Мировая история развития художественного литья

Оглавление

1 Мировая история развития художественного литья. 2

1.1 Искусство литья в древности. 3

2 Технология художественного литья. 6

2.1 Художественное литье скульптур по моделям в земляные формы.. 6

2.2 Художественное литье скульптур по выплавляемым моделям. 7

2.3 Декорирование скульптур из металла. 7

2.4 Декоративная механическая обработка скульптуры из металла. 8

2.4.1 Шлифовка скульптуры.. 8

2.4.2 Полировка скульптурного произведения. 8

2.5 Химическое декорирование скульптур из металла. 9

2.5.1 Тонирование. Патинирование. Оксидирование. 9

2.6 Декорирование скульптуры из черных металлов. 9

2.7 Защитное тонирование или патинирование скульптур из цветных металлов и сплавов. 11

Мировая история развития художественного литья

История развития цивилизации неразрывно связанна с освоением материалов. В этом плане трудно переоценить роль металла. Американский этнолог Генри Льюис Морган писал, что, когда варвар научился получать и применять металл, тогда "девять десятых борьбы за цивилизацию было выиграно". Появление орудий из металла способствовало не только техническому прогрессу (в земледелии, строительстве, ремеслах), но и социальному: образование первых государств совпадает с началом бронзового века.

С металлом первобытный человек познакомился несколько тысячелетий тому назад. Имеются сведения, что примерно за 9 тыс. лет до н.э. народности, населявшие территорию Анатолии (азиатскую часть современной Турции), использовали медь, найденную в самородном виде. Золотые изделия появились примерно за 6 тыс. лет до н.э., а изделия из метеоритного железа - примерно за 3 тыс. лет до н.э.

Но для того, чтобы получать отливки, человек должен был научиться плавить металл. На это потребовалось несколько тысяч лет. Самые древние отливки, обнаруженные археологами на территории Анатолии, Месопотамии, Ирана, датируются ХIV веком до н.э. Спустя несколько веков технологии литья была освоена народами, населявшими Кавказ, северную Африку, Европу.

В истории развития литейной технологии можно выделить три периода:

Первый (от появления первых отливок до ХIV века н.э.) - это период примитивной технологии. На этом этапе имело место исключительно индивидуальное производство в основном предметов быта, культа, оружия, украшений.

Второй (от ХIV н.э. до середины ХIХ века) - период ремесленной технологии. Литье превратилось в самостоятельное ремесло. Ручная формовка достигла совершенства.

Третий (от середины ХIХ века до конца ХХ века) - период промышленной технологии. Организованно механизированное массовое производство самых разнообразных отливок.

Такое деление условно, поскольку на протяжении каждого этапа искусство литья использовало взлеты и падения. Еще в древности создавались уникальные литые изделия. Так, технология литья по выплавляемым моделям была известна еще в Древнем Шумере (ХХVI век до н.э.), Древней Индии (ХХХ век до н.э.), Древней Греции и Этрурии (VI век до н.э.) Владели ею древние племена, населявшие экваториальную Африку (IV - ХII век н.э.). Литье в кокиль скифы применяли около двух с половиной тысячелетий тому назад. Греческие литые бронзовые украшения по сей день считаются образцами совершенства и подражания.

Однако с исчезновением культур угасало искусство литья. Кроме того в древнем мире ремесленники старались держать в секрете особенности освоенной технологии, она передавалась, как правило, по наследству. И нередко последний в династии уносил с собой в могилу секреты ремесла.

Характерным примером служит булатная сталь. Древнеиндийские мастера выплавляли ее еще за 13 веков до н.э., но потом секрет был утрачен. Позднее булатные клинки изготавливали в Персии, Сирии, Египте, а в середине века - в Дамаске, но вновь с течением времени технология была утеряна. И только в середине прошлого века русский металлург П.П. Аносов раскрыл этот секрет, что позволило воспроизводить уникальные изделия из булатной стали.

Искусство литья в древности

Первоначально для литья использовали формы из влажной глины. Отпечаток модели в этих формах получали путем вдавливания. Несколько позднее появились каменные формы, сначала - открытые, а затем и закрытые.

Первым литейным материалом стала бронза. Технология получения бронзы путем сплавления меди и олова была известна в Древнем Египте и Вавилоне в 3-м тысячелетии до н.э.

Египтяне обозначали медь и бронзу одним иероглифом, но в первом случае к нему добавляли значок, который переводится как "настоящая", а Во втором - "искусственно приготовленная". В древнеегипетских папирусах и вавилонских глиняных табличках 2-го и 3-го тысячелетия до н.э. бронза упоминается как заурядный материал. Число обнаруженных археологами древних изделий из чистой меди и чистого олова по сравнению с числом бронзовых изделий крайне мало.

Древние мастера в основном отливали оружие и орудия труда: копья, рыболовные крючки. Тем не менее, найденные при раскопках литые украшения свидетельствуют о том, что изготовившие их люди были не только умелыми ремесленниками, но и художниками. Примером служит золотая голова быка из Ура (Древний Шумер), отлитая в VIII веке до н.э.

Ближе к художественным отливкам, как по оформлению, так и по приемам литья, были литые мечи. Вряд ли можно найти хоть один народ, который владел искусством литья и не изготавливал бы бронзовых мечей. Найденные в раскопках древние мечи, как правило, богато инкрустированы золотом, серебром. Их рукоятки украшены замысловатым узором, изображениями животных.

Литейщики Древней Индии уже в 3-м тысячелетии до н.э. применяли стержни для изготовления пустотелых отливок. К этому времени относится и появление технологии литья по восковой выплавляемой модели, которая дала толчок развитию художественного литья.

Древнекитайские мастера, в первую очередь, освоили литье из чугуна примерно в VI веке до н.э. Добавляя в шихту фосфат железа, китайцы научились делать чрезвычайно тонкие отливки. Получалась фосфатная эвтектика, температура плавления которой была примерно на100 oС ниже, чем у бронзы.

Самой большой чугунно художественной отливкой считается Лев в Цзянь - Чжоу (974 г.н.э.). Его высота - около 6,1 м, длина 5,5 м.

Бронза в Древнем Китае появилась позднее, чем во многих других странах, - лишь во 2-м тысячелетии до н.э. Наивысшего расцвета технология бронзового литья достигает во времена VIII века до н.э., о чем свидетельствуют великолепные бронзовые сосуды, применявшиеся в быту и при религиозных церемониях. Начиная с середины 1-го тысячелетия искусство литья приходит в упадок. Литьем изготавливают только монеты.

В станах Древнего Востока высокого совершенства достигло литье скульптур.

В Индии отправным моментом стало распространение буддизма. Еще в 1 веке н.э. появились скульптурные изображения Будды в человеческом подобии. Позднее популярнейшим божеством стал Шива. В его образе особенно полно отражены принципы индийской эстетики и национальные приемы художественного творчества. Начиная с Х века н.э. предпочтение отдавалось танцующему Шиве, который символизирует движение, круговращением мира.

Китайские литые скульптурные изображения Будды, датируемые I веком н.э., отличаются сложностью композиции, тщательностью обработки. Для китайского стиля характерно изготовление больших отливок животных, реальных и мифических, устанавливаемых на постаментах у входа во дворцы и храмы.

Высоким мастерством отличались скифские литейщики (VII-III век до н.э.). Подтверждением тому могут служить бронзовые котлы для варки пищи, незаменимые при кочевом образе жизни. Котлы украшали литыми узорами, фигурами козлов, растений, культовыми знаками. Скифы применяли стрелы с граненными наконечниками из бронзы, которые отливались в металлических формах - кокилях. Технология литья в кокиль была утрачена и возродилась лишь в ХVII веке н.э.

Интересной станицей в истории развития литейной технологии является освоение литья древними племенами Центральной Африки. Зарождение металлургии здесь имело свои особенности. В джунглях и саваннах экваториальной Африки почти нет залежей меди. Век металла тут начинался с железа.

При археологических раскопках в Центральной Африке были обнаружены плавильные печи и шлак. Это дало основание предположить, что примитивная выплавка железа здесь велась уже в самом начале 2-го тысячелетия до н.э.

В то время, когда в Древнем Египте производили изделия из бронзы, народы, населявшие территорию современной Нигерии, искусно изготовляли из железа орудия труда, оружие и даже складные стулья. Африканские литейщики для литья гвоздей, бус и других предметов применяли специальные формы.

Систематическая добыча меди в Центральной Африке началась довольно поздно. Мастера народа сао, жившего на берегах озера Чад в IV-ХII веках н.э. отливали из бронзы и меди статуэтки людей, кулоны в виде ящериц, уток, слонов, крокодилов, браслеты, подвески и т.д. при раскопках в Восточной Нигерии в погребении полутысячелетней давности были обнаружены художественные отливки из бронзы в виде черепа леопарда и рукоятки посоха, увенчанной фигурой всадника, маски людей, животных, различные украшения, бронзовые сосуды в форме раковин.

Скульптуры африканских мастеров изготавливались методом литья по выплавляемым моделям. Причем толщина стенок не превышала 2-3 мм. Это свидетельство высокого мастерства литейщиков.

В ХIII веке до н.э. на Балканском и Апеннинском полуостровах Средиземноморья зарождаются новые очаги культуры, которым суждено сыграть огромную роль в истории Западной Европы. Древние эллины и этруски переняли лучшие достижения древнеегипетской, крито-микенской культур и культуры Междуречья. Расцвет Древней Эллады и Этрурииприходится на конец бронзового века и начало железного. Литейщикам не нужно было открывать способы обработки металлов, и все мастерство они направили на совершенствование технологии и декоративных приемов.

Древнегреческие мастера умело использовали технологию литья по восковым моделям. Например, при изготовлении мечей восковые модели применяли для нанесения рисунка или получения биметаллических отливок. Древнегреческие литые бронзовые украшения, оружие, светильники являют собой шедевры декоративно-прикладного искусства, но подлинной вершиной следует признать литые скульптуры из бронзы.

Сначала эллины находились под сильным влиянием египетских канонов. Их скульптуры отличала неподвижность форм, условное изображение движения, "архаическая" улыбка, грубое исполнение отливки. Но на рубеже VI-V веков н.э. ваятели научились создавать близкие к жизни образы, реалистичнее изображать человеческую фигуру, ее движение. Скульптура периода высокой классики выражает возвышенные идеалы; представления о гражданской доблести, о духовном, нравственном и физическом совершенстве свободного эллина, о красоте и гармонии человеческого тела. Прекрасные бронзовые статуи обнаруживают не только тонкий художественный вкус древних греков, но и значительное усовершенствование способов литья. Создание крупных отливок было не под силу одним лишь скульпторам. Для этого требовались литейщики - ваятели, высокоразвитое литейное производство и филигранная техника литья.

Как и в Древней Греции, в Древней Этрурии высокого расцвета достигла скульптура. Своеобразие этрусского искусства проявляется в реализме; в умении подчеркнуть детали, в сочетании простоты и изысканности. Одним из высших достижений художников - этрусков считается бронзовая статуя химеры, датируемая V веком до н.э. Восхищение вызывают не только художественные достоинства скульптуры, но и мастерство исполнения отливки.

Западноевропейское скульптурное литье многим обязано классическим работам эллинских и этрусских мастеров.

Шлифовка скульптуры

Эта операция производится абразивными материалами естественного происхождения: корундами, алмазами, кремнием, кварцем, а также искусственными корундами и алмазами. На практике - это наждачная бумага или шкурка - абразивная зернь, наклеенная на плотную бумагу или ткань. Начинают шлифовку скульптуры крупнозернистой шкуркой, постепенно переходя к мелкозернистой, а затем и к шлифовальной пасте, к мельчайшей кирпичной муке. Шлифовкой со скульптуры удаляются окислы, открывается чистая поверхность

Оглавление

1 Мировая история развития художественного литья. 2

1.1 Искусство литья в древности. 3

2 Технология художественного литья. 6

2.1 Художественное литье скульптур по моделям в земляные формы.. 6

2.2 Художественное литье скульптур по выплавляемым моделям. 7

2.3 Декорирование скульптур из металла. 7

2.4 Декоративная механическая обработка скульптуры из металла. 8

2.4.1 Шлифовка скульптуры.. 8

2.4.2 Полировка скульптурного произведения. 8

2.5 Химическое декорирование скульптур из металла. 9

2.5.1 Тонирование. Патинирование. Оксидирование. 9

2.6 Декорирование скульптуры из черных металлов. 9

2.7 Защитное тонирование или патинирование скульптур из цветных металлов и сплавов. 11

Мировая история развития художественного литья

История развития цивилизации неразрывно связанна с освоением материалов. В этом плане трудно переоценить роль металла. Американский этнолог Генри Льюис Морган писал, что, когда варвар научился получать и применять металл, тогда "девять десятых борьбы за цивилизацию было выиграно". Появление орудий из металла способствовало не только техническому прогрессу (в земледелии, строительстве, ремеслах), но и социальному: образование первых государств совпадает с началом бронзового века.

С металлом первобытный человек познакомился несколько тысячелетий тому назад. Имеются сведения, что примерно за 9 тыс. лет до н.э. народности, населявшие территорию Анатолии (азиатскую часть современной Турции), использовали медь, найденную в самородном виде. Золотые изделия появились примерно за 6 тыс. лет до н.э., а изделия из метеоритного железа - примерно за 3 тыс. лет до н.э.

Но для того, чтобы получать отливки, человек должен был научиться плавить металл. На это потребовалось несколько тысяч лет. Самые древние отливки, обнаруженные археологами на территории Анатолии, Месопотамии, Ирана, датируются ХIV веком до н.э. Спустя несколько веков технологии литья была освоена народами, населявшими Кавказ, северную Африку, Европу.

В истории развития литейной технологии можно выделить три периода:

Первый (от появления первых отливок до ХIV века н.э.) - это период примитивной технологии. На этом этапе имело место исключительно индивидуальное производство в основном предметов быта, культа, оружия, украшений.

Второй (от ХIV н.э. до середины ХIХ века) - период ремесленной технологии. Литье превратилось в самостоятельное ремесло. Ручная формовка достигла совершенства.

Третий (от середины ХIХ века до конца ХХ века) - период промышленной технологии. Организованно механизированное массовое производство самых разнообразных отливок.

Такое деление условно, поскольку на протяжении каждого этапа искусство литья использовало взлеты и падения. Еще в древности создавались уникальные литые изделия. Так, технология литья по выплавляемым моделям была известна еще в Древнем Шумере (ХХVI век до н.э.), Древней Индии (ХХХ век до н.э.), Древней Греции и Этрурии (VI век до н.э.) Владели ею древние племена, населявшие экваториальную Африку (IV - ХII век н.э.). Литье в кокиль скифы применяли около двух с половиной тысячелетий тому назад. Греческие литые бронзовые украшения по сей день считаются образцами совершенства и подражания.

Однако с исчезновением культур угасало искусство литья. Кроме того в древнем мире ремесленники старались держать в секрете особенности освоенной технологии, она передавалась, как правило, по наследству. И нередко последний в династии уносил с собой в могилу секреты ремесла.

Характерным примером служит булатная сталь. Древнеиндийские мастера выплавляли ее еще за 13 веков до н.э., но потом секрет был утрачен. Позднее булатные клинки изготавливали в Персии, Сирии, Египте, а в середине века - в Дамаске, но вновь с течением времени технология была утеряна. И только в середине прошлого века русский металлург П.П. Аносов раскрыл этот секрет, что позволило воспроизводить уникальные изделия из булатной стали.

Искусство литья в древности

Первоначально для литья использовали формы из влажной глины. Отпечаток модели в этих формах получали путем вдавливания. Несколько позднее появились каменные формы, сначала - открытые, а затем и закрытые.

Первым литейным материалом стала бронза. Технология получения бронзы путем сплавления меди и олова была известна в Древнем Египте и Вавилоне в 3-м тысячелетии до н.э.

Египтяне обозначали медь и бронзу одним иероглифом, но в первом случае к нему добавляли значок, который переводится как "настоящая", а Во втором - "искусственно приготовленная". В древнеегипетских папирусах и вавилонских глиняных табличках 2-го и 3-го тысячелетия до н.э. бронза упоминается как заурядный материал. Число обнаруженных археологами древних изделий из чистой меди и чистого олова по сравнению с числом бронзовых изделий крайне мало.

Древние мастера в основном отливали оружие и орудия труда: копья, рыболовные крючки. Тем не менее, найденные при раскопках литые украшения свидетельствуют о том, что изготовившие их люди были не только умелыми ремесленниками, но и художниками. Примером служит золотая голова быка из Ура (Древний Шумер), отлитая в VIII веке до н.э.

Ближе к художественным отливкам, как по оформлению, так и по приемам литья, были литые мечи. Вряд ли можно найти хоть один народ, который владел искусством литья и не изготавливал бы бронзовых мечей. Найденные в раскопках древние мечи, как правило, богато инкрустированы золотом, серебром. Их рукоятки украшены замысловатым узором, изображениями животных.

Литейщики Древней Индии уже в 3-м тысячелетии до н.э. применяли стержни для изготовления пустотелых отливок. К этому времени относится и появление технологии литья по восковой выплавляемой модели, которая дала толчок развитию художественного литья.

Древнекитайские мастера, в первую очередь, освоили литье из чугуна примерно в VI веке до н.э. Добавляя в шихту фосфат железа, китайцы научились делать чрезвычайно тонкие отливки. Получалась фосфатная эвтектика, температура плавления которой была примерно на100 oС ниже, чем у бронзы.

Самой большой чугунно художественной отливкой считается Лев в Цзянь - Чжоу (974 г.н.э.). Его высота - около 6,1 м, длина 5,5 м.

Бронза в Древнем Китае появилась позднее, чем во многих других странах, - лишь во 2-м тысячелетии до н.э. Наивысшего расцвета технология бронзового литья достигает во времена VIII века до н.э., о чем свидетельствуют великолепные бронзовые сосуды, применявшиеся в быту и при религиозных церемониях. Начиная с середины 1-го тысячелетия искусство литья приходит в упадок. Литьем изготавливают только монеты.

В станах Древнего Востока высокого совершенства достигло литье скульптур.

В Индии отправным моментом стало распространение буддизма. Еще в 1 веке н.э. появились скульптурные изображения Будды в человеческом подобии. Позднее популярнейшим божеством стал Шива. В его образе особенно полно отражены принципы индийской эстетики и национальные приемы художественного творчества. Начиная с Х века н.э. предпочтение отдавалось танцующему Шиве, который символизирует движение, круговращением мира.

Китайские литые скульптурные изображения Будды, датируемые I веком н.э., отличаются сложностью композиции, тщательностью обработки. Для китайского стиля характерно изготовление больших отливок животных, реальных и мифических, устанавливаемых на постаментах у входа во дворцы и храмы.

Высоким мастерством отличались скифские литейщики (VII-III век до н.э.). Подтверждением тому могут служить бронзовые котлы для варки пищи, незаменимые при кочевом образе жизни. Котлы украшали литыми узорами, фигурами козлов, растений, культовыми знаками. Скифы применяли стрелы с граненными наконечниками из бронзы, которые отливались в металлических формах - кокилях. Технология литья в кокиль была утрачена и возродилась лишь в ХVII веке н.э.

Интересной станицей в истории развития литейной технологии является освоение литья древними племенами Центральной Африки. Зарождение металлургии здесь имело свои особенности. В джунглях и саваннах экваториальной Африки почти нет залежей меди. Век металла тут начинался с железа.

При археологических раскопках в Центральной Африке были обнаружены плавильные печи и шлак. Это дало основание предположить, что примитивная выплавка железа здесь велась уже в самом начале 2-го тысячелетия до н.э.

В то время, когда в Древнем Египте производили изделия из бронзы, народы, населявшие территорию современной Нигерии, искусно изготовляли из железа орудия труда, оружие и даже складные стулья. Африканские литейщики для литья гвоздей, бус и других предметов применяли специальные формы.

Систематическая добыча меди в Центральной Африке началась довольно поздно. Мастера народа сао, жившего на берегах озера Чад в IV-ХII веках н.э. отливали из бронзы и меди статуэтки людей, кулоны в виде ящериц, уток, слонов, крокодилов, браслеты, подвески и т.д. при раскопках в Восточной Нигерии в погребении полутысячелетней давности были обнаружены художественные отливки из бронзы в виде черепа леопарда и рукоятки посоха, увенчанной фигурой всадника, маски людей, животных, различные украшения, бронзовые сосуды в форме раковин.

Скульптуры африканских мастеров изготавливались методом литья по выплавляемым моделям. Причем толщина стенок не превышала 2-3 мм. Это свидетельство высокого мастерства литейщиков.

В ХIII веке до н.э. на Балканском и Апеннинском полуостровах Средиземноморья зарождаются новые очаги культуры, которым суждено сыграть огромную роль в истории Западной Европы. Древние эллины и этруски переняли лучшие достижения древнеегипетской, крито-микенской культур и культуры Междуречья. Расцвет Древней Эллады и Этрурииприходится на конец бронзового века и начало железного. Литейщикам не нужно было открывать способы обработки металлов, и все мастерство они направили на совершенствование технологии и декоративных приемов.

Древнегреческие мастера умело использовали технологию литья по восковым моделям. Например, при изготовлении мечей восковые модели применяли для нанесения рисунка или получения биметаллических отливок. Древнегреческие литые бронзовые украшения, оружие, светильники являют собой шедевры декоративно-прикладного искусства, но подлинной вершиной следует признать литые скульптуры из бронзы.

Сначала эллины находились под сильным влиянием египетских канонов. Их скульптуры отличала неподвижность форм, условное изображение движения, "архаическая" улыбка, грубое исполнение отливки. Но на рубеже VI-V веков н.э. ваятели научились создавать близкие к жизни образы, реалистичнее изображать человеческую фигуру, ее движение. Скульптура периода высокой классики выражает возвышенные идеалы; представления о гражданской доблести, о духовном, нравственном и физическом совершенстве свободного эллина, о красоте и гармонии человеческого тела. Прекрасные бронзовые статуи обнаруживают не только тонкий художественный вкус древних греков, но и значительное усовершенствование способов литья. Создание крупных отливок было не под силу одним лишь скульпторам. Для этого требовались литейщики - ваятели, высокоразвитое литейное производство и филигранная техника литья.

Как и в Древней Греции, в Древней Этрурии высокого расцвета достигла скульптура. Своеобразие этрусского искусства проявляется в реализме; в умении подчеркнуть детали, в сочетании простоты и изысканности. Одним из высших достижений художников - этрусков считается бронзовая статуя химеры, датируемая V веком до н.э. Восхищение вызывают не только художественные достоинства скульптуры, но и мастерство исполнения отливки.

Западноевропейское скульптурное литье многим обязано классическим работам эллинских и этрусских мастеров.

Наши рекомендации