Тема 3. эмальерное искусство
Эмаль (фр. плавить) или Финифть (др.русск.) – техника прочного стекловидносго покрытия, наносимого на поверхность металлических предметов и закрепляемого обжигом. Существует и холодная эмаль (без обжига). Основой горячей эмали служит стекло, пигментированное примесью окисей металлов.
Различают прозрачные, полупрозрачные (опаловые) и глухие (опаловые, компактные) эмали: прозрачность эмали придает окись свинца в эмалевом составе; непрозрачность – окись олова.
Самые ранние эмали возникли в Др. Египте. В Европе самый ранний памятник перегородчатой эмали – декор алтаря церкви Сант-Амброджо в Милане (9в.). Влияние византийского эмальерного искусства 10-12 вв. сказалось в грузинской и древнерусской эмали в 11-13 вв. К началу 12 в. в Европе сложились школы перегородчатой (клуазоне – от фр. перегородка) – это маасская (в долине реки Маас в Лотарингии), рейнская (г. Кельн), лиможская (Франция, конец 15 в. г. Лимож). В Китае эмаль известна с 7 в. В России развитие получила многоцветная прозрачная эмаль по скани (16-17 вв, Москва; живописная эмаль Усолье и Сольвычегорска – 17в., расписная эмаль Ростова Великого – 17в.).
Техники художественных эмалей:
1. Перегородчатая эмаль (клуазоне)– одна из самых сложных эмальерных техник по способу изготовления. Основа для этого вида Э. – тонкая металлическая пластина (из золота, серебра или меди), на которой процарапывают, гравируют или прорезают насквозь контур будущего изображения. Затем по этому контуру напаивают тонкие металлические полоски, поставленные на ребро, получая изображение из разнообразных по форме и размеру ячеек. Каждую ячейку заполняют эмалью разного цвета до верхнего края перегородок и производят обжиг эмали. Затем эмаль шлифуют и полируют так, чтобы эмаль и верх перегородок находились в одной плоскости. Именно полное, без углублений, заполнение эмалью ячеек является отличительным признаком перегородчатых эмалей.
Первое упоминание о перегородчатый эмалях в России встречается в Московской Ипатьевской Летописи 1175 г. (эта эмаль имела тогда название – «финифть»). Только в 19 в. термин «финифть» был заменен – «эмаль». С тех пор самые драгоценные предметы роскоши, ювелирные изделия, украшенные эмалями, стали наз. «эмалями».
«Витражная эмаль» - разновидность перегородч. Э.
2. Эмаль по скани (филиграни) - разновидность техники перегородчатой Э., получившая широкое распространение в России.
На металлическую основу напаивают (выкладывают) растительный или геометрический орнамент из перевитой металлической (золотой, серебряной, медной) проволоки, которая образует ячейки. Каждую ячейку из сканой проволоки заполняют до краев эмалью разного цвета, которая после обжига оседает и оказывается ниже сканого орнамента, поэтому Э. по скани не полируют, чтобы не повредить рисунок из сканой проволоки. Отсутствие полировки и Э., лежащая ниже сканых перегородок – главное отличие техники Э. по скани от техники перегородчатой Э. Иногда в Э. по скани для усиления декоративности в отдельные ячейки Э. наплавляется в несколько приемов, т.ч. в результате она лежит выше края сканой проволоки, создавая ощущение жемчужин или бусин. Для Э. по скани используют цветные прозрачные и непрозрачные Э. Для усиления декоративности технику Э. по скани в русском искусстве 17в. нередко сочетали с техникой расписных Э. В этих случаях на Э. в сканых ячейках дополнительно живописным приемом прописывали изображения трав, цветов, зверей или жанровых сцен.
3. Выемчатая эмаль (фр. шанлеве – вскопанное поле)– одна из древнейших эмальерных техник.
На толстой металлической пластине (золото, серебро, медь) глубоко вырезается (вынимается) сюжетное или орнаментальное изображение. Получившиеся при этом углубления заполняют прозрачной или непрозрачной Э. и производят обжиг. Если используют прозрачную Э. , то ее после обжига шлифуют и полируют. В этой технике рисунок углублен в толщу металлической пластины. Один из приемов выемчатой Э. заключается в том, что вырезанный на металле рисунок полностью покрывают вместе с пластиной цветной прозрачной Э. Другой – в том, что цветной непрозрачной Э. заполняют только вырезанное изображение. Третий прием – металлическую пластину покрывают Э. одного цвета, а углубление рисунка – Э. других цветов.
4. Эмаль по гравировке (резьбе) – разновидность техники выемчатой эмали. При этом цветная непрозрачная Э. заполняет гравированный контур рисунка или цветная прозрачная Э. сверху полностью покрывает как гравированное изображение, так и всю металлическую пластину (золото, серебро, медь, латунь и бронза). В результате под Э. просвечивает и рисунок и металлический фон основы.
5. Эмаль по литью –разновидность техники выемчатой Э.Ее отличие – изображение получают не путем выемки металлического фона ручным способом, а путем его отливки вместе с металлической пластиной – основой (золото, серебро, медь и бронза). Затем углубление на пластине заполняют Э. Если Э. по литью делают по золоту и серебру, то употребляют прозрачную Э., если по меди и бронзе – пастообразную непрозрачную Э.
6. Эмаль по рельефу – техника, применяющаяся для художественного эмалирования по высокому рельефу, когда эмалевое покрытие повторяет форму металлического рельефного изображения, выступая как поливная глазурь. Это достигается тем, что цветная прозрачная Э., которой покрывают перед обжигом рельеф, в процессе обжига плавится и, ложась тонким просвечивающим слоем на высоких частях рельефа, стекает в его углубления, заполняя их более толстой и плотной по цвету массой. Это позволяет подчеркнуть рельефность изображения. В эмалях по рельефу металлической основой чаще всего служат медь и бронза, иногда используется золото и серебро.
7. Расписная (живописная) эмаль – техника художественного эмалирования, использующая живописный прием письма эмалями при помощи кисти. Тонкую пластину серебра, меди или сделанную из этих материалов объемную форму покрывают с двух сторон белой Э. На лицевой стороне эмалевой краской насыщенного цвета прописывают контур изображения и его детали, например, лицо, волосы, складки одежды. Для нанесения контура рисунка применяют также способ перевода рисунка с бумаги, так называемый «припорох», когда контур изображения накалывается на бумажном листе и припорашивается сверху толченым углем или голландской сажей, которые, проходя через наколотые отверстия, образуют точечный контур. Затем его обводят эмалевой краской, подвергают обжигу и расписывают контурное изображение разноцветными эмалями, которые располагают одну ярдом с другой, создавая из отдельных цветовых пятен эмали единую красочную гамму. Поскольку Э. накладывается локальными фрагментами, то обжиг делают по 10-15 раз учитывая разный уровень температуры плавления используемых эмалей. В расписной Э. используют цветные прозрачные и непрозрачные Э. Применяют также и бесцветную прозрачную Э. (фондом), которой перед последним обжигом покрывают рисунок от повреждений. В России расписные Э. стали применять в кон. 17в.; центры производства - Оружейная палата Московского кремля, Великий Устюг, Сольвычегорск.
8. Миниатюра на эмали (финифть) – техника художественного эмалирования, которая использует прием кистевой станковой живописи. Первую прописку изображения (подмалевок) выполняют на белом эмалевом фоне медной пластины –основы. После подмалевка пластину высушивают, обжигают в муфельной печи при 800 градусах и снова прописывают. Этот процесс для получения максимальной цветовой изысканности и детальности рисунка художник-эмальер повторяет многократно.
Миниатюра на эмали в Европе появилась в нач. 17в. и получила широкое развитие во Франции (Лимож). Появление русской миниатюры на эмали относится к кон. 17 в. и связано с Петром 1, чьи миниатюрные усыпанные драгоценными камнями, служили высшей наградой России вручались лично царем за большие заслуги перед государством. Эмали всегда ценились на уровне драгоценных камней.
9. Эмаль по гильошированному фону (эмаль по гильоширу) – это вариант техники эмали по гравировке (резьбе). Только в этом случае гравировка выполняется не вручную, а механическим способом, с помощью специального станка, который позволяет украшать металлическую поверхность геометрическим декором в виде лучей, полос, волнообразных линий, концентрических кругов, повторяющихся кругов – муаровый эффект. В технике Э. по гильоширу используют исключительно прозрачные Э. разной цветовой гаммы, в результате чего металлический фон и нанесенный на него узор просвечивают под Э. Эмали по гильоширу делают в основном на золоте или серебре, а с ХХ в. для недорогих изделий стали применять красную медь.
Русские Эмали изготавливались с 3-5 вв. в Приднепровье (браслеты, фибулы с выемчатой Э.), перегородчатая Э. на Руси появилась в 11 в. В период татаро-монгольского ига Новгород оказывается единственным русским городом, который не был сожжен, поэтому новгородская школа художественной обработки металла осталась единственной. Ее мастера развивали графические средства выразительности и до 14 в. владели приемами выемчатой Э. Московские мастера использовали цветные пасты, которые украшали разные поверхности ювелирных изделий. С 16 в. в мастерских Московского Кремля создавались произведения в скано-финифтяной технике и технике выемчатой Э. С 17 в. развивается специализация, когда одно произведение исполнялось несколькими мастерами: знаменщик наносил на поверхность заготовки рисунок, чеканщик выколачивал по рисунку объемные детали композиции, сканщик покрывал изделие узором филиграни и наводил финифть. Самым знаменитым знаменщиком в русском ювелирном искусстве 17 в. был Симон Ушаков, проработавший 22 года в Серебряной палате Московского Кремля.
Со второй пол 17 в. из-за расширения связей России с мусульманским Востоком в моду вошли яркие оттенки финифти: изумрудно-зеленый, бирюсовый, глубоко синий, похожий на лазурит – полихромный стиль. Изделия были хрупкими, в их углубления, образованные резцом в металле или (ячейки сканого рисунка) заполняли эмаль.
С 17 в. на Севере России обозначились самобытные центры по производству изделий из металла – Сольвычегорск, Вологда, Вятка и Великий Устюг, в которых финифть сочеталась со сканью. С 18 в. расписная Э. появляется на медных тарелках, сундуках, ложках и др. изд.
К 1680 г. изделия с расписной Э. появились в Усолье, где производилась полихромная Э. на серебре и меди с оригинальной технологией росписи красками по «белью» - белому эмалевому грунту, где эмалевые клейма с оригинальными сюжетным изображением с внешней стороны клейма опоясывались широкой лентой скани. Эмальерная роспись ограничивалась 5-7 красками: прозрачно зеленой, голубой, желтой, лиловой, черной и красно-коричневой. Сюжеты Усолья: образы северного фольклора и славянской мифологии (птица Сирин, лебедушка, олень Золотые рога, лев-царь зверей. Развивается и жанровая живопись, портрет. Эмальеры Усолья отвечали вкусам промышленников и купечества.
Великий Устюг – мастера выполняли заказы церкви, в изделиях использовались контрасные белые и черные фоны для растительных узоров. Эти фоны особенно выразительно читались с многочисленными цветовыми и тоновыми градациями.
В нач. 18 в. в СПб складывается новый эмальерный художественный центр, который связан со станковыми видами искусства (портретом) – воспроизведение миниатюрного изображения с живописного оригинала. Колористическая гамма эмали в нач. 18 в. насчитывает 1-2 оттенка цветов. Поэтому чаще всего применялась т.н. пунктирная техника эмалевой росписи - это моделировка формы маленькими мазками, тоновые переходы, которых зависели от густоты одноцветных мазков.
Во второй пол. 18 в. складывается самобытный стиль ростово-ярославской школы финифти: расписные иконки, кресты, пластины для украшения церковных книг, сосудов-потиров. На эмальерных пластинах изображались фигуры святых, библейские сцены, архитектура монастырей.
Подъем эмальерного дела в 90-х гг. 18 в. связано учреждением в Академии художеств России «живописного на финифти миниатюрного класса» под рук. акад. Петра Жаркова.
В 19 в. в ростовской Э. заметен переход к реалистическому изображению из станковой живописи – портрет, написанный в одной тональности коричневого или черного цв. Появляются еще несколько видов Э. : транспортная и эмаль по гильоширу (центры СПб и Москва)