Видишь, никто из ушедших не вернулся обратно.

Перевод А.А. Ахматовой

Всё проходит, всё подвластно смерти, от неё не спасут ни пира­миды, ни гробницы. А потому живи сегодняшним днём, пользуйся всеми радостями жизни и не думай о том, что рано или поздно всему придет конец...

Великолепно сохранившиеся фрески позволяют судить и о наи­более популярных музыкальных инструментах Древнего Египта. Самое почётное место среди них занимает арфа. Первые изображе­ния этого музыкального инструмента относятся ещё к эпохе Древне­го царства, когда он по форме больше напоминал простой лук. По­зднее, в эпоху Рамсеса III, арфу покрывали тонкой резьбой, золотом и черепаховой костью. Подножие инструмента украшалось симво­лическими фигурами сфинксов, зверей, головами богов и богинь. Кроме арфы, широко были распространены флейты, систры и бара­баны различных типов. В их сопровождении исполнялись гимны, песни, стихи и танцы.

Видишь, никто из ушедших не вернулся обратно. - student2.ru Видишь, никто из ушедших не вернулся обратно. - student2.ru Египет был первой страной, где особым почётом и уважением пользовались профессиональные музыканты. Без их участия не об­ходилось ни одно театральное представление в честь наиболее почитаемых богов. Самое пышное музыкальное сопровождение со­путствовало культу Осириса, олицетворявшего умирающую и вос­кресающую природу. В одном поучении писцу говорится, что про­фессиональный музыкант должен быть «обучен играть на свирели, играть на флейте, сопровождать игру на лире и петь с музыкальным инструментом». Кстати, обучение музыке входило в программу обя­зательного школьного образования в Древнем Египте.

Несмотря на то что до нас не дошёл ни один из текстов подобных театральных представлений и культовых богослужений, существуетмнение, что начало театру с широким музыкальным сопровождением положил погребальный ритуал. В нём разыгрывались диалоги между богами, роли которых исполняли жрецы. Известно также, что историк Геродот, говоря о греческих мистериях Диониса, связывал их происхождение с народными египетскими празднествами. А греческая легенда об Орфее свидетельствует о том, что он постигал искусство музыки именно в Египте.

■ Вопросы и задания

1. Каковы характерные особенности древнеегипетской скульптуры? Какое выражение находит канон в скульптурных портретах фараонов?

2. Что вам известно о рельефных и живописных композициях египетских художников? В чём проявилось их особенное мастерство? Каковыглавные сюжеты рельефов и фресковых росписей? Какая связь существует между ними и сооружениями архитектуры?

3. Какую роль в жизни египетского общества играла музыка? Назовите наиболее популярные музыкальные инструменты. Для ответа используйте также живописные и поэтические свидетельства той эпохи.

■ Творческая мастерская

Когда А.С. Пушкин, вдохновлённый одой римского поэта Горация,писал пророческие строки «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...», вряд ли мог подозревать, что ещё в XIII в. до н. э., в царствование фараона Рамсеса II, безвестный египетский писец запечатлел на свитке папируса те же мысли и чувства. Познакомьтесь с «Прославлением писцов» в переводе А.А. Ахматовой и попробуйте установить существующую связь между эти­ми произведениями. Чем они отличаются друг от друга?

Напишите небольшое сочинение на тему «Мое необычное путешествие по Древнему Египту».

■ Советуем послушать или посмотреть

Видеофильмы: «Древний Египет» (из залов Эрмитажа); «Раннаи с бере­гов Нила» (из цикла «В ГМИИ им. А.С. Пушкина в Москве»); «Искусство Египта в Лувре» (Франция).

Художественные фильмы: «Клеопатра» (1963) и «Фараон» (1966).

Диафильм «О чём рассказывают памятники письменности Древнего Египта».

Оперу Дж. Верди «Аида».

■ Темы рефератов, докладов или сообщений

«Изобразительное искусство Древнего Египта» Амелин Д.
«Шедевры скульптур­ного портрета» Володченко А.
«Рельефные и фресковые росписи Древнего Египта» Выборнов М.
«Со­кровища гробницы Тутанхамона» Глазова Д.
«Фаюмский портрет (по материалам кол­лекции Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве)» Денисова Э.
«Музыка и танец в жизни древних египтян» Гурбатов М.
«Экскурсия по египетским за­лам Эрмитажа» Сафарян Г.

;;;;;;.

■ Книги для дополнительного чтения

Дмитриева Н.А, Виноградова Н. А. Искусство Древнего мира. М., 1986.

Дмитриева Н.А. Краткая история искусств: Очерки. М., 1969. Вып. I.

Матье М.Э. Искусство Древнего Египта. М., 1970.

Любимов Л.Д. Искусство Древнего мира. М., 1980.

Наши рекомендации