведения указывают на то, что промысел зародился в более раннее время, возможно в XVII веке. Характерная для хохломы оригинальная техника, где роспись киноварью и черной краской исполнялась по золотому фону, находит аналогии в древнерусском искусстве. В документах есть упоминание о том, что в конце XVI и начале XVII века в Троице-Сергиевой лавре при торжественном приеме гостей им подносили деревянные ковши, украшенные золотом и киноварью, а также кубки. В начале XVII века к Троице-Сергиевой лавре были приписаны заволжские земли, среди которых находилась и Хохлома. Крестьяне не только видели эту золоченную посуду, но и могли знать способ её окраски. Но у хохломских мастеров был свой способ “золочения”. Посуду натирали оловянным порошком, покрывали олифой и нагревали в резные позолоченные печи. Олифа от высокой температуры желтела, а олово, просвечивающее сквозь неё, становилось золотом. Один из лучших мастеров хохломской росписи так говорил об этом промысле: (Самый характер росписи, подражающий золотой и серебряной посуде был подсказан декоративным искусством Древней Руси. В XIX веке промысел настолько разросся, что поставлял свой товар в большом количестве не только на внутренний рынок, но и за границу в страны Средней Азии и Западной Европы. Изготовлением посуды и других предметов быта занималось сразу несколько деревень Семеновского и Балахнинского уездов Нижегородской губернии, Макарьинского и Варнавинского уездов Костромской губ. Среди них было что-то типа разделения труда. В одной деревне обрабатывалось дерево, в другой - наносился рисунок. Самые ранние произведения хохломы в собрании Русского музея относятся ко второй пол. XIX века. Они насчитывают около 170 разнообразных по назначению предметов быта. Посуда представлена мисками и чашками любых размеров: от маленьких, похожих на десертные розетки, до огромных 70-80 сантиметров в диаметре; различными поставцами и бочатами солонками и множеством ложек. Дешевую обиходную посуду можно было отличить по простым узорам, нанесённым специальными штампиками из фетровой ткани или гриба-дождевика. Это спирали, ромбики, мелкие розетки и листики. Более дорогие вещи расписывали кистью от руки, создавая различные композиции травного орнамента, где ритмично сочетаются слегка изгибающиеся тоненькие красненькие и черные веточки с пышными перистыми листьями-травинками. Иногда красно-черная пушистая травка дополняла основной орнаментальный мотив вьющегося крупного стебля, каждый завиток которого заканчивался красной ягодкой. В 1960-е годы стали выполнять многопредметные наборы и сервизы. Современная хохлома по праву получила широкое признание не только в нашей стране, но и далеко за её пределами. Украшенные яркой росписью столовые наборы, чашки, ложки, мебель экспонируется на многих крупнейших международных выставках.
Городец. Городецкая роспись
Городецкая роспись- один из самых знаменитых художественных народных промыслов России существует с середины 19 века в районе г. Городец Нижегородской обл. Яркая, лаконичная городецкая роспись представляет собой так наз. «наивное искусство»: жанровые сценки гуляний, чаепития, знаменитый городецкий конь с всадником, петухи, цветочные узоры, выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой. Роспись насыщена богатством красок русского лета с его луговым разнотравьем, озарена ярким полуденным солнцем, заливающим светом пышные гирлянды цветов и причудливых птиц. Эта роспись украшала прялки, мебель, ставни, двери. В 1938 г. основана коллективная артель «Стахановец» (с 1960 г. фабрика Городецкая роспись), выполняющая сувениры. Сегодня – ООО «Торговый дом «Городецкая роспись», выпускающая разнообразный ассортимент изделий с традиционной орнаментальной, сюжетной росписью и резьбой по дереву. Это хлебницы, разделочные доски, кухонные наборы, наборы для чая и специй.