Основные категории объекта дизайна
·Образ — идеальное представление об объекте, художественно-образная модель, созданная воображением дизайнера.
·Функция — работа, которую должно выполнять изделие, а также смысловая, знаковая и ценностная роли вещи.
·Морфология — строение, структура формы изделия, организованная в соответствии с его функцией, материалом и способом изготовления, воплощающая замысел дизайнера.
·Технологическая форма — морфология, воплощенная в способе промышленного производства вещи-объекта дизайн-проектирования в результате художественного осмысления технологии.
·Эстетическая ценность — особое значение объекта, выявляемое человеком в ситуации эстетического восприятия, эмоционального, чувственного переживания и оценки степени соответствия объекта эстетическому идеалу субъекта.
Содержание процесса дизайн-проектирования
Начальная стадия проектирования, как бы она ни называлась, - эскиз, дизайн-концепция, проектная концепция или раздел технико-экономического решения – это активный поиск главной идеи и проектного образа.
Проектная концепция- это первоначальная гипотеза, учитывающая основные условия, задачи и факторы среды. Она позволяет определить область поиска.ю обозначить проблемы, определить главные задачи проектирования костюма: «для кого? для чего? Из чего?». Эта концепция может выглядить несколько абстрактной, но именно она служит отправным пунктом для последующих этапов проектирования.
Концепция может возникнуть внезапно в результате ассоциативного мышления дизайнера, но чаще всего она складывается постепенно, начиная с поиска потребительского конфликта (отсутствия удовлетворения потребности).
Начинающему дизайнеру предлагается, прежде всего, определить требования к проектируемой вещи, связанные с ее промышленным производством и сбытом. Он должен представить себя на место человека, взаимодействующего с этой вещью, чтобы выяснить ее функциональные особенности и, соответственно, круг требований к ней со стороны потребителя.
Невозможно объять необъятное. Так и в проектировании костюма дизайнер должен четко определить рамки своего творчества, то есть смысл будущей коллекции или изделия, ее предназначение. Костюм, созданный дизайнером, обретает ценность только тогда, когда он отвечает требованиям определенной группы потребителей. В основе поиска проектного образа заложено стремление к достижению максимальной гармонии человека, для которого свойственны определенные условия жизнедеятельности и костюма.
Проектным образом принято считать идеальный объект, созданный художественным воображением дизайнера, отражающий при этом реальный мир. Кроме того, проектный образ- это предметно выраженный смысл, содержание.
При создании проектного образа дизайнер должен:
1. Вычленить образ идеального проектирования (в виде технического задания на проектирование)
2. обобщить «проектный образ коллекции», основываясь на шкале его жизненных ценностей – социальных, культурных, этических, эстетических. Выделить образ потребителя (своего современника) и представить его конкретно или обобщенно в виде типового характерологического рисунка (солидный, нормальный, утонченный).
3. Придать проектному образу коллекции тематическую определенность, то есть связать образ коллекции (непосредственную рабочую и знаковую функцию) с живой действительностью, с ее психологическим контекстом.
4. Определить визуальные характеристики проектного образа в виде типа фигуры, цветотипа внешности; сделать этот образ типовой моделью и основой художественного формообразования коллекции.
5. Графически представить пластику фигуры, ее пропорции (в виде 5 различных положений тела), тип лица, выбор макияжа, прически.
6. Разработать рекомендации по стилевому, цветовому и художественному решению моделей одежды.
7. Весь накопленный визуальный материал, посвященный проектному образу, оформить коллаж (moodboard).
Смысловой аспект проектного образа коллекции связан с проблемой определения темы. Нужно точно и определенно сформулировать тему, выбрать оригинальный, образный девиз как смысловой оттенок темы, а затем искать логику формы коллекции. Тема задает объективное содержание коллекции в целом и отдельной модели. После выбора темы определяется название коллекции и девиз.