Палехская лаковая миниатюра.
Плещутся звезды в мерцающих далях,
Светится снег, хоть в ладони бери.
Сказочный Палех, загадочный Палех
Скачет на тройке в отцветах зари…
Вешнее солнце в шкатулке хранится,
Не увядает старинный секрет.
Кисти взлетают, как крылья Жар-птицы.
Палех рисует России портрет.
Палехская миниатюра - народный промысел, развившийся в посёлке Палех Вязниковского уезда Владимирской губернии (ныне Палехский район Ивановской области). Типичные сюжеты палехской миниатюры позаимствованы из повседневной жизни, литературных произведений классиков, сказок, былин и песен. Ряд композиций опирается на традиции классического искусства. Работы обычно выполняются темперными красками на чёрном фоне и расписываются золотом.
Палех ещё с допетровских времён славился своими иконописцами. Наибольшего расцвета палехское иконописание достигло в XVIII — начале XIX века. Местный стиль сложился под влиянием московской, новгородской, строгановской и ярославской школ. Кроме иконописи, палешане занимались монументальной живописью, участвуя в росписи и реставрации церквей и соборов, в том числе Грановитой палаты Московского Кремля, храмов Троице-Сергиевой лавры, Новодевичьего монастыря.
После революции 1917 года художники Палеха были вынуждены искать новые формы реализации своего творческого потенциала. В 1918 году художники создали Палехскую художественную декоративную артель, которая занималась росписью по дереву. Родоначальниками палехского стиля являются Иван Голиков и Александр Глазунов, в московской мастерской которого Иван Голиков написал первую работу в так называемом палехском стиле. Палешане познакомились с новым материалом папье-маше, являвшимся на протяжении века основой для лаковой миниатюры Федоскина. Мастера освоили новый материал, перенеся на него традиционную для древнерусской иконы технологию темперной живописи и условную стилистику изображения. Впервые палехские миниатюры на папье-маше, выполненные по заказу Кустарного музея, были представлены на Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке в 1923 году, где были удостоены диплома 2-й степени.
5 декабря 1924 года палехские художники объединились в «Артель древней живописи». В 1925 году палехские миниатюры экспонировались на Всемирной выставке в Париже.
Союз художников Палеха возник в 1932 году. В 1935 году артель была преобразована в Товарищество художников Палеха, в 1954-м образовались Палехские художественно-производственные мастерские Художественного фонда СССР.
Книги об искусстве палехской лаковой миниатюры:
Вихрев, Е.Ф. Палех / Ефим Федорович Вихрев. – Ярославль : Верхне - Волжское кн. из-во, 1974. – 232с., с ил.
Книга «Палех» включает в себя цикл очерков, посвященных народному искусству вообще и палехскому в особенности.
Вихрев, Е.Ф. Родники/ сост. и примеч. А. Вихрева; вступ. ст. Ю. Мелентьева. – Москва : Советская Россия, 400с. – 16 ил.
Ефима Вихрева называли «певцом Палеха». В книгу включены не только очерки об искусстве палехских «богомазов», но и рассказы о златоустовских виртуозах-граверах по стали, о кудесниках-мастерах хохломской росписи, о безвестных талантах-самородках с их неповторимо своеобразным художестническим видением мира.
Изделия мастеров Палеха : комплект цветных открыток / фото И. Стин, А. Фирсова; авт. Текста Э. Журавская. – Москва : Планета, 1978. – 12 откр. в папке.
Комплект открыток знакомит с искусством Палеха. Старинные охотничьи потехи и былинные сражения, сельские сцены и песенные мотивы, литературные сюжеты и романтика труда – все нашло отражение в творчестве самобытных художников.
Палех :фотоальбом. / сост. С.П. Голубя. – Москва : Планета, 1980. - С. 112-133.
В статье рассказывается об истории возникновении села Палех, о живописи художников-палешан.
Палех. Искусство древней традиции : альбом / авт.- сост. М.А. Некрасова. – Москва : Советский художник, 1990. – 88с., с ил.
В фото-альбоме представлены иллюстрации предметов декоративно-прикладного искусства поселка Палех.
Палех – село художников. / авт.- сост. П. Косолапов; фот. Е. Кассин, В. Янков. - Москва : Прогресс, 1977. – 68 с., ил.
В книге рассказывается о художниках поселка Палех, сохранивших традиции своего высокого мастерства, об экспозиции местного палехского музея, в которой представлены разнообразные предметы декоративно-прикладного искусства.
Сказочный мир Пушкина. Из собрания Государственного музея палехского искусства : Альбом репродукций /сост. Н.П. Кузенина, А.В. Бокарева, Е.С. Милютина; ред. Н.Ф. Яснопольский, Т.В. Луговская, худ. В.М. Тимофеев. – Иваново : Полинформ, 1996. – 127 с., ил.
В настоящем альбоме предложены работы палехских миниатюристов на самые любимые палешанами темы – темы творчества А.С. Пушкина – пяти его сказок и поэмы «Руслан и Людмила». Большинство работ публикуется впервые.
Солонин, П.Н. Здравствуй Палех! Лирические этюды о мастерах русских лаков из маленького поселка срединной России / П.Н. Солонин. – Ярославль, Верхн.-Волж. кн. изд., 1979. – 256с. с ил.
Книга посвящена всемирно известному искусству палехских мастеров лаковой миниатюры, знакомит с зачинателями этого искусства и продолжателями их дела, с событиями, на волне которых бывшие богомазы превратились в признанных кудесников подлинного народного творчества.
Яковлев, К.Ф. Путешествие в Палех / К.Ф. Яковлев; худож. Б.М. Ермолаев. – Ярославль : Верх.- Волж. кн. из-во., 1970. – 82с.
Эта книга позволит каждому заочно увидеть Палех, узнать его прошлое и настоящее, пройти по улицам, богатейшим музеям и мастерским, встретиться с интересными художниками.
Алые кони. И.И. Голиков // Рогов, А.П. Народные мастера : биогр. очерки. А. Мезрина, И. Мазин, В. Ворносков, И. Голиков / А. П. Рогов. – Москва : Молодая гвардия, 1982. - С.171-266. (Жизнь замечательных людей. Сер. биогр., Вып.2 (622).
Книга писателя Анатолия Рогова посвящена жизни и творчеству выдающихся мастеров, родоначальников всемирно известных промыслов, одним из которых был палехский живописец И.И. Голиков.
Дом-музей И.И. Голикова, основателя Артели древней живописи, заслуженного деятеля искусств РСФСР// Ивановская область. По «Золотому кольцу России» / ред. кол. В.А. Ефимов, Т.В. Ефимова. – Иваново : Издательский дом «Референт», 2007. - С. 332.
В статье рассказывается о первом мемориальном музее в городе Палехе, о палехском живописце И.И. Голикове.
Изделия с палехской лаковой живописью // Бардина, Р.А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры: учеб. Для ПТУ. / Р.А. Бардина. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва : Высшая школа, 1990. - С.69-70.
В статье рассказывается об изделиях Палехского искусства, о их декоративных особенностях, и материалах, с помощью которых они создаются.
Палехская миниатюра //Большая Российская энциклопедия. В 35 т. Т.25. П. – Пертурбационная функция / председатель науч.- ред. совета Ю. С. Осипов; отв. ред. С. Л. Кравец. - Москва : Большая Российская энциклопедия, 2014. – С. 150-151.
Статья знакомит читателя с палехским художественным промыслом – живописью темперными красками на лаковых изделиях из папье-маше; рассказывает об истории данного вида народного прикладного творчества; говорит о современном состоянии палехского искусства.
Палехская миниатюра //Популярная художественная энциклопедия : Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство. В 2 т. Кн. 2. М-Я / гл. ред. В.М. Полевой; ред. кол.: В.Ф. Маркузон, Д.В. Сарабьянов, В.Д. Синюколов. – Москва : Советская Энциклопедия, 1986. – С. 97.
В статье рассказывается о возникновении палехской миниатюрной живописи, о крупнейших художниках-палешанах.
Охотникова, В. Узоров песня вековая // В. Охотникова/ Амоков, В.Б. Народные умельцы / В.Б. Амоков, И.П. Антонов, В.Р. Охотников; худ. Ю. Колесников. – Ярославль : Верх.-Волж. кн. из-во, 1990. – С.94-133.
Книга повествует о ремеслах, народном искусстве и промыслах, которыми искони славится Ивановский край, Верхневолжье, об умельцах этой земли, сохранивших и передавших потомкам свое удивительное мастерство.
Холуйская миниатюра.
Холуй – село, где с давних пор искусством славны мастера.
Вокруг села такой простор – земля к талантам здесь добра.
Листы картона в разноцветье рождают лаковый шедевр…
Как в звездопад, всё в многоцветье.
А изнутри небесный свет.
Холуйская миниатюра — народный промысел, развившийся в селе Холуй Ивановской области. Лаковая миниатюра исполняется темперой на папье-маше. Обычно расписываются шкатулки, кубышки, игольницы и т. д.
Первоначально слободские умельцы (также, как их соседи в Палехе и Мстёре) занимались иконописью, в основном для Троице-Сергиевой лавры, а также изготовляя и недорогие иконы для окрестных жителей. Коренное отличие холуйской миниатюры от других, аналогичных, производств было заложено с самого начала: по совету занимавшегося развитием народных промыслов искусствоведа А. В. Бакушинского, для экономии средств мастера обучались работе не на предметах, планируемых для росписи, а на листах картона, окрашенных в черный цвет и покрытых лаком.
В 1934 году в Холуе была создана художественная артель, занимающаяся росписью лаковых изделий. В 1937 году на Всемирной выставке мастерам были вручены бронзовые медали. В послевоенные годы в искусстве холуйских мастеров всё яснее стали проступать своеобразность и индивидуальная манера, зримо отличающиеся от искусства мастеров других мест (таких, как Федоскино, Палех и Мстера). Главным отличием холуйской живописи является использование синевато-зеленого и коричнево-оранжевого тонов.
Лаковые изделия из Холуя пользуются спросом в таких странах, как Англия, США, Италия, Испания, Канада.
Книги об искусстве холуйской миниатюры:
Искусство холуйской миниатюрной живописи : альбом / авт. сост. Л.К. Розова. – 2-изд. доп. – Л : Художник РСФСР, 1975. – 124с.: ил.
Издание посвящено искусству миниатюрной живописи Холуя, которая является ярким свидетельством многообразия советского изобразительного искусства и плодотворного развития наследия русской художественной культуры.
Искусство Холуя/ сос. В.В. Стариков, Л.А. Вдовина; худож. Ю.Ф. Алексеева; фото Ю.А. Кавера. – Ярославль : Верх.-Волж. кн. из-во, 1980. – 160с., ил.
Книга примечательна еще тем, что о лаковой миниатюре, о творчестве художников, об истории этого центра рассказывают в основном сами мастера, тот, кто сам вершит сказку на шкатулках, ларцах и брошах.
Изделия с холуйской лаковой живописью // Бардина, Р.А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры: учеб. для ПТУ / Р.А. Бардина. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва : Высшая школа, 1990. - С. 71-72.
Статья знакомит со своеобразием Холуйской лаковой живописи, ее значением для культуры России.
Холуй// Ивановская область. По «Золотому кольцу России» / ред. кол. В.А. Ефимов, Т.В. Ефимова. – Иваново : Издательский дом «Референт», 2007. – С. 541-543.
В статье рассказывается об истории поселка Холуй, об иконописной живописи, появившейся здесь в начале XVII века, о людях, чей талант живописцев прославил Холуй не только по всей России, но и за рубежом.
Холуйская миниатюра //Популярная художественная энциклопедия : Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство. В 2 т. Кн. 2. М-Я / гл. ред. В.М. Полевой; ред. кол.: В.Ф. Маркузон, Д.В. Сарабьянов, В.Д. Синюколов. – Москва : Советская Энциклопедия, 1986. – С. 364.
В статье рассказывается об истории возникновения холуйской лаковой миниатюры как вида русской народной живописи.
Хохломская роспись.
Хохломская роспись –
Алых ягод россыпь,
Отголоски лета
В зелени травы,
Рощи – перелески,
Шелковые всплески,
Солнечно – медовый
Золотой листвы…
Хохломская роспись -старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке под Нижним Новгородом. Представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красными, зелёными и золотистыми тонами по чёрному фону. Роспись выглядит ярко, несмотря на тёмный фон. Для создания рисунка используются такие цвета, как красный, жёлтый, оранжевый, немного зелёный и голубой. В росписи всегда присутствует золотой цвет. Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Также часто встречаются птицы, рыбы и звери.
Предполагают, что хохломская роспись возникла в XVII веке на левом берегу Волги, в деревнях Большие и Малые Бездели, Мокушино, Шабаши, Глибино, Хрящи. Деревня Хохлома Ковернинского района Нижегородской области была крупным центром сбыта, куда свозили готовые изделия, оттуда и пошло название росписи.
Существует и легендарное объяснение появления хохломской росписи. Был замечательный иконописец Андрей Лоскут. Бежал он из столицы, недовольный церковными нововведениями патриарха Никона, и стал в глуши приволжских лесов расписывать деревянные поделки, да писать иконы по старому образцу. Прознал про это патриарх Никон и отправил за непокорным иконописцем солдат. Отказался подчиниться Андрей, сжёг себя в избе, а перед смертью завещал людям сохранить его мастерство. Искрами изошёл, рассыпался Андрей. С той поры и горят алым пламенем, искрятся золотыми самородками яркие краски Хохломы.
В настоящее время у хохломской росписи два центра — город Семёнов, где находятся фабрики «Хохломская роспись» и «Семёновская роспись», и деревня Сёмино Ковернинского района, где работает предприятие «Хохломский художник», объединяющее мастеров деревень Ковернинского района: Сёмино, Кулигино, Новопокровское и др. В Сёмино расположено также предприятие, занимающееся 19 лет выпуском деревянных шкатулок с хохломской росписью. В Семёнове школу хохломской росписи основал Г. П. Матвеев.
Книги об искусстве хохломской росписи:
Жегалова, С.К. Росписи Хохломы : Рассказ /С.К. Кусков. – Москва : Детская литература,1991. – 48 с. : фотоил.
Рассказ об одном из самых ярких проявлений русского народного декоративного творчества – искусстве хохломской росписи. Цикл книг «Народные промыслы».
Золотая хохлома // Жегалова, С.К. Русская народная живопись : книга для учащихся ст. классов / С.К. Жегалова. – Москва : Просвещение, 1984. - С. 154-159.
Статья знакомит читателя с искусством народных художников старинного русского села центральной части России - Хохломы; в ней рассказывается о характерных особенностях и чертах хохломской росписи, и о людях, которые создают художественные произведения знаменитые далеко за пределами нашей Родины.
Изделия с хохломской росписью // Бардина, Р.А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры: учеб. для ПТУ / Р.А. Бардина. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва : Высшая школа, 1990. - С.37-42.
Статья познакомит читателя с особенностями хохломской росписи.
Копытов, Е. Волшебные травы Заволжья // Юный художник. – 1991. - №1. - С.17-19.
В статье рассказывается об истории возникновения живописного народного промысла в селе Хохлома.
Тайны Хохломы // Клепа.О народных промыслах России. - №88. – с.10-11.
В статье читатель может узнать об особенностях хохломской росписи, о том, какие краски используют хохломские художники.
Хохломская роспись // Уткин, П.И, Королева Н.С.Народные художественные промыслы.. – Москва : Высшая школа, 1992. – С. 19-21.
Статья знакомит с искусством хохломской росписи.
Яхнин, Л. Веселое слово «хохлома». Дерево виноград. Книга о русских ремеслах // Мурзилка. – 2012. - №3. – С.20-22.
В статье юные читатели могут узнать о том, что представляет собой народный промысел - хохломская роспись.