Пути развития сложившейся ситуации
В настоящее время есть несколько мнений относительно того, как должна развиваться ситуация с интеллектуальной собственностью в индустрии моды. С одной стороны, есть те, кто выступают за ужесточение законов относительно этого вопроса. Громче всего такие голоса звучат в США, где создаются различные комитеты и движения, проводятся совещания и круглые столы по вопросу интеллектуальной собственности и плагиата в моде. Активисты считают отсутствие внятных норм относительно интеллектуальной собственности в моде нарушением прав дизайнеров на творчество и предлагают создать новые законы и ужесточить правила, что остановит, по их мнению, копирование, и сделает модный бизнес более честным. Создан законопроект о плагиате в дизайне, где дизайн рассматривается с эстетической, а не с прикладной точки зрения.
Другие специалисты, напротив, считают, что скоро не только дизайн, но и кино и музыка не будут защищаться законом как интеллектуальная собственность. Это связано с переходом на цифровые носители, ограничить распространение которых пока невозможно. А в отношении моды, феномен незащищенности ей только полезен, ведь он способствует ее ускоренному развитию и изменчивости, он заставляет дизайнеров и покупателей искать новые тренды, модели и образы.
Какой бы точки зрения ни придерживались разные эксперты, тот факт, что эта ситуация, так или иначе, остается неизменной, говорит о том, что она устраивает большинство участников рынка, а это значит, что Турция, Китай и Марокко будут продолжать производить часы, сумки и одежду D&G и L&V, а Zaraбудет продолжать копировать все самые новые и актуальные тренды, просто меняя лейбл и используя более дешевые материалы, что массовому потребителю только на руку, а ведь он в большинстве.
22. Специфика образованиия в сфере дизайна.
Дизайн –образование понимается как особая педагогическая область, позволяющая экстраполировать методы и средства проектной культуры на все уровни образования. Появление дизайн-образования есть фактор проникновения проектной культуры в сферу образования.
Сегодня, по сути, речь о дизайн- образовании нужно вести как о методологии социально-культурного проектирования. Это означает, что дизайн приникает и в сферу образования, как принцип её организации, как принцип формирования нового мировоззрения, что, в свою очередь, требует поиска новых теоретических идей, методологических подходов к процессу построения нового образовательного пространства.
Дизайн-это особый вид проектирования, при котором объекту, кроме его основного предназначения, придаются качества красоты, экономичности, повышенной функциональности (или умножения числа функций), эргономичности (психофизических удобств), четкой социальной ориентации.
Проектная культура – это совокупный опыт материальной культуры и совокупный массив знаний, навыков и ценностей, соответствующих новым ценностным ориентирам культуры, воплощенный в искусстве проектирования, формообразования и исполнения.
Дизайн-образование – это особое качество и тип образованности, в результате которого происходит воспитание проектно – мыслящего человека в какой бы сфере социальной практики он ни действовал – образовании, науке, культуре, производстве, бытовой сфере и т.д.
Дизайн-образованиеесть системная форма организации культуротворческой среды в образовательном учреждении, обществе и государстве.
Главным объектом, и конечным результатом дизайн-деятельности является предметно-вещевой состав среды (вещевая сфера культуры). Это обстоятельство определяет актуальность этого феномена в условиях переживаемых Россией модернизационных процессов. Очевидно, что происходящие политические и социокультурные изменения объективно требуют замены вещевого состава среды, ее адекватности новым реалиям.(идеями)
Однообразие промышленных продуктов вызывает понижение информационной функции форм, цвета и способности их восприятия потребителем, что приводит к "кризису идентичности". А поскольку, чувство как индивидуальной так и групповой идентичности является чрезвычайно важным для каждой личности, то создание условий для возможно более полной самоидентификации средствами дизайна, позволяет говорить о его возможностях в решении или смягчении важных социально-культурных проблем. Современный дизайн ориентирован не столько на создание самих предметов, сколько на коммуникацию с их помощью с потребителем.
Представляется актуальным включение основ дизайн-образования в современную систему национального образования, так как школа не дает начальных, пропедевтических знаний для специального обучения в этой обширной сфере деятельности. А общество соответственно не имеет необходимой базы и готовности, позволяющей справиться с крайне сложными проблемами дизайна в современной урбанистической и технической среде, сложной предметно-вещевой культуре.
Введение основ дизайн-образования позволяет усилить эффективность традиционного художественного образования в процессе формирования эстетических ценностей. Это особенно актуально сегодня, когда такие, в прошлом несводимые и раздельные сферы, как досуг, природа, культура сводятся в один бесконечный процесс потребления, превратившийся в «способ активного поведения», в «новый, специфический тип социализации», в «тотальную организацию повседневной жизни».
Современному школьнику - будущему потребителю, обрабатываемому высокопрофессиональной рекламой, противостоять захватывающему процессу унификации в этой сфере, как раз и позволят сформированные «чувства» стиля, вкуса, меры. Дизайн соединяет художественную модель мироздания с повседневной жизнью. А сегодняшние учащиеся отличаются прежде всего тем, что им как никогда, необходима уверенность в практическом применении получаемых знаний.
В отличие от европейского и американского дизайна, развивавшихся в естественных социально-экономических условиях «здоровой конкуренции» на рынке сбыта, в России осознанное развитие дизайна начинается не с практики, а с разработки теоретических концепций. Кроме того, не меньшее значение имеют традиционно сложившиеся в России особенности восприятия предметно-пространственной среды, наличия и соотношения в ней красоты и целесообразности, маловыраженный интерес к обустройству собственной среды обитания, «невещный» характер культуры. По-видимому, именно эти обстоятельства позволили сформироваться представлению о «чисто европейской» или «чисто американской» природе дизайна и его непереносимости на почву русской культуры. Проведенное исследование, на наш взгляд, полностью опровергает подобную точку зрения .
Учитывая выше сказанное, преодолеть разрыв между богатейшей духовной культурой народа и отсталым материальным основанием возможно прежде всего через дизайн-образование. Поэтому мы полностью разделяем точку зрения немногочисленной (пока в России) группы теоретиков и практиков дизайна, настаивающей на необходимости его вхождения в систему национального образования.
Анализ специфических методов, присущих дизайну, позволил установить, что дизайн:
- развивает прирожденные способности разрешения проблем реального мира;
-способствует мыслительному развитию через предметно-образные (иконические) способы познания;
·
-создает благоприятные условия для развития способностей к невербальному мышлению и общению;
·
- его проектная детерминация, целеполагающая ориентация на гармонизацию среды обитания человека, на видеоэкологию адекватны ноосферной культуре.
Социокультурный анализ феномена дизайна позволяет заключить, что дизайн по существу обеспечивает соединение трех составляющих современной культуры - науки, техники и искусства, то есть ведет к реинтеграции культуры, которая, в свою очередь, должна быть закреплена на уровне общего образования посредством включения дизайна в его структуру. Проективная детерминация, составляющая суть методологии дизайна, принципиально меняет ориентиры образования, переводя их в практическую плоскость и создает предпосылки к преодолению разрыва научно-технического и гуманитарного, прагматического и этического в образовании.
Кроме того, на стыке интересов социологии и дизайна оказываются такие его функции, которые проявляются неявно. Например, функция социальной адаптации, компенсаторная. Более того, рожденный промышленным массовым производством, достигнув своего расцвета, дизайн, как это ни парадоксально, начинает играть существенную роль в таких процессах, как самоидентификация и индивидуализация. Дизайнер оперирует вещами - символами. А современности символика нужна не меньше, чем древним людям, особенно такая, которая способна выражать национальные чувства, социальный статус или претензии на него, «авангардизм» или, напротив, ностальгию по старине и приверженность к традиционным культурным ценностям.