XIV Архетип Равновесия (Воздержания)
"Слова Посвященного, подобно семенам,
полны жизни и энергии".
(ДиМелло "Пение птицы")
Людей, которые выявили, поняли и попробовали исполнить свою миссию на Земле значительно больше, чем можно предположить. Одни известны и смогли так или иначе прославиться (хотя они и не заботились о популярности), как, например, Мать Тереза из Калькутты или Альберт Швейцер, другие же реализуют свои задачи в меньшем масштабе. Но все они выделяются из толпы обыкновенных людей. Среди суеты и смуты современного мира, где люди все время куда-то спешат, эти избранные находят время на рефлексию и размышление, умеют созерцать и видеть то, что их окружает. Они знают, что пришли на землю не только для того, чтобы просто прожить жизнь, а для того, чтобы что-то дать людям. Они стремятся оставить след в мыслях и душах своих современников и в последующих поколениях. Они не прибегают к насилию, им чужда агрессивная идеология крестоносцев. Они воздействуют собственным жизненным примером, убеждая не столько словами, сколько поступками. Они не изображают из себя святых, так как по сути своей ими не являются. Это люди из крови и плоти. Им тоже случается совершать ошибки, да они и не утверждают, что безгрешны и совершенны. Но, выбрав путь внутреннего развития и пройдя его до конца, они знают, что он сулит, и пробуют передать это другим, надеясь, что и другие смогут обрести состояние Равновесия.
Спокойствие души, но не безразличие; отстраненность от будничных дел, но не игнорирование быта; хорошее расположение духа, но не зазнайство; глубокомысленность, но не в ущерб непосредственности; мудрость, но не ортодоксальное знание; ощущение безопасности, но не беззаботность, – все это включает понятие Равновесия. С самого начала своего пути человек любой ценой хотел добиться именно этого. Он пробовал вымолить его у Бога, завоевать оружием, купить за деньги или обменять на товары. Он создавал иллюзию Равновесия в своей жизни, пытаясь освоить внешний мир. Но все это было, однако, очень непрочно, и даже если Равновесие возникало на некоторое время в жизни человека, то он не имел никакой уверенности в том, что это навсегда. Только путь духовного развития, инициированный Отшельником, проводящий через множество кругов человеческой судьбы и множество оборотов Колеса Фортуны, позволяющие в совершенстве познать себя и Силу, скрытую в нашем внутреннем мире, путь, открывающий ценность медитации, молитвы и непосредственного контакта с Богом, переворачивающий прежний взгляд на мир с ног на голову в позиции Повешенного и ведущий через трансформацию к Смерти большинства наших прежних представлений, может привести к Равновесию.
И это – только первая ступень лестницы ведущей к Посвящению. Человек, стоящий на этой ступени, уже может не заботиться о хлебе насущном и других бытовых потребностях. И не потому, что он "выше" этого – каждый из нас здесь, на земле, должен есть, одеваться и иметь убежище. Об этом мечтал еще Глупец, и мы все нуждаемся в том же самом. Но люди, достигшие Равновесия, смотрят на это совсем иначе. Они открыли закон всеобщего благоденствия. Они знают, что, чем больше они отдадут, тем больше получат обратно, и поэтому стараются отдавать как можно больше. Самым трудным здесь было понять, что возвращается не всегда то, что человек отдает и что хочет получить взамен. Это уже связано с его миссией на Земле. Человек должен дать миру то, что умеет делать лучше всего, для чего он призван, что является его миссией. Если кто-то пришел в мир, чтобы лечить людей, а сам при этом предпочитает ремонтировать машины, он никогда не сможет удовлетворить своих потребностей, так как дает миру не то, что должен, и, соответственно, не получит взамен то, что хочет получить.
Достижение состояния Равновесия позволяет человеку спокойно обдумать свою жизнь, поразмыслить над проблемой своей реализованности, оценить правильность сделанного выбора, вглядеться в свою душу и в ней найти ответы на любые вопросы, ибо иначе их найти нельзя.
Внутреннее Равновесие позволяет человеку смело идти по жизни. Только оно побеждает страх, который живет в нем еще со времен Глупца, дает ощущение осознанной безопасности. Сила человека заключена в нем самом, а мир устроен так, что платит людям той же монетой, которую от них получает. Чем больше в людях агрессии, зла и ненависти, тем чаще происходят войны, трагедии и всяческие катаклизмы. Усвоившие это руководствуются в своей жизни любовью и терпимостью, и к ним возвращаются те энергии, которые они излучают. Это, разумеется, вовсе не означает, что человек, достигший Равновесия, получает только положительные эмоции, и не сталкивается ни с какими проблемами, бедами и несчастьями. Ему тоже приходится страдать, переживать трудные минуты, решать сложные задачи. Но в его жизни это происходит значительно реже, и он гораздо легче с этим справляется. Именно благодаря Равновесию и внутренней силе, которую она дает, человеку удается находить выход из трудных ситуаций, вызывая порой недоуменное восхищение окружающих.
Равновесие учит жить в гармонии с природой, чувствовать ее красоту, видеть хорошее в каждом человеке, отделять земное, а значит, материальное, от духовного и Божественного, жить в согласии с Богом, собой и внешним миром, привнося в него активное творческое начало. Многие люди уже ощутили это состояние, но есть и те, кто понял, что это – еще не конец пути духовного развития. И они продолжают идти дальше, хотя здесь могут натолкнуться на самое существенное препятствие, преодоление которого открывает уже неограниченные возможности в совершенствовании и достижении высших ступеней Посвящения. Но если его преодолеть не удастся, оно в состоянии уничтожить человека или разрушить то, чего он прежде достиг, вынудив его повторить уже пройденный путь сначала. Этим препятствием является искушение, символизируемое Дьяволом.
ОГЛАВЛЕНИЕ
XV. Архетип Дьявола
"Не введи нас в искушение"
Молитва "Отче наш"
Никто из нас, живущих на земле, не свободен от искушения, оно подстерегает каждого: как человека с высоким уровнем духовного развития, так и того, кто даже ни разу не подумал о том, что можно идти путем, ведущим к Посвящению. Только эти искушения значительно отличаются друг от друга. У каждого из нас есть свой Дьявол, который в совершенстве знает слабости и несовершенства своего хозяина и в соответствии с этим выбирает для него искушение. Поэтому простого человека Дьявол будет искушать, склоняя его к зависти, ревности, наговаривая на ближних, которым в жизни повезло больше; а, скажем, за бизнесмена он возьмется совсем по-другому: он научит его, как можно обманывать и ловчить, покажет, какие махинации принесут ему новые прибыли. Легкомысленному юноше или девушке он предложит наркотики или заменит в их воображении любовь "голым" сексом. Взрослых людей он спровоцирует на отказ от выполнения семейных обязательств или на уход от ответственности за свои решения. Искушение – это проверка нашей зрелости и вменяемости, так как, если я осознаю, чем для меня является искушение, то могу с этим осознанно бороться, если же я этого не осознаю, то бороться с искушением бессмысленно.
Помимо самого искушения, Дьявол подсовывает человеку рациональное – то есть логическое – объяснение причин, оправдывающих искушение: "все так делают, значит, ничего страшного не произойдет: каждый может иметь маленькие удовольствия; сегодня можно сделать себе поблажку, ведь я заслужит немного комфорта и могу себе позволить немного расслабиться" и т.д. Человек поддался искушению: изменил супругу, украл деньги, фальсифицировал документы, поиграл в рулетку, чуть-чуть выпил и... ничего не случилось. Дьявол об этом позаботился, ведь его не интересует одноразовое преступление, которое даже закон трактует с большой терпимостью, Дьявол хочет, чтобы человек насладился искушением, чтобы не мог без него жить, поскольку именно тогда человек будет ему полностью подвластен. Так безнаказанность первого шага приведет ко второму, третьему и т.д. Человек и не заметит, как начнет погружаться все глубже и глубже и, наконец, увязнет в болоте, из которого он самостоятельно выбраться уже не сможет. Для этого ему необходима будет помощь профессионала – человека, находящегося на более высокой ступени духовного развития.
Но неужели искушению подвержены и люди, идущие путем Посвящения? К сожалению, они подвержены ему еще сильней, чем простые смертные. Человек, развивающийся духовно, – самый лакомый кусочек для Дьявола. Только уровень расставленных перед таким человеком искушений будет уже совсем другим. Это, в первую очередь, связано с иным уровнем знания, самосознания, потенциальных возможностей и притязаний людей, работающих над своим духовным развитием. Здесь уже недостаточно простой приманки, здесь Дьявол искушает обещаниями власти над человеческими душами, неограниченными возможностями в управлении собственной судьбой, открытием великих тайн черной магии, абсолютной свободой бытия за границами любых ограничений.
Чем больше возможности, которыми располагает такой человек, тем больше он принесет вреда, если поддастся искушению. Зло, которое он сотворит, часто приводит к необратимым последствиям. Такой человек сам выносит себе приговор, и он уже никогда не сможет возвратиться на путь истинный, на путь духовного развития. Бог милосерден и великодушен к заблудившим овцам, Он охотно прощает искренне раскаявшихся за ошибки, совершенные несознательно, но Он не может простить человека, который сознательно пошел на искушение и совершение греха, будучи уверен в том, что его уровень духовного развития позволяет ему делать все, что ему нравится.
Человек, который хочет стать Посвященным, принимает на себя огромную ответственность за все, что думает, говорит и делает. Он должен быть готовым к тому, что будет подвергаться гораздо более изощренным искушениям, нежели кто-либо другой, так как его духовное развитие дало ему гораздо более мощную защиту от этих искушений. Он должен знать, что в минуты слабости и сомнения, может призвать на помощь свою Силу, а если и этого окажется мало, то вернуться в состояние Равновесия и противопоставить себя искушению ему поможет сам Бог, с которым он может установить непосредственный контакт при помощи молитвы и медитации.
Необходимо добавить, что никто еще не стал Посвященным, не научившись бороться с искушениями. Никто не прошел мимо этого этапа, так как он является составной частью духовного развития каждого человека, вступившего на этот путь. Никакой другой опыт не способен дать столько внутренней силы, как победа над искушением. Через это прошли все святые в каждой религии. Умение бороться с искушениями, умение их преодолевать, позволяет впоследствии уже не бояться их. И напрасно тогда старается Дьявол, расточая перед таким человеком свои мнимые соблазны. Преодоление искушения всегда приносило радость и уверенность в правильности выбранного пути. И здесь речь не идет о том, чтобы стать святошей, жить в келье и отказаться от всех радостей жизни, а скорее наоборот – надо радоваться каждой минуте, каждой мелочи, и делать это гораздо легче, когда знаешь, что за эту радость не надо будет платить страшной цены. Жизнь прекрасна и без дьявольских соблазнов, а человек может полностью реализовать себя только тогда, когда у него нет на совести аморальных поступков.
Поэтому, если мы хотим дальше продвигаться по пути духовного развития и достичь новых вершин, мы должны победить в себе Дьявола, и хотя эта победа придет не сразу, сама борьба откроет нам новые возможности. Полностью освободившись от искушения, мы достигнем более глубокого контакта с Богом и, вдохновленные Им, сможем, неустанно работая над собой, еще более полно развиваться и совершенствоваться, символом чего является Башня Бога (Башня – прим. переводчика).
ОГЛАВЛЕНИЕ