Видишь, никто из ушедших не вернулся обратно.
Перевод А.А. Ахматовой
Всё проходит, всё подвластно смерти, от неё не спасут ни пирамиды, ни гробницы. А потому живи сегодняшним днём, пользуйся всеми радостями жизни и не думай о том, что рано или поздно всему придет конец...
Великолепно сохранившиеся фрески позволяют судить и о наиболее популярных музыкальных инструментах Древнего Египта. Самое почётное место среди них занимает арфа. Первые изображения этого музыкального инструмента относятся ещё к эпохе Древнего царства, когда он по форме больше напоминал простой лук. Позднее, в эпоху Рамсеса III, арфу покрывали тонкой резьбой, золотом и черепаховой костью. Подножие инструмента украшалось символическими фигурами сфинксов, зверей, головами богов и богинь. Кроме арфы, широко были распространены флейты, систры и барабаны различных типов. В их сопровождении исполнялись гимны, песни, стихи и танцы.
Египет был первой страной, где особым почётом и уважением пользовались профессиональные музыканты. Без их участия не обходилось ни одно театральное представление в честь наиболее почитаемых богов. Самое пышное музыкальное сопровождение сопутствовало культу Осириса, олицетворявшего умирающую и воскресающую природу. В одном поучении писцу говорится, что профессиональный музыкант должен быть «обучен играть на свирели, играть на флейте, сопровождать игру на лире и петь с музыкальным инструментом». Кстати, обучение музыке входило в программу обязательного школьного образования в Древнем Египте.
Несмотря на то что до нас не дошёл ни один из текстов подобных театральных представлений и культовых богослужений, существуетмнение, что начало театру с широким музыкальным сопровождением положил погребальный ритуал. В нём разыгрывались диалоги между богами, роли которых исполняли жрецы. Известно также, что историк Геродот, говоря о греческих мистериях Диониса, связывал их происхождение с народными египетскими празднествами. А греческая легенда об Орфее свидетельствует о том, что он постигал искусство музыки именно в Египте.
■ Вопросы и задания
1. Каковы характерные особенности древнеегипетской скульптуры? Какое выражение находит канон в скульптурных портретах фараонов?
2. Что вам известно о рельефных и живописных композициях египетских художников? В чём проявилось их особенное мастерство? Каковыглавные сюжеты рельефов и фресковых росписей? Какая связь существует между ними и сооружениями архитектуры?
3. Какую роль в жизни египетского общества играла музыка? Назовите наиболее популярные музыкальные инструменты. Для ответа используйте также живописные и поэтические свидетельства той эпохи.
■ Творческая мастерская
Когда А.С. Пушкин, вдохновлённый одой римского поэта Горация,писал пророческие строки «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...», вряд ли мог подозревать, что ещё в XIII в. до н. э., в царствование фараона Рамсеса II, безвестный египетский писец запечатлел на свитке папируса те же мысли и чувства. Познакомьтесь с «Прославлением писцов» в переводе А.А. Ахматовой и попробуйте установить существующую связь между этими произведениями. Чем они отличаются друг от друга?
Напишите небольшое сочинение на тему «Мое необычное путешествие по Древнему Египту».
■ Советуем послушать или посмотреть
Видеофильмы: «Древний Египет» (из залов Эрмитажа); «Раннаи с берегов Нила» (из цикла «В ГМИИ им. А.С. Пушкина в Москве»); «Искусство Египта в Лувре» (Франция).
Художественные фильмы: «Клеопатра» (1963) и «Фараон» (1966).
Диафильм «О чём рассказывают памятники письменности Древнего Египта».
Оперу Дж. Верди «Аида».
■ Темы рефератов, докладов или сообщений
«Изобразительное искусство Древнего Египта» | Амелин Д. | |
«Шедевры скульптурного портрета» | Володченко А. | |
«Рельефные и фресковые росписи Древнего Египта» | Выборнов М. | |
«Сокровища гробницы Тутанхамона» | Глазова Д. | |
«Фаюмский портрет (по материалам коллекции Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве)» | Денисова Э. | |
«Музыка и танец в жизни древних египтян» | Гурбатов М. | |
«Экскурсия по египетским залам Эрмитажа» | Сафарян Г. |
;;;;;;.
■ Книги для дополнительного чтения
Дмитриева Н.А, Виноградова Н. А. Искусство Древнего мира. М., 1986.
Дмитриева Н.А. Краткая история искусств: Очерки. М., 1969. Вып. I.
Матье М.Э. Искусство Древнего Египта. М., 1970.
Любимов Л.Д. Искусство Древнего мира. М., 1980.