Изобразительное искусство, его виды и жанры
«Связь времен в народном искусстве»-8ч
Изобразительное искусство как способ познания, общения и эмоционально-образного отражения окружающего мира, мыслей и чувств человека Искусство как эмоциональный опыт человечества. Роль изобразительного искусства, декоративно-прикладного искусства в жизни человека и общества.
Виды живописи (, декоративная), скульптуры (, декоративная,), декоративно-прикладного и народного искусства,
Жанры изобразительного искусства и их развитие в культуре.
Опыт творческой деятельности.Изображение с натуры и по памяти отдельных предметов, растений, животных, птиц, человека, пейзажа, натюрморта, интерьера, архитектурных сооружений. Работа на пленэре. Выполнение набросков, эскизов, учебных и творческих работ с натуры, по памяти и воображению в разных художественных техниках.
Выполнение учебных и творческих работ в различных видах и жанрах изобразительного искусства: натюрморта, пейзажа, Изготовление изделий по мотивам художественных промыслов.
Использование красок (гуашь, акварель), графических материалов (карандаш, фломастер, мелки, пастель, уголь, тушьи др.), пластилина, глины, коллажных техник, бумажной пластики и других доступных художественных материалов.
Посещение музеев изобразительного и декоративно-прикладного искусства, архитектурных заповедников.
^ Язык изобразительного искусства и художественный образ.
«Декоративное искусство в современном мире»- 9ч
«Древние корни народного искусства»-8ч.
Художественный образ и художественно-выразительные средства живописи, графики, , декоративно-прикладного искусства. Композиция (ритм, пространство, статика и динамика, симметрия и асимметрия).. Формат.
Древние корни народного искусства, специфика образно-символического языка в произведениях декоративно-прикладного искусства. Связь времен в народном искусстве. Древние образы в произведениях современного декоративно-прикладного искусства. Истоки и современное развитие народных промыслов: дымковская, филимоновская игрушки; Гжель, Жостово, Городец, Хохлома и др. (с учетом местных особенностей). Орнамент как основа декоративного украшения. Виды орнамента (геометрический, растительный, смешанный) и типы орнаментальных композиций (линейная, сетчатая, рамочная, геральдическая).
Опыт творческой деятельности. Использования языка декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности. Навыки плоского и объемного изображения формы предмета, моделировка светотенью и цветом. Построение пространства (линейная и воздушная перспектива, плановость). Создание композиций на плоскости и в пространстве.
Использование орнамента для украшения предметов быта, одежды, полиграфических изделий, архитектурных сооружений (прялки, народный костюм, посуда, элементы декора избы, книги и др.). Различение национальных особенностей русского орнамента и орнаментов других народов России, народов зарубежных стран. Различие функций древнего и современного орнамента. Понимание смысла, содержащегося в украшениях древних предметов быта и элементах архитектуры.
Тема, сюжет и содержание в изобразительном искусстве
«Декор-человек, общество, время»- 10ч.
Темы и содержание изобразительного искусства Древней Руси. Красота и своеобразие архитектуры и живописи Древней Руси, их символичность, обращенность к внутреннему миру человека (древние памятники архитектуры Новгорода, Владимира, Москвы, икона А. Рублева «Троица», фрески Дионисия). Искусство Древней Руси – фундамент русской культуры.
Опыт творческой деятельности.Описание и анализ художественного произведения. Выполнение творческих работ (сочинение, доклад и др.).
Учебно- тематический план по ИЗО ___5 класс________
Номер урока | Тема | Количество часов | Цели и задачи | Объект контроля (знать,уметь) |
1четверть. | ^ Язык изобразительного искусства и художественный образ Тема «Древние корни народного искусства» | |||
Древние образы в народном искусстве. Символика цвета и формы. | а) Познакомить учащихся со славянской орнаментальной символикой и ее историей б) Воспитать любовь к национальному искусству, к различным видам народного творчества в) Развить эстетический и художественный вкус, творческую и познавательную активность | Знать:значение древних корней народного искусства; Символику цвета и формы; Особенности народного (крестьянского) искусства Уметь: отражать в рисунках и проектах единство формы и декора (на доступном уровне);Подобрать иллюстрации по теме «Народное жилище. Изба» | ||
2-3 | Дом-космос. Единство конструкции и декора в народном жилище. Коллективная работа «Вот моя деревня» | а) Познакомить учащихся с понятием изба как традиционного русского жилища, единством ее конструкции и декора б) Развить любовь к Родине, ее традициям, народной культуре в) Развить творческую и познавательную активность г) Формировать практические навыки работы в конкретном материале (бумажная пластика), умение передавать единство формы и декора избы (на доступном для данного возраста уровне), развивать умение работать в коллективе. | Знать:Народное искусство, декор, изба Уметь: Передавать единство формы и декора избы (на доступном для данного возраста уровне), Объединять в индивидуально коллективной работе творческие усилия по созданию проектов украшения интерьера избы, или других декоративных работ, выполненных в материале. Подобрать иллюстративный материал по теме «Народные вышивки» | |
4-5 | Конструкция, декор предметов народного быта и труда. Прялка. Полотенце. | а) Дать учащимся первоначальные сведения о прялке и декоративно-тематической композиции в ее украшении б) Воспитать уважительное отношение к своим древнем корням и памяти предков в) Развивать творческую активность, трудолюбие, аккуратность, а также умение использовать полученные знания об орнаменте в украшение модели прялки. | Знать:Народный быт, тема росписи, символика вышивки, орнамент, декоративно-тематическая композиция Уметь:выполнить декоративное украшение прялки, полотенца(на доступном для данного возраста уровне). Подобрать Набор репродукций по теме «Интерьер народного жилища», интерьеры в русских сказках. | |
6-7 | Интерьер и внутреннее убранство крестьянского дома. Коллективная работа «Проходите в избу» | а) Познакомить учащихся с устройством внутреннего пространства крестьянского дома, его символикой б) Развить творческую и познавательную активность в) Формировать практические навыки работы с пластилином, умение работать в малом коллективе (группе) г) Продолжать формировать понятие о единстве пользы и красоты в интерьере жилища и предметах народного быта д) Воспитать любовь к Родине и народной культуре | Знать:Интерьер и символика крестьянского дома и в предметах народного быта Уметь: работать в малом коллективе (группе) отражать в рисунках и проектах единство формы и декора (на доступном уровне); Подобрать материалы с дизайнерскими разработками современных интерьеров | |
Современное повседневное декоративное искусство. Что такое дизайн. | а) Дать учащимся первоначальные сведения об искусстве дизайна, его основных законах. Познакомить с работой дизайнера б) Воспитать нравственное и эстетическое отношение к миру, развить художественный вкус в) Развить творческую и познавательную активность, воображение, ассоциативно-образное мышление. | Знать: Архитектура, мода дизайн и его его основные законы.. Уметь:Объединять в индивидуально-коллективной работе творческие усилия по созданию проектов украшения интерьера школы, или других декоративных работ, выполненных в материале. Подобрать материал о глиняной народной игрушке (Дымково, Филимоново, Каргополь) | ||
2 четверть | Язык изобразительного искусства и художественный образ Связь времен в народном искусстве | |||
9-12 | Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках. Лепка и роспись собственной модели игрушки | а) Сформировать понятие о народной глиняной игрушки, ее видах (Дымковская, Филимоновская, Каргопольская), традициях формы и росписи б) Воспитать любовь и интерес к традиционной русской культуре, своей Родине, ее истории. в) Формировать навыки работы с пластилином, художественной росписью г) Развивать творческую и познавательную активность, художественную фантазию и вкус | Знать: знать несколько разных промыслов, историю их возникновения и развития (Дымковская, Филимоновская, Каргопольская игрушки):Дымково, Филимоново, Каргополь, Полкан, формы росписи, глиняные игрушки Уметь: уметь различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных промыслов. Выполнять роспись и лепку игрушек. Подобрать иллюстрации по темам Дымковская, Филимоновская, Каргопольская игрушка | |
13-16 | Народные промыслы. Их истоки и современное развитие. : Гжель, Городец, Жостово | а) Познакомить учащихся с керамикой, разнообразием ее посудных форм, особенностью росписи б) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь к Родине, ее истории и культуре в) Развивать творческую активность, навыки работы с художественными материалами (гуашь, акварель) | Знать:знать несколько разных промыслов, историю их возникновения и развития Промыслы, ремесла, : Гжель, Городец, Жостово, особенностью росписи керамика Уметь: уметь различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных промыслов. Работать с художественными материалами (гуашь, акварель) Подобрать иллюстративный материала о русском народном костюме | |
3 четверть | ^ Язык изобразительного искусства и художественный образ Декоративное искусство в современном мире» | |||
17-18 | Народная праздничная одежда. Эскиз русского народного костюма | а) Познакомить учащихся с русским народным костюмом, понятием «ансамбль», значением колорита в одежде. б) Формировать умения и навыки учащихся при использовании различных видов техники в работе. в) Продолжить развитие эстетического и художественного вкуса, творческой активности и мышления учащихся г) Прививать интерес к русскому народному творчеству | Знать Народный русский костюм, трехъярусный строй, рубаха, сарафан, славянские головные уборы. Значением колорита в одежде Уметь:создавать собственные проекты-импровизации в русле образного языка народного искусства, современных народных промыслов (ограничение цветовой палитры, вариации орнаментальных мотивов)Подобрать иллюстративный материал по теме «Народные костюмы» | |
Изготовление куклы – берегини в русском народном костюме (урок-практикум) | а) Развитее образного и пространственного воображения, эстетического вкуса б) Обработка навыков и умений при работе с тканью в) Приобщение учащихся к народному искусству, знакомство с обрядовым значением кукол-идолов г) Воспитание трудолюбия, терпения и аккуратности | Знать:особенности изготовления куклы – оберега. Уметь:создавать собственные проекты-импровизации в русле образного языка народного искусства, современных народных промыслов (ограничение цветовой палитры, вариации орнаментальных мотивов)Подобрать иллюстративный материал по теме «куклы обереги» | ||
Эскиз орнамента по мотивам вышивки русского народного костюма | а) Познакомить учащихся со старинной русской народной вышивкой в двух аспектах: историческом и художественном. Сформировать понятие «орнамент» б) Отработать навыки и умения при решении творческих задач на вариацию и импровизацию, используя различные материалы. в) Развивать эстетический и художественный вкус, творческую активность и мышление учащихся. г) Формировать любовь к национальному искусству, к различным видам творчества: вышивке, литературному и музыкальному фольклору. | Знать:Символика старинной русской народной вышивки, орнамент Уметь:Создавать проекты разных вариантов вышивки и орнамента на основе старинной русской народной вышивки. Подобрать материал о вышивке русского народного костюма | ||
Русский костюм и современная мода | а) Познакомить учащихся с тем, какие традиции древнерусского костюма сохранились в новых образах современной моды б) Продолжить развитие эстетического и художественного вкуса, творческой активности в) Прививать интерес к русской национальной культуре | Знать: Мода, дизайн, традиции древнерусского костюма в новых образах современной моды Уметь: Создавать проекты разных предметов среды, объединённых единой стилистикой (одежда, мебель, детали интерьера определённой эпохи); Подобрать иллюстративный материал по народным праздникам | ||
22-23 | Праздничные народные гулянья. Коллективная работа «Наш веселый хоровод»(урок-практикум) | а) Познакомить учащихся с главными русскими народными праздниками, их символическим значением и местом в жизни наших предков б) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь к Родине и ее истории в) Продолжить развивать творческую фантазию, активность, умение работать в малом коллективе (группе) | Знать: главные русские народные праздники, их символическое значение Хоровод, масленица Уметь: Работать в малом коллективе (группе) отражать в рисунках и проектах единство формы и декора (на доступном уровне)Провести групповую поисковую работу «Народные промыслы родного края» | |
Народные промыслы родного края (урок-конференция) | а) Познакомить учащихся с народными промыслами родного города, области, их историей и современным звучанием б) Сформировать понятие «промысел». Познакомить с его видами в) Составить таблицу существовавших в царицынском уезде промыслов г) Развивать навыки поисковой работы, творческую и познавательную активность, а также навыки публичного выступления д) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству, любовь к Родине и ее истории | Знать:Художественные промыслы, ремесла родного города, области. Понятие «промысел» и его виды Уметь:Составить таблицу существовавших в царицынском уезде промыслов.Провести групповую поисковую работу «Народные промыслы нашей страны» | ||
25-26 | «Красота земли родной» (обобщающий урок-праздник, урок-практикум) | а) Приобщение к национальной культуре как системе общечеловеческих ценностей б) Воспитание патриотических чувств, нравственного отношения к миру через эстетическое развитие в) Развитие познавательного интереса детей к народному искусству г) Активизация творческого потенциала учеников | Знать: Место и роль декоративного искусства в жизни человека и общества в разные времена; Уметь: различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времён: Египта, Древней Греции, средневековой Европы, эпохи барокко, классицизма; Подобрать иллюстративный материал по ДПИ Древнего Египта | |
4 четверть | Изобразительное искусство, его виды и жанры «Декор, человек, общество, время» | |||
Украшение в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта | а) Познакомить учащихся с ролью декоративного искусства в жизни древних обществ, используя для примера эпоху Древнего Египта б) Сформировать представление о символике украшений и одежды этого периода в) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству, истории культуры г) Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую фантазию. | Знать:Костюм, символика цвета. роль декоративного искусства в жизни древних обществ, на примере эпохи Древнего Египта Уметь: различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времён: Египта, Древней Греции, средневековой Европы, эпохи барокко, классицизма; Подобрать иллюстративный материал по ДПИ Древней Греции | ||
28-29 | Декоративное искусство Древней Греции. Костюм эпохи Древней Греции. Греческая керамика | а) Познакомить учащихся с ролью декоративного искусства в эпоху Древней Греции б) Сформировать представление об основных элементах костюма Древней Греции в) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству, истории культуры г) Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую фантазию. | Знать: Чернофигурные и краснофигурные вазы. Роль декоративного искусства в эпоху Древней Греции. Основные элементы костюма Древней Греции Уметь:различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времён: Египта, Древней Греции, средневековой Европы, эпохи барокко, классицизма; Подобрать иллюстративный материал о средневековом костюме с использованием сказок Ш.Перро, братьев Гримм | |
Значение одежды в выражении принадлежности человека к различным слоям общества. Костюм эпохи средневековья | а) Познакомить учащихся с ролью декоративного искусства Западной Европы эпохи средневековья б) Сформировать представление о декоре как способе выявлять роль людей, их отношения в обществе, а также их классовые, сословные, профессиональные признаки в) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству, истории культуры г) Развивать творческую фантазию, интерес к искусству и его истории | Знать: Костюм, стиль. Роль декоративного искусства Западной Европы эпохи средневековья Уметь:По декору выявлять роль людей, их отношения в обществе, а также их классовые, сословные, профессиональные признакиПровести групповую поисковую работу«Декор, человек, общество, чтение» | ||
31-32 | О чем рассказывают гербы | а) Познакомить учащихся с основными частями классического герба, символическим значением цвета и формы в них б) Сформировать представление о гербе как отличительном знаке любого человеческого сообщества, символизирующем отличия от других общностей в) Воспитать любовь к Родине и ее истории, чувства гражданина своей страны г) Развивать творческий интерес, познавательную активность, ассоциативно-образное мышление. | Знать: Символы, эмблема, герб. Основные частями классического герба, символическое значение цвета и формы в гербе. Уметь:создать герб своей семьи , поселка, и. т.п. Подобрать художественные материалы | |
Что такое эмблемы, зачем они нужны людям | а) Продолжить формировать понятия о символическом характере декоративного искусства на примере эмблем б) Познакомить с символами и эмблемами, используемым в нашем обществе и сферами их применения, значением их элементов в) Воспитать творческую и познавательную активность, нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству г) Развивать ассоциативно-образное мышление, фантазию, навыки работы с художественными материалами | Знать: о месте символов и эмблем в жизни современного общества, значение их элементов Уметь:создать эмблему школы, кружка, класса и т.п. Подобрать художественные материалы | ||
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщающий урок) | а) Вывести учащихся на более высокий уровень осознания темы через повторение и обобщение б) Формирование познавательного интереса детей к народному искусству в) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству | Подведение итогов учебного года. Игры, викторины. Выставка лучших работ. | ||
итого |