Лаковая роспись по металлу

После Октябрьской революции и гражданской войны в кустарных мастерских Нижнего Тагила и вновь созданных артелях – “Лопата-ковш”, “Красная заря”, “Смычка”, “Сигнал”, “Пролетарий” и другие – начинается изготовление расписной посуды и подносов. Качество их было очень низким по причине утраты особенностей технического и художественного исполнения. По этой причине в начале 1930-х годов тагильская цветочная роспись на базе артели “Металлист” заменяется упрощенным вариантом “московского письма”. Начался почти полувековой период забвения и подражания жостовской самобытной некогда уральской лаковой росписи по металлу. В качестве исключения на нижнетагильских подносах выполнялись портреты вождей и партийных лидеров советского государства (например, И.В.Сталина, М.И.Калинина). По своим художественным достоинствам подобного рода живописные работы на подносах можно оценивать как самодеятельное народное творчество, обладающее невысоким исполнительским мастерством. Подобные усилия воспроизвести агитационную эмалированную посуду демонстрировали и лысьвинские художники: кофейники со сценами прославления трудовых будней, Красной Армии, серия панно “Ш Пермскому окр.съезду Советов”, “Пятой окружной конференции ВЛКСМ” служили хорошими подарками.

Но, благодаря сохранившимся в музеях страны изделиям тагильских мастеров, к которым не угас интерес со стороны исследователей народной культуры, проведенным экспедициям и подготовке в учебных заведениях мастеров-живописцев лаковая роспись по металлу спустя время начала возрождаться заново. И в этом неоценимую помощь в 1950-1960-е годы оказали сотрудники НИИ художественной промышленности (Москва) А.Бабаева, В.Барадулин, Б.Коромыслов, сотрудники Музея-заповедника горнозаводского дела Среднего Урала, краевед И.Орлов, художницы А.Афанасьева и И.Арефьева. Начиная со второй половины 1970-х годов началось возрождение лаковой росписи по металлу со своим почерком, живописными приемами и традициями, уходящими в глубь веков. Главное, что был восстановлен особый, уральский тип двухцветного мазка, состоящий из последовательно набираемых красок. Основной и моделирующей. Эти традиционные приемы и легли в основу исполнения цветочной росписи. Была доказана и возможность использования в современных тагильских подносах цветных фонов – красных, синих, зеленых и других

Удивительна судьба главного цветка тагильского подноса – розы. Из простого, набранного цветным мазком цветка она превратилась в сказочную красавицу со сложным наложением мазков, с многообразием сложных серединок. И не встретить уже, даже на поточных изделиях белильных оживок: они стали более мягкими, плавно перетекающими из тона в полутон, благодаря чему основное внимание зрителя сразу обращено на выразительность центральной части розы. Ни с чем не спутать сочную манеру письма А.В.Афанасьевой (Стариковой). Она одна из немногих живописцев сохранила преемственность мастерства. Ее раскидистый букет с тремя или пятью розами, дополненный веточками “пятилистничков”, украшен бутонами в оправе зеленых венчиков на тоненькой ножке. А внизу, у основания, как опора всему, два-три крупных резных листа.

Первым учебным заведением, осуществившим подготовку профессиональных живописцев для современного художественного производства стало Уральское училище прикладного искусства (Нижний Тагил). Подготовленные под руководством А.В.Пономарева дипломные проекты расширяли художественные возможности современного тагильского подноса. Выпускники смело решали творческие задачи, не ограничивая себя традиционными рамками, искали современный стиль цветочной и сюжетной росписей. С 1976 года была организована подготовка художников-исполнителей и в нижнетагильском профессионально-техническом училище №49. Новое поколение современных живописцев прошли хорошую школу выучки на производстве у опытных мастеров.

Феномен тагильского расписного подноса заключается в авторской, штучной работе, приближенной к станковому искусству. Самобытную живопись на подносах часто называют “тагильским букетом”. Однако композиционно это не букет в вазе или лежащий на поверхности. Вместе с тем, они полны жизни, которая отражена в композиционной свободе сочетания крупных и мелких цветов, трав и листьев. Сама эстетическая идея нижнетагильской росписи заключается не изображении живой природы как она есть. А в воплощении идеи не умирающей ее красоты. Цветы живут своей жизнью, воспроизводимой кистью живописцев. Композиционное размещение цветочных форм зависит во многом от формы и цвета подноса, фантазии живописца. Это может быть “веночек”, “веточка”, “две веточки”, “центрическая композиция” и т.д. После предварительного изображения цветов наводятся “блики”, “тени”, “чертежки”, “усики-привязки”. Количество цветовых оттенков варьируется от десяти до двадцати. Поднос с цветочной росписью “веночек” стал видоизменяться и представлял собой в середине 1980-х годов изображение крупных цветов, оставляя свободным центр зеркала, что способствовало созданию эффекта прорыва в темную глубину “колодца”. С этого времени начался новый этап в восстановлении уральской росписи, связанный с усложнением цветочной композиции и обогащением всего колорита. Начался процесс отхода от использования белил в цветке, что характерно для роспись по дереву и бересте. Чистые белила стали заменять оттенками основных цветов. что позволило сделать роспись более мягкой, пластичной по цвету. Существенно изменилась форма цветка, листа, появилось множество вариантов написания розы, ириса, хризантемы, мака и других.

Близкой для многих живописцев стала тема рябинки, в совершенстве разработанная Т.Юдиной. Обычно на черном поле подноса ярко горят, переливаясь от солнечно-желтого к пламенеющему красному, грозди рябины, собранные в традиционно свободную в компоновке веточку-букет. Легкая изящная привязка заканчивает отточенное движение руки живописца. Любовно прописанные красно-коричневые, с оттенком зелени, листочки и «чертежки» дополняют букет. Край подноса украшен тонкой кружевной вязью “золотного” орнамента. Эта рябиновая роспись в современный период стала своеобразной визитной карточкой Нижнего Тагила. Подобно Т.Юдиной живописцы обращаются к изображению смородины, крыжовника, малины, земляники.

Опыт Т.Юдиной, В.Полевой, О.Матуковой, Т.Гуляевой В.Кизиловой, Е.Отмаховой и других ведущих живописцев цеха декоративной росписи подносов Нижнетагильского завода “Эмальпосуда” (позже – муниципальное унитарное предприятие “Метальная лавка”) позволило создать высокохудожественные произведения. В них прослеживается неисчерпаемый духовный мир авторов, многообразие и красота окружающей нас природы.

Более пятнадцати лет ушло на восстановление сюжетной росписи. В этом заслуга Уральского училища прикладного искусства и художественно-графического факультета Нижнетагильского пединститута, подготовившие художественные кадры для старейшего промысла – М.Маркину, С.Веселкова, Е.Отмахову, В.Полеву, А.Калинину и др. Как и раньше, основным приемом является копирование. Но живописцы не слепо переносят изображения на форму поноса, а при необходимости дополняют своими деталями. Высокие оценки получили на различных выставках в стране и за рубежом авторские работы И.Смыковой, А.Калининой, О.Воложаниной, Ю.Перескоковой, Н.Петуховой [1,с.5]. Опираясь на старые традиции живописцы переводят на зеркало подносов копии картин зарубежных и русских художников. Т.Шарф и С.Веселков на протяжении ряда лет успешно разрабатывали бажовскую тематику в росписях подносов. Натюрморты и пейзажи А.Калининой, Ж.Овчинниковой, Е.Вардугиной удачно вписались в фигурные формы подносов.

Тагильский поднос узнаваем в разных уголках страны благодаря плодотворной и целенаправленной деятельности мастеров-живописцев “Метальной лавки” – достойного приемника уральской лаковой росписи по металлу. В современный период выпускается около тридцати наименований расписных цветочных и сюжетных изделий. Большое внимание уделяется улучшению технологии, качественного лакового покрытия.

Сюжетной, пейзажной и цветочной росписью на металле в Нижнем Тагиле кроме “Метальной лавки” занимались в начале 1990-х годов более двух десятков различных предприятий. Среди них такие как Энта, преобразованное затем в “Узор”, “Уралочка”, “Конкурент”, “ДАН”, “Смена” и другие. На современном этапе сохранились лишь ТОО “Метальная лавка”, ТОО “Смена” и участок росписи подносов Нижнетагильского металлургического комбината (“НИКОМ”). Однако живописцы работают, в основном, из тех, кто в свое время прошел основательную школу профессиональной выучки в “Метальной лавке”. Главное не это. Важно, что после длительного забвения художественная роспись по металлу в Нижнем Тагиле снова на подъеме, благодаря тому, что здесь прочна связь с историей. Этому, во многом способствует и плодотворная деятельность Музея подносного промысла по пропаганде лучших традиций нижнетагильской лаковой росписи по металлу.

Примечание

1.Горбунова Г. Горит рябины красной гроздь // Российские промыслы. – М.:Изд-во Ассоциации “Народные художественные промыслы России”, 2000, №1 (7).-12с.

Наши рекомендации