Человек и пространство в изобразительном искусстве 9 ч.
Познакомить учащихся с ролью и местом живописного портрета в истории искусства, обобщенным образом человека в живописи Возрождения, в 16-19 и 20 веках.
Познакомить с особенностями изображения пространства в искусстве Древнего Египта и Древней Греции, правилами линейной перспективы в искусстве и историей их открытия. Перспективе как учении о способах передачи глубины пространства в искусстве. Дать понятие точки зрения, точки схода.
Расширить знания учащихся о пейзаже как таком жанре в искусстве ,который предполагает гармоничное сочетание чувств художника и их выражения в творческой деятельности
особенностями городского пейзажа в истории искусства в разные эпохи и в российском искусстве 20 века
Учебно-тематический план по ИЗО 6 класс
Номер урока | Тема | Количество часов | Цели и задачи | Объект контроля (знать,уметь) |
1четверть. | Изобразительное искусство, его виды и жанры Тема «Виды изобразительного искусства и основы их образного языка» | |||
Введение. Изобразительное искусство в семье пластических искусств. | а) Познакомить учащихся со значением искусства в жизни человека, видами искусства; дать представление о пластических видах искусства и их делении на группы: конструктивные, декоративные и изобразительные б) Развить интерес к искусству в) Воспитать мотивацию к учебной деятельности | Знать:значение искусства в жизни человека, виды искусства; иметь представление о пластических видах искусства и их делении на группы: конструктивные, декоративные и изобразительные Уметь: выполнить рисунок на свободную тему. | ||
Рисунок- основа изобразительного искусства | а) ) Познакомить учащихся с творческими заданиями рисунка, его видами, с материалами для его выполнения, техникой работы над рисунком б) Учить выполнять рисунок карандашом с натуры в) Развивать навыки овладения техникой рисования г) ) Воспитать мотивацию к учебной деятельности | Знать:понятие «творческое задание» его виды, материалы и, техника работы над рисунком Уметь: выполнять рисунок карандашом с натуры, Зарисовки с натуры и по памяти отдельных травянистых растений или веточек (колоски, колючки, ковыль и т. д. ) .Работать карандашом разной твердости | ||
Пятно как средство выражения Композиция как ритм пятен | а) Познакомить учащихся с понятиями пятна, силуэта, тона и тональных оттенков в изобразительном искусстве, познакомить с ролью пятна в изображении и его выразительными возможностями, тональной шкалой, композицией листа, ритмом пятен. б) Развить приемы работы с красками. в) Воспитать интерес к предмету и изобразительной деятельности; укреплять межпредметные связи ( музыка, литература, ИЗО ) | Знать:понятия «пятно», «силуэт»; роль пятна в изображении и его выразительные возможности; тональная шкала, композиция листа, ритм пятен Уметь:работать с красками; Выполнять изображения различных осенних состояний в природе: ветер, дождь, туман, яркое солнце и тени. Найти работы русских художников о природных явлениях | ||
Цвет. Основы цветове дения | а) Познакомить учащихся с основами цветоведения; дать понятие цветового круга, основных, составных цветов, дополнительного цвета; холодного и теплого цветов; светлоты, цветового контраста, насыщенности цвета; находить гармонические цветовые сочетания б) Воспитать художественный вкус в) Развивать творческую фантазию | Знать:основы цветоведения; понятие цветового круга, основных, составных цветов, дополнительного цвета; холодного и теплого цветов; светлоты, цветового контраста, насыщенности цвета; Уметь: находить гармонические цветовые сочетания; Работать красками; выполнить фантазийное изображение сказочных царств ограниченной палитрой на вариативные возможности цвета: «Царство снежной королевы». «Розовая страна, вечной молодости». «Изумрудный город» «Страна золотого солнца» | ||
Цвет в произведениях живописи. | а) Познакомить с понятиями « локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония», с цветовыми отношениями, взаимодействием цветовых пятен, цветовой композицией. б) Учить находить гармонические цветовые сочетания в) Развивать технику работы с красками г) Воспитать художественный вкус, наблюдательность д) Формировать потребность в самовыражении, в размышлении над известными фактами и явлениями; создавать условия для раскрытия всех интеллектуальных и духовных возможностей детей | Знать: понятия « локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония», Уметь:находить гармонические цветовые сочетания; Работать красками; Выполнить изображение осеннего букета с разным настроением - радость, грусть, нежность». | ||
Объемные изображения в скульптуре | а) Познакомить учащихся с выразительными возможностями объемного изображения, видами скульптурных изображений, связью объема с окружающим пространством и освещением, художественными материалами, применяемых в скульптуре и их свойствами б) Учить создавать объемные изображения животных, используя различные материалы (пластилин, глина, мятая бумага) в том числе и природные в) воспитывать интерес к учебной деятельности и скульптурному искусству. | Знать:выразительные возможности объемного изображения; виды скульптурных изображений; художественные материалы, применяемые в скульптуре и их свойства. Уметь:создавать объемные изображения животных, используя различные материалы (пластилин, глина, мятая бумага) в том числе и природные | ||
Основы языка изобразительного искусства. | а) Обобщить знания о видах изобразительного искусства, художественных материалах, их выразительных возможностях в художественном творчестве и художественном воспитании | Знать:виды изобразительного искусства; художественные материалы и их выразительные возможности; Уметь: написать реферат или устный доклад по теме; «рисунок по замыслу». Выполнить рисунок на свободную тему | ||
2 четверть. | Изобразительное искусство, его виды и жанры «Мир наших вещей. Натюрморт» | |||
Художественное познание: реальность и фантазия | а) Дать понятие реальности и фантазии в творческой деятельности художника, условности и правдоподобия в изобразительном искусстве; б) Познакомить с выразительными средствами и правилами изображения в) Учить приемам работы карандашом; г) Развивать навыки решения композиционных задач д) Воспитывать художественный вкус; углублять межпредметные связи ( изобразительное искусство, | Знать: понятие реальности и фантазии в творческой деятельности художника; условности и правдоподобия в изобразительном искусстве; выразительные средства и правилами изображения Уметь:использовать в работе различные приемы работы карандашом; выполнить карандашами работу на тему: «Этот фантастический мир», написать мини-рассказ к рисунку. | ||
Изображение предметного мира- натюрморта | а) Познакомить учащихся с многообразием форм изображения мира вещей в истории искусства; б) Расширить знания учащихся о жанре натюрморта, об особенностях натюрморта в живописи, графике, скульптуре. в) Учить изображать различные предметы г) Развивать приемы работы красками д) Воспитывать эстетическую восприимчивость | Знать:формы изображения мира вещей в истории искусства; о жанре натюрморта, об особенностях натюрморта в живописи, графике, скульптуре. Уметь: изображать различные предметы; работать над натюрмортом из плоских изображений знакомых предметов, например кухонной утвари. Работать красками. Подобрать из газет, журналов, открыток изображения натюрморта | ||
Понятие формы Многообразие форм окружающего мира | а) Познакомить учащихся с многообразием форм в мире; объяснить понятия формы, линейных, плоскостных и объемных форм. б) Учить видеть плоские геометрические тела в основе различных предметов окружающего мира в) Продолжать работу по формированию навыков конструирования из простых геометрических тел, из бумаги г) Развивать пространственные представления д) Воспитывать наблюдательность; способствовать углублению межпредмеитных связей ( математики, черчения, изобразительной деятельности). | Знать:понятие форма, линейные, плоскостные и объемные формы. Уметь: видеть плоские геометрические тела в основе различных предметов окружающего мира; Конструировать из бумаги простые геометрические тела. | ||
Изображение предмета на плоскости и линейная перспектива. | а) Познакомить учащихся с перспективой как способом изображения на плоскости предметов в пространстве; изучить правила объемного изображения геометрических тел; дать определение понятию «ракурс» б) Учить приемам объемного изображения геометрических тел в) Развивать творческие конструктивные способности, изобразительные навыки г) Воспитывать интерес к самостоятельной конструктивной деятельности. | Знать:понятие«перспектива», «ракурс»; правила объемного изображения геометрических тел; Уметь: использовать перспективу при изображении на плоскости предметов в пространстве; использовать приемы объемного изображения геометрических тел; выполнить построение конструкций из нескольких геометрических тел, выполнить зарисовки карандашом. | ||
Освещение. Свет и тень. | а)Объяснить понятие «освещения» как средства выявления объема предмета б) Познакомить с понятиями « блики», «полутени», «собственная тень», « рефлекс», « падающая тень»; расширить представление о свете как средстве организации композиции в картине. в) Учить изображать геометрические тела с натуры с боковым освещением г) Развивать приемы работы красками д) Воспитывать наблюдательность; углублять межпредметные связи ( изобразительное искусство, мировая художественная культура, литература, музыка .) | Знать:понятие «освещения» как средство выявления объема предмета; понятия « блики», «полутени», «собственная тень», « рефлекс», « падающая тень»; как при помощи света организовать композицию в картине; Уметь: при помощи света организовать композицию в картине; Выполнить изображение геометрических тел из дерева или бумаги c боковым освещением; Работать красками. | ||
13-14 | Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте. | а) Расширить представления учащихся о цвете в живописи, богатстве его выразительных возможностей б) Учить выражать в натюрморте свои настроения и переживания с помощью цвета и ритма цветовых пятен в)Развивать технику работы кистью г) Воспитывать художественный вкус, эстетическое цветовое ощущение и изысканность цветовых оттенков. | Знать:о значении цвета в живописи о его выразительных возможностях; Уметь: выражать в натюрморте свои настроения и переживания с помощью цвета и ритма цветовых пятен; работать кистью; выполнить натюрморт в заданном эмоциональном состоянии: праздничный натюрморт, грустный, таинственный и т.д. выполнить оттиск с аппликацией на картоне. | |
Выразительные возможности натюрморта. | а) Обобщить знания учащихся о предметном мире в изобразительном искусстве и выражении переживаний и мыслей художника, его личных, душевных представлений и представлений окружающего мира б) Развивать умения понимать, чувствовать и воспринимать произведения искусства в) Воспитывать художественный вкус | Знать:о предметном мире в изобразительном искусстве Уметь: понимать, чувствовать и воспринимать произведения искусства; Оформить свои творческие работы; Экскурсия по выставке, просмотр фильмов об искусстве | ||
3 четверть | Язык изобразительного искусства и художественный образ «Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве» | |||
Образ человека- главная тема искусства | а) Познакомить с изображением человека в искусстве разных эпох, с историей возникновения портрета б) Развивать понимание того, что в портретном изображении должен выражаться характер человека, его внутренний мир в) Формировать умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека; активизировать познавательный интерес к окружающему миру и интерес к процессу обучения. | Знать: историю возникновения портрета; Уметь:находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека; Подобрать картинки и иллюстрации с образом человека. | ||
Конструкция головы человека и ее пропорции | а) Познакомить учащихся с закономерностями в конструкции головы человека, пропорциями лица. б) Дать понятие средней линии и симметрии лица в) Учить изображать голову человека с различно соотнесенными деталями лица г) Развивать наблюдательность; воспитывать эстетический вкус д) Формировать умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека; активизировать познавательный интерес к окружающему миру и интерес к процессу | Знать:понятие средней линии и симметрии лица; закономерностями в конструкции головы человека, пропорции лица. Уметь:изображать голову человека с различно соотнесенными деталями лица (нос, губы, глаза, брови, подбородок, скулы и т. д.); или выполнять аппликацию. | ||
Изображение головы человека в пространстве | а) Познакомить учащихся с техникой рисования головы человека б) Учить правильно выбирать поворот или ракурс головы; отработать приемы рисования головы в) Развивать наблюдательность г) Воспитывать эстетический вкус, интерес к предмету д) Формировать умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека | Знать: технику рисования головы человека; Уметь:правильно выбирать поворот или ракурс головы; Выполнить объемное конструктивное изображение головы; Работать карандашом. Сбор иллюстраций по теме | ||
Графический портретный рисунок и выразительность образа человека | а) Познакомить учащихся с историей изображения образа человека в графическом портрете, его особенностями б) Учить отражать в портрете индивидуальные особенности, характер и настроение портретируемого, располагать рисунок на листе в) Развивать навыки изображения головы человека, наблюдательность. г) Воспитывать интерес к изучению личности каждого человека, уважение к людям д) Формировать умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека. | Знать: особенности изображения образа человека в графическом портрете; Уметь: отражать в портрете индивидуальные особенности, характер и настроение человека; Правильно располагать рисунок на листе; Выполнить рисунок набросок с натуры. Первый урок-работа в карандаше, второй урок - в цвете. Описать внешность и характер литературного героя по портрету. | ||
Портрет в скульптуре | а) Познакомить учащихся с историей с историей портрета в скульптуре, выразительными возможностями скульптуры б) Учить изображать портрет человека из пластилина, соблюдая пропорции и добиваясь сходства в) Развивать пространственное мышление г) Воспитывать интерес к человеку, творчеству, созиданию; укреплять межпредметгые связи ( литература, технология, изобразительное искусство) д,) Формировать умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека. | Знать: историю портрета в скульптуре; Выразительные возможности скульптуры Уметь: изображать портрет человека из пластилина, соблюдая пропорции и добиваясь сходства; выполнить портрет выбранного литературного героя с ярко выраженным характером; Описать внешность и характер литературного героя. | ||
Сатирические образы человека | а) Познакомить учащихся с переплетением понятий правды жизни и языка искусства, приемом художественного преувеличения, сатирическими образами в искусстве, с видом изобразительного искусства - карикатурой и ее разновидностями б) Учить отбирать детали и обострять образ при изображении сатирических образов или создании дружеских шаржей в) Развивать наблюдательность, технику рисования карандашом г) Воспитывать интерес к человеку, творчеству, созиданию, положительному отношению к юмору; укреплять межпредметные связи (литература, технология, изобразительное искусство) д) Формировать умение находить смешные, сатирические образы человека ( литературного персонажа), тонко и тактично изображать друзей в юмористическом решении | Знать: приемы художественного преувеличения; Понятие «карикатура» и ее разновидности, «шарж» Уметь:отбирать детали и обострять образ при изображении сатирических образов или создании дружеских шаржей; Выполнить изображение сатирических образов литературных героев или создать дружеский шарж. | ||
Образные возможности освещения в портрете | а) Познакомить учащихся с особенностями изображения человека при различном освещении, с изменением его восприятия при направлении света сбоку, снизу, при изображении против света, с контрастностью освещения б) Развивать приемы изображения человека, наблюдательность, технику рисования однородной акварелью ( черной); в) Воспитывать интерес к человеку, творчеству, созиданию | Знать; особенности изображения человека при различном освещении; Понятие «контрастность освещения»; Приемы изображения человека, , технику рисования однородной акварелью ( черной); Уметь: выполнить наброски (пятном) с изображением головы в различном освещении. Черная акварель Подготовить реферат или презентацию на тему: Жизнь и творчество И. Е. Репина | ||
Портрет в живописи | а) Познакомить учащихся с ролью и местом живописного портрета в истории искусства, обобщенным образом человека в живописи Возрождения, в 16-19 и 20 веках б) Учить составлять композицию в портрете; совершенствовать технику работы карандашом, красками в) Развивать приемы изображения человека, наблюдательность г) Воспитывать интерес к человеку, творчеству, созиданию | Знать:роль и место живописного портрета в истории искусства; обобщенный образ человека в живописи Возрождения, в 16-19 и 20 веках Уметь: составлять композицию в портрете; Выполнять работы карандашом, красками Выполнять зарисовки композиции портретов с натуры в карандаше. Сбор информации по данной теме | ||
Роль цвета в портрете | а) ) Познакомить учащихся с цветовым решением образа в портрете; дать понятие цвета, тона и освещения в портрете б) Развивать понимание того, что цветом можно выражать настроение и характер героя портрета в) Воспитывать интерес к человеку как личности | Знать:понятие цвета, тона и освещения в портрете; Как цветом можно выражать настроение и характер героя портрета; Уметь: цветом выражать настроение и характер героя портрета; Выполнить автопортрета или портрета близкого человека (члена семьи, друга). Подобрать материал на тему: Великие портретисты | ||
Великие портретисты (обобщение темы ) | а) Обобщить знания учащихся о жанре портрета б) Проанализировать выражение творческой индивидуальности художника в созданных им портретных образах в) Воспитывать творческую активность, интерес к искусству | Знать: Уметь: Проанализировать выражение творческой индивидуальности художника в созданных им портретных образах; Выполнить презентацию работ- портретов; отчет по рефератам, их анализ и оценку . Оформить свои творческие работы. | ||
4 четверть | Тема, сюжет и содержание в изобразительном искусстве «Человек и пространство в изобразительном искусстве» | |||
Жанры в изобразительном искусстве | а) Систематизировать знания учащихся о жанрах изобразительного искусства б) Познакомить с предметами изображения и картиной мира в изобразительном искусстве и его видением в разные эпохи в) Воспитывать интерес к мировой культуре и искусству; укреплять межпредметные связи ( изобразительное искусство, мировая художественная культура, музыка, литература, история). | Знать:жанры изобразительного искусства; Портрет. Натюрморт. Пейзаж. Тематическая картина: бытовой и тематический жанр. Уметь: Проиллюстрировать жанры изобразительного искусства. | ||
Изображение пространства | а) Расширить знания учащихся о видах перспективы в изобразительном искусстве. б) Познакомить с особенностями изображения пространства в искусстве Древнего Египта и Древней Греции, правилами линейной перспективы в искусстве и историей их открытия в) Воспитывать интерес к мировой культуре и искусству | Знать: виды перспективы в изобразительном искусстве; Особенности изображения пространства в искусстве Древнего Египта и Древней Греции; Правила линейной перспективы в искусстве и историю их открытия; Понятие точки зрения, перспектива как изобразительная грамота. Пространство иконы, его смысл; Уметь: работать со словарями и энциклопедической литературой | ||
28-29 | Правила линейной и воздушной перспективы | а) Расширить знания учащихся о перспективе как учении о способах передачи глубины пространства в искусстве. Дать понятие точки зрения, точки схода. б) Познакомить с правилами линейной и воздушной перспективы и изменения контрастности в) Учить изображать предметы с соблюдением правил перспективы; совершенствовать технику работы карандашом и гуашью. | Знать: о способах передачи глубины пространства в искусстве; понятие точки зрения, точки схода; правила линейной и воздушной перспективы и изменения контрастности; Уметь: изображать предметы с соблюдением правил перспективы; совершенствовать технику работы карандашом и гуашью. | |
30-31 | Пейзаж- большой мир. Организация изображаемого пространства | а) Расширить знания учащихся о пейзаже как самостоятельном жанре в искусстве. б) Познакомить с традициями изображения пейзажа в Древнем Китае. Европе в) Учить выбирать формат бумаги для картины, высоту горизонта, находить правильное композиционное решение при заполнении пространства; совершенствовать технику работы с красками г) Развивать творческое воображ | Знать:понятие «пейзаж» и его роль в искусстве; традиции изображения пейзажа в Древнем Китае. Европе Уметь: выбирать формат бумаги для картины, высоту горизонта, находить правильное композиционное решение при заполнении пространства; работать с красками; Выполнить изображение уходящей вдаль аллеи с соблюдением правил перспективы. Материалы: карандаш, гуашь с ограниченной палитрой | |
Пейзаж- настроение. Природа и художник. | а) Расширить знания учащихся о пейзаже как таком жанре в искусстве ,который предполагает гармоничное сочетание чувств художника и их выражения в творческой деятельности. б) Познакомить с многообразием форм и красок окружающего мира, изменчивостью состояния природы в зависимости от освещения; в) Учить находить красоту природы в разных ее состояниях: | Знать: о пейзаже как о жанре в искусстве, который выражает чувства художника Уметь:находить красоту природы в разных ее состояниях: Выполнить работу над изображением большого эпического пейзажа «Дорога в большой мир», «Путь реки» и пр. ( Выполнение задания может быть как индивидуальным, так и коллективным с использованием аппликации для изображения уходящих планов и наполнения их деталями). | ||
Городской пейзаж | а) Познакомить учащихся с изображением образа города в живописи, особенностями городского пейзажа в истории искусства в разные эпохи и в российском искусстве 20 века. б) Учить выполнять городской пейзаж по правилам линейной перспективы в) Развивать творческое воображение, технику работы карандашом. г) Воспитывать эстетический вкус, интерес к искусству, любовь и привязанность к родным местам - краю, городу; укреплять межпредметные связи (литература, ИЗО, мировая художественная культура, история, черчение.) | Знать:особенности городского пейзажа; Уметь: выполнять городской пейзаж с соблюдением правил линейной перспективы; Выполнить наброски пейзажа улиц города с натуры; ПО ВЫБОРУ: Выполнить Пейзаж- настроение. (Работа по представлению и памяти с предварительным выбором яркого личного впечатления. От состояния в природе. Изменчивые и яркие цветовые состояния). Работа над графической композицией «Городской пейзаж», «Мой город». Коллективная работа путем аппликации отдельных изображений в общую композицию после предварительного эскиза. (Внимание на ритмическую композицию листа) Подготовить доклады о работах художников- пейзажистов | ||
Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл | а) Обобщить изученный за прошедший учебный год материал; подвести итог общей дискуссионной проблемы, обсуждаемой в течение года, о значении изобразительного искусства в жизни людей б) Повторить виды изобразительного искусства, средства выразительности, основы языка в) Воспитывать на лучших образцах произведений живописи интерес и уважительное отношение к отечественному искусству; ; укреплять межпредметные связи (литература, , изобразительное искусство, мировая художественная культура, история.) | Знать:о значении изобразительного искусства в жизни людей; Виды изобразительного искусства, средства выразительности, основы языка. Выставка лучших работ учащихся за учебный год. | ||
итого |