Сравнительная характеристика образа Давида (Донателло, Вероккьо, Микелаьнджело).
Что касается Донателло, то достаточно будет указать хотя бы на его общеизвестного «Давида». Уже одно то, что Давил стоит обнаженным свидетельствует что для Донателло меньше всего имела значение ветхо заветная легенда сама по себе. А то. что Давид изображен в виде возбужденного молодого человека с (прочным мечом в руках, свидетельствует не об абстрактной интимной телесности, но о теле человека, только что одержавшего великую победу. Крестьянская, или, точнее сказать, пастушеская. шляпа на его голове тоже конкретизирует античную абстрактность в совершенно определенном отношении. Его Давид нарушил предшествующую традицию, поскольку библейский герой изображен обнаженным, напоминая одновременно классического Аполлона и Диониса. Микеланджело. как и Донателло, изобразил Давида обнаженным, но выбрал момент перед боем, как будто он собирается вложить камень в пращу. Заказанный Флорентийским государством для центральной площади Флоренции, он стал символом республики, а теперь почти стал символом всего Ренессанса - выше человеческого.
Венецианская школа живописи.
Венецианская школа, одна из основных живописных школ Италии. Наибольший расцвет пережила в эпоху Возрождения (2-я пол. 15—16 вв.), когда Венеция была богатой патрицианской республикой, крупным торговым центром Средиземноморья. Для В.ш. характерны преобладание живописного начала, совершенное владение выразит, возможностями масляной живописи, особое внимание к проблемам колорита. Венец, живопись 14 в. отличают декор, ор-наментальность, праздничная звучность красок, переплетение готич. и визант. традиций (Ло-ренцо и Паоло Венециано). В середине 15 в. в живописи В.ш. возникают ренессансные тенденции, усиленные флорентийскими влияниями. В произв. мастеров раннего венец. Возрождения (сер. и кон. 15 в.; бр. Виварини, Якопо и особенно Джентиле Беллини, Витторе Карпаччо, К. Кривелли и др.) нарастает светское начало, усиливается стремление к реалистич. передаче пространства и объёма; традиц. религ. сюжеты трактуются как подробные рассказы о красочной повседневной жизни Венеции. Наивная пове-ствовательность уступила место стремлению к созданию обобщённой картины мира, в к-рой человек существует в ёстеств. гармонии с поэтически-одухотворённой жизнью природы. Иск-во Джованни Беллини отличается мягкой и свободной живописной манерой, целостной цветовой гаммой, осн. на тонкости светотеневой лепки. В 1-й половине 16 в. в тв-ве Джорджоне и Тициана В.ш. живописи достигает расцвета. В лирически-созерцательных жанр,-пейзажных станковых композициях Джорджоне идеальные, гар-монич. образы, мягкая цветовая гамма, богатая мягкими переходами тонов, музыкальность ком-позиц. ритмов создают ощущение возвыш. поэзии и чувственной полноты бытия. В жизнеутверждающем тв-ве Тициана нашли выражение присущие В.ш. красочное полнокровие и жизнерадостная чувственность. Произв. Тициана свойственно исключит, богатство звучной, эмоционально насыщ. цветовой гаммы, объединённой тёплым золотистым тоном. Особое место в В.ш. занимают портреты Тициана, отличающиеся глубиной и острой проницательностью психологич. характеристики.
Творчество Джорджоне.
Джордже Барбарелли да Кастельфранко, прозванный Джорджоне (1476 или 14771510), родился в маленьком городке Кастельфранко, о его жизни сохранились скупые сведения. Известно, что он, красивый и обаятельный человек, обладал исключительным талантом живописца и был превосходным музыкантом. Джорджоне сформировался в среде венецианских гуманистов. Он писал картины для ценителей искусства и частных коллекций, однако его крупные работы, выполненные по заказам, не сохранились. Известно лишь несколько картин мастера, написанных маслом. Джорджоне - художник тонкой поэзии, глубокого лирического чувства, скрытых переживаний. Музыка, меланхолия, созерцательное настроение - естественное содержание его картин, в которых как будто нет сюжета, нет и активного действия, но присутствует порой сложный под текст. Вместе с тем творчество Джорджоне человечно, полно пленительной красоты, сохраняет вечную волнующую привлекательность, Главную роль в его живописи играет колорит с многообразием то нов и их мягкими переливами. Одна из ранних работ Джорджоне "Юдифь" (около 1502 г.) - посвящена подвигу библейской героини Юдифи, спасшей родной город от нашествия ассирийцев. Она отправилась в стан врагов и убила их полководца - Олоферна. Войско не приятеля отступило. Прекрасная кроткая Юдифь олицетворяет в кар тине высшую справедливость. Герои Джорджоне чаще всего пребывают в раздумье, погружены в свой внутренний мир. Его полные жизни произведения светского характера навеяны античной мифолошей, аллегориями или литературными произведениями. Знаменитая картина "Гроза" (около 1505 г.) пол на таинственной поэтичности, которой подчинены не столько люди, сколько сама природа, напряжённо застывшая в ожидании грозы. Впервые в истории живописи пейзаж играет столь важную роль в картине, как бы отражая душевное состояние героев. Единство человека и природы воплощено и в ранней картине Джорджоне "Три философа", и в более позднем чудесном "Сельском концерте", где в спокойный пейзаж с округлыми купами деревьев под облачным небом вписана группа из юношей музыкантов и обнажённых женщин. В 1507- 1508 гг. Джорджоне создал "Спящую Венеру" - самый прекрасный идеальный женский образ в искусстве Высокого Возрождения. В расцвете творческих сил он умер от чумы, не успев завершить свою великую картину, и Тициан до писал в ней пейзаж. Широко известный при жизни, Шжорджоне был забыт уже в конце XVI столетия, его творчество от крыли заново лишь во второй поло вине XIX в. Сильное влияние он сказал на своего ученика Тициана, Который по натуре, характеру и Ирсштабу дарования был ему во многом противоположен..
Творчество Тициана.
Тициан (1480-е гг.—1576), итал. живописец эпохи Высокого и Позднего Возрождения. Крупнейший предст. венецианской школы. Т. воплотил в своих произв. гуманистич. иде-алы Возрождения. Его жизнеутверждающее иск-во отличается многогранностью, широтой охвата жизн. явлений, раскрытием глубоких драматич. конфликтов времени.
Ранние произв. Т., относящиеся к нач. 1510-х гг. («Христос и грешница», Художественная гал., Глазго; т. н. «Цыганская мадонна», М. истории иск-в, Вена), близки иск-ву Джорджоне (его незаконч. картины дописаны Т.). Т. вырабатывает самостоят, стиль. Его спокойные и радостные образы отмечены жизн. полнокровием, яркостью чувств, внутр. просвет-лённостью. Мажорный колорит построен на созвучии глубоких, чистых красок («Любовь земная и небесная», ок. 1515—16, Гал. Боргезе, Рим; «Флора», ок. 1515, Уффици; «Динарий кесаря», 1518, Карт, гал., Дрезден). Новый период тв-ва Т. (кон. 1510-х—30-е гг.) связан с обществ, подъёмом в Венеции, ставшей одним из оплотов гуманизма и республиканских гор. свобод в мире нарастающей феод, реакции. В этот период художник создал исполненные величавого пафоса монумент, алтарные образы («Вознесение Марии», ок. 1516—18, ц. Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция), Кон. 30-х—40-е гг.— время расцвета портретного иск-ва Т. С удивит, прозорливостью изображал художник своих современников, запечатлевая разл., порой противоречивые черты их характеров: уверенность и достоинство, лицемерие, лживость и подозрительность и т. д. Наряду с одиночными («Ипполито Медичи», 1532—33, т.н. «Ла Белла», ок. 1536, «Пьетро Аретино», 1545,— все в Гал. Палатина, Флоренция; «Карл V», 1548,-Ст. пинакотека, Мюнхен), В поздний период Т. достиг вершин живописного мастерства и величайших глубин в истолковании миф. и религ. тем. Работая в обстановке усиливающегося по-литич. кризиса в Италии, Т. противостоял нарастающей волне клерикализма, отстаивая гума-нистич. идеалы Возрождения. Драматич. начало, усилившееся в ряде его поздних произв., явилось откликом на острые конфликты совр. действительности. Жизнеутверждающее полнокровие и красота человеческого тела и реального мира стали гл. темой мн. произв. Т. на миф. сюжеты, отличающихся богатством колористич. и композиц. решений («Даная», ок. 1554, Пра-до, ГЭ; «Венера и Адонис», 1554, Прадо; «Венера перед зеркалом», 50-е гг., Нац. гал. иск-ва, Вашингтон). Поздние религ. полотна.